СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
Оценка 4.9

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

Оценка 4.9
Домашняя работа +1
doc
русский язык
9 кл
28.04.2017
СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
Материалов для подготовки к Государственной итоговой аттестации множество. Данный материал использую как на уроках, так и в качестве домашних заданий. Предназначен он для девятиклассников, так как в основном содержит изучаемые в 9-м классе сведения о синтаксисе сложного предложения. Материал состоит из 54 предложений. Экспериментируйте: поэтапное обращение к определенным предложениям по мере изучения отдельных тем, и индивидуальные тренировочные и контрольные задания, и комплексный анализ предложений в ходе повторения изученного.Упражнения по синтаксису
нестандартно для ОГЭ по русскому языку.doc
Подготовка к ГИА, Или ВСЁ по девять Материалов для подготовки к Государственной итоговой аттестации множество. Данный  материал использую как на уроках, так и в качестве домашних заданий. Предназначен он  для девятиклассников, так как в основном содержит изучаемые в 9­м классе сведения о  синтаксисе сложного предложения. Материал состоит из 54 предложений:  9 простых предложений (ПП),  9 сложносочиненных предложений (ССП),  9 сложноподчиненных предложений (СПП),  9 СПП с двумя и более придаточными (СПП2),  9 сложных бессоюзных предложений (БСП),  9 сложных предложений с разными видами (союзной и бессоюзной) связи (СП).  Экспериментируйте: поэтапное обращение к определенным предложениям по мере  изучения отдельных тем, и индивидуальные тренировочные и контрольные задания, и  комплексный анализ предложений в ходе повторения изученного.  Примечание 1. Все предложения размножены для каждого учащегося. Примечание 2. Знаки препинания в них опущены. 1) Берг старался найти стиль своего времени но эти попытки были полны неудач и  неясностей. 2) Жизнь поворачивалась как призма новой гранью и в ней свежо и временами не совсем  для Берга понятно преломлялись старые чувства любовь ненависть мужество страдание и  наконец чувство Родины. 3) Озеро лежало косо как бы подымалось к горизонту а за ним просвечивали сквозь тонкую мглу заросли золотых берез. 4) Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник длинную хвою листья осин где  по лимонному полю были разбросаны черные и синие пятна хрупкие лишаи и вянущую  гвоздику. 5) Он тщательно рассматривал осенние листья с изнанки где желтизна была чуть тронута  легкой свинцовой изморозью.  6) Журавли бросали без сожаления этот пустынный лесной и торжественный край полный  безымянных озер непролазных зарослей сухой листвы мерного гула сосен и воздуха  пахнущего смолой и болотными мхами. 7) Татьяна называла ему имена знаменитых кустарей расписывавших деревянные ложки и  блюда золотом и киноварью но Берг никогда не слышал этих имен и краснел. 8) Паутина летала над озером каждый желтый лист на траве горел от света как бронзовый  слиток. 9) Берг взял краски бумагу и не напившись даже чаю пошел на озеро. 10) Уже листья летели ливнем и спасаясь от грозы низко неслись над мелколесьем  испуганные птицы. 11) Берг быстро спрятал этюд в ящик снял куртку обернул ею ящик и схватил маленькую  коробку с акварелью. 12) Пришлите мне если есть какая возможность книгу про наши леса и всякие деревья и  цветных карандашей очень мне охота рисовать. 13) Мы дышали теплым воздухом трав вокруг нас гулко жужжали шмели трещали  кузнечики. 14) Ловить в коряжистых местах было очень заманчиво там пряталась крупная и ленивая  рыба. 15) Брала она медленно и верно глубоко топила поплавок потом запутывала леску о корягу и обрывала ее вместе с поплавком. 16) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза. 17) Бабы завидев нас бросили работу и смотрели на линя прикрыв ладонями глаза как  смотрят на нестерпимое солнце.  18) Татьяна Петровна долго не могла привыкнуть после Москвы к пустынному городку к  его домишкам скрипучим калиткам к глухим вечерам когда было слышно как потрескивает в керосиновой лампе огонь. 19) Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями чтобы поймать ту  незаметную долю секунды когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. 20) Созвездия Персея и Ориона проходили над землей свой медлительный путь дрожали в  воде озер тускнели в зарослях где дремали волки и отражались на чешуе рыб спавших на  отмелях в Старице и Прорве.  21) Ветер бросал горсти листьев на стол на койку на пол на книги а по дорожкам сада было трудно ходить приходилось идти по листьям как по глубокому снегу.  22) Берг хотел всю силу красок все умение своих рук и зоркого глаза все то что дрожало  где­то на сердце отдать этой бумаге чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих  лесов умирающих величаво и просто. 23) Его просили сообщить сколько своих вещей и под каким названием он выпустит. 24) С этим Петькой у нас были свои счеты он срезал у Рувима английский крючок и  выследил места где мы прикармливали рыбу. 25) Гроза долго ворчала в лесах потом поднялась к зениту пепельной стеной и первая  молния хлестнула в далекие стога. 26) Солнечный свет упал на воду сквозь заросли ветел и я увидел под водой яркий  бронзовый блеск это изгибалась и пятилась в глубину пойманная рыба. 27) Дядь а дядь на што (так у К.Паустовского – И.Г.) клюнуло?  28) Мы боялись что от первой же спички лес вспыхнет и затрещит как сухой  можжевельник и белый дым лениво поползет к солнцу. 29) В конце деревни в уличке заросшей по твердому белому песку чистой травой стояла  одинокая изба. 30) Мы услышали хруст и хищное щелканье кот вцепился зубами в рыбью голову. 31) То ему снилось что большая щука таскает его вместе с резиновой лодкой по озеру и  лодка ныряет в воду и вылетает обратно с оглушительным бульканьем то снился  пронзительный разбойничий свист это из лодки распоротой корягой стремительно выходил воздух. 32) Хорошо было зарывшись в теплое сено слушать звуки этой ночи представлять себе это  полесье темные дороги быструю и холодную реку где на берегу крепко спят перевозчики и  только дотлевают в тумане угли костра. 33) Действительно Тихон Петрович как бы крепко брал неопытного человека за руку водил его по грядкам и не торопясь рассказывал как надо делать землю питательной и жирной  чтобы на ней разрослись нежные и пахучие цветы которым мы давно уже перестали  удивляться. 34) Давно уже замечено что человек лишенный на время возможности заниматься любимым делом постоянно к нему готовится. 35) Рыболовы например плетут лески и красят поплавки моряки рисуют карты.  36) На поверку выходило что холостая жизнь хотя она и независима и отведена хорошему  нужному труду все же плоха без семейной радости. 37) А потом навалились густые, тяжелые туманы зимние дороги проржавели насквозь  порыжели из леса дохнуло сыростью от тесовых крыш повалил пар. 38) Девочке худенькой бледной и любопытной она никак не хотела уходить с палубы было  лет шесть. 39) Тотчас наступила тишина и в ней остался только один слабый звук журчание речной  воды около колес парохода. 40) Если свет падал на кусты сирени то было видно как в засиявших как бы зардевшихся от смущения слабым, чуть пунцовым румянцем чашечках сирени дрожат капельки росы. 41) Законы литературы заставляют подчас еще туманную мысль писателя входить в берега  точного замысла и затем уже плавно несут ее к конечному выводу к завершению книги  подобно тому как река несет свою воду к широкому устью. 42) Показывали картину работникам кино так как думали что обыкновенный зритель на  такой картине будет зевать и уйдет из кинотеатра в полном недоумении.  43) Обширные луга были политы ночным дождем а это значило что не только в каждом  венчике блестела капля воды но все великое множество трав и кустов издавало резкий и  освежительный запах. 44) Дело в том что к нам приехала после экзаменов в московской школе городская девочка Маша любительница растений и я решил набрать ей в подарок букет из всяких хороших  цветов. 45) Цветение шиповника совпадало с самыми короткими ночами – нашими русскими,  немного северными ночами когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет зеленоватая  заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло что на небе хорошо  видны горные вершины облаков. 46) В какую бы лесную озерную или болотную глухомань я ни попадал всюду я заставал  мальчишек предававшихся самым разнообразным и порой удивительным занятиям. 47) Я конечно не говорю о том что в сентябре на ледяной и туманной утренней заре  заставал их трясущихся от холода в мокрых зарослях ольхи на берегу глухого озера в  двадцати километрах от жилья. 48) Они сидели притаившись в кустах с самодельными удочками и только характерный  звук который называется “шмыганье носом” выдавал их присутствие. 49) Большей частью мальчишки помогали взрослым пасли телят возили хворост резали  лозу окучивали картошку чинили изгороди и приглядывали в отсутствие взрослых за  маленькими детьми. 50) Миллионы листьев стеблей веток и венчиков преграждали дорогу на каждом шагу и мы терялись перед этим натиском растительности останавливались и дышали до боли в легких терпким воздухом столетней сосны.  51) Недаром дядя Леша все беспокоился вздыхал и ждал дождя уж очень пересохли леса. 52) Девушки неистово терли мелом и без того ослепительные зубы а вечером вышли в  горницу к чаю в шуршащих праздничных платьях смуглые золотоволосые. 53) Обычай был соблюден и с этой минуты бабка Ариша засуетилась захлопотала и начала  заботиться о нас как о родных детях. 54) Цветы стояли не только на подоконниках но и на полу и ярко цвели им было хорошо  должно быть в этой теплой светлой избе. (Из произведений К.Паустовского) ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ I. Подчеркните грамматические основы всех предложений. (Подсказка: их ровно 125!) II. Расставьте знаки препинания. III. Укажите номера предложений в соответствии с их видами. (Для экономии времени  привожу коллегам эти номера.) ПП ССП СПП СПП2 БСП СП 6 9 11 15 27 29 38 49 52 1 2 3 7 10 25 39 50 53 4 5 17 20 23 34 41 46 47 18 19 22 32 33 36 40 42 45 8 13 14 16 30 35 37 51 54 12 21 24 26 28 31 43 44 48 Примечание. Данное задание можно сделать более увлекательным, предложив  девятиклассникам заполнить шесть “волшебных” квадратов, о которых я неоднократно  писал в “Русском языке”. Приведем пример одного из таких квадратов. Задание. Впишите в клетки квадрата номера простых предложений. Квадрат­эталон  6 15 38 9 27 49 11 29 52 IV. В СПП графически обозначьте главное и придаточное предложения, укажите типы  придаточных, союзы или союзные слова. V. Произведите синтаксический разбор всех простых предложений (ССП, БСП…). VI. Постройте схемы СПП2. VII. Укажите номера предложений, в которых есть: • обособленные обстоятельства (предложения 9, 10, 17, 32, 48); • сравнительные обороты (предложения 2, 8, 21, 28, 53); • обособленные определения (предложения 6, 7, 20, 22, 29, 31, 34, 38, 46, 47, 52); • обособленное приложение (предложение 44); • обобщающее слово при однородных членах (предложение 2); • вводные слова и вводные предложения (предложения 2, 33, 35, 38, 54). VIII. Укажите количество грамматических основ в каждом СП (12 – 3, 21 – 3, 24 – 3, 26 –  3, 28 – 3, 31 – 5, 43 – 4, 44 – 3, 48 – 3). IX. В СПП2 укажите односоставные предложения, определите их тип (в предложениях  18, 19, 22, 31, 33, 36, 40, 45 – безличные, в предложении 42 – неопределенно­личное). Заключение Варианты заданий можно еще много разнообразить; думается, коллеги без труда подберут  упражнения в соответствии с уровнем подготовки ребят своего класса, придумают еще не  одно задание, чтобы наиболее полно и глубоко подготовить наших любимых детей к  ответственному этапу их жизни – Государственной итоговой аттестации. Русский язык  заслуживает того, чтобы знать его если не блестяще, то, по крайней мере, хорошо. Желаю  успеха всем нам! ВСЁ по девять        Материал состоит из 54 предложений:  9 простых предложений (ПП), 9 сложносочиненных предложений (ССП), 9 сложноподчиненных предложений (СПП), 9 СПП с двумя и более придаточными (СПП2), 9 сложных бессоюзных предложений (БСП), 9 сложных предложений с разными видами (союзной и бессоюзной) связи (СП).       Знаки препинания в них опущены! 1) Берг старался найти стиль своего времени но эти попытки были полны  неудач и неясностей. 2) Жизнь поворачивалась как призма новой гранью и в ней свежо и временами  не совсем для Берга понятно преломлялись старые чувства любовь ненависть  мужество страдание и наконец чувство Родины. 3) Озеро лежало косо как бы подымалось к горизонту а за ним просвечивали  сквозь тонкую мглу заросли золотых берез. 4) Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник длинную хвою  листья осин где по лимонному полю были разбросаны черные и синие пятна  хрупкие лишаи и вянущую гвоздику. 5) Он тщательно рассматривал осенние листья с изнанки где желтизна была  чуть тронута легкой свинцовой изморозью.  6) Журавли бросали без сожаления этот пустынный лесной и торжественный  край полный безымянных озер непролазных зарослей сухой листвы мерного  гула сосен и воздуха пахнущего смолой и болотными мхами. 7) Татьяна называла ему имена знаменитых кустарей расписывавших  деревянные ложки и блюда золотом и киноварью но Берг никогда не слышал  этих имен и краснел. 8) Паутина летала над озером каждый желтый лист на траве горел от света  как бронзовый слиток. 9) Берг взял краски бумагу и не напившись даже чаю пошел на озеро. 10) Уже листья летели ливнем и спасаясь от грозы низко неслись над  мелколесьем испуганные птицы. 11) Берг быстро спрятал этюд в ящик снял куртку обернул ею ящик и схватил маленькую коробку с акварелью. 12) Пришлите мне если есть какая возможность книгу про наши леса и всякие  деревья и цветных карандашей очень мне охота рисовать. 13) Мы дышали теплым воздухом трав вокруг нас гулко жужжали шмели  трещали кузнечики. 14) Ловить в коряжистых местах было очень заманчиво там пряталась  крупная и ленивая рыба. 15) Брала она медленно и верно глубоко топила поплавок потом запутывала  леску о корягу и обрывала ее вместе с поплавком. 16) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза. 17) Бабы завидев нас бросили работу и смотрели на линя прикрыв ладонями  глаза как смотрят на нестерпимое солнце.  18) Татьяна Петровна долго не могла привыкнуть после Москвы к  пустынному городку к его домишкам скрипучим калиткам к глухим вечерам  когда было слышно как потрескивает в керосиновой лампе огонь. 19) Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями чтобы  поймать ту незаметную долю секунды когда лист отделяется от ветки и  начинает падать на землю. 20) Созвездия Персея и Ориона проходили над землей свой медлительный  путь дрожали в воде озер тускнели в зарослях где дремали волки и  отражались на чешуе рыб спавших на отмелях в Старице и Прорве.  21) Ветер бросал горсти листьев на стол на койку на пол на книги а по  дорожкам сада было трудно ходить приходилось идти по листьям как по  глубокому снегу.  22) Берг хотел всю силу красок все умение своих рук и зоркого глаза все то  что дрожало где­то на сердце отдать этой бумаге чтобы хоть в сотой доле  изобразить великолепие этих лесов умирающих величаво и просто. 23) Его просили сообщить сколько своих вещей и под каким названием он  выпустит. 24) С этим Петькой у нас были свои счеты он срезал у Рувима английский  крючок и выследил места где мы прикармливали рыбу. 25) Гроза долго ворчала в лесах потом поднялась к зениту пепельной стеной и  первая молния хлестнула в далекие стога. 26) Солнечный свет упал на воду сквозь заросли ветел и я увидел под водой  яркий бронзовый блеск это изгибалась и пятилась в глубину пойманная рыба. 27) Дядь а дядь на што (так у К.Паустовского – И.Г.) клюнуло?  28) Мы боялись что от первой же спички лес вспыхнет и затрещит как сухой  можжевельник и белый дым лениво поползет к солнцу. 29) В конце деревни в уличке заросшей по твердому белому песку чистой  травой стояла одинокая изба. 30) Мы услышали хруст и хищное щелканье кот вцепился зубами в рыбью  голову. 31) То ему снилось что большая щука таскает его вместе с резиновой лодкой  по озеру и лодка ныряет в воду и вылетает обратно с оглушительным  бульканьем то снился пронзительный разбойничий свист это из лодки  распоротой корягой стремительно выходил воздух. 32) Хорошо было зарывшись в теплое сено слушать звуки этой ночи  представлять себе это полесье темные дороги быструю и холодную реку где  на берегу крепко спят перевозчики и только дотлевают в тумане угли костра. 33) Действительно Тихон Петрович как бы крепко брал неопытного человека  за руку водил его по грядкам и не торопясь рассказывал как надо делать  землю питательной и жирной чтобы на ней разрослись нежные и пахучие  цветы которым мы давно уже перестали удивляться. 34) Давно уже замечено что человек лишенный на время возможности  заниматься любимым делом постоянно к нему готовится. 35) Рыболовы например плетут лески и красят поплавки моряки рисуют  карты.  36) На поверку выходило что холостая жизнь хотя она и независима и  отведена хорошему нужному труду все же плоха без семейной радости. 37) А потом навалились густые, тяжелые туманы зимние дороги проржавели  насквозь порыжели из леса дохнуло сыростью от тесовых крыш повалил пар. 38) Девочке худенькой бледной и любопытной она никак не хотела уходить с  палубы было лет шесть. 39) Тотчас наступила тишина и в ней остался только один слабый звук  журчание речной воды около колес парохода. 40) Если свет падал на кусты сирени то было видно как в засиявших как бы  зардевшихся от смущения слабым, чуть пунцовым румянцем чашечках сирени  дрожат капельки росы. 41) Законы литературы заставляют подчас еще туманную мысль писателя  входить в берега точного замысла и затем уже плавно несут ее к конечному  выводу к завершению книги подобно тому как река несет свою воду к  широкому устью. 42) Показывали картину работникам кино так как думали что обыкновенный  зритель на такой картине будет зевать и уйдет из кинотеатра в полном  недоумении.  43) Обширные луга были политы ночным дождем а это значило что не только  в каждом венчике блестела капля воды но все великое множество трав и  кустов издавало резкий и освежительный запах. 44) Дело в том что к нам приехала после экзаменов в московской школе  городская девочка Маша любительница растений и я решил набрать ей в  подарок букет из всяких хороших цветов. 45) Цветение шиповника совпадало с самыми короткими ночами – нашими  русскими, немного северными ночами когда соловьи гремят в росе всю ночь  напролет зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи  так светло что на небе хорошо видны горные вершины облаков. 46) В какую бы лесную озерную или болотную глухомань я ни попадал всюду  я заставал мальчишек предававшихся самым разнообразным и порой  удивительным занятиям. 47) Я конечно не говорю о том что в сентябре на ледяной и туманной  утренней заре заставал их трясущихся от холода в мокрых зарослях ольхи на  берегу глухого озера в двадцати километрах от жилья. 48) Они сидели притаившись в кустах с самодельными удочками и только  характерный звук который называется “шмыганье носом” выдавал их  присутствие. 49) Большей частью мальчишки помогали взрослым пасли телят возили  хворост резали лозу окучивали картошку чинили изгороди и приглядывали в  отсутствие взрослых за маленькими детьми. 50) Миллионы листьев стеблей веток и венчиков преграждали дорогу на  каждом шагу и мы терялись перед этим натиском растительности останавливались и дышали до боли в легких терпким воздухом столетней  сосны.  51) Недаром дядя Леша все беспокоился вздыхал и ждал дождя уж очень  пересохли леса. 52) Девушки неистово терли мелом и без того ослепительные зубы а вечером  вышли в горницу к чаю в шуршащих праздничных платьях смуглые  золотоволосые. 53) Обычай был соблюден и с этой минуты бабка Ариша засуетилась  захлопотала и начала заботиться о нас как о родных детях. 54) Цветы стояли не только на подоконниках но и на полу и ярко цвели им  было хорошо должно быть в этой теплой светлой избе. (Из произведений  К.Паустовского) Задания для работы 1. Впишите в клетки квадрата номера   простых предложений(ПП)   сложносочиненных предложений (ССП),   сложноподчиненных предложений (СПП),   СПП с двумя и более придаточными (СПП2),   сложных бессоюзных предложений (БСП),   сложных предложений с разными видами (союзной и бессоюзной)  связи (СП).         2. Подчеркните грамматические основы всех предложений. (Подсказка:  их ровно 125!) 3. Расставьте знаки препинания. 4. Укажите номера предложений в соответствии с их видами. 5. В СПП графически обозначьте главное и придаточное предложения,  укажите типы придаточных, союзы или союзные слова. 6. Произведите синтаксический разбор всех простых предложений (ССП,  БСП…). 7. Постройте схемы СПП2. 8. Укажите номера предложений, в которых есть: • обособленные обстоятельства • сравнительные обороты  • обособленные определения  • обособленное приложение  • обобщающее слово при однородных членах  • вводные слова и вводные предложения  9. Укажите количество грамматических основ в каждом СП 10.В СПП2 укажите односоставные предложения, определите их тип

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.

СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017