Симфония №7 Д.Шостаковича
Оценка 4.6

Симфония №7 Д.Шостаковича

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
7 кл
05.05.2017
Симфония №7 Д.Шостаковича
Цель: Познакомить учащихся с историей создания симфонии № 7 Д.Шостаковича. Данный урок даст возможность: - Сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени - Вспомнить историю Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда; - Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ. Разработку урока можно использовать для проведения внеклассного мероприятия по музыки
7 класс.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Тюльганского района Оренбургской области Конспект урока по музыки  «Симфония №7 Д.Д.Шостаковича» 7 класс Автор: Тимакина В.Е., учитель музыки с. Троицкое 2017г. Цель:  Познакомить учащихся с историей создания  симфонии № 7  Д.Д.Шостаковича. Задачи: Образовательные: ­ Сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени ­ Вспомнить  историю Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда; ­ Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ. Развивающие: Воспитательные: ­ Развивать образно­ эмоциональное мышление в процессе восприятия музыкального произведения. ­ Развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять; ­   Развитие   вокально­хоровых   навыков,   развитие   памяти,   мышления,   речи,   исполнительских навыков учащихся. ­ Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине; ­ Воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны. Тип урока: Урок изучения нового материала. Музыкальный материал: Симфония № 7 (тема нашествия) Д.Д.Шостаковича. Видеоклип песни «О той весне» Методы:  ­ словесные; ­ наглядные; ­ интонационный анализ художественных произведений. ­ метод эмоциональной драматургии; Формирование  УУД ­ Личностные УУД: формирование нравственно­ эстетических ценностей ­ Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё  подлежит усвоению ­ Коммуникативные УУД: развитие внимания учащихся ­ Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных  заданий с использованием учебной литературы; Ход урока 1. Организационный этап  Учитель: ( поёт) Здравствуйте ученики! Обучающиеся: (поют) Здравствуйте учитель! 2. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся Учитель:  Добрый   день,   дорогие   ребята!   Сегодняшний   урок,   я   хотела   бы   начать   с   эпиграфа, записанного   на   доске   «Нашей   победе   над   фашизмом,   нашей   грядущей   победе   над   врагом,   моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою Седьмую симфонию»   (Д.Шостакович).  Учитель: А теперь попробуем сформулировать тему нашего урока. Обучающиеся: Симфония. Симфоническая музыка Учитель:  Я предлагаю вам, дорогие ребята, поработать в группах (парах) и ответить на несколько вопросов 1. Что такое симфония? 2. Есть ли в симфониях названия? 3. Слушаете ли вы симфонии? 4. Где можно услышать симфонию? 5. Кто исполняет симфонию? 6. Кто писал симфонии? Обучающиеся: Дают ответы 3. Постановка проблемного вопроса Учитель:  Ребята, предлагаю из предложенного вами списка авторов симфоний (6 вопрос), узнать автора по фрагменту симфонии, который мы сейчас послушаем. Звучит фрагмент Симфонии №7.   Д. Шостаковича Обучающиеся: Дают ответ Учитель: Какие проблемные вопросы мы поставим перед собой? Обучающиеся:  1. История создания симфонии. 2.Сведения об авторе симфонии. 3.Событие, которому посвящена симфония. Учитель: В конце урока нам нужно ответить на вопрос:  удалось ли композитору, в своей  симфонии, передать  события 1942 года,  есть ли необходимость вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях?  4. Работа по теме урока Учитель:  Есть на свете очень страшное слово…война.  Слово, от которого холодеет  всё внутри, щемит сердце и на глазах наворачиваются слёзы. Это слово знакомо ещё и нашим   дедам, и нашим прадедам. И к великому сожалению, не понаслышке. Видеоролик о начале Великой Отечественной войны Учитель: Ребята,  вы все знаете, что 22 июня 1941 года началась самая жестокая, самая долгая, самая таинственная   война   ХХ   века.   Война   с   немецким   фашизмом.   Начавшая   война   перевернула   все, отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени. Вскоре после начала войны Ленинград был окружен огненным кольцом блокады,  которая длилась  900 дней и ночей и унесла тысячи жизней. (Слайд 1)       Так, в осажденном Ленинграде... «во мраке, в голоде, в печали,  где смерть, как тень, тащилась по пятам…»   оставался   и   профессор   Ленинградской   консерватории,   прославленный   на   весь   мир композитор ­ Д.Д. Шостакович.  Сообщение ученика   5. Первичное усвоение новых знаний. Учитель: Композитор жил в те дни  в здании  консерватории на казарменном положении.   Вместе со всеми он копал противотанковые рвы,   а по ночам дежурил на чердаках и крышах, спасая город от зажигательных бомб. Как любой ленинградец того времени голодал (показать пайку хлеба 125 гр. на тарелке), укрывался от осколков, откапывал погребенных под обломками.                 В его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей  «Седьмой симфонии».             Симфонию свою Шостакович писал урывками, в страшном напряжении, но работа двигалась быстро. И вот уже через два месяца он смог объявить о ней своим землякам по радио, а ещё спустя некоторое   время   –   играл   большую   её   часть   друзьям.  «   Моему   родному   городу   Ленинграду посвящается», ­ было написано  Шостаковичем  на партитуре 7­ой Симфонии Просмотр видеоролика « Моему родному городу Ленинграду посвящается»    Учитель:     В августе  1942 года самолетом «Седьмая Симфония» была доставлена в Ленинград и 9 августа она была исполнена в Большом зале консерватории. Для исполнения этой Симфонии были собраны все музыканты с ближайших фронтов, а слушателям были бойцы с переводной и оставшиеся в   «Краткая биография Д.Д.Шостаковича» Ребята,   давайте   послушаем   фрагмент   Седьмой   Симфонии     (эпизод   нашествия   ) живых горожане. Концерт транслировался по радио и через громкоговорители.   Немцы, сидевшие в окопах, тогда уже поняли, что они проиграли войну, так как фашисты думали, что город уже мертв, а город не только жил, но и слушал выдающееся произведение. Сообщения  учащихся  (как   был  убран  Концертный   зал,  как  выходили  и   садились  музыканты,  как вышел дирижер К.И.Элиасберг Учитель:  Д.Д.Шостаковича. 6. Первичная проверка знаний 1. Понравился ли вам этот музыкальный фрагмент? 2. Сколько вы услышали музыкальных  образов в этом произведении? 3.  Какие чувства передаются в музыке? 4. Как изменяется тема? 5. Какой главный инструмент? 6. Что бы вам захотелось сделать, прослушав эту музыку? 7. Какой эпизод войны вы увидели? 7. Анализ музыкального произведения Учитель:  Первая   часть   начинается   широкой,   распевной   эпической   мелодией.   Она   развивается, растет,   наполняется   все   большей   мощью.   Вспоминая   процесс   создания   симфонии,   Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества,   о   прекрасных   качествах   человека…»     Все   это   воплощено   в   теме   главной   партии, которую   роднят   с   русскими   богатырскими   темами   размашистые   интонации,   смелые   широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны. Побочная партия тоже песенная. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.   Но   вот   откуда­то   издалека   раздается   дробь   барабана,   а   потом   появляется   и   мелодия: примитивная,   похожая   на   куплеты   ­   выражение   обыденности   и   пошлости.   Как   будто   двигаются марионетки. Так начинается  «эпизод нашествия»  ­ потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия   ее   не   изменяется,   она   только   постепенно   обрастает   звучанием   все   новых   и   новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище ­ скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.  8. Первичное закрепление. Повторное слушание с просмотром видео.  9. Итог, оценивание Учитель:   А теперь, в заключении,   давайте ответим на вопрос:   удалось ли композитору, в своей симфонии, передать   события 1942 года,   есть ли необходимость вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях? Обучающиеся: Композитору удалось передать дух военного времени, образ врага. Д.Шостакович не знал и не мог знать, чем закончится эта война, но он свято верил в победу нашей страны и симфония его завершается победно и торжественно. Мы должны помнить героев, знать историю своей страны, которая очень ярко и правдиво отражена в произведениях искусства. Учитель:  Сегодня на уроке все хорошо потрудились и получили следующие оценки… 10. Домашнее задание Учитель: домашнее задание будет заполнить таблицу, в которую вы вписываете произведения, где, по вашему мнению, представлены события ВОВ (таблица записана на доске) 9. Вокально­хоровая работа  Учитель: Ребята, я предлагаю завершить сегодняшний урок исполнением песни «О той весне». Исполнение песни “О той весне”  8). Рефлексия  Учитель: Заполните анкету, закончив следующие предложения: Для меня было открытием то, что …… Особенно мне понравилось……. Домашнее задание мне кажется….. Учитель: Урок окончен, спасибо за работу. Все аплодируют

Симфония №7 Д.Шостаковича

Симфония №7 Д.Шостаковича

Симфония №7 Д.Шостаковича

Симфония №7 Д.Шостаковича

Симфония №7 Д.Шостаковича

Симфония №7 Д.Шостаковича

Симфония №7 Д.Шостаковича

Симфония №7 Д.Шостаковича

Симфония №7 Д.Шостаковича

Симфония №7 Д.Шостаковича
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017