Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»
Оценка 4.9

Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»

Оценка 4.9
Разработки уроков
rtf
русская литература +1
10 кл—11 кл
07.01.2017
Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»
Урок-исследование разработан в мыследеятельностной технологии. Работа на уроке требует предварительной подготовки и нацелена на групповое исследование. На уроке формируются и развиваются коммуникативные и исследовательские навыки обучающихся. Урок способствует пробуждению интереса к жанру письма, может стать началом интересной поисковой работы для выпускников, способствует их самоопределению.Сценарий урока словесности
Синягина Урок-конкурс письма.rtf
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №6 Тутаевского муниципального района Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…» Автор разработки Синягина Светлана Альбертовна, учитель русского языка и литературы МОУ СШ №6  г.Тутаева Ярославской обл. Тутаев, 2015 Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…» Цель:  Возродить интерес к эпистолярному жанру и сформировать потребность в написании  писем друг другу, опираясь на лучшие образцы классической литературы. Задачи: 1. Развивать умения грамотного, логичного и композиционно выверенного смыслового  письма;  2. Создавать условия для организации  работы в группах; 3. Формировать коммуникативные умения обучающихся, основываясь на законах  построения текста;  4. Развивать лексикон и читательский интерес обучающихся; 5. Воспитывать культуру общения между собеседниками через письмо. Технология урока: мыследеятельностная Организация работы в классе: групповая Тип урока: урок­«исследование» Конечный результат урока: письмо будущим одиннадцатиклассникам Предварительная подготовка к уроку  Задания по группам (4 группы формируются по желанию за месяц до проведения урока): 1 группа «Историки».  Задание: создать видеоролик «Письма с фронта», выделить основные параметры развития эпистолярного жанра во время Великой Отечественной войны; задать вопросы одноклассникам по теме.  2 группа «Филологи». Задание: собрать свою библиотеку из прочитанных книг, в которых есть упоминание   о   жанре   письма;   выявить   законы   написания   писем,   основываясь   на художественном тексте; подготовить мини­выступления по теме. 3 группа «В душе мы еще дети». Задание: вспомнить детские произведения, в которых есть упоминание   о   жанре   письма;   выявить   смысл   восприятия   эпистолярного   жанра   через восприятие   ребенка,   создать   памятку   «Как   написать   письмо»   или   буклет   «Такие   разные письма». 4   группа   «Философы».     Задание:   подобрать   афоризмы,   сформулировать   две­три   задачи   с проблемной ситуацией. Оформление кабинета, оборудование к уроку Видеоролик «Письма с фронта». 4 листа ватмана, фломастеры или маркеры для работы в группах. Выставка   книг:   Ф.М.   Достоевский   «Бедные   люди»;   В.Сухомлинский   «Письма   к сыну»;  Н.Спаркс «Дорогой Джон», Дж. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»; Л.Улицкая   «Сказка   о   коте   Игнасии,   трубочисте   Феде   и   Одинокой   Мыши»; Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот», О.Корниенко «Воздушный почтальон». Эпиграфы на доске: Писание писем — единственный способ сочетать уединение с хорошей компанией.  Джордж Гордон Байрон Почти все важные дела люди совершают путем переписки;  следовательно, одного умения говорить недостаточно.  Люк де Вовенарг Как много мы потеряли, перестав писать письма!  Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.  Лиз Карпентер Я держусь мнения, что в личном письме самое главное — скобки.  Дэвид Лоуренс Сценарий урока  Проблемный   вопрос:  Ребята,   вы   любите   праздники?   А   какой   можете   назвать   самым любимым? (Варианты ответов: новый год, день рождения…) Вспомните себя в детстве, как вы писали письма Деду Морозу в Великий Устюг или получали открытку на день рождения. Почему вы не воспользовались  СМС –сообщением имениннику и не поискали другого способа сообщить о своих новогодних желаниях?  (Размышления обучающихся о том, что письма дают возможность прикоснуться с живым словом­мыслью человека, передают его чувство и через письмо или открытку можно принять тепло души человека). Слово учителя. ­Попробуем   погрузиться   в   этот   удивительный   мир   письма,   который   раскрывает   нам, современным людям, таким искушенным и «продвинутым», свои тайны, ведь письмо идет от сердца к сердцу, от души к душе. Работа со словом. Адресат­адресант  приведение примеров) Представление команд­участниц.  1 задание (коллективная работа): составить план письма, записать его на листе ватмана и  прикрепить к рабочей доске (Примерный план: Приветствие. Вступительное слово.  Информация, включающая основную  мысль письма. Пожелания. Заключительно слово.  Прощание. Возможен постскриптум). Все варианты групп демонстрируются на доске, предварительно озвученные группами. (Установление   значения   паронимов,   использование   слов   в   речи, 2 задание. Презентация «открытий» групп. Слово учителя: ­Знакомое   слово   –   письмо.   Письма   бывают   разными:   дружескими,   деловыми,   семейными реликвиями и   поэтическими посланиями.   Что нового поведает нам обыкновенное письмо? Свои «открытия» в мире писем сделали группы, созданные по выбору, и к нашему уроку. Этими «открытиями» мы делимся сегодня с вами. Изменится ли отношение к письму в конце урока? Посмотрим… 1 группа «Историки».   Выступление. Представление видеоролика «Письма с фронта». Основная идея выступления: письмо   –   это   возможность   не   потерять   связь   с   близкими,   прикосновение   к   человеку   на расстоянии, желание жить проблемами, чаяниями близкого. Письмо с фронта – весть о том, что   родной   человек   жив,   надежда   на   скорую   встречу.   Письмо   фронтовику   из   дома   – поддержка и возможность приобрести новые силы, желание скорее разбить врага и вернуться домой,   к   женам   и   детям,   к   матерям   и   сестрам.   Рассказы   о   «фронтовых   треугольниках». Возможен рассказ о подлинной истории из семьи, если таковая имеется. Мастер­класс   «историков»:   обучение   составлению   такого   «фронтового   треугольника»   из обычного   тетрадного   листа   «в   клеточку».   Фон:   звучит   песня   «В   землянке»  (Слова А.А. Суркова, музыка К.Я. Листова) Рефлексия данного этапа:  Озвучивание действий, которые производят обучающиеся. Ответы на вопросы: Почему так важно   было   во   время   Великой   Отечественной   войны   писать   письма   и   получать   их?   Что чувствовали при этом люди? Можно ли сопоставить звонок по телефону и письмо? 2 группа «Филологи».  Представление своей библиотечки из  любимых прочитанных книг, в которых есть упоминание о жанре письма. (Выставка книг) Мастер­класс «филологов»: по очереди (каждый сам выбирает полюбившееся произведение) зачитывают отрывки из любимых книг, предлагают отгадать героев и авторов художественных текстов. В случае затруднения дают ответ и вручают список книг для чтения на память о сегодняшнем уроке. Рефлексия данного этапа: Сопоставление плана письма, которое разработано в группах в начале урока, с  авторским  видением письма как жанра. Добавление недостающих элементов, устранение «лишних». 3 группа «В душе мы еще дети».  Представление   (театрализованное,   инсценировка   «Пришло   письмо   родителям   от   Дяди Федора»). Детское произведение, в котором есть упоминание о жанре письма (Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»).  Мастер­класс   группы   (=  рефлексия):   составить   шуточное   письмо­мотив   о   добром   деле, которое   захотелось   бы   сделать   любому   ребенку,   и,   привязав   его   к   шарику,   после   урока вручить малышам. 4 группа «Философы». Поочередное представление афоризмов, подобранных к уроку (открывают эпиграфы). Задание группам: объяснить смысл высказываний. Мастер­класс «философов» (= рефлексия): создать собственное высказывание о письме и его значении в жизни человека, «защитить» свой афоризм, представив его перед одноклассниками. Итог урока (этап рефлексии) д   о п   р  ­ Что изменилось в отношении к такому, казалось бы, устаревшему жанру, как письмо?  (Обучающиеся отвечают по группам, заранее обдумав ответ, составив схему и аргументируя  свое мнение) Составление кластера «Письмо –это…» (сначала в группа, затем общая схема на доске) Один из вариантов схемы: з г в о о Общение на расстоянии Благодарный слушатель м а ш у а Р Дружеское послание Письмо – это… Возможность перечитывать снова  Память  о былом ­Захотелось ли вам написать кому­либо письмо? Почему Одинокая Мышь с удовольствием  писала письма своим многочисленным родственникам? О чем бы вы рассказали в письме?   (Создание  письма будущим одиннадцатиклассникам).  Текст письма (в каждом классе – свой вариант): Дорогие ребята, здравствуйте. Вы нас, наверное, не помните, а ведь мы ходили по школьным коридорам вместе с вами,  учились у тех же учителей, занимались в таких же аудиториях. Вас, возможно, удивило то, что мы написали вам письмо. Не удивляйтесь, ведь это  единственная возможность пообщаться с теми, с кем никогда больше можем не  встретиться. То, что сегодня уже понятно нам, вам еще только предстоит сделать, а  то, что кажется вам трудным, мы уже прошли и для нас это уже пора детства,  которая осталась позади. Что мы поняли и вынесли из школьной жизни? Конечно, книги, которые читали в школе.  Мы не говорим о знаниях, они у всех разные (кто­то с большими успехами окончил школу, а кто­то так, «прошел программу»). Но у нас были любимые книги. В 11 классе – это Рей  Брэдбери, Джонатан Фоер, Джером Девид Селинджер, Альбер Камю. Это «нужные  книги». Вы не читали их? А вот нам повезло! Советуем прочитать обязательно, пока не  поздно. Помните у Марины Цветаевой? Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете Неизменившие друзья В потертом красном переплете. Если вы себя не считаете «книжными детьми», по Высоцкому, станьте ими. Книги  открывают нам простор, делают нас свободными. Мы стали в школьные годы взрослее и  мудрее, научились понимать людей благодаря Учителям и, конечно,  Книгам. Друзья, прислушайтесь к советам тех, кто еще год назад сидел рядом с вами за  школьной партой. Еще не поздно – вы все успеете. До свидания, ребята, мы еще с вами встретимся. 11 «А» класс 2014 года Литература к уроку 1. Высказывания, афоризмы о письмах. [Электронный ресурс] / ­ Режим доступа: http://mudreishy.ru/ 2.Достоевский, Ф.М. Бедные люди. /Федор Михайлович Достоевский [Текст]­  М.:  Художественная литература, 1975.­172 с. 3. Корниенко, О. Воздушный почтальон. /Олег Корниенко  [Текст] – М.: Фома, 2012.­24 с. 4. Спаркс, Н. Дорогой Джон.  /Николас Спаркс [Текст]  ­  [Электронный ресурс] / ­  Режим доступа: http://mudreishy.ru/sitaty­i­aforizmy/source/nikolas­sparks­dorogoy­dzhon 5.Сухомлинский,  В. Письма к сыну. /Василий Сухомлинский  [Текст] – М.: Просвещение,  1987.­128 с. 6. Улицкая, Л. Сказка о коте Игнасии, трубочисте Феде и Одинокой Мыши. /Людмила  Улицкая [Текст] – М.: Астрель, 2013.­115с. 7.  Успенский, Э. Дядя Федор, Пес и Кот. /Эдуард Успенский [Текст] ­М.:АСТ, 2014.­285 с. 8.  Фоер, Дж. Жутко громко и запредельно близко. /Джонатан Фоер [Текст] ­М.:Эксмо, 2007.­ 416 с. Приложения к уроку Конечно, это не так оперативно, как е­мейл, но за это я письма и люблю, — писала она.  — Мне нравится неожиданность, когда находишь письмо в почтовом ящике, и будоражащее  предвкушение новостей, когда открываешь конверт. Мне нравится, что я могу взять письмо с  собой и прочесть на природе, чтобы лицо овевал легкий бриз, а строки письма вдруг начинали  звучать. Мне нравится представлять, как ты выглядел, когда писал мне, твою одежду,  обстановку, то, как ты держал ручку. Наверное, это наивно и неточно, но я представляю, что  ты сидишь в палатке за импровизированным столом и пишешь при свете масляной лампы, а снаружи завывает ветер. Это несравненно более романтично, чем писать е­мейл с монитора  бездушной машины, которую используешь для загрузки музыки или поисков доклада. Н. Спаркс. Дорогой Джон Мои папа и мама! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната  и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор — тр­тр Митю. Трактор  хороший, только он бензин не любит, а любит суп. Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу.  А то вы меня заберете, а Матроскин и Шарик пропадут… Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком,  нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать.  Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают… Так  что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо — ух! Если я на выставку  попаду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность. До свиданья. Ваш сын — дядя Шарик. Э.Успенский Добрый день, дорогой сын!  Как я рад, что тебя волнует все это: идеал, цель жизни, истина, красота. Давно я  не помню у тебя такой "вспышки" интереса к этим проблемам. Рад, что мое письмо пробудило у тебя целый поток мыслей. Наверное, причиной такого взлета является то, что перед тобой сейчас новые люди, ты каждый день познаешь самое чудесное,  самое удивительное, что есть в мире ­ Человека. А познание человека­это  повторное познание самого себя. В. Сухомлинский

Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»

Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»

Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»

Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»

Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»

Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»

Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»

Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»

Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»

Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»

Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»

Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»

Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»

Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017