СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ НАД
ТЕМАМИ САМООБРАЗОВАНИЯ
Самообразование – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Уровни самообразовательной деятельности:
- адаптивный
- проблемно- поисковый
- инновационный
Технология самообразования:
- общение с высокопрофессиональными педагогами
- решение конкретной задачи, имеющей практический характер
- критический обзор периодической печати
- индивидуальный план самообразования.
Решая проблему организации самообразования в учреждении, на заседании МО педагогам были предложены различные формы, методы работы над темами индивидуального плана самообразования. Тема самообразования формируется, исходя из методической темы учреждения, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.
Работа педагога
над индивидуальной методической темой
Цель работы – систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Задачи:
- совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
- овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
- развитие в ДДТ инновационных процессов.
Порядок работы над темой:
- выбор темы и установление сроков работы;
- составление индивидуального плана;
- отслеживание педагогом работы по теме;
- результаты работы и формы ее представления;
- работа методиста по учету тем самообразования.
Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования. На методической комиссии мы познакомили педагогов с примерным планом работы над темой.
План
работы педагога над индивидуальной методической темой
1. Аргументированное обоснование выбора индивидуальной методической темы, проблема, цель и задачи, выявление структурных элементов авторской концепции.
2. Выдвижение гипотезы - развернутого предложения, где максимально подробно изложена система мер, за счет которых ожидается получить высокую эффективность методической системы.
№ |
Этап |
Содержание работы |
Сроки |
1. |
Диагностический |
Анализ затруднений, постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. |
Первый год работы над темой |
2. |
Прогностический |
Определение цели и задачи над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. |
Первый год работы над темой |
3. |
Практический |
Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. |
Второй год работы над темой (третий, четвертый) |
4. |
Обобщающий |
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. |
Третий год работы над темой (четвертый, пятый) |
5. |
Внедренческий |
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. |
В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Педагог /подпись/
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА ________________ УЧЕБНЫЙ ГОД
Должность________________________________________________________
ФИО______________________________________________________________
Образование_______________________________________________________
Специальность по диплому__________________________________________
Когда обучался на курсах квалификации_______________________________
Тема учреждения___________________________________________________
Индивидуальная тема_______________________________________________
Когда начата работа над темой________________________________________
Когда предполагается закончить работу над темой_______________________
Цель самообразования_______________________________________________
Задачи самообразования_____________________________________________
Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы обработки материала
__________________________________________________________________
Какой предполагается результат и форма его представления.
Банк данных литературы по теме
№ |
Название |
Автор |
Издательство |
Год выпуска |
Методические мероприятия
№ |
Тема мероприятия |
Дата проведения |
Что можно использовать в пед. деятельности |
Педагог /подпись/
К методическим мероприятиям относятся открытые занятия, различные мероприятия, заседания МК, ПС, семинары, конференции, курсы повышения квалификации и др.
Ежегодно педагоги сдают отчеты по работе над темой по самообразованию, согласно примерному плану:
Примерный план отчета по работе над темой самообразования
За ------------------- учебный год
Должность -----------------------------------------------------------------------
Ф.И.О.----------------------------------------------------------------------------------
Индивидуальная тема--------------------------------------------------------------
Год работы над темой------------------------------------------------------------
Деятельность по реализации темы-----------------------------------------
( Изучил литературу, познакомился с опытом работы такого-то педагога, посетил открытые занятия, заседания МК, семинары, выступил с докладом, подготовил дидактический материал, методические пособия, разработал программу и т.д.)
Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- доклада,
- реферата, - статьи в журнале,
- программы,
- дидактического материала,
- методического пособия,
- научно-методической работы.
Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны: выступления на МК, ПС; тренинг, мастер-класс, открытое занятие, практикум, методический и практический семинар. Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.
По окончании работы над темой самообразования сдается итоговый отчет:
Итоговый отчет по самообразованию
Педагог __________________________________________________________
Тема учреждения__________________________________________________
__________________________________________________________________
Индивидуальная тема______________________________________________
__________________________________________________________________
Срок и период работы над темой____________________________________
Цель самообразования по теме______________________________________
__________________________________________________________________
Задачи самообразования____________________________________________
__________________________________________________________________
Прошел обучение на курсах повышения квалификации________________
__________________________________________________________________
Изучена литература________________________________________________
Посещено открытых занятий, заседаний МО, семинаров и других мероприятий ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Проведено открытых занятий, мероприятий _________________________
__________________________________________________________________
Наработанный материал____________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Форма представления материалов___________________________________
Педагог /подпись/
Примерные темы самообразования
для педагогов
1. Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной образовательной программе.....
2. Развитие коммуникативных навыков воспитанников на занятиях в (мастерской, клубе, секции...), как средства успешной социализации личности.
3. Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования научно-технической направленности (либо другой направленности) посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
4. Информационные технологии в изучении дополнительной образовательной программы ....., как средство повышения мотивации воспитанников.
5. Дифференцированный подход в обучении игре в настольный теннис (либо в рамках дополнительной образовательной программы эколого-биологической направленности и т.п.).
6.Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной образовательной программе…
7. Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе...
8. Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе художественно-эстетической направленности (либо другой направленности).
9. Создание условий для развития физически одаренных учащихся через использование личностно-ориентированных подходов в дополнительном образовании.
10. Развитие скоростно-силовых способностей обучающихся посредством личностно-ориентированного подхода.
11. Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников изостудии (художественной мастерской).
12. Эффективные технологии, методы и приёмы осуществления личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе по дополнительной образовательной программе...
13. Создание условий для развития технического мышления обучающихся на занятиях в технической мастерской через личностно-ориентирован-ные подходы в обучении.
14. Дифференцированное обучение на занятиях в радиотехнической (авиамодельной, судомодельной...) мастерской как один из способов развития интеллектуальных способностей воспитанников среднего и старшего возраста.
15. Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе... посредством современных педагогических технологий (методов, методик).
16. Организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников в рамках дополнительной образовательной программы...
17. Нестандартные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования...
18. Использование метода проблемного обучения для повышения эффективности учебного процесса по дополнительной образовательной программе...
19. Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности.
20. Создание условий для развития одаренных детей через вовлечение в проектную деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.