Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»
Оценка 4.9
Разработки уроков
rtf
русская литература +1
10 кл—11 кл
07.01.2017
Урок-исследование разработан в мыследеятельностной технологии. Работа на уроке требует предварительной подготовки и нацелена на групповое исследование. На уроке формируются и развиваются коммуникативные и исследовательские навыки обучающихся. Урок способствует пробуждению интереса к жанру письма, может стать началом интересной поисковой работы для выпускников, способствует их самоопределению.Сценарий урока словесности
Синягина Урок-конкурс письма.rtf
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа №6 Тутаевского муниципального района
Урок словесности в 11 классе
«Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»
Автор разработки
Синягина Светлана Альбертовна,
учитель русского языка и литературы МОУ СШ №6
г.Тутаева Ярославской обл. Тутаев, 2015
Урок словесности в 11 классе
«Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»
Цель:
Возродить интерес к эпистолярному жанру и сформировать потребность в написании
писем друг другу, опираясь на лучшие образцы классической литературы.
Задачи:
1. Развивать умения грамотного, логичного и композиционно выверенного смыслового
письма;
2. Создавать условия для организации работы в группах;
3. Формировать коммуникативные умения обучающихся, основываясь на законах
построения текста;
4. Развивать лексикон и читательский интерес обучающихся;
5. Воспитывать культуру общения между собеседниками через письмо.
Технология урока: мыследеятельностная
Организация работы в классе: групповая
Тип урока: урок«исследование»
Конечный результат урока: письмо будущим одиннадцатиклассникам
Предварительная подготовка к уроку
Задания по группам (4 группы формируются по желанию за месяц до проведения урока):
1 группа «Историки». Задание: создать видеоролик «Письма с фронта», выделить основные
параметры развития эпистолярного жанра во время Великой Отечественной войны; задать
вопросы одноклассникам по теме.
2 группа «Филологи». Задание: собрать свою библиотеку из прочитанных книг, в которых есть
упоминание о жанре письма; выявить законы написания писем, основываясь на
художественном тексте; подготовить минивыступления по теме.
3 группа «В душе мы еще дети». Задание: вспомнить детские произведения, в которых есть
упоминание о жанре письма; выявить смысл восприятия эпистолярного жанра через
восприятие ребенка, создать памятку «Как написать письмо» или буклет «Такие разные
письма».
4 группа «Философы». Задание: подобрать афоризмы, сформулировать дветри задачи с
проблемной ситуацией.
Оформление кабинета, оборудование к уроку
Видеоролик «Письма с фронта».
4 листа ватмана, фломастеры или маркеры для работы в группах. Выставка книг: Ф.М. Достоевский «Бедные люди»; В.Сухомлинский «Письма к
сыну»; Н.Спаркс «Дорогой Джон», Дж. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»;
Л.Улицкая «Сказка о коте Игнасии, трубочисте Феде и Одинокой Мыши»;
Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот», О.Корниенко «Воздушный почтальон».
Эпиграфы на доске:
Писание писем — единственный способ сочетать уединение с хорошей компанией.
Джордж Гордон Байрон
Почти все важные дела люди совершают путем переписки;
следовательно, одного умения говорить недостаточно.
Люк де Вовенарг
Как много мы потеряли, перестав писать письма!
Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.
Лиз Карпентер
Я держусь мнения, что в личном письме самое главное — скобки.
Дэвид Лоуренс
Сценарий урока
Проблемный вопрос: Ребята, вы любите праздники? А какой можете назвать самым
любимым? (Варианты ответов: новый год, день рождения…) Вспомните себя в детстве, как вы
писали письма Деду Морозу в Великий Устюг или получали открытку на день рождения.
Почему вы не воспользовались СМС –сообщением имениннику и не поискали другого способа
сообщить о своих новогодних желаниях? (Размышления обучающихся о том, что письма дают
возможность прикоснуться с живым словоммыслью человека, передают его чувство и через
письмо или открытку можно принять тепло души человека).
Слово учителя.
Попробуем погрузиться в этот удивительный мир письма, который раскрывает нам,
современным людям, таким искушенным и «продвинутым», свои тайны, ведь письмо идет от
сердца к сердцу, от души к душе.
Работа со словом.
Адресатадресант
приведение примеров)
Представление командучастниц.
1 задание (коллективная работа): составить план письма, записать его на листе ватмана и
прикрепить к рабочей доске (Примерный план: Приветствие. Вступительное слово.
Информация, включающая основную мысль письма. Пожелания. Заключительно слово.
Прощание. Возможен постскриптум).
Все варианты групп демонстрируются на доске, предварительно озвученные группами.
(Установление значения паронимов, использование слов в речи, 2 задание. Презентация «открытий» групп.
Слово учителя:
Знакомое слово – письмо. Письма бывают разными: дружескими, деловыми, семейными
реликвиями и поэтическими посланиями. Что нового поведает нам обыкновенное письмо?
Свои «открытия» в мире писем сделали группы, созданные по выбору, и к нашему уроку.
Этими «открытиями» мы делимся сегодня с вами. Изменится ли отношение к письму в конце
урока? Посмотрим…
1 группа «Историки».
Выступление. Представление видеоролика «Письма с фронта». Основная идея выступления:
письмо – это возможность не потерять связь с близкими, прикосновение к человеку на
расстоянии, желание жить проблемами, чаяниями близкого. Письмо с фронта – весть о том,
что родной человек жив, надежда на скорую встречу. Письмо фронтовику из дома –
поддержка и возможность приобрести новые силы, желание скорее разбить врага и вернуться
домой, к женам и детям, к матерям и сестрам. Рассказы о «фронтовых треугольниках».
Возможен рассказ о подлинной истории из семьи, если таковая имеется.
Мастеркласс «историков»: обучение составлению такого «фронтового треугольника» из
обычного тетрадного листа «в клеточку». Фон: звучит песня «В землянке» (Слова А.А.
Суркова, музыка К.Я. Листова)
Рефлексия данного этапа:
Озвучивание действий, которые производят обучающиеся. Ответы на вопросы: Почему так
важно было во время Великой Отечественной войны писать письма и получать их? Что
чувствовали при этом люди? Можно ли сопоставить звонок по телефону и письмо?
2 группа «Филологи».
Представление своей библиотечки из любимых прочитанных книг, в которых есть упоминание
о жанре письма. (Выставка книг)
Мастеркласс «филологов»: по очереди (каждый сам выбирает полюбившееся произведение)
зачитывают отрывки из любимых книг, предлагают отгадать героев и авторов художественных
текстов. В случае затруднения дают ответ и вручают список книг для чтения на память о
сегодняшнем уроке.
Рефлексия данного этапа:
Сопоставление плана письма, которое разработано в группах в начале урока, с авторским
видением письма как жанра. Добавление недостающих элементов, устранение «лишних».
3 группа «В душе мы еще дети».
Представление (театрализованное, инсценировка «Пришло письмо родителям от Дяди
Федора»). Детское произведение, в котором есть упоминание о жанре письма (Э.Успенский
«Дядя Федор, Пес и Кот»).
Мастеркласс группы (= рефлексия): составить шуточное письмомотив о добром деле,
которое захотелось бы сделать любому ребенку, и, привязав его к шарику, после урока
вручить малышам.
4 группа «Философы». Поочередное представление афоризмов, подобранных к уроку (открывают эпиграфы). Задание
группам: объяснить смысл высказываний.
Мастеркласс «философов» (= рефлексия): создать собственное высказывание о письме и его
значении в жизни человека, «защитить» свой афоризм, представив его перед одноклассниками.
Итог урока (этап рефлексии)
д
о
п
р
Что изменилось в отношении к такому, казалось бы, устаревшему жанру, как письмо?
(Обучающиеся отвечают по группам, заранее обдумав ответ, составив схему и аргументируя
свое мнение)
Составление кластера «Письмо –это…» (сначала в группа, затем общая схема на доске)
Один из вариантов схемы:
з
г
в
о
о
Общение на расстоянии
Благодарный слушатель
м
а
ш
у
а
Р
Дружеское послание
Письмо – это…
Возможность перечитывать снова
Память о былом
Захотелось ли вам написать комулибо письмо? Почему Одинокая Мышь с удовольствием
писала письма своим многочисленным родственникам? О чем бы вы рассказали в письме?
(Создание письма будущим одиннадцатиклассникам).
Текст письма (в каждом классе – свой вариант):
Дорогие ребята, здравствуйте.
Вы нас, наверное, не помните, а ведь мы ходили по школьным коридорам вместе с вами,
учились у тех же учителей, занимались в таких же аудиториях.
Вас, возможно, удивило то, что мы написали вам письмо. Не удивляйтесь, ведь это
единственная возможность пообщаться с теми, с кем никогда больше можем не
встретиться. То, что сегодня уже понятно нам, вам еще только предстоит сделать, а
то, что кажется вам трудным, мы уже прошли и для нас это уже пора детства,
которая осталась позади.
Что мы поняли и вынесли из школьной жизни? Конечно, книги, которые читали в школе.
Мы не говорим о знаниях, они у всех разные (ктото с большими успехами окончил школу, а
ктото так, «прошел программу»). Но у нас были любимые книги. В 11 классе – это Рей
Брэдбери, Джонатан Фоер, Джером Девид Селинджер, Альбер Камю. Это «нужные
книги». Вы не читали их? А вот нам повезло! Советуем прочитать обязательно, пока не
поздно. Помните у Марины Цветаевой?
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете
Неизменившие друзья В потертом красном переплете.
Если вы себя не считаете «книжными детьми», по Высоцкому, станьте ими. Книги
открывают нам простор, делают нас свободными. Мы стали в школьные годы взрослее и
мудрее, научились понимать людей благодаря Учителям и, конечно, Книгам.
Друзья, прислушайтесь к советам тех, кто еще год назад сидел рядом с вами за
школьной партой. Еще не поздно – вы все успеете.
До свидания, ребята, мы еще с вами встретимся.
11 «А» класс 2014 года
Литература к уроку
1. Высказывания, афоризмы о письмах. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://mudreishy.ru/
2.Достоевский, Ф.М. Бедные люди. /Федор Михайлович Достоевский [Текст] М.:
Художественная литература, 1975.172 с.
3. Корниенко, О. Воздушный почтальон. /Олег Корниенко [Текст] – М.: Фома, 2012.24 с.
4. Спаркс, Н. Дорогой Джон. /Николас Спаркс [Текст] [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://mudreishy.ru/sitatyiaforizmy/source/nikolassparksdorogoydzhon
5.Сухомлинский, В. Письма к сыну. /Василий Сухомлинский [Текст] – М.: Просвещение,
1987.128 с.
6. Улицкая, Л. Сказка о коте Игнасии, трубочисте Феде и Одинокой Мыши. /Людмила
Улицкая [Текст] – М.: Астрель, 2013.115с.
7. Успенский, Э. Дядя Федор, Пес и Кот. /Эдуард Успенский [Текст] М.:АСТ, 2014.285 с.
8. Фоер, Дж. Жутко громко и запредельно близко. /Джонатан Фоер [Текст] М.:Эксмо, 2007.
416 с.
Приложения к уроку
Конечно, это не так оперативно, как емейл, но за это я письма и люблю, — писала она.
— Мне нравится неожиданность, когда находишь письмо в почтовом ящике, и будоражащее
предвкушение новостей, когда открываешь конверт. Мне нравится, что я могу взять письмо с
собой и прочесть на природе, чтобы лицо овевал легкий бриз, а строки письма вдруг начинали
звучать. Мне нравится представлять, как ты выглядел, когда писал мне, твою одежду,
обстановку, то, как ты держал ручку. Наверное, это наивно и неточно, но я представляю, что
ты сидишь в палатке за импровизированным столом и пишешь при свете масляной лампы, а снаружи завывает ветер. Это несравненно более романтично, чем писать емейл с монитора
бездушной машины, которую используешь для загрузки музыки или поисков доклада.
Н. Спаркс. Дорогой Джон
Мои папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната
и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор — тртр Митю. Трактор
хороший, только он бензин не любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу.
А то вы меня заберете, а Матроскин и Шарик пропадут…
Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком,
нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать.
Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают… Так
что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо — ух! Если я на выставку
попаду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность.
До свиданья. Ваш сын — дядя Шарик.
Э.Успенский
Добрый день, дорогой сын!
Как я рад, что тебя волнует все это: идеал, цель жизни, истина, красота. Давно я
не помню у тебя такой "вспышки" интереса к этим проблемам. Рад, что мое письмо
пробудило у тебя целый поток мыслей. Наверное, причиной такого взлета является
то, что перед тобой сейчас новые люди, ты каждый день познаешь самое чудесное,
самое удивительное, что есть в мире Человека. А познание человекаэто
повторное познание самого себя.
В. Сухомлинский
Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»
Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»
Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»
Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»
Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»
Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»
Синягина Урок словесности в 11 классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.