"Системно-деятельностный подход в формировании УУД в условиях ФГОС" (разработка заданий для уроков литературы в 5 классе при изучении темы «Волшебная сказка «Царевна-лягушка»).
Оценка 4.9

"Системно-деятельностный подход в формировании УУД в условиях ФГОС" (разработка заданий для уроков литературы в 5 классе при изучении темы «Волшебная сказка «Царевна-лягушка»).

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
10.02.2017
"Системно-деятельностный подход в формировании УУД в условиях ФГОС"  (разработка заданий для уроков литературы в 5 классе при изучении темы  «Волшебная сказка «Царевна-лягушка»).
Материал был подготовлен для проблемного семинара «Внедрение ФГОС в практику на уроках русского языка и литературы» по теме "Системно-деятельностный подход в формировании УУД в условиях ФГОС и представляет собой разработку заданий для уроков литературы в 5 классе при изучении темы «Волшебная сказка «Царевна-лягушка».Материалы для проведения урока литературы в 5 кл. по теме «Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
Ахматова С.М. Системно-деятельностный подход (разработка урока литературы к 5 классе).doc

Системно-деятельностный подход в формировании УУД в условиях ФГОС

(разработка заданий для уроков литературы в 5 классе при изучении темы  «Волшебная сказка «Царевна-лягушка»).

 

(Материал, подготовленный для проблемного семинара «Внедрение ФГОС в практику на уроках русского языка и литературы»)

 

Цели:

формирование деятельностных способностей учащихся и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания (комплексное повторение,  выполнения задания по темам: «Гипербола», «Сказочные формулы», сообщение по темам: «Вариативность народных сказок», «Сравнение», «Положительный герой», лабораторная работа по образцу выполнения задачи по темам: «Зачин, концовка», «Поэтика волшебной сказки», «Композиция сказки» (по вариантам), коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания.

Задачи:

-научить выявлять характерные художественные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы), научиться определять мораль сказки, композиционные части сказки.

УУД:

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: работая в парах, группах; формировать ситуацию самодиагностики и рефлексии; умение планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач; уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

 

 

1. Этап- Мотивация к учебной деятельности

 

На доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…».

Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников. Возникает спор о победе добра над злом, высказываются разные точки зрения на этот счет. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек».

Цель урока: определить сокровенную мысль, напутствие автора.

 

2. Этап- Актуализация знаний;

3. Этап- Проблемное объяснение нового знания;

На этом этапе работы предлагаю детям поработать в группах по следующим заданиям:

 

1 группа

1) Представить в рисунке, опорной схеме понятие «сказка». Почему люди создали сказки?

Помощь учебника на стр. 28-29

2) Сказка «Царевна-лягушка». Каковы взаимоотношения в семье героев? Проследите по сказке на стр. 31-32.

 

2 группа

1) Назовите виды сказок. Каковы особенности сказок. Помощь учебника на стр. 30-31

2) Сказка «Царевна-лягушка». Сравните Царевну-лягушку и невесток. В чем их отличие?

 

Царевна-лягушка

Невестки

 

 

 

 

 

3 группа

Нарисуйте карту маршрута путешествия Ивана-царевича. Что помогло Ивану-царевичу спасти Василису Премудрую?

 

 

4. Этап - Первичное закрепление во внешней речи

Каждая группа представляет ответ, выслушивает дополнения и замечания.

( Каждой группой  коллективно составлен ответ по заданию, проходит этап «публичного представления ответа»)

 

5.Этап- Самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь)

           (Индивидуальная работа в тетрадях по составлению плана сказки).

 

6.Этап- Включение нового знания в систему знаний и повторение

 

             Коллективно-творческое  задание «Создание диафильма по сказке «Царевна-лягушка».

(Класс разделился на 3 группы, каждая группа составляет список кадров диафильма по составленному предварительно плану сказки, распределяет,  кто и какие кадры диафильма иллюстрирует, начинает работу по рисованию диафильма).

(*Возможно, что сами кадры диафильма будут нарисованы детьми дома, если много времени группа израсходовала  на распределение кадров между членами группы. Это важный момент: здесь дети учатся договариваться, определять, какой объем работы выполнит каждый, чувствовать свою ответственность перед группой за свою часть общего дела).

 

Публичное представление своего отрывка из диафильма каждой группой (пересказ по своим кадрам ведется каждым членом группы по очереди).

(*Дополнительно ребята показали составленный диафильм первоклассникам).

 

7.Этап - Рефлексия.

 

Этап рефлексии - новый этап для пятиклассников. Оценить свою работу или свой вклад в общее дело смогли многие, примечательно, что каждому понравилась как сама работа в группе, коллективе, так и то, что делали все вместе. Некоторые ребята, те, кто забыл принести рисунок, пообещали больше не подводить свои группы.

 


Системно-деятельностный подход в формировании

Системно-деятельностный подход в формировании

Этап- Актуализация знаний; 3

Этап- Актуализация знаний; 3

Возможно, что сами кадры диафильма будут нарисованы детьми дома, если много времени группа израсходовала на распределение кадров между членами группы

Возможно, что сами кадры диафильма будут нарисованы детьми дома, если много времени группа израсходовала на распределение кадров между членами группы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017