Система работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи
Оценка 4.9
Игры
docx
русский язык
Детсад
02.03.2018
В предложенном материале обосновывается актуальность проблемы развития связной речи в дошкольном возрасте и использования сюжетно-ролевых игр в данном процессе. Материал представлен в виде таблицы, которая включает следующие разделы: тема игры, игровые роли, цель, речевые задачи и пути их достижения. Система работы предназначена для педагогов дошкольного образования.
Игра в развитии связной речи.docx
Система работы по организации сюжетноролевых игр
для детей среднего дошкольного возраста,
направленных на развитие связной речи
Обоснование актуальности:
Целью данной системы работы организации сюжетноролевых игр,
направленных на развитие связной речи, является повышение качества жизни
детей среднего дошкольного возраста и уровня их речевого развития на
основе комплексного изучения и внедрения современных подходов к игровой
деятельности в практику работы с детьми.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны,
речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается
под влиянием развития речи.
У детей средней группы детского сада появляются коллективные игры,
что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и
содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть
определенная закономерность: от игр на бытовые темы (примерно 50—70%
творческих ролевых игр детей младшего возраста составляют именно эти
игры) к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в
которых отображаются различные общественные события и явления.
Руководство играми детей средней группы проявляется в обогащении
содержания игр, возникающих в группе, в формировании умения
организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры,
поддерживать в игре дружелюбные отношения. Для решения этих задач
необходимо в основном использовать косвенные приемы руководства:
обогащать знания детей в связи с темой возникшей игры.
У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр
на разные темы. В таких случаях надо сначала помочь детям расширить
знания для одной – двух игр, а затем постепенно переходит к углублению
содержания других.
Необходимо также использовать разнообразные приемы формирования
у детей умения организовать совместные игры. Проявляя интерес к играм детей и задавая отдельным группкам вопросы, можно постепенно приучить
детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять
роли. При этом используются короткие разговоры с детьми о содержании
предстоящей игры, о распределении ролей в ней, что помогает детям
справедливо распределить роли, направляет внимание детей на подбор
игрушек и т. д.
Планируя данную систему работы, пришли к выводу, что использование
сюжетноролевых игр может повысить эффективность процесса
формирования связной речи за счет пополнения и активизации словаря детей
среднего дошкольного возраста, на основе углублений знаний о ближайшем
окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях,
выходящих за рамки привычного окружения. Использование подобного рода
игр помогает вводить в словарь детей существительные, обозначающие
профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия.
Кроме того, необходимость взаимодействовать в игре, выполнять свою
роль, договариваться, развивать сюжет стимулирует связность речи,
активизирует использование развернутых предложений и объединение их в
связный текст.
Тема
игры
«Семья»
Игровые
роли
Цель
Речевые
задачи
Мама, папа,
младенец, сестра,
брат, бабушка,
дедушка, дядя,
тетя, соседи,
гости – взрослые
и дети.
Развитие интереса
в игре.
Формирование
положительных
взаимоотношений
между детьми.
Обогащение знаний
детей о труде взрослых;
активизация словаря.
Развитие речевых
навыков, умения вести
диалог.
Формирование навыков
связной
монологической речи в
процессе поздравлений.
Активизировать словарь
детей по теме.
«Банный день
и большая
Мама, папа,
дети.
Развитие интереса
в игре. стирка»
«Автобус.
Троллейбус»
Водитель,
кондуктор,
контролер,
милиционер
регулировщик,
пассажиры.
Формирование
положительных
взаимоотношений
между детьми.
Воспитание у
детей любви к
чистоте и
опрятности,
заботливого
отношения к
младшим;
уважения к труду
прачки,
бережного
отношения к
чистым вещам.
Закрепление
знаний и умений о
труде водителя и
кондуктора, на
основе которых
дети смогут
развить
сюжетную,
творческую игру.
Знакомство с
правилами
поведения в
автобусе.
Формирование
положительных
взаимоотношений
между детьми.
Воспитание у
детей уважения к
труду водителя и
кондуктора.
«Шоферы» Шоферы,
механики,
бензозаправщики,
диспетчер, врач.
Закрепление
знаний и умений о
труде шофера, на
основе которых
Формировать умение
договариваться,
согласовывать свои
действия с действиями
партнеров.
Обеспечивать речевое
сопровождение ролевых
взаимодействий и
взаимоотношений.
Закреплять правила
культуры общения,
вежливые формы речи;
активизировать их
самостоятельное
использование по мере
необходимости.
Развитие социального
поведения, навыков
правильного общения в
транспорте.
Формировать умение
изменять свое ролевое
поведение в
соответствии с разными
ролями партнеров,
менять игровую роль и
обозначать словами
свою новую роль для
партнеров в процессе
развертывания игры.
Учить поддерживать
беседу,
совершенствовать
диалогическую речь.
Воспитывать речевую
культуру поведения в
общественном
транспорте.
Расширение словарного
запаса детей.
Активизация ролевого
диалога. ребята смогут
развить
сюжетную,
творческую игру.
Развитие интереса
в игре.
Формирование
положительных
взаимоотношений
между детьми.
Воспитание у
детей уважения к
труду шофера.
Развитие интереса
в игре.
Формирование
положительных
взаимоотношений
между детьми.
Воспитание у
детей уважения к
труду работников
флота.
Ознакомление с
трудом взрослых
в продуктовом,
овощном,
книжном
магазине, в
супермаркете
и т.д. Развитие
интереса в игре.
Формирование
положительных
взаимоотношений
между детьми.
Повторить с детьми
правила дорожного
движения, повторить
названия видов
транспорта, профессий.
Повторить правила
поведения в
общественном
транспорте, в
общественных
местах и на улице;
закреплять вежливые
формы речи и
формировать навыки
правильного их
использования.
Учить детей
договариваться в
процессе распределения
ролей
и действовать согласно
принятой на себя роли,
выражая ее словесно.
Формировать
доброжелательные
отношения между
детьми и выражать их
соответствующими
формами речи.
Активизировать
словарь словами:
деньги, продавец,
продавец - кассир,
кредитная карта,
ценник,
покупатель, товар.
Приучать детей
распределять роли
и действовать
согласно принятой
на себя роли,
формировать
связную речь в
«Путешествие
по реке»
«Магазин»
Капитан,
матросы,
рулевой,
врач,
повар,
официанты,
продавцы,
пассажиры.
Продавцы,
кассир,
покупатели,
заведующая
магазином,
шофер. Воспитание у
детей уважения к
труду взрослых.
«Летчики»
Первый и второй
пилоты (летчики),
стюардессы
(бортпроводники)
техники,
бензозаправщики,
пассажиры –
мамы, папы, дети,
бабушки,
дедушки,
работники
аэропорта,
кассир,
буфетчица,
продавцы
аптечного и
газетного
киосков.
Закрепление
представлений
детей о труде
взрослых в
аэропорту и на
аэродроме.
Развитие интереса
в игре.
Формирование
положительных
взаимоотношений
между детьми.
Воспитание у
детей уважения к
труду летчика и
наземных
авиационных
служб.
«Рыбаки»
Рыбаки.
Закрепление
представлений
детей о рыбной
процессе развития
сюжета.
Подводить детей к
самостоятельному
созданию игровых
замыслов и
словесному их
обозначению.
Обогащать
социально -
игровой опыт
детей (учить
правильным
речевым формам
взаимоотношений
в игре).
Активизировать словарь
детей по теме.
Способствовать
возникновению
ролевого диалога.
Обучать детей
договариваться при
распределении ролей;
подбирать по
назначению атрибуты,
игрушки и
обосновывать свой
выбор. Учить
использовать в речи
специальную
терминологию,
речевые обороты.
Формировать способы
взаимоотношений:
проявлять дружелюбие,
взаимопомощь,
внимание, культуру
общения в
общественных местах.
Развивать речевое
общение в процессе
игры. ловле. Развитие
интереса в игре.
Формирование
положительных
взаимоотношений
между детьми.
Закрепление
представлений
детей о театре.
Развитие интереса
в игре.
Формирование
положительных
взаимоотношений
между детьми.
Обогащать словарный
запас детей.
Подводить детей к
самостоятельному
созданию новых
игровых замыслов
и словесному их
обозначению.
Активизировать словарь
детей по теме.
Способствовать
возникновению
ролевого диалога.
Формировать
культуру поведения в
общественных местах,
употребление в речи
вежливых слов.
«Театр»
Кассир,
билетер,
водитель
автобуса,
буфетчик,
гардеробщик,
артисты.
Система работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи
Система работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи
Система работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи
Система работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи
Система работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи
Система работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.