Швалева Т.Г. Статья «Особенности музыкального сопровождения уроков хореографии»
Оценка 5

Швалева Т.Г. Статья «Особенности музыкального сопровождения уроков хореографии»

Оценка 5
docx
21.06.2021
Швалева Т.Г. Статья «Особенности музыкального сопровождения уроков хореографии»
Швалева Т.Г. Особенности музыкального сопровождения уроков хореографии.docx

Особенности музыкального сопровождения уроков хореографии.

 

Концертмейстер является основным помощником педагога-хореографа в общеобразовательном процессе. Своим музыкальным сопровождением он помогает развитию художественного вкуса учащихся. Концертмейстер участвует в создании благоприятных условий и раскрытия творческого воображения у детей, посредством музыки.

Музыкальное оформление прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.

Весь урок строится на музыкальном материале. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой.

Именно музыка, хорошо подобранная, позволяет с первого урока избегнуть формального подхода к самым простым упражнениям.

Музыкальное поддержание урока – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Что бы воспитанник ни делал, упражнение или танец, концертмейстер должен подбирать предельно ясные мелодии, особенно на первых этапах обучения. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, подвергать ее определенной аранжировке, несколько упрощать.

Подбирая музыкальный материал к занятиям, важно помнить об огромном балетном музыкальном арсенале, созданном композиторами прошлого и настоящего. Здесь немало жемчужин, немало фрагментов, живо воспринимаемых ребенком,  который внутренне испытывает гордость оттого, что занимается под «ту самую» музыку, которая звучит в лучших театрах страны и исполняется лучшими мастерами балета. Это сознание стимулирует в нем  желание к глубокому восприятию музыки, заложенных в ней мыслей и чувств.

Само собой разумеется, что музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса, как в подлинном своем виде, так и в обработанном. Нельзя, чтобы подлинная народная мелодия (известно, какой ясностью, поэтичностью и мелодизмом отличаются созданные народом песни и пляски) использовались в огрубленном, искаженном виде.

      Не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается воспитанниками.         

          С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена «в унисон» с их вкусами. В значительной мере это зависит от возрастных особенностей. Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление, эмпирические представления о мире. Поэтому для них  подбираю музыку с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: марш, полька, вальс и другие.

        Нужно учитывать, что дети дошкольного и младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей увлекаются всем сказочным, волшебным. Поэтому можно играть им  мелодии из сказок, мультфильмов, так как они более близки и понятны ребенку.

Все мы знаем, что наиболее ярко запоминается то, что испытывается в состоянии сильного эмоционального переживания. А музыка, как никакое другое искусство, способна вызывать яркие, высокой интенсивности эмоции. Когда ребенок испытывает сильные эмоции, его восприятие активизируется. Поэтому, чем ярче, эмоциональнее музыка, тем больше она способствует усвоению танцевальных движений.

В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личность, подросток претендует на роль взрослого. Значит  необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм.

Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставило удовольствие своей гармоничностью. Следовательно, в своей работе концертмейстер старается использовать проверенные временем классические образцы. А для того, чтобы слуховой багаж детей был возможно более полным и разносторонним, репертуар необходимо ориентировать на исторические стили.

Так, например, с классической эпохой дети знакомятся на материале музыки В. Моцарта, Л. Бетховена, романтизм представлен музыкой Ф. Шопена (вальсы, ноктюрны). С русской классикой дети знакомятся на музыке М. Глинки и П. Чайковского (вариации и отрывки из балетов, «Детский альбом», «Времена года»). Советская музыка представлена отрывками из балета К. Хачатуряна «Чипполино», «Детской тетрадью» и «Танцами кукол» Д. Шостаковича. Знакомство с джазом происходит на основе пьес Дж. Гершвина, С. Джоплина, А. Цфасмана, А. Ашкенази, Г. Сасько. На современном танце звучит музыка Р. Паулса, Ю. Саульского, Н. Рота, А. Рыбникова.

За многие годы работы мною накоплен большой музыкальный багаж. Но для меня очень важно, каждый раз, выбирая музыку, четко и конкретно представлять себе, как то или иное упражнение будет «ложиться» на музыку.

 Следует обратить внимание на исполнение воспитанниками «preparations» – подготовки к упражнению. Чтобы дети выполнили его правильно, концертмейстер должен исполнить вступление в  темпе и ритме всего дальнейшего упражнения. Вступление можно взять из окончания музыкального произведения (2 или 4 такта с конца, в зависимости от размера) или сочинить самому. То же самое касается и окончания – завершения упражнения. Обычно берется два последних аккорда произведения, или «домината» и «тоника» относительно тональности произведения. Бесспорно, исполнение музыки на занятиях должно быть профессионально.

            Танец –  это создание художественного образа под музыку. Роль концертмейстера в этом процессе очевидна. Он должен подобрать музыкальный материал так, чтобы музыка соответствовала образу.

У детей хорошо развито воображение, поэтому они с удовольствием изображают что-либо или кого- либо из живой природы. Наши воспитанники охотно играют в игру «Угадай, кто я». Далее мы усложняем задачу – нужно передать характер: хитрой лисы, трусливого зайца, гордого петушка, большого медведя. Здесь мне приходиться быстро импровизировать, подбирать выразительные отрывки музыкального материала, чтобы помочь воспитаннику более точно передать образ, характеры и повадки зверей.

Бывают и уроки природоведения на занятиях хореографии. Мы с ребятами «идем на прогулку в лес», где определенные танцевальные движения, уже освоенные воспитанниками, обретают другой смысл. Например, «port  de  bras» (упражнение для рук): дети  – это деревья, а руки – веточки, которые колышет ветер. Или, «battements  tendus» (упражнение для стопы): тело – дерево, а наши ноги – это мышки, которые выбегают из норок под деревом и убегают обратно. Далее в лесу мы видим различных птиц: маленьких («pa qu ru» –  мелкий бег) и больших с большими крыльями («pa qu ru» с руками). И вот уже скучный тренаж превращается в удовольствие.

Игровые моменты дают возможность раскрыть характер ребенка, его артистические данные, развить воображение, научить выдумке и сообразительности. Они снимают и разряжают напряжение во время занятий, переключают внимание, организуют детей, сплачивают между собой.

Концертмейстер помогает развитию музыкального мышления, видению художественного образа.  Во время исполнения музыкального произведения воспитанники рисуют картину-ассоциацию, которая возникла после прослушивания музыки, учаться слышать характер музыкального произведения, его настроение.

Все действия ребенка, будь то игра или хореографическое упражнение, невольно обращают внимание на сопровождающую эту деятельность музыку. Музыкальное развитие идет по возрастающей линии. Чтобы понимать музыкальный язык, нужно накопить хотя бы самый минимальный слушательский опыт. Будет проще показать художественный образ в движении, имея определенные знания, умения и навыки не только хореографические, но и музыкальные. Это и построение фразы, деление на части: вступление, развитие, кульминация, заключение.

Задача концертмейстера  – воспитывать у детей умение слушать музыку, соединять танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному движению, уметь свободно двигаться под любую музыку, готовить из детей чутких слушателей, а затем и исполнителей, черпающих в музыке вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них творчество.

Творческие задания  способствуют психологическому раскрепощению воспитанников. В ходе игр, двигаясь под музыку, воспитанники учатся ощущать построение музыкальной фразы, ритм, изменение темпа, что впоследствии необходимо для танцев. А также развиваются навыки осознанного движения под музыку в пространстве, способность к элементарной импровизации.

В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер. Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Особенности музыкального сопровождения уроков хореографии

Особенности музыкального сопровождения уроков хореографии

Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление, эмпирические представления о мире

Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление, эмпирические представления о мире

Следует обратить внимание на исполнение воспитанниками «preparations» – подготовки к упражнению

Следует обратить внимание на исполнение воспитанниками «preparations» – подготовки к упражнению

Будет проще показать художественный образ в движении, имея определенные знания, умения и навыки не только хореографические, но и музыкальные

Будет проще показать художественный образ в движении, имея определенные знания, умения и навыки не только хореографические, но и музыкальные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2021