Система работы классного руководителя по гармонизации межличностных, в том числе межнациональных отношений в молодёжной среде
Оценка 4.6
Семинары
docx
воспитательная работа
Взрослым
17.04.2018
Основными условиями воспитания в нашем техникуме, являются организация гармоничного образа жизни, налаживание межличностных отношений в студенческом коллективе, исключение насилия, принуждения, обеспечение для молодых людей чувства безопасности, защищённости через осознание своей принадлежности к определённой группе, семье, друзьям, нации. Педагоги создают в нашем учреждении условия для гармоничного развития личности, самовыражения , помогают студенту осознать себя частью большого мира людей, где у него есть свое место, свои права и обязанности. Студент, познавая сложный мир человеческих взаимоотношений, учится сотрудничать со сверстниками, делиться положительными эмоциями. В нашем техникуме есть студенты других национальностей
межлич.отн.docx
Красникова Н.Б.
Система работы классного руководителя по гармонизации межличностных, в том
числе межнациональных отношений в молодёжной среде
Основными условиями воспитания в нашем техникуме, являются организация гармоничного
образа жизни, налаживание межличностных отношений в студенческом коллективе, исключение
насилия, принуждения, обеспечение для молодых людей чувства безопасности, защищённости
через осознание своей принадлежности к определённой группе, семье, друзьям, нации. Педагоги
создают в нашем учреждении условия для гармоничного развития личности, самовыражения ,
помогают студенту осознать себя частью большого мира людей, где у него есть свое место, свои
права и обязанности. Студент, познавая сложный мир человеческих взаимоотношений, учится
сотрудничать со сверстниками, делиться положительными эмоциями. В нашем техникуме есть
студенты других национальностей. В моей группе учится одна нерусская студентка, никакой
дискриминации по этому поводу она не испытывает.
Рано или поздно ребенок оказывается среди сверстников, поэтому ему приходится опытным
путём изучать межличностные отношения в коллективе и учиться зарабатывать себе авторитет.
Некоторые дети совершенно спокойно адаптируются в любом новом обществе: сколько ни пере
води их из школы в школу, сколько ни отправляй в детские лагеря, везде у них толпы приятелей
и друзей. Но, к сожалению, далеко не всем детям дан от природы такой дар общения. Многие
дети испытывают трудности в процессе адаптации, а порой и оказываются в роли мишени для
выхода агрессии со стороны сверстников.
Если РЕБЕНОК НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В КОЛЛЕКТИВ
Достаточно завестись в группе одному, скажем так, вредному ребенку – и нездоровая
атмосфера травли обеспечена. Такие дети испытывают потребность самоутверждаться за счет
других: когото обижать и унижать, настраивать одних детей против других (типа «Против кого
дружить будем?») и т. д. В результате страдают самые уязвимые, доброжелательные, не привык
шие к направленному против них насилию, дети. Среди них может оказаться любой ребенок,
поэтому при поступлении детей в новый коллектив, первое время следует быть педагогам
начеку.
Если вы чувствуете, что в группе у ребенка могут быть проблемы со сверстниками, лучше
заранее провести с ним работу и рассказать, объяснить ребенку, чтобы он встретил сложные
ситуации во всеоружии и вышел из них с достоинством. Однако, зачастую, и мы это
неоднократно видели, что
1. Конфликты неизбежны
В жизни интересы людей неминуемо сталкиваются, поэтому нужно спокойно и философски
относиться к возникающим между ними спорам, стараясь прийти к взаимовыгодному согласию.
Со своей стороны студенту нужно по возможности не нарываться на конфликт (не быть
назойливым, не ябедничать и не жадничать, не хвастаться и не задаваться).
2. Понравиться всем невозможно
Как говорил Остап Бендер: «Я не червонец, чтобы всем нравиться». Внушите ребенку, что его
необязательно должны все любить и не стоит пытаться всем непременно понравиться. Тем более недопустимо заискивать перед более авторитетными детьми и пытаться завоевать их уважение с
помощью подарков, уступок и «подлизывания».
3. Всегда защищаться!
Ребенок должен знать, что агрессии нельзя безропотно уступать: если его обозвали или стукну
ли, надо отреагировать, ответить. Христианская позиция непротивления «если тебя ударили по
щеке – подставь другую» в детском коллективе неминуемо обрекает ребенка на травлю.
4. Сохранять нейтралитет
Идеальный вариант – иметь со всеми ровные отношения. Поэтому лучше всего не поддерживать
бойкоты и не становиться на чьюто сторону в спорах. Необязательно делать это
демонстративно: можно найти благовидный предлог («мне надо на занятия», «я не вправе вме
шиваться в дела других).
Что должен знать учитель:
Как правило, если у студента действительно не ладится контакт со сверстниками, одними бесе
дами тут не обойдешься, и мы педагоги должны еще на начальном этапе, как ребенок
поступил в коллектив, предпринять все возможные меры, чтобы он вписался в социум.
Необходимо наладить контакт между учителем и родителем, рассказать о проблемах своего
воспитанника и сделать его своим союзником.
сделайте так, чтобы ребенок внешне не очень выделялся среди других.
если у ребенка нестандартная внешность, необходимо подготовить его морально к «нападкам»
со стороны окружающих: необходимо детям объяснить, что некрасивых детей, людей нет,
что они не виноваты, в том, что у них имеются какие – то дефекты (
зрение, глухота, хромота…) и что родителей не выбирают.
если ребенок страдает нерешительностью и не умеет быстро реагировать в сложных ситуациях,
можно с ним побеседовать и рассказать, как нужно себя вести, («у тебя отбирают вещи»,
«тебя дразнят» и т. п.) и разработать тактику поведения, и в этой ситуации классный
руководитель должен стать на защиту такого ребенка.
Существует мнение, что «ДЕТИ САМИ РАЗБЕРУТСЯ» и взрослым не следует
вмешиваться в дела детей: якобы ребенок должен сам научиться решать свои проблемы. Это
справедливо далеко не для всех ситуаций. Вопервых, ребенок должен всегда чувствовать вашу
моральную поддержку. Вовторых, вам же будет спокойнее, если у него войдет в привычку
делиться с вами своими переживаниями. Даже если вы не станете лично вмешиваться в какую
либо сложную ситуацию, вы сможете подсказать ребенку, как ему поступить.
Зачастую мы слышим такие слова: «Я СВОЕГО РЕБЕНКА В ОБИДУ НЕ ДАМ»
Что делать, если ребенка обидели сверстники и вам известно, кто это сделал? Казалось бы,
самый простой путь – пойти и восстановить справедливость: самому наказать обидчиков.
Ребенок узнает об этом и получит моральное удовлетворение. «Я хороший, они плохие». Только
вот принесет ли такая тактика пользу? Не лучше ли попытаться решить проблему в корне: объяснить ребенку, что он может сделать для того, чтобы подобная ситуация не повторилась.
Тогда в следующий раз он уже сможет самостоятельно справиться с обидчиками.
Если такая проблема возникает в семье, то родителям мальчиков всегда хочется, чтобы их
дети были «настоящими пацанами» и могли постоять за себя с помощью кулаков. Можно и
нужно отдать мальчика в спортивную секцию, чтобы он изучил боевые приемы, но надо
объяснить ему: он изучает их вовсе не для того, чтобы всякий раз использовать. Приемы
самообороны могут дать ребенку уверенность в себе, но параллельно с этим вы должны научить
его решать конфликты конструктивными способами, оставляя кулачные аргументы на крайний
случай.
Какие же дети больше всего страдают?
Дети с нестандартной внешностью
• слишком толстые (или слишком худые)
• маленького или слишком высокого роста
• дети в очках (особенно в корректирующих – с одним закрытым глазом)
• рыжие
• чересчур кудрявые
дети, имеющие неприятные для окружающих привычки
• постоянно шмыгающие носом (или ковыряющие в носу)
• неопрятно одетые, с грязными волосами
• дети, которые чавкают за едой, разговаривают с набитым ртом …
Дети, неадекватные в общении
• слишком назойливые и болтливые
• слишком робкие и застенчивые
• легко ранимые и обидчивые
• нытики
• хвастуны
• вруны
Дети, выделяющиеся из коллектива
• дети, одетые подчеркнуто лучше других
• любимчики учителей (а также дети, которых не любят учителя)
• ябеды и плаксы
• маменькины сынки
• слишком заумные («не от мира сего»)
ВИДЫ АГРЕССИИ И СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ
Есть несколько основных типов межличностных отношений в детском коллективе:
Игнорирование
На ребенка не обращают внимания, как будто его нет. Его не учитывают при какихлибо
распределениях ролей, ребенок никому не интересен. Ребенок не знает телефонов
одногруппников, никто не зовет его в гости. Он ничего не рассказывает о техникуме.
Что делать родителям?
Поговорить с классным руководителем, попытаться самому наладить контакт с детьми (свести
их со своим ребенком)
Пассивное неприятие Ребенка не принимают в игру, отказываются сесть с ним за одну парту, не хотят быть с ним в
одной спортивной команде. Ребенок неохотно идет в техникум, приходит с занятий в плохом
настроении.
Что делать родителям?
Проанализировать причины (почему ребенка не принимают) и постараться ликвидировать их.
Действовать через учителей.
Активное неприятие
Дети демонстративно не желают общаться с ребенком, не учитывают его мнения, не слушают, не
скрывают презрительного отношения. Иногда ребенок вдруг резко отказывается идти в учебное
заведение, часто плачет без причины.
Что делать родителям?
Перевести ребенка в другую группу (или в другую школу). Поговорить с учителями. Обратиться
к психологу.
Травля
Постоянные насмешки, студента дразнят и обзывают, толкают и бьют, отнимают и портят вещи,
запугивают. У ребенка появляются синяки и ссадины, часто «пропадают» вещи и деньги.
Что делать родителям?
Срочно перевести ребенка в другое учебное заведение! Отдать его в кружок, где он сможет
максимально проявить свои способности и быть на высоте. Обратиться к психологу.
Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения, по мнению 3. Т.
Гасанова, включает ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах
человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях;
формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта
культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высо
конравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.
Для развития культуры межнациональных отношений важное значение имеет кросс
культурная грамотность, которая проявляется в способности сопереживать, чувствовать и
понимать проблемы других людей, уважать и принимать культуру другого народа.
Основным принципом в общении между людьми должны стать терпимость, причем
терпимость не пассивная, а активная, когда люди настойчиво ищут не то, что их разъединяет, а
то, что объединяет.
Людям свойственны разные воззрения и интересы (социальные, экономические, национальные,
вероисповедные). В этой связи терпимость (толерантность) становится основой цивилизованных
отношений между людьми.
Основой толерантности является признание права на отличие. Оно проявляется в принятии
другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что
не разделяешь; в понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой
национальности и веры.
В то же время терпимость вовсе не означает безразличия к любым взглядам и действиям.
Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства,
ущемлением интересов и прав человека. Если невозможно сразу и однозначно оценить, что
лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к
инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.
Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также
необходимо воспитывать у молодого поколения. Согласно ст. 14 Конституции РФ наше
государство — светское, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной. В другой статье (28й) говорится, что «каждому гарантируется свобода
совести вероисповедания». Однако следует заметить, что не все религиозные объединения заслуживают толерантного
отношения, особенно когда речь идет о религиозных культах экстремистской направленности.
Работа классного руководителя содействует гармонизации межличностных, в том числе
межнациональных отношений в молодежной среде. За время обучения в группе 1528БУХ были
проведены следующие классные часы соответствующей тематики: «Давайте познакомимся»,
«Искусство общения. Способность к прощению», «Искусство общения. Толерантность», «День
народного единства. История праздника», «Если мы едины – мы непобедимы!», «Культура
межнационального общения», «Мы вместе против терроризма и экстремизма», «Что значит быть
хорошей дочерью?», «Учимся решать конфликты», «Толерантность – дорога к миру» и другие; а
также организованы внеурочные мероприятия: «Празднование Нового года и Рождества в
разных странах», «Такое трудное слово – толерантность + презентация ко дню толерантности»,
«Вирус сквернословия», «Лирично о романтичном», в этом году приняли участие в фестивале
студенческого творчества «Все различны все равны!», посетили массовые мероприятия:
«Веревочный курс», видеолекторий «День всенародного единства», «Проводы русской зимы»,
«А нука девушки!», несли вахту памяти у вечного огня и т.д. Ежегодно проводятся
мероприятия ко дню рождения города Арзамаса (рассматривается история развития города в
аспекте многонациональности ), проводятся инструктажи по противодействию экстремизму и
этносепаратизму (Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114ФЗ «О противодействиях
экстремистской деятельности»), беседы на тему: «Конституция РФ – основной закон нашей
жизни», дискуссии на темы « Ценностные ориентиры молодых»,
« Терроризм – зло против человечества», « Национальность без границ», посещаются выставки в
библиотеке «Уроки истории России – путь к толерантности»; « Мир без насилия»;
« Литература и искусство народов России». В группе организуется работа психолога:
ежегодная диагностика личностного роста, уровня воспитанности, на 1 курсе диагностируются
индивидуальные особенности студентов и даются рекомендации по работе с детьми всех типов
темперамента, определяется тип личности, на 1 и 2 курсах диагностируется уровень
тревожности, уровень агрессии, проводятся практикумы «Группа глазами каждого», «Шаги
навстречу» и тренинги: «Толерантность – путь к миру», тренинг коммуникативных навыков,
групповая работа «Рука помощи – это просто» и другие, проводится индивидуальная работа
психолога со студентами попавшими в сложную жизненную ситуацию, коррекционные занятия со
студентами группы риска. На родительских собраниях проводятся тематические беседы
«Доверительные отношения с детьми», «Умение решать конфликты», «Интернетриски»,
« Деструктивные организации», «Профилактика правонарушений и преступлений» и другие.
Студенты с интересом смотрят тематические телепередачи «Компьютер друг или враг», «День
народного единства», «Твори добро на всей земле», «Международный день борьбы с
терроризмом», «Международный день мира» и т.д.
На основе диагностики индивидуальных особенностей студентов можно сделать вывод, что
большинство студентов группы неконфликтные и коммуникабельные. В результате исследования
нравственных отношений студентов группы 1528БУХ выяснилось, что они сформированы у
53% студентов, у 47% прослеживается тенденция к их формированию. Безнравственных нет. У
81% студенток средний уровень агрессивности, у 19% низкий. У большинства студентов
устойчиво позитивное отношение к семье, труду, к человеку другому, у половины студентов
устойчиво позитивное отношение к миру, культуре, к своему телесному «я». Однако отношение
к отечеству, земле, знаниям, человеку такому, человеку иному, к внутреннему миру, духовному
«я» у большинства студентов ситуативно положительное. В текущем учебном году нужно
продолжить работу по формированию нравственных отношений, толерантности, над личностным
ростом студенток. Устойчивоположительное отношение к культуре отмечается у половины
студентов, у остальных ситуативно положительное отношение к культуре. Также планирую уделить особое внимание профилактике интернетрисков: распространение экстремистской
идеологии через интернет, привлечение молодёжи к участию в несакционированных митингах,
провоцирование массовых драк, суицид, вовлечение молодёжи в финансовые махинации.
Таким образом, диагностика позволяет увидеть результаты воспитательного процесса,
недостатки воспитания и скорректировать работу классного руководителя по гармонизации
межличностных, в том числе межнациональных отношений в молодёжной среде.
Система работы классного руководителя по гармонизации межличностных, в том числе межнациональных отношений в молодёжной среде
Система работы классного руководителя по гармонизации межличностных, в том числе межнациональных отношений в молодёжной среде
Система работы классного руководителя по гармонизации межличностных, в том числе межнациональных отношений в молодёжной среде
Система работы классного руководителя по гармонизации межличностных, в том числе межнациональных отношений в молодёжной среде
Система работы классного руководителя по гармонизации межличностных, в том числе межнациональных отношений в молодёжной среде
Система работы классного руководителя по гармонизации межличностных, в том числе межнациональных отношений в молодёжной среде
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.