Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в ФГОС
(из опыта работы).
Эссе учителя географии МБОУ «СОШ №33» города Энгельса Саратовской области
Соленковой Натальи Николаевны
« Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.
Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Для этого учитель ставит ряд вопросов: какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода состоит в следующем: учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов.
В основе системно-деятельностного подхода лежит идея полной управляемости учебным процессом. Помимо самих активных методов, в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс и эффективное их использование на каждом этапе урока.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.
Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.
АМО начала урока «Шаг навстречу».
Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.
Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартного задания и т.д. (на усмотрение учителя). Главное - «захватить» внимание учащихся.
Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5 минут.
АМО выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов».
На этапе вхождения в тему учитель организует обсуждение, в ходе которого должны быть сформулированы цели и задачи урока, а также выражены ожидания и опасения как учителя, так и учащихся.
Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке.
Участники: все обучающиеся.
Необходимый материал: схематично нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены стикеры.
Проведение: Учитель предлагает учащимся на стикерах желтого цвета написать, чего они ждут на уроке, а на красного - чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают «дерево» цветными листочками: желтыми - сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения, красными - несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения.
Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево - выросло не то, что ожидали.
АМО презентации учебного материала.
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такая технология, как «Инфо-угадайка» позволит сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Задачи технологии: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Участники: все обучающиеся. Время: зависит от объема нового материала и структуры урока.
Проведение: учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, какие вопросы, возможно, будут затронуты в теме. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу работы. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель спрашивает, не осталось ли каких-то не упомянутых им аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют: многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
АМО подведение итогов урока.
Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 минут. Участники: все обучающиеся.
Проведение: учитель предлагает вернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цель урока достигнута, если красный, то есть над чем поработать.
Перечисленные АМО составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями..
Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.
Базовыми понятиями данного подхода являются воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, такими как гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность. Достижение оптимального результата возможно через включение в деятельность.
В результате этой деятельности обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
В последнее время представители гуманитарных областей знания, в том числе и правоведы, стали обращать внимание на деятельностный подход как метод решения научных проблем. «Для современного познания, особенно для гуманитарных дисциплин, понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку через него дается универсальная и фундаментальная характеристика человеческого мира» (Э.Г. Юдин).
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Каждый урок по ФГОС позволяет решать жизненные задачи.
Например, урок географии в 5 классе «Биосфера» дает возможность показать ответственность каждого человека за состояние биосферы (формирует личностные УУД)
Технологическая карта урока
Предмет: география
Класс: 5
Тип урока: получение новых знаний
Тема |
Биосфера |
Цель |
создать условия для мотивации потребности в знаниях у учащихся средствами технологии исследовательской деятельности. |
УУД |
· ЛичностныеУУД: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, развитие учебно-исследовательской деятельности, воспитание основ экологической культуры · Регулятивные УУД: Целеполагание, оценка, планирование · Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений. |
Планируемые результаты |
Предметные: · Знать, объяснять понятие «биосфера», значение и границы биосферы, влияние факторов на развитие биосферы · Уметь давать характеристику биосферы Личностные:
развитие
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в
процессе образовательной деятельности, развитие учебно-исследовательской
деятельности, воспитание основ экологической культуры развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Основные понятия |
Биосфера, живое вещество, границы биосферы |
Межпредметные связи |
Биология, обществознание |
Ресурсы: основные дополнительные |
Материал для работы в группе, инструкционный лист, лист ответов, компьютер, проектор, |
Формы урока |
Ф - фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая |
Технология |
Исследовательская модель по Хуверу |
Дидактическая |
Деятельность |
Деятельность |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
Организационный
момент |
Приветствие учителя и гостей |
Приветствие учащихся и гостей |
|
|
|
Актуализация
знаний |
|
Показывает слайды, картинки с изображением красивой природы , задает вопросы: -Что будем изучать? -Что представляет эта оболочка? -Каково ее значение? – Для чего будем изучать эту оболочку? Показывает картинки с изображением природы измененной антропогенным воздействием. После показа картинок задает опять вопрос. -Для чего изучать биосферу? |
Определить тему и предполагают цель урока
|
Значение биосферы |
Р УУД: Целеполагание ПУУД: Анализировать, сравнивать |
Изучение
нового материала |
Работа в группах по инструкции
Заполнение бланков ответов Представление результатов работы |
Организует работу, напоминает правила работы в группах
Координирует, направляет работу в группах
Выслушивает ответы учащихся |
Читают и выполняют задания для групп (смотри приложение 1) 1 группа - биотические факторы, 2 группа – абиотические факторы, 3 группа биологическое разнообразие 4 группа – антропогенное воздействие
Заполнить бланк ответов и сделать вывод |
Понятие биосфера, живое вещество, границы биосферы, антропогенные факторы, влияние факторов на развитие биосферы |
ЛУУД: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, развитие учебно-исследовательской деятельности, воспитание основ экологической культуры Р УУД: планирование ПУУД: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений. |
Закрепление
нового материала |
По схеме дают характеристику биосферы. Записывают в тетрадь. |
Слушает и корректирует ответы
Организует работу по решению проблемного вопроса «Что необходимо сделать для сохранения биосферы?» Отвечают на вопрос |
Подумайте и запишите предложения: -Что могут сделать власти для сохранения биосферы? -Что могут сделать люди? - Что могу сделать я? «Так кто отвечает за происходящее на Земле, за состояние биосферы?» |
Уметь давать характеристику биосферы. Охрана биосферы
Личная ответственность за состояние биосферы |
Л: Умение работать с информацией, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, воспитание основ экологической культуры Р: оценка |
Рефлексия |
Оценивают свою работу на уроке |
Оценивает работу учащихся Подводит итог урока, задает д/з Д/з пар №20 читать, вопр1-4 (устн), стр 117 школа геог-след (письм) Стр 120-презент «Лестница существ» подумайте, что дальше? |
Заполните лист самооценки (Приложение 2)
Запишите домашнее задание, подумайте над вопросом «Вы видели лестницу существ, человек стоит на вершине лестницы, но лестница не закончена. Что будет дальше?» |
|
ЛУУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; |
Литература:
1. Л.Е. Перлов «Изучайте географию по-новому» Москва, 2006
2. В.П. Сухов «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004
3.Интернет-ресурсы:www.moi-universitet.ru
4. Н.В. Ролле, учитель географии ГБОУ ШКОЛА № 523 Санкт-Петербурга «Системно-деятельностный подход в изучении географии»
5.Иова О.Н. ГБОУ г.Омска «Лицей №92» учитель географии «Системно-деятельностный подход в изучении географии»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.