От греч. sistema — составленное из частей, соединенное.
Это не просто совокупность множества единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно-следственных связей, a единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции, которая и возможна лишь благодаря структуре
из большого числа взаимосвязанных и
взаимодействующих друг с другом элементов.
Система
ЭЛЕМЕНТЫ
СВЯЗИ
ЦЕЛОЕ
1) она имеет сложный состав (состоит из элементов, компонентов, составляющих);
2) эти элементы находятся в закономерных структурных (т.е. устойчивых) связях и взаимозависимостях друг с другом;
3) системе присуща целостность, единство как относительная автономность, выделенность, независимость от окружающей среды.
Выделить входящие в нее элементы, составляющие, компоненты (которые, в свою очередь, могут быть системными объектами).
Определить структуру их взаимосвязей и взаимозависимостей внутри системы (а также структурные связи системы как целого с элементами внешней для нее среды, т.е. функции системы).
Выделить системообразующий элемент (в воспитательных системах, как правило, это цель), несущий на себе основную функциональную нагрузку системы, объединяющий систему в целое.
Воспитательная система — это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка.
Наряду с понятиями «система» и «воспитательная система» в «терминологическую составляющую» системного подхода входят и такие понятия, как:
— системность — отличительная особенность сложно организованных объектов (систем) природной и социальной действительности, выражающаяся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов;
— компонент — это какая-либо часть системы, вступающая в определенные отношения с другими, ее частями;
— элемент — минимальная единица системы, которую в ее рамках можно считать неделимой;
— структура— это способ установления устойчивых связей и отношений между элементами системы в процессе их взаимодействия и интеграции;
— связь — наличие взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь;
— системообразующий фактор — это существенное обстоятельство, создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы.
Принцип целостности.
Раскрывая содержание положения о целостности, исследователи обращают внимание на следующие аспекты:
система состоит из определенной совокупности компонентов (элементов, подсистем), взаимосвязь и взаимодействие которых обусловливают целостность системного образования;
целостность характеризуется наличием у системы интегративных качеств, не присущих отдельным ее частям;
систему можно представить
целостным образованием только тогда,
когда она обоснованно, учитывая объективно
действующие связи и отношения,
выделяется исследователем или практиком
из окружающей среды.
Принцип коммуникативности (связи). Ученые не без основания утверждают, что познать систему означает прежде всего изучить ее коммуникации — внутренние и внешние связи. Можно выделить семь групп связи.
1) связи взаимодействия объектов, их сторон и свойств;
2) связи порождения, имеющие и другое наименование —
генетические;
3) связи преобразования;
4) связи строения, которые нередко называют структурными;
5) связи функционирования;
6) связи развития, которые вызывают существенные изменения
в строении объекта и формах его жизни;
7) связи управления.
Принцип структурности.
Благодаря устойчивости структур обеспечивается целостность системы, упорядоченность взаимодействия ее компонентов. Наряду с устойчивостью структура обладает и такими как подвижность; изменчивость. Именно с этими свойствами структуры многие ученые связывают возможности преобразования системы и появления у нее нового интегративного (системного) качества.
Принцип управляемости и целенаправленности.
Цель обусловливает состав компонентов системы, их свойства и взаимосвязи. Правильный выбор целевых ориентиров — одно из главных условий успешного становления воспитательной системы и дальнейшего ее развития. При разработке целей руководителям и педагогам необходимо помнить о требованиях, предъявляемых к целевым ориентирам процесса воспитания. Они должны быть:
а) направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов;
б) сопряжены с интересами и ценностными установками государства и общества, соответствовать особенностям учебного заведения и условиям его жизнедеятельности;
в) трудными, но реально достижимыми;
г) конкретными, обладать временной определенностью, финансовыми и другими ресурсами для их реализации;
д) обеспечены кадровыми, материальными, финансовыми и другими ресурсами для их достижения;
е) гибкими, т.е. обладать при необходимости способностью к корректировке;
ж) диагностичными.
Принцип развития.
Развитие системы определяется в науке как процесс количественных и качественных изменений, обусловливающий формирование ее нового интегративного свойства и переход с одного уровня целостности.
Каждая система проходит в своем развитии 4 этапа:
возникновение;
становление;
период зрелости;
преобразование.
В тот или иной период своего развития
всякая система заключает в себе остатки
прошлого, настоящее, составляющее ее
качественную специфику, и ростки будущего.
Системный анализ — это комплекс взаимосвязанных приемов и процедур исследования и конструирования сложных и сверхсложных объектов и процессов.
основные компоненты системного анализа:
1) морфологическим анализ, позволяющий выяснить, из каких элементов состоит система, что они собой представляют, каков их набор;
2) структурный анализ, способствующий выяснению внутренней организации системы, определению характера связей элементов, выявлению системообразующих связей и отношений;
3) функциональный анализ, направленный на раскрытие функция системы в целом я ее отдельных компонентов, на изучение механизма функционирования целостного организма системы и ее основных частей,
4) генетический (исторический) анализ, позволяющий исследовать зарождение, становление, дальнейшее развитие и преобразование системы.
Воспитание – это творческий процесс, при котором педагоги, учащиеся и их родители целенаправленно воздействуют на ребенка для улучшения освоения им социальных и культурных ценностей, развития и самореализации личности.
Стадии развития воспитательной системы
Этап установления Работа над задачей воспитания всесторонне-развитой личности; установление взаимосвязей с социумом. Разработка модели воспитательной системы, программ воспитательной деятельности, определение концептуальных положений и диагностических средств мониторинга за результатами развития личности учащихся и формированием общешкольного и классных коллективов, развитие ученического самоуправления.
Этап стабильного развития Реализация модельных представлений о воспитательной системе, направленной на создание в школе и социуме благоприятных условий для обучения, воспитания достойного гражданина своей страны. Апробация и использование в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов обучения и воспитания школьников, социальной и психологической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей; осуществление педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов, проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов.
Воспитательная система в школе
определенные задачи, для решения которых создается специальная система
деятельность, обеспечивающая успешное решение этих задач
субъекты, организующие и участвующие в этой деятельности
отношения, возникающие во время данной деятельности
интеграция субъектов в социуме; непосредственная среда, в которой развиваются субъекты
управление, которое интегрирует компоненты в систему и развивает ее
Воспитательная система школы сугубо индивидуальна, она создается в каждом учреждении образования и не может быть привнесена из одного в другое. Она зависит от многих факторов, присущих тому или иному учебному заведению.
К ним относятся следующие:
задачи и идеи, ради которых создавалась школа;
воспитательный потенциал коллектива учителей и
руководства;
тип учебного заведения (профессиональная направленность);
материальная база для воспитания подрастающего поколения;
социальный заказ родительского коллектива; особенности среды, из которой в большинстве своем выходят учащиеся.
Основными задачами воспитательной деятельности школы являются:
• Повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.
• Рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления.
• Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания.
• Дальнейшее воспитание стремления у учащихся к здоровому образу жизни, создание условий для сохранения и укрепления здорового образа жизни.
• Внедрение разнообразных форм внеурочной работы. Подготовка к самостоятельной жизни и труду в сельском хозяйстве
Решение поставленных задач реализуется через основные составляющие целенаправленной воспитательной деятельности, к которым относятся:
— внеурочная учебная деятельность (олимпиады, конкурсы, интеллектуальный игры, организация научно-исследовательской деятельности, элективные курсы);
— внеучебная развивающая деятельность (экскурсии, турпоходы и т.п.);
— внутриклассная жизнь, способствующая творческому развитию каждого, формированию классного коллектива и его традиций, создающая возможность интересной жизни для каждого ученика;
— организация традиционных общешкольных дел, способствующих формированию общешкольного коллектива (линейки Первого и Последнего звонка, День самоуправления, День школьника, Новогодний праздник, военно-патриотическая игра «Зарница», родительская конференция , туризм);
— организация взаимоотношений в классном и школьном коллективах, развитие общественной активности учащихся, организация сотрудничества и сотворчества педагогического, ученического и родительского коллективов;
— целенаправленная воспитательная деятельность в первую очередь классного руководителя, содержанием которой являются нравственное формирование личности, ее коррекция в случае необходимости, социализация личности, повышение уровня воспитанности ученика; эта деятельность основана прежде всего на индивидуальном подходе к каждому воспитаннику.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.