Системно-деятельностный подход как основа формирования и развития проектно-исследовательских умений обучающихся на уроках информатики
Оценка 4.7

Системно-деятельностный подход как основа формирования и развития проектно-исследовательских умений обучающихся на уроках информатики

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
информатика
5 кл
06.01.2017
Системно-деятельностный подход  как основа формирования и развития  проектно-исследовательских умений обучающихся  на уроках информатики
Ключевым элементом учебной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода является учебная задача, тесно связанная с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит обучающегося к овладению новыми способами действия. Принятие учебной задачи «для себя», ее самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности. Одним из удачных примеров применения системно-деятельностного подхода можно считать проектную деятельность. В ходе проектно деятельности обучающихся необходимо знакомить как с теоретическими, так и с эмпирическими методами исследования. Необходимо помочь определить все способы и возможности, ведущие к достижению цели, определить общепринятые и нестандартные, оценить эффективность каждого способа. Кроме того, следует уделить внимание формированию у учащихся навыков оформления проектных работ. В гимназии каждый учащийся пятого класса вовлечен в проектную деятельность на уроках информатики при изучении среды объектно-ориентированного программирования Scratch, которая позволяет создавать собственные анимированные и интерактивные истории. Значительная часть времени отводится на разработку исследовательского проекта «Создание компьютерной игры». При его выполнении происходит обучение теории (типы проектов, методология и этапы проектной деятельности), технологии выполнения проектной работы, презентации результатов работы над проектом.
СДП_Кобелева.doc

 

 

 

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия №1» г. Кирово-Чепецка

 

 

 

 

 

 

 

Системно-деятельностный подход

как основа формирования и развития

проектно-исследовательских умений обучающихся

на уроках информатики

 

 

 

 

Фамилию, имя, отчество автора(авторов): Кобелева Галина Александровна

Должность автора (авторов): учитель информатики

Контактный телефон: 89536913128

Адрес электронной почты: galina2812k@mail.ru  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017

 

 

 

Введение....................................................................................................................................... 3

Проектная деятельность как пример реализации системно-деятельностного подхода............................................................................................. 4

Формирование и развитие проектно-исследовательских умений учащихся на уроках информатики......................................................................... 5

Выбор инструментария для разработки проекта и его содержания................................... 5

Задачи, решаемые при разработке проекта............................................................................. 6

Организация работы в рамках проектной деятельности на уроках информатики........ 8

Оценивание работы и образовательные результаты.............................................................. 12

Заключение.............................................................................................................................. 22

Список литературы............................................................................................................ 23

Приложение..................................................................................................................................... 24

 

Введение

В каждом человеке заложено стремление к познанию мира и самого себя. Современный учитель осознает необходимость дать возможность обучающимся, интересующимся наукой, техникой, искусством, проявить себя, реализовать свои планы, раскрыть способности, сделать открытие. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает  воспитание и развитие качеств личности, ориентацию на результаты образования, признание решающей роли содержания образования. Учитель выстраивает свою деятельность с учетом возрастных, психолого-физиологических особенностей обучающихся, их образовательными потребностями и интересами, реализуя тем самым индивидуальный подход в обучении.

При реализации системно-деятельностного подхода на всех уровнях организации образования должны соблюдаться следующие условия:

·  основные предметные понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями;

·  способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;

·  присвоение способов и средств действия обеспечивается через разнообразие организационных форм работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся,   познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Именно педагог задает формы и условия деятельности и тем самым формирует у обучающихся внутреннюю мотивацию решения проблем, проведения исследований, разработки проектов.

Развитие ученика происходит в процессе учебной деятельности. Понятие учебной деятельности часто понимается упрощенно: если ребенок рассказывает наизусть стихи или термины – это учебная деятельность, если пишет – это тоже учебная деятельность, решает задачу – и это учебная деятельность. Везде учебная деятельность, но часто прогнозируемые результаты не соответствуют реальным. Методологической основой стандарта нового поколения является развивающее обучение, и в этой парадигме учебная деятельность предстает прежде всего как деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике.

Ключевым элементом учебной деятельности является учебная задача, тесно связанная с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит обучающегося к овладению новыми способами действия. При этом следует помнить, что учебная задача не должна формулироваться, как способ действия (сама задача и способ деятельности описываются разными словами). Принятие учебной задачи «для себя», ее самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъект деятельности. Только через способ действия мы строим работу с детьми и именно таким образом раскрываем предметные понятия. Если нет детских действий, то нет и  деятельностного подхода.

Проектная деятельность как пример реализации системно-деятельностного подхода

Одним из примеров применения системно-деятельностного подхода можно считать проектную деятельность. При выборе темы проекта следует учитывать, что она должна быть актуальна (для самого ребенка, класса, школы, города), иметь возможность для исследования в школьных условиях. Тема обязательно должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся — это касается не столько выбора самой темы проекта, сколько уровня её подачи, отбора материала для изучения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на разных этапах и уровнях обучения.

В ходе проектной деятельности обучающиеся знакомятся как с теоретическими, так и с эмпирическими методами исследования. Необходимо помочь определить все способы и возможности, ведущие к достижению цели, определить общепринятые и нестандартные, оценить эффективность каждого способа. Кроме того, следует уделить внимание формированию у обучающихся навыков оформления проектных работ.

Формирование и развитие проектно-исследовательских умений учащихся на уроках информатики

Выбор инструментария для разработки проекта и его содержания

Остановимся на формировании проектно-исследовательских умений на уроках информатики в рамках системно-деятельностного подхода. В гимназии каждый обучающийся пятого класса вовлечен в проектную деятельность при изучении среды объектно-ориентированного программирования Scratch, которая позволяет создавать собственные анимированные и интерактивные истории. Начальный уровень программирования в данной среде несложен и доступен, тем не менее, эта программа предоставляет пользователю разнообразные средства работы с мультимедиа ресурсами.

Значительная часть времени отводится на  разработку проекта «Создание компьютерной игры». Игры могут быть развлекательными и обучающими;  разных жанров и для разных возрастов. При выполнении проекта происходит обучение теории (типы проектов, методология, этапы проектной деятельности), технологии выполнения проектной работы, презентации результатов работы над проектом.

Также данный проект может стать хорошим ресурсом для реализации межпредмтеных связей. Обучающийся не ограничен в выборе темы своей игры, и если он интересуется биологией, литературой, иностранным языком, то появляется возможность совместить интересующую его область с информатикой. В результате проектным продуктом будет предметная игра (Приложение 1), которую можно использовать на уроках и студиях по выбранному предмету. В гимназии межпредметную связь реализована, например, в предметах информатика и французский язык. Обучающимися созданы игры разных типов, которые можно использовать на уроках французского языка в 6 классе (второй иностранный язык, первый год обучения) (Приложение 1).

Задачи, решаемые при разработке проекта

Если обратиться к рабочей программе по информатике в 5-6 классах, то в ней заложены темы «Информация вокруг нас», «Информационные технологии», «Информационное моделирование», «Алгоритмы и исполнители». Наша идея состоит в том, что часть часов, отводимых на изучение этих тем, используется для работы над проектом. То есть мы не просто изучаем графический редактор и рисуем отдельные картинки для того, чтобы изучить инструменты, но обучающиеся  понимают, что графический редактор – это полезный инструмент, с помощью которого создаются и редактируются герои, декорации, фоны. Не просто изучаем алгоритмы: линейный, циклический, условный и выполняем отдельные не связанные между собой задания. Перед учениками стоит учебная задача – создать игру, и для её реализации требуется самостоятельно определить, какой алгоритм для каждого конкретного объекта написать, чтобы получить тот результат, который был задуман. Обучающиеся погружаются в ситуацию, где самостоятельное освоение предметного понятия «алгоритм» и его применение в учебной деятельности необходимо для решения поставленной задачи: самостоятельно разработать компьютерную игру.

Обучающиеся знают, что такое компьютерные игры, но они сталкивались с ними только как пользователи. При разработке проекта в 5 классе на уроках информатики ученики принимают новую роль — разработчик компьютерной игры — которая предъявляет новые требования к уровню владения компьютером. У пятиклассников наблюдается высокая мотивация к данному виду деятельности, так как они активно интересуются играми и сейчас   получают возможность самостоятельно воплотить в жизнь идеи своих компьютерных игр.

При этом учитель решает следующие задачи:

1.      Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества через воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

2.      Переход к стратегии социального проектирования через использование комплекса инновационных образовательных технологий (технологии развивающего обучения, личностно-ориентированного образования, информационно-коммуникационные, проектной деятельности).

3.      Использование разнообразных организационных форм обучения и воспитания для  формирования универсальных учебных действий на основе средств и методов информатики и ИКТ (овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты);

4.      Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

5.      Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья обучающихся через  соблюдение требований к организации компьютерного рабочего места, требований безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ,  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации, в том числе при работе в сети интернет;

6.      Духовно-нравственное развитие и гражданское воспитание обучающихся через разработку социально-значимых проектов (игра может быть предназначена для конкретного заказчика).

7.      Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования через пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм».

Организация работы в рамках проектной деятельности на уроках информатики

На подготовительном этапе работы над проектом обучающиеся определяют цель, задачи проекта, предполагаемый продукт; проводят анкетирование с целью определения, какие типы игр наиболее интересны и востребованы, определяют целевую аудиторию своей игры и её тип, пишут сценарий игры.

В ходе практического этапа каждый ученик непосредственно на компьютере рисует и программирует свою игру. На данном этапе не используются готовые образцы алгоритмов, так как один и тот же результат можно получить разными способами. Каждый ученик самостоятельно или с помощью учителя или в групповом обсуждении  находит эти способы, оценивает их, выбирает наиболее рациональные, знакомится на практике с типами алгоритмов, особенностями их работы. Присвоение способов и средств действия обеспечивается через самостоятельный поиск информации, метод проб и ошибок, работу в группах, консультации, помощь одноклассникам, поиск примеров игр в сообществе  Scratch и адаптация их под свои цели.

Ведущими формами организации учебной деятельности  при этом являются групповая и индивидуальная, а сопутствующими парная и фронтальная, что помогает осуществлять системно-деятельностный подход в обучении.

Основными методами являются постановка и решение учебно-исследовательских, проектных задач, частично-поисковый метод.

При организации работы используются принципы развивающего обучения:

·    ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям;

·    развитие компонентов учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль и оценка;

·    в центре находится ребёнок, как субъект своей деятельности;

·    преподавание ведется на высоком уровне сложности (алгоритмы игры на даются в готовом, явном виде, каждый обучающийся продумывает и разрабатывает алгоритмы непосредственно для той игры, которую он сам придумал);

·    учебное сотрудничество: умение оценивать работу другого, дать совет, рекомендации.

В рамках системно-деятельностного подхода у обучающихся формируются  и развиваются универсальные учебные действия – познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные. Определим виды деятельности, направленные на формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий:

·      Анализ понятий («модель», «алгоритм»).

·      Классификация (в том числе, подбор критериев для классификации).

·      Установление причинно-следственных связей и построение логических и алгоритмических конструкций (логика компьютерной игры, сценарий, построение алгоритмов).

·      Кодирование информации различными способами (составление программ).

·      Моделирование явлений и процессов.

·      Преобразование одной формы кодирования информации в другую.

·      Использование ИКТ-технологий.

На аналитическом этапе работы над проектом происходит самооценка и внешняя оценка игры. Определяются достоинства созданного проектного продукта и предлагаются пути его улучшения.

В ходе работы над проектом учащиеся ведут «Дневник проекта» (Приложение 2), в котором продумывают ход и определяют конкретные сроки работы над проектом, ставят цели и задачи, фиксируют результаты всех этапов (Приложение 3), проводят рефлексию, учатся писать рецензии. Каждый этап проекта оценивается учащимся и учителем. Оценка производится по разработанным критериям и отмечается в «Дневнике проекта». Результаты проектной деятельности и продукты проектов презентуются в конце учебного года на «Неделе науки в гимназии».

Таблица 1. Поурочная организация работы над проектом

Месяц

(урок)

Мероприятие

Деятельность обучающихся

Отчетность

(страницы «Дневника проекта»)

Январь

(1 урок)

Погружение в ПД

Организационный этап

1) Работа с информационными источниками, справочным материалом

2) Типы проектов. Определение типа своего проекта

3) Таблица самооценки

4) Карта понятий

5) Планирование работы

с. 3 (Введение)

с. 5 (Справочный материал)

с. 7 (Какими бывают проекты)

с. 11 (Таблица самооценки, Карта понятий)

с. 10 (Подготовительный этап)

Январь

(2 урок)

Подготовительный этап

1) Определение методологии проекта

2) Заполнение «Карты моих проектов»

3) Этапы создания игры

4) Определение типа игры

с. 9 (Цель, задачи...)

с. 4 (Карта моих проектов)

с. 12 (Этапы создания игры)

Февраль

(3 урок)

Подготовительный   этап

1) Написание сценария игры

2) Создание на бумаге эскизов героев, фонов игры

 

с. 13 (Краткое описание игры)

с. 14 (Герои игры)

с. 15 (Сцены (фоны)

Февраль

(4 урок)

Подготовительный  этап

1) Разработка правил игры

2) Рефлексия подготовительного этапа, самооценка

с. 16 (Правила)

с. 17 (Рефлексия, самооценка)

Февраль

(5 урок)

Практический этап

1) Создание героев в среде программирования

 

с. 19 (Вопросы)

Февраль

(6 урок)

Практический этап

1) Создание сцен и переходов между ними в среде программирования

с. 19 (Вопросы)

Март

(7 урок)

Практический этап

1) Разработка и написание скриптов для каждого объекта и сцены

с. 19 (Вопросы)

Март

(8 урок)

Практический этап

1) Тестирование игры

2) Рефлексия практического этапа, самооценка

с. 19 (Вопросы)

с. 20 (Рефлексия)

Март

(9 урок)

Аналитический этап

Самооценка

Написание отзывов о проекте

с. 21 (Аналитический этап)

с. 22 (Отзыв о проекте)

 

Отметим виды деятельности, направленные на формирование и  развитие личностных и коммуникативных универсальных учебных действий:

  • Работа в группе, в паре.
  • Участие в дискуссиях, консультации.
  • Презентация проекта с последующими ответами на вопросы.
  • Постановка вопросов, включение в полилог.
  • Использование ИКТ-технологий.

На формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий направлены:

·         Постановка целей познавательной деятельности.

·         Самоконтроль и самооценка познавательной деятельности.

·         Выбор способов деятельности.

·         Принятие решения об учебном взаимодействии. 

·         Коррекция обнаруживаемых в процессе учения информационных пробелов.

·         Планирование содержания деятельности.

·         Организация индивидуального рабочего места.

·         Проектирование индивидуального образовательного маршрута

 

Оценивание деятельности обучающихся осуществляется на основе положения о внутришкольном контроле, плана учебно-воспитательной работы гимназии, графика промежуточной аттестации, содержания оценочных процедур (защита проекта).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (этапа проекта). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении 5 класса в форме презентации проекта.


Оценивание работы и образовательные результаты

 

В результате выполнения проекта формируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные образовательные результаты:

·         высокая учебная мотивация; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

·         интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам, самостоятельной разработки проектов и в жизни;

·         способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

·         готовность к самостоятельным действиям, принятию ответственности за их результаты;

·         способность к избирательному отношению к получаемой информации путем её критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

·         успешная самостоятельная реализация предметных проектов в 6 классе, социальных проектов в 7 классе, профориентационных проектов в 8 классе.

Предметные результаты изучения информатики:

·        развитие умений работать с учебным материалом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

·        развитие умений применять понятия (модель, алгоритм), способы, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием компьютера;

·        формирование информационной и алгоритмической культуры;

·        развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

·        формирование умений формализации и структурирования информации в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств;

·        формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Успеваемость в течение последних трех лет при применении данного подхода к обучению составляет 100%. Качество знаний возросло с 93% до 100%. Средний балл увеличился с 4,59 до 4,85. Пятиклассники успешно представляют свои проекты на открытой Неделе науки в гимназии, продукты проектов используются на уроках (информатика, французский язык). Обучающиеся — разработчики проектов — выступали на Гимназических академических чтениях, становились победителями и призерами городского конкурса исследовательских и проектных работ «Юный исследователь города Кирово-Чепецка»,  областного конкурса «Компьютер в школе», регионального конкурса им. Вернадского.

         Метапредметные образовательные результаты:

·         уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель»;

·         владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений, разработка алгоритмов;

·         владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

·         опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

·         владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

·         владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.


 

Таблица 2. Система оценивания в рамках проектной деятельности. Формируемые результаты

Этапы проекта

Деятельность обучающихся

Что и как оценивается.

Уровень выполнения требований ФГОС*

Образовательные результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Погружение в проектную деятельность.

Организационный этап

1) Работа с информационными источниками, предложенным справочным материалом

Понимание информации, умение её использовать. Обоснованный выбор методов работы над проектом из перечня, определение проектного продукта:

-    обучающийся затрудняется определить методы работы, проектный продукт – программный уровень, ниже базового;

-    верно определяет методы работы, проектный продукт, но не обосновывает свой выбор – программный, приемлемый;

-    верно определяет методы работы, проектный продукт и  обосновывает свой выбор – программный, повышенный.

Личностные результаты:

-     критическое оценивание информации;

Метапредметные результаты:

-   владение способами и методами работы с информацией;

Предметные результаты:

-   развитие умений работать с учебный материалом;

-   выполнение логических обоснований.

2) Определение типа своего проекта

Выбор типа проекта и обоснование выбора:

-   затрудняется  выбрать тип проекта — программный, ниже базового;

-   выбирает верно, но не обосновывает — программный, приемлемый;

-   выбирает и обосновывает — программный, повышенный.

Личностные результаты:

-    критическое оценивание информации;

Метапредметные результаты:

-    владение базовыми навыками исследовательской деятельности;

Предметные результаты:

-    развитие умений работать с учебным материалом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением терминологии.

3) Заполнение таблиц самооценки

 

Самооценка умения выполнять действия в среде программирования Scratch:

-   «не умею выполнять действие» — программный, ниже базового;

-   «сомневаюсь» — программный, приемлемый;

-   «умею» — программный, повышенный.

 

Умение отделить «умение» от «неумения».

В данной таблице также предложены действия, которые ученик не умеет совершать на данный момент, умеет ли он для себя отделить то, что знает и умеет от того, что пока еще не освоил.

Личностные результаты:

-   готовность к самостоятельным действиям

Метапредметные результаты:

-   целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и того, что требуется установить;

-   владение способами и методами освоение новых инструментальных средств и оценка своего умения;

Предметные результаты:

-   структурирование информации в соответствии с поставленной задачей;

-   развитие умений работать с учебным материалом.

4) Планирование работы по этапам

проекта

Построение хода работы:

-   выстроен нелогично – программный, ниже базового;

-   продуманы не все этапы – программный, приемлемый;

-   логичный ход работы – программный, повышенный.

 

Личностные результаты:

-   принятие ответственность за результат своей работы

Метапредметные результаты:

-   определение последовательности промежуточных целей и действий с учетом конечного результата;

-   разбиение задачи на подзадачи;

-   владение уровнями организации собственной учебной деятельности;

Предметные результаты:

-   формирование информационной и алгоритмической культуры.

Подготовительный этап

1) Определение методологии

Умение ставить цель, задачи, видеть проблему:

-    затрудняется сформулировать цель, задачи, выявить проблему – программный, ниже базового;

-   неточно формулирует цель, задачи, проблему – программный, приемлемый

-   грамотно формулирует цель, задачи, выявляет проблемы – программный, повышенный.

Личностные результаты:

-   способность сопоставить учебный материал с жизненным опытом

Метапредметные результаты:

-   постановка учебной задачи;

-    владение базовыми навыками исследовательской деятельности;

Предметные результаты:

-   развитие умений работать с учебным материалом (анализировать, точно выражать мысли).

2) Написание сценария игры

Умение изложить свои мысли и идеи в письменной речи (написание сценария игры):

-   краткое описание – программный, повышенный;

-   развернутое описание, уточняющие детали – продвинутый.

 

Умение предложить свои критерии для оценки игры к заданным.

-    предлагает дополнительный критерии – продвинутый уровень.

 

Определение наличия критериев из общего списка (предложенные и свои) в своем проекте на начало работы  (прогноз).

-    затрудняется определить – программный, ниже базового;

-    определяет – программный, приемлемый.

 

Контроль реализации критериев в проекте на аналитическом этапе (по факту)

-    не реализовал – программный, ниже базового;

-    частично реализовал - программный, приемлемый;

-    полностью реализовал – программный, повышенный.

Личностные результаты:

-   высокая учебная мотивация;

-   способность сопоставить учебный материал с жизненным опытом;

Метапредметные результаты:

-   самостоятельное достраивание недостающих компонентов;

-   прогнозирование;

-   установление причинно-следственных связей;

-   опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями);

Предметные результаты:

-   умение грамотно выражать свои мысли с применением терминологии;

-   развитие алгоритмического и логического мышления;

-   структурирование информации в соответствии с поставленной задачей.

 

 

 

3) Создание на бумаге эскизов героев, фонов игры

Умение зафиксировать свои идеи в текстовой или графической форме:

-    герои и фоны недостаточно проработаны – программный,

-    приемлемый;

-    герои и фоны хорошо проработаны – программный, повышенный;

-    герои и фоны детально проработаны, даны комментарии - продвинутый.

Личностные результаты:

-   способность к реализации творческого потенциала (развитие образного мышления);

Метапредметные результаты:

-   анализ объектов и ситуаций;

Предметные результаты:

-   развитие умений применять понятия («модель») для решения задач практического характера;

-   формализация информации в соответствии с поставленной задачей.

4) Разработка правил игры

Умение лаконично изложить инструкцию к игре в письменном виде

-    составляет инструкцию, но учитывает не все условия – программный, повышенный;

-    составляет полную инструкцию с учетом всех условий игры (начало, признак окончание игры, управление, уровни) – продвинутый.

Личностные результаты:

-   способность к реализации творческого потенциала (развитие логического мышления)

Метапредметные результаты:

-   анализ объектов и ситуаций;

-   установление причинно-следственных связей;

-   опыт принятия решений и управления объектами с помощью составления для них алгоритмов;

Предметные результаты:

-   формирование логического и алгоритмического мышления

-   формирование информационной и алгоритмической культуры.

Практический этап

1) Создание героев и сцен в среде программирования

 

 

Умение использовать графический редактор для рисования героев игры и сценарий

-    примитивный подход к созданию героев и сцен – программный, приемлемый;

-    «стандартный» подход к созданию героев и сцен – программный, повышенный;

-    творческий подход к созданию героев и сцен: применение стандартных инструментов графического редактора для создания оригинальных эффектов – продвинутый.

Личностные результаты:

-   способность к реализации творческого потенциала (развитие образного мышления);

Метапредметные результаты:

-   опыт принятия решений и управления объектами;

-   владение способами и методами освоение новых инструментальных средств и оценка своего умения;

Предметные результаты:

-   формирование навыков и умений безопасной и целесообразной работы с компьютерными программами и в сети интернет. 

2) Написание программного кода (скриптов)

Умение определить действия героев игры и написать каждому объекту свои скрипты:

-   скрипты примитивный, используются только линейные алгоритмы – программный, приемлемый;

-   в скриптах присутствуют разные алгоритмические конструкции – программный, повышенный;

-   скрипты содержат сочетание алгоритмических конструкций, выделены уровни игры – продвинутый.

Личностные результаты:

-   готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;

-   высокая учебная мотивация;

-   готовность к самостоятельным действиям, принятие ответственности за их результаты;

Метапредметные результаты:

-   построение логических цепочек рассуждений;

-   владение умениями информационно-логического характера (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, разработка алгоритмов);

-   владение умениями организации собственной учебной деятельности;

-   опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов;

-   проведение виртуальных экспериментов;

Предметные результаты:

-   развитие умений применять понятия («алгоритм») для решения задач практического характера;

-   формирование знаний об алгоритмических конструкциях и языке программирования;

-   формирование умений формализации и структурирования информации в соответствии с поставленной задачей с применением программных средств;

-   развитие умения составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя с использованием языка программирования.

3) Тестирование игры

Умение выявить ошибки в программе при тестировании и откорректировать их:

-   затрудняется при определении ошибок – программный, ниже базового;

-   находит только часть ошибок, затрудняется их исправить – программный приемлемый;

-   находит ошибки, исправляет – программный, повышенный;

-   находит ошибки, предлагает несколько вариантов исправления – продвинутый.

Личностные результаты:

-    готовность к самостоятельным действиям;

-    способность к избирательному отношению к информации путем критичного её оценивания;

Метапредметные результаты:

-    внесение необходимых дополнений и корректив в алгоритмы и скрипты;

-    интерпретация полученного результата, его соотнесение с задумкой с целью установления соответствия или несоответствия;

Предметные результаты:

-   развитие умений применять понятия («алгоритм») для внесения корректив в программный код;

-   развитие умения записать и корректировать алгоритм для конкретного исполнителя с использованием языка программирования.

Аналитический этап

1) Самооценка

 

 

Умение дать осознанную оценку своей деятельности:

-    дает краткую оценку своей деятельности – программный, приемлемый;

-    дает развернутую оценку своей деятельности – программный, повышенный.

 

Умение выявить достоинства и недостатки получившегося проектного продукта:

-    выявляет достоинства и недостатки, дает краткие пояснения – программный, повышенный;

-   выявляет недостатки и достоинства, дает развернутые пояснения, предлагает варианты устранение недостатков – продвинутый.

 

Умение обозначить перспективы работы:

-    затрудняется определить перспективы работы – программный, ниже базового;

-    определяет перспективы работы в общих чертах – программный, приемлемый;

-    определяет конкретные перспективы работы – программный, повышенный.

Личностные результаты:

-   оценка самостоятельности разработки проекта;

-   понять значимость подготовки в предметной области;

-   способность увязать учебное содержание  с собственным жизненным опытом и личными смыслами;

Метапредметные результаты:

-   осознание того, насколько качественно выполнена работа  решена учебная задача;

-   анализ объектов и ситуаций;

Предметные результаты:

-   развитие умения работать с учебным материалом, готовыми программными продуктами.

 

 

 

 

2) Написание отзывов о проекте своему однокласснику

Умение оценить работу одноклассника, написать комментарии, дать рекомендации:0

-    дает простые, краткие рекомендации своему однокласснику – программный,  повышенный;

-    дает развернутые, структурированные комментарии и рекомендации – продвинутый.

Личностные результаты:

-   готовность к самостоятельным действиям;

-   способность увязать учебное содержание  с собственным жизненным опытом и личными смыслами;

Метапредметные результаты:

-   продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками;

-   умение четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

-   умение осуществлять совместную информационную деятельность;

Предметные результаты:

-   формирование информационной культуры.

* Уровни выполнения требований ФГОС: программный и продвинутый.

Программный (базовый)

·    исполнение требований Стандарта;

·    обучающийся научится;

·    рассчитан на подавляющее большинство обучающихся.

Незачёт - уровень ниже базового, Зачёт - приемлемый (достаточный) уровень и повышенный уровень.

Продвинутый уровень (высокий)

·      обучающийся получит возможность научиться;

·      уровень достижений рассчитан на отдельных обучающихся, имеющих более высокий уровень мотивации и более высокий уровень способности (одарённые дети, которые мотивируют педагога)


Заключение

Проекты и исследования, проводимые в школе, являются учебными, их главной целью является развитие личности обучающегося, приобретение им проектно-исследовательских умений как универсального способа действия. В ходе проектной деятельности развивают логическое и алгоритмическое мышление; обучающиеся получают представление об информационных моделях; овладевают умениями решения учебных задач; учатсяприменять полученные знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях. происходит формирование и развитие познавательного интереса, самостоятельности, ответственности за результат своей деятельности.

Таким образом, в рамках совместной работы учащегося и учителя формируется новый тип педагогического общения — творческое сотрудничество, которое направлено на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и публичной презентации обучающимися результатов учебного проекта в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями.

 

Список литературы

 

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика 5–6 классы Примерная рабочая программа. Режим доступа:

http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/files/bosova-5-6-prog.pdf, свободный.

  1. Пояснительная записка к завершённой предметной линии учебников «Информатика» для 5–6 классов общеобразовательных организаций Авторы: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова ООО « БИНОМ. Лаборатория знаний». Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/files/bosova-5-6-pz.pdf, свободный.
  2. Рындак В. Г., Дженжер В. О., Денисова Л. В. Р 95 Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch: учебно-методическое пособие / В. Г. Рындак, В. О. Дженжер, Л. В. Денисова. — Оренбург: Оренб. гос. ин-т. менеджмента, 2009. — 116 с.: ил.

Приложение

Приложение 1. Примеры игр обучающихся 5 класса

 

 

Примеры игр для уроков французского языка

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Примеры страниц «Дневника проекта»

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Примеры заполненных страниц «Дневника проекта»

 

 


Приложение 4. Скриншот разработанной программы


Скачано с www.znanio.ru

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия №1» г

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия №1» г

Системно-деятельностный подход как основа формирования и развития проектно-исследовательских умений обучающихся на уроках информатики

Системно-деятельностный подход  как основа формирования и развития  проектно-исследовательских умений обучающихся  на уроках информатики

Введение .....................

Введение .....................

Введение В каждом человеке заложено стремление к познанию мира и самого себя

Введение В каждом человеке заложено стремление к познанию мира и самого себя

Методологической основой стандарта нового поколения является развивающее обучение, и в этой парадигме учебная деятельность предстает прежде всего как деятельность, в результате которой происходят изменения в…

Методологической основой стандарта нового поколения является развивающее обучение, и в этой парадигме учебная деятельность предстает прежде всего как деятельность, в результате которой происходят изменения в…

Кроме того, следует уделить внимание формированию у обучающихся навыков оформления проектных работ

Кроме того, следует уделить внимание формированию у обучающихся навыков оформления проектных работ

Приложение 1 ). Задачи, решаемые при разработке проекта

Приложение 1 ). Задачи, решаемые при разработке проекта

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества через воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества через воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Организация работы в рамках проектной деятельности на уроках информатики

Организация работы в рамках проектной деятельности на уроках информатики

В рамках системно-деятельностного подхода у обучающихся формируются и развиваются универсальные учебные действия – познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные

В рамках системно-деятельностного подхода у обучающихся формируются и развиваются универсальные учебные действия – познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные

Таблица 1. Поурочная организация работы над проектом

Таблица 1. Поурочная организация работы над проектом

Участие в дискуссиях, консультации

Участие в дискуссиях, консультации

Оценивание работы и образовательные результаты

Оценивание работы и образовательные результаты

Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

· таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель»; · владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого…

· таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель»; · владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого…

ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни

ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни

Таблица 2. Система оценивания в рамках проектной деятельности

Таблица 2. Система оценивания в рамках проектной деятельности

Таблица 2. Система оценивания в рамках проектной деятельности

Таблица 2. Система оценивания в рамках проектной деятельности

Заполнение таблиц самооценки

Заполнение таблиц самооценки

Заполнение таблиц самооценки

Заполнение таблиц самооценки

Разработка правил игры Умение лаконично изложить инструкцию к игре в письменном виде - составляет инструкцию, но учитывает не все условия – программный, повышенный ; -…

Разработка правил игры Умение лаконично изложить инструкцию к игре в письменном виде - составляет инструкцию, но учитывает не все условия – программный, повышенный ; -…

Разработка правил игры Умение лаконично изложить инструкцию к игре в письменном виде - составляет инструкцию, но учитывает не все условия – программный, повышенный ; -…

Разработка правил игры Умение лаконично изложить инструкцию к игре в письменном виде - составляет инструкцию, но учитывает не все условия – программный, повышенный ; -…

Аналитический этап 1) Самооценка

Аналитический этап 1) Самооценка

Программный (базовый) · исполнение требований

Программный (базовый) · исполнение требований

Заключение Проекты и исследования, проводимые в школе, являются учебными, их главной целью является развитие личности обучающегося, приобретение им проектно-исследовательских умений как универсального способа действия

Заключение Проекты и исследования, проводимые в школе, являются учебными, их главной целью является развитие личности обучающегося, приобретение им проектно-исследовательских умений как универсального способа действия

Список литературы Босова

Список литературы Босова

Приложение Приложение 1. Примеры игр обучающихся 5 класса

Приложение Приложение 1. Примеры игр обучающихся 5 класса

Примеры игр для уроков французского языка

Примеры игр для уроков французского языка

Приложение 2. Примеры страниц «Дневника проекта»

Приложение 2. Примеры страниц «Дневника проекта»

Системно-деятельностный подход как основа формирования и развития проектно-исследовательских умений обучающихся на уроках информатики

Системно-деятельностный подход  как основа формирования и развития  проектно-исследовательских умений обучающихся  на уроках информатики

Системно-деятельностный подход как основа формирования и развития проектно-исследовательских умений обучающихся на уроках информатики

Системно-деятельностный подход  как основа формирования и развития  проектно-исследовательских умений обучающихся  на уроках информатики

Системно-деятельностный подход как основа формирования и развития проектно-исследовательских умений обучающихся на уроках информатики

Системно-деятельностный подход  как основа формирования и развития  проектно-исследовательских умений обучающихся  на уроках информатики

Приложение 3. Примеры заполненных страниц «Дневника проекта»

Приложение 3. Примеры заполненных страниц «Дневника проекта»

Приложение 4. Скриншот разработанной программы

Приложение 4. Скриншот разработанной программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017