Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Оценка 4.6

Система уроков по М. Горькому в 7 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
14.01.2017
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Публикация является частью публикации:
GOR`KIJ 4 yrok.doc
«Первый человек из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране», ­лучших людей ее». Цели: выяснить  роль квартиранта Хорошее Дело в жизни Алеши; выявить веру писателя в творческие силы народа и его будущее; обобщить изученный материал.                                            Ход урока: 1УС: актуализация опорных знаний: ­ На прошлом уроке мы с вами говорили о «ярком, здоровом и творческом» в  жизни Алеши. Мы с вами говорили, о том, что на формирование личности  Алеши, как на доброго и справедливого человека несомненно повлияли как  бабушка, так и Цыганок. Мальчику нравились бабушкины сказки, потому что  в них всегда добро побеждало зло. Ему нравились забавы и игры Цыганка,  потому что они были добрыми и веселыми, а сам Цыганок напоминал  любимых героев бабушкиных сказок. Алеша ненавидел жестоких и злых  людей. Они вызывали у него отвращение. Он тянулся ко всему хорошему в  жизни и ненавидел все плохое и злое. Но, после пожара Алешу подвергли новые испытания: нищета и улица, на  которой он постоянно дрался с мальчишками, которые, как и домочадцы,  были очень жестокими; «дед неожиданно продал дом кабатчику, купив  другой...весь дом был тесно набит невиданными мною людьми». Но вот  именно здесь Алеша и знакомиться с Хорошим Делом, который тоже сыграл  колоссальную роль в жизни Алеши. ­Вашим домашним заданием было письменно подготовить ответ на вопрос:  Какое впечатление произвел на вас Хорошее Дело? Но перед тем как вы  выскажите свое мнение, давайте вспомним: ­ Из чего складывается впечатление о человеке? (внешность, разговор,  поведение, поступки, отношения) ­Давайте запишем основные «составляющие», ориентируясь на которые  можно характеризовать человека, свои впечатления о нем:         1) впечатления от внешности от человека и обстановки, которой он себя  окружает;         2) впечатления от поступков человека;         3) впечатления от его отношения к людям;         4)впечатления от высказываний человека. ­Теперь один/два человека прочитают свои домашние ответы и  проанализируют в соответствии с выделенными компонентами. (Выставление  оценок). 3УС: Анализ дружбу Алеши с Хорошим Делом ­ А каким человеком казался Хорошее Дело Алеше? Какое впечатление он  произвел на мальчика?  ­ Как вы думаете, кто такой Хорошее Дело? (Читается отрывок, в котором говорится о его таинственной и непонятной деятельности. Выясняется,  что он интеллигент, ученый, что комнату свою он превратил в  лабораторию, а по профессии явно химик).  ­Посмотрим, каков же Хорошее Дело в работе; что потрясло Алешу в этом  человеке? (то, что он работал необычно. Алеша мог часами за ним  наблюдать). ­Представьте себе, часами! Как же нужно было работать, чтобы так увлечь  юного наблюдателя? Давайте зачитаем отрывки: «С утра до вечера он, в  рыжей кожаной куртке...»; «Я сидел долго­долго...» ­Итак, увлеченность делом ­ одна из самых замечательных черт постояльца.  Почему Алеша подружился с Хорошим Делом и что ценил в этой дружбе? (Алешу трогает чуткое внимание Х. Д. к бабушкиным историям,  напоминающие отношение самого мальчика, хотя он и не понимает до  конца слез квартиранта, вызванных восторженными отношением к  талантливости русского народа, гордость от сознания, что такие люди,  как бабушка, живут на русской земле. Привлекают мальчика простота Х.  Д., его деликатность, скромность, умение уважать человека, радоваться  красоте природы, а главное, его вдумчивое отношение ко всему, желание  разобраться в сущности каждого явления).   Что в отношении взрослых к нему вызывало особенное возмущение Алеши?  (бабушка его боится, называет «чернокнижником», а дедушка говорит  «ты богу враг и людям опасный») ­Как вы думаете, почему дед так говорит о Х. Д.? Кого в России правящие  классы считали опасными? (революционеров) ­ Но Х. Д. совсем не революционер, он самый обычный простой человек,  который считает своим долгом бороться со злом, которое есть на земле.  ­Перечитаем сцену прощания Алеши с Х. Д.  И раскроем какие чувства  переживали и мальчик, и взрослый человек в это время. (Каждый из них  страдает по­своему. Алеше не только больно расставаться с человеком,  который стал необходим ему «и во дни горьких обид, и в часы радостей».  Ему стыдно перед ним, как и перед Григорием Ивановичем, за бездушное  отношение окружающих. Он еще не находит слов, не знает, как выразить  свою любовь и свое горе этому человеку, поэтому только дергает его за  рукав и слезы льются из глаз. Не просто и Х. Д. расставаться с  мальчиком, в котором он, одинокий, непонятый, нашел родственную,  чуткую, привязчивую душу. Не случайно и у него «слезы текут из­под мутных очков», а говорит он практически шепотом. Но Х. Д. находит в  себе силы, чтобы утешить Алешу и ласково проститься со всеми, кто так незаслуженно его обидел). ­Объясните, как вы понимаете слова: «Так кончилась моя дружба с первым  человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране ­ лучших людей ее». Вывод: Мы с вами разобрали дружбу взрослого человека и ребенка, отметим,  что, будь сам Алеша менее чутким, он не только никогда не понял бы  Хорошего Дела, но и не нашел бы пути к его сердцу. Дружба «с одним из.  лучших людей» оказала огромное влияние на Алешу и свидетельствовала о  том, что сам мальчик был незаурядной личностью, вызвавшей интерес  большого человека. Хорошее Дело прощает людям их презрительное  отношение к себе, видя, что оно идет от темноты, невежества, непонимания  того, что человек может не заботиться о собственном благополучии, а,  наоборот, в ущерб ему бескорыстно служить человеку. И подводя итог, нужно отметить, что в лице Алеши торжествует мысль Горького о неискоренимости  и превосходстве в изображенной им жизни положительного начала, лучшего,  что есть в народе.  3УС:Обобщение изученного материала ­Ну вот мы закачиваем изучение повести М.Горького «Детство». Эту часть урока я хочу назвать  «Все начинается с детства». ­ Как вы считаете, почему я взяла такое название? (Именно от того с кем и как пройдет детство, будет зависеть дальнейшая  судьба человека. Нам сегодня предстоит обобщить весь изученный материал, посмотреть, как различные чувства, люди, обстоятельства повлияли на  формирование характера Алеши Пешкова.) ­Повесть носит автобиографический характер. Давайте еще раз вспомним,  какую повесть мы называем – автобиографической?      (писатель яркими красками сумел показать моменты своего взросления,  рассказать о том, что ему довелось пережить в своей жизни.      Человек рождается чистым безгрешным существом, а шагая по Земле,  встречаясь с разными людьми, как губка, впитывает все то хорошее, а подчас и плохое, что его окружает.) ­ Как и под влиянием кого, чего шло формирование нравственного мира Алеши? Подберите синонимы к слову нравственный (высоконравственный,  благонравный, добронравный, целомудренный, честный, моральный) Положительное влияние (родители, бабушка, дед, Григорий Иванович,  Цыганок, Хорошее Дело, книги, улица); Отрицательное влияние (неумное племя, улица.) ­ Чему учили каждый из них? ­ Какие черты характера приобрел Алексей под их влиянием?  ­ Не только хорошее встретилось на жизненном пути главного героя. Расскажите о «толстом жирном слое скотской дряни», сквозь который все­таки пробились  ростки доброго, человечного. (Рассказы учащихся о неумном племени, улице) ­ Какие черты характера отличают этих людей? (Эгоизм, жестокость, ложь, несправедливость, унижение других). ­ Какой художественный прием использовал автор, сопоставляя этих героев?  Почему? (Прием контраста, противопоставления) ­ Каким же вырос Алеша? ­ Почему он не хотел называться Кашириным? ( Алексей впитал то лучшее, что несли бабушка, дед, Цыганок, Хорошее Дело, Григорий Иванович, книги. Научился доброте, умению видеть мир не только  жестоким, но и красивым. Главное – он научился видеть добро и зло,  понимать людей, жалеть их. И в дальнейшем сумел выстоять перед всеми  обстоятельствами, которые другого бы загнали в угол, но не Алексея.) ­ Итак, мы рассмотрели, кто и каким образом повлиял на формирование  характера Алексея. Какой вывод мы можем сделать?  (Ддобрых людей на свете больше. Доброта спасет мир! Спешите делать  добро!) ­ Какими же лучшими чертами должен обладать высоконравственный человек?   Каким он должен быть? Ответы учащихся ­А теперь хотелось бы обратить ваше внимание на мастерство Горького, на то,  что помогло вам увидеть героев такими яркими, запоминающимися. Талант  писателя проявляется в использовании им художественных средств. Каких?  Докажите мастерство М.Горького.  Роль портрета;  Речевой характеристики;  Художественных деталей;  Сравнения Основной художественный прием – контраст ­ Какие сцены, на ваш взгляд, наиболее важны в понимании того или иного  образа? (Знакомство с семьей Кашириных, ссора во время обеда, история с  наперстком, наказание Алеши, знакомство с Цыганком, праздничные вечера,  смерть Цыганка, пожар, нищета, знакомство с улицей, дружба с Хорошим  Делом) ­ Как вы думаете, есть ли в Алеше черты, позволяющие верить, что из этого  мальчика может вырасти человек с большим сердцем? Вывод: Таковы были первые уроки суровой жизни, полученные Алешей в доме  Кашириных. Но, простые русские люди, умные, добрые, интересные, талантливые, укрепляли в Алеше благородные и светлые черты его личности:  правдивость и смелость, доброту и чуткость, стремление к знаниям, волю и  трудолюбие (тринадцатая глава), которые получили дальнейшее развитие во  время скитаний «в людях»  Вы сумели выделить наиболее важные, существенные  черты в характере героев, смогли по достоинству оценить их и мастерство  М.Горького.    И хотелось бы, чтобы и в жизни вы смогли увидеть это доброе, человеческое, прекрасное, сами бы росли честными, гуманными.

Система уроков по М. Горькому в 7 классе

Система уроков по М. Горькому в 7 классе

Система уроков по М. Горькому в 7 классе

Система уроков по М. Горькому в 7 классе

Система уроков по М. Горькому в 7 классе

Система уроков по М. Горькому в 7 классе

Система уроков по М. Горькому в 7 классе

Система уроков по М. Горькому в 7 классе

Система уроков по М. Горькому в 7 классе

Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017