"Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубеж-ных стран"
Оценка 4.8

"Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубеж-ных стран"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
психологическая работа +1
Взрослым
01.05.2017
"Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубеж-ных стран"
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казах-стан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы обра-зования к новой социально-экономической среде. Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым была поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конку-рентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в до-стижении этой цели. Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частно-сти, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным от-дачам для экономики и общества. Существует множество доказательств, связывающих образование и экономический рост: об-зор международных исследований в макро- и микроэкономике свидетельствует о том, что существу-ет тесная связь между образованием, доходом и производительностью. При этом отмечается большая отдача при инвестициях на более раннем этапе обучения; исследования подтверждают важное зна-чение инвестиций в развитие образования. Помимо экономических выгод образование создает другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала - общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего воз-раста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальней-шего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модерни-зация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества. Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан образован-ная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и со-циально-культурное процветание страны.Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казах-стан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы обра-зования к новой социально-экономической среде. Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым была поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конку-рентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в до-стижении этой цели. Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частно-сти, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным от-дачам для экономики и общества. Существует множество доказательств, связывающих образование и экономический рост: об-зор международных исследований в макро- и микроэкономике свидетельствует о том, что существу-ет тесная связь между образованием, доходом и производительностью. При этом отмечается большая отдача при инвестициях на более раннем этапе обучения; исследования подтверждают важное зна-чение инвестиций в развитие образования. Помимо экономических выгод образование создает другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала - общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего воз-раста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальней-шего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модерни-зация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества. Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан образован-ная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и со-циально-культурное процветание страны.
Рефлексивный отчет по проведенной серии последовательных уроков.docx

 

Рефлексивный отчёт по проведению серии последовательных уроков

 

Приобретать познания недостаточно ещё для человека,

надо уметь отдавать их в рост.

И. Гёте

 

На тренингах, которые проводились в школе, я и мои коллеги получили общие сведения о Программе: «Основная задача Программы – помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. По этой причине современные подходы в преподавании и обучении рассматриваются во взаимосвязи с действующей практикой учителя и профессионально-педагоги­ческим контекстом». (Руководство для учителя стр.101). Вся Программа дифференцирована на семь модулей, которые функционируют в процессе обучения в тесной взаимосвязи.

Золотухина Т.Ю. познакомила меня и моих коллег с ключевыми моментами Программы, и нам предстояло внедрить все семь модулей в свою практику, «продемонстрировать понимание концептуальных основ семи модулей в контексте своей практической деятельности посредством включения их в планирование серии последовательных уроков» (Руководство для учителя.-Астана,2012.-с.202). Первой мыслью стал вопрос - в каком классе и по какому именно предмету я буду проводить серию последовательных уроков, учитывая то, что я ещё не работала, осознанно используя семь модулей Программы на своих уроках, а также то, что дети не знакомы с особенностями проведения уроков по новым технологиям, так как многие учителя (в том числе и я) проводят уроки в традиционной форме, мало используют ИКТ на своих уроках, не достаточно используют или вообще не используют групповую форму работы, в общем, ведут уроки по старинке, по давно отработанной схеме. Но пересматривать все эти позиции, конечно, нужно, так как мы живём в XXI веке – веке технологий, которые следует использовать себе же во благо, ведь их применение так облегчает нашу трудоёмкую и кропотливую работу.  Нам, учителям, необходимо меняться, иначе мы просто-напросто будем скучны детям, они потеряют всяческий интерес к нашим предметам и школе вообще, не будет никакой мотивации, и процесс обучения сведётся к скучному отсиживанию за партой 45 минут и неосознанной писанине в тетрадях только потому, что надо…

Я преподаю русский язык и литературу в шестых классах. После обдумывания и консультирования с коллегами я остановилась на предмете русский язык. С выбором класса было проще – я выбрала 6 «В» класс, где учатся дети, которые, в основном, с интересом воспринимают все новое.    

Когда выбор класса и предмета был сделан, мне предстояло составить среднесрочный план серии последовательных уроков. Составить его оказалось не так-то просто, ведь требования к нему оказались высокими. В отличие от традиционного календарного плана в среднесрочном необходимо было указать не только тему, цели и задачи урока, но ещё и форму работы, используемые ресурсы и ожидаемые результаты и тд. В нем также обязательно должны быть указаны стратегии использования семи модулей Кембриджской Программы (новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание обучения и оценивание для обучения, использование ИКТ в преподавании и обучении, обучение талантливых и одарённых учеников, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, управление и лидерство в обучении).

При составлении среднесрочного плана у меня возникли трудности, в разрешении которых мне помогли консультации с более опытными коллегами.

Совершенно новой для меня стала и форма поурочных планов – краткосрочный план. Составлять его нужно было в виде таблицы, прежде всего, разграничивая свою деятельность и деятельность учеников, а также указать применение модулей Программы на различных этапах урока, формы оценивания и используемые ресурсы. И здесь вновь не обошлось без помощи коллег.

В среднесрочном планирование были указаны мной четыре темы:

1.      Степени сравнения качественных прилагательных.

2.      Правописание НЕ с прилагательными.

3.      Правописание Н и НН в прилагательных.

4.      Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

 

После составления среднесрочного плана я должна была реализовать все запланированное на практике. Все мы знаем, что писать, планировать, ставить перед собой цели (теория) – это одно, а проводить уроки (практика) – это совсем другое.

Вообще, трудностей было много. Чтобы все их преодолеть, мне нужно было полностью изменить взгляд на свою работу. За годы работы в школе я привыкла проводить уроки традиционно, хотя я, конечно, использую элементы разных методик, обязательно использую ИКТ, использую, как оказалось, и элементы всех семи модулей Программы, но все же, преимущественно, я проводила все свои уроки в стандартной традиционной форме.

 Итак, первый этап моей работы – теоретический – был завершён – класс и предмет выбран, уроки намечены, среднесрочный план для этих уроков составлен, краткосрочные планы набросаны. Теперь дело за практикой.

Думаю, в начале пути самым сложным моментом было создание коллаборативной среды: детям очень не нравилось работать в группе с теми, с кем они не дружат, я пробовала различные способы деления учеников по группам: деление было с использованием пазла, с помощью слов-синонимов, вытягивали номерки, использовала игру «Домики, жители, землетрясение». Но все равно чувствовалось, что кого-то в группе притесняли. В целом, ребята восприняли деление по группам с удовольствием и интересом, но в процессе я видела, что одни ученики не могли высказать своё мнение, другие, наоборот, были слишком активны. Также я столкнулась с тем, что дети не умели слушать друг друга, постоянно перебивали. После проведения и подробного анализа двух пробных уроков, я уже знала, на каких моментах следует заострить внимание. При планировании последующих уроков, я стала уже продумывать мельчайшие детали, тщательно планировала все этапы, которые могут повлиять на качество урока.

23 января был проведён первый из серии последовательных урок на тему «Степени сравнения качественных прилагательных».  На этом уроке я поделила ребят на группы с помощью разрезанных картинок - пазлов. Такое деление дети восприняли с удовольствием. Пока они собирали пазлы и рассаживались за столы, звучала весёлая музыка. Как только дети расселись, последовала проверка домашнего задания в виде опроса по пройденной теме. Затем – подготовка к восприятию новой темы в виде словарной работы. Среди слов, которые нужно было написать, встречались прилагательные в форме различных степеней сравнения, они послужили материалом для языкового наблюдения. Традиционно я сама объявляла тему и цели урока. Однако, согласно нормам технологии критического мышления, определение темы, цели и задач урока возлагается на самих учеников. С этой целью я воспользовалась приёмом «Сократовы вопросы». Учащимся это было интересно, поскольку они осознали свою значимость, выступили в роли учителя, хотя и им, и мне было очень сложно. Им – определить тему (кстати говоря, совершенно новую для них), а мне подтолкнуть их к этому. Но общими усилиями мы все-таки справились.

Определив, как звучит тема урока, ребята принялись за самостоятельное изучение данной темы (на каждом столе для каждой группы был приготовлен раздаточный материал) и выполнение заданий по этой теме. Затем последовала физминутка. После неё каждая группа подготовила кластер с последующей защитой и оцениваем.

Особой проблемой стала нехватка времени. Также беспокоили меня шум в классе, пустые обсуждения в группах, нежелание ребят выслушивать друг друга, проблемы в оценивании (оценивали смайлами).

Рефлексия на этом уроке была проведена по стратегии «Телеграмма». Затем на разноцветных стикерах ребята написали своё мнение об уроке. И, конечно же, традиционное объяснение домашнего задания.

24 января был проведён второй урок на тему «Правописание НЕ с прилагательными». Начиная его, я объяснила детям, что класс - это единое целое, и что они должны слушать и слышать друг друга. Мы разработали свои правила работы в группах, которые помогли бы работать, сотрудничая друг с другом. Конечно, не могу сказать, что после этого все хорошо пошло, хотя результаты уже были.

Деление на группы прошло с помощью игры «Домики, жители, землетрясение». Далее последовала проверка домашнего задания и словарная работа в роли подготовки к восприятию новой темы. Слова для данной словарной работы начинались с НЕ, и нужно было раскрыть скобки – написать слитно или раздельно, поэтому ученики на этот раз без труда догадались, как звучит тема урока. Также особой трудности не составило для них и определение целей урока. Далее последовала групповая работа по изучению и закреплению темы, подготовка постеров, защита работы групп и оценивание выступлений. Затем последовала физминутка, закрепление темы в виде теста (с последующей взаимопроверкой). Рефлексия была проведена в виде беседы, также ученикам предложено было написать на стикерах своё мнение о прошедшем уроке, что они с удовольствием и сделали. Последним этапом урока было объяснение домашнего задания. К сожалению, во времени мы вновь не уложились.

Урок на тему «Правописание Н и НН в прилагательных» был проведён 26 января. В этот раз на группы делились с помощью слов-синонимов. Далее последовала проверка домашнего задания с помощью метода «Броундовское движение». Это был блиц – опрос.  Затем учащиеся, уже с лёгкостью, определили тему и цели урока, проанализировав подготовленный языковой материал, составили опорные конспекты по правилу. Далее последовала взаимопроверка (сравнение с правилом из учебника) и взаимооценивание, вызвавшее некоторые затруднения, так как опорные конспекты по своей форме отличались от правила, учащимся было сложновато объективно оценить эту работу. Физминутка пришлась очень кстати – положительные эмоции в этот момент нужны были всем. На следующем этапе группы получили задания – работа с текстом, со словарём, составление кластера с последующей защитой. Оценивание смайликами вызывало восторг у учеников, поэтому мы вновь использовали его. Также я просила некоторых прокомментировать свою оценку. На этапе рефлексии дети сами выбирали стикеры, на которых им хотелось высказать своё мнение об уроке и с удовольствием клеили их на дерево. Заключительным моментом стало объяснение домашнего задания. На этом уроке ситуация с нехваткой времени, к сожалению, опять повторилась.

Последний урок был проведён 30 января. Тема урока «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных» вызвала трудности у учеников (данная тема очень сложная). Поделились на группы с помощью номерков. Для развития коммуникативных навыков и сплочённости внутри команды была проведена игра «Шарики». «Ромашка Блума» помогла в проверке домашнего задания. Определение темы и постановка целей прошли в процессе словарной работы (мне очень понравился этот способ подачи материала для определения темы). Работая в группах, ученики самостоятельно изучили новый материал (раздаточный + правило из учебника). Этот этап был затруднителен. Многие не могли самостоятельно понять всю суть темы, на помощь пришли одноклассники, понявшие данную тему. Они доступно, на своём уровне объяснили тем, кто не понял. Для закрепления было выполнено упражнение с последующей самопроверкой и самооцениванием (правильные ответы и критерии оценивания были выведены на интерактивную доску). Также с помощью интерактивной доски была проведена физминутка. Затем группы получили задания, выполнили их, выступили с защитой, оценили друг друга. Далее последовала рефлексия, заполнение листов самооценки, украшение дерева разноцветными стикерами. И завершающий этап – объяснение домашнего задания, который опять прошёл уже после звонка.      

Изучая рефлексию после каждого проведённого урока, я пришла к выводу, что все-таки достигла многих целей, которые ставила для себя изначально. Конечно, на первых порах было не все так хорошо, как мне бы хотелось: часто я направляла учеников, так как не все понимали, чего я от них хочу, ведь они не привыкли к такой форме работы на уроке. Я задавала ученикам наводящие вопросы, иногда получая совсем неожиданный ответ. Я постоянно торопила детей с ответами, не дослушивая ответ до конца, по привычке отвечала сама. Но, я думаю, это связано с тем, что времени было мало. У меня ни разу не получилось уложиться в 45 минут, я нервничала на уроках, торопилась сама, торопила детей.

Другим отрицательным моментом стал шум в классе. Даже после совместного составления с учениками правил работы в группе, шум во время обсуждения в группах меня волновал очень сильно, так как я привыкла к относительной тишине на уроках. Постоянно я напоминала ученикам, что правила работы в группе мы разработали не просто так, их необходимо придерживаться для установления в классе атмосферы взаимоуважения и сотрудничества.

Особую трудность вызывала подготовка к урокам. Очень много времени уходило на подбор заданий, дополнительного материала, выбор формы рефлексии, также приходилось подбирать новые способы деления на группы, искать различные разминки. Хотелось, чтобы каждый урок был особенными, не повторялось одно и то же. Для обратной связи я также старалась подобрать различные виды самооценивания с учётом возрастных особенностей учащихся. Дети с большим удовольствием приступали к рефлексии урока, указывая те моменты, которые особенно понравились, или моменты, которые доставили сложности. Для меня эта работа имела особую ценность, поскольку изучая обратную связь с детьми, я могла увидеть свои ошибки и исправить их в дальнейших уроках.

Хочется отметить некоторых учеников, которые мне очень помогали во время уроков – Шамшиддинова Алина, Набокова Полина, Нам Вилина. Стоит особо выделить Алину, она очень помогла при проведении всех четырёх уроков. Алина помогала слабоуспевающим во время урока, следила, чтобы все были вовлечены в работу. Так, например, с её помощью Вагнер Влад – спокойный и молчаливый мальчик, стал принимать участие в обсуждении, активно предлагать свои идеи. Песоцкий Саша, который предпочитает всегда отсиживаться в сторонке, наконец-то показал себя – предлагал свои идеи при составлении постеров и таблиц, активно доказывал свою точку зрения.

В процессе подготовки и проведения серии последовательных уроков я научилась создавать коллаборативную среду, смогла активизировать мыслительную деятельность учащихся, научилась создавать группы, использовать различные формы обучения. А также изменилось и моё отношение к уроку вообще. Я поняла, что на уроке нужно больше свободы действия давать ученикам. Ещё я научилась использовать различные формы бесед, научилась подбирать материал, исходя из того, что ученики должны сами выводить тему, цель и задачи урока. Стала использовать диалоговую форму общения в классе, а не только монолог, как было у меня прежде, обсуждать идеи с учениками. Некоторые дети перестали бояться высказывать собственное мнение, научились рефлексировать, и это им очень понравилось. В основном, они писали, что им очень нравится и что, если бы все уроки проходили в таком формате, они бы охотно шли на те уроки, на которые в данный момент им не хочется идти.

Я считаю, все это говорит о том, что я, в принципе, успешно справилась с задачей по внедрению в свою практику Программы Кембриджа.

В будущем я планирую не останавливаться на достигнутом, буду совершенствоваться, продолжая использовать все те навыки, которые были получены мною в ходе подготовки и проведения серии последовательных уроков, буду продолжать внедрять в свою работу все семь модулей Программы, так как это способствует интеллектуальному развитию учеников, формированию у них навыков обучения тому, как обучаться, что, в конечном результате, подготовит их для выхода в «большую жизнь».

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

1.Руководство для учителя. Образовательная программа профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах. «Рефлексия в практике».

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рефлексивный отчёт по проведению серии последовательных уроков

Рефлексивный отчёт по проведению серии последовательных уроков

В среднесрочном планирование были указаны мной четыре темы: 1

В среднесрочном планирование были указаны мной четыре темы: 1

Рефлексия на этом уроке была проведена по стратегии «Телеграмма»

Рефлексия на этом уроке была проведена по стратегии «Телеграмма»

Я задавала ученикам наводящие вопросы, иногда получая совсем неожиданный ответ

Я задавала ученикам наводящие вопросы, иногда получая совсем неожиданный ответ

Использованная литература: 1

Использованная литература: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017