Склонение имён существительных. Теория и практика
Оценка 5

Склонение имён существительных. Теория и практика

Оценка 5
Работа в классе
docx
русский язык
5 кл
29.04.2017
Склонение имён существительных. Теория и практика
Тема "Склонение имён существительных" содержит теоретический, а также занимательный материал в виде сценки и загадок, три варианта тестов по отработке написания е-и в окончаниях имён существительных. Материал может быть использован как на уроках объяснения нового материала, так и обобщения и повторения.Склонение имён существительных
Склонение имён существительных.docx
Садомова Антонина Петровна, МБОУ г. Абакана «СОШ №25» Склонение имён существительных      Паде жи 1 скл.  2 скл.  3 скл.  м. р., ж. рода с   ­А, ­Я: земля вода м. р. с нулевым  окончанием, ср. р. с   ­О, ­Е: стол, окно, поле Р.  Д.  П.  и/ы е е ­ ­ е ночь и и и Склонение на  ­ие       ­ий       ­ия здание санаторий лекция ж. р. с нулевым  окончанием: несклоня емые ср. р. ­  пальто разносклоняемые 10 ­МЯ:  имя, семя, стремя,  племя, пламя, бремя, вымя,  темя, время, знамя,       + путь и и и и и и ­ ­ ­ Несклоняемые имена существительные Прочитайте сценку Аркадия Хайта. ­ Сегодня, друзья, у меня для вас совершенно особое задание. Я вам дам слова, а вы из них  составьте рассказ, который должен быть интересным и обязательно веселым. Запоминайте слова: метро, пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне, кафе. ­ Тут и запоминать нечего. И сейчас из этих слов не только рассказ, мы поэму в стихах напишем! ­ Правильно! Стихи! ­ Как­то рано поутру С другом сели мы в метру. И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне. ­ А вернее, я и ты Без пальта и без кашны. ­ Любит кина детвора, Если в кинах кенгура Ходит­бродит по шоссу, Носит в сумках шимпанзу. ­ Кенгуру в кафу зашел, Занял нам свободный стол. ­ И сидит за доминой С шимпанзой и какадой. ­ Вдруг огромный обезьян Стал играть на фортепьян. Садомова Антонина Петровна, МБОУ г. Абакана «СОШ №25» ­ Тут и взрослый, сняв пенсню, Хохотал на всю киню.                                                                                                                              ­ Интересное кино!      Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать ­ будут польта выдавать! ­ Ну что же, друзья, у вас получилась песенка как раз про то, как не надо говорить.                        ­  Почему?                                                                                                                                                   ­ Да потому, что все эти слова не изменяются по падежам. ­ Теперь все ясно. ­ Подождите, ещё не все. Вот представьте себе: в зоопарке сидят шимпанзе ­ брат и сестра.  Нельзя сказать, что брат – шимпанзе, а сестра – шимпанза. Нельзя потому, что по родам такие  слова тоже не меняются. ­ Значит, эти слова вообще никогда не изменяются? ­ Никогда! И это надо знать всем ребятам. ПОТРЕНИРУЙСЯ 1. Допиши безударные падежные окончания имён существительных в таблицу. Падежи Р.п. Д.п. П.п. 1 скл. … … ­е Окончания 2 скл.  … 3 скл. … ­и … 2. Спиши отрывки из стихотворений Е. Трутневой. Вставь пропущенные буквы. Объясни  написание окончаний имен существительных. 1 Тронул теплый ветерок у осин верхушк...  2 Хорошо под вечерок на лесной опушк... 3 Разгулялся ветер на лесной полян…,  закрутил осинку в красном сарафан... 4 В ягодах брусник.. на зеленой кочк.. вырос гриб­грибочек в красненьком платочк...  Пролетают паутинки с паучками в серединк... 5 Сколько алых ягод у лесной рябинк..  6 Выросли волнушки прямо на тропинк...  7 И колокольчик луговой на тоненькой былинк.., качаясь, гнется над травой у солнечной  тропинк... 8 Ш..роко раскрыв глаза, глянули ромашки.        В колокольчик.. роса, точно в синей  чашк...  3.  Вставь пропущенные буквы.    Стоял у акаци.., приземлился в полноч.., сидел на лекци.. по истори.., вспомнил об  обещани.., телеграмма из област.., рассказал о происшестви.. на пристан.., говорил об участи.. в  концерн.., съемка в киностуди.., учился в академи.., при хорошем отношени.. к подруг.., на  экзамен.. по анатоми.., биологи.. и физик.., на экскурси.. в музе.., на корабле в океан.., умел в  молодост.., в работ.. по реконструкци.., служил в авиаци.., в сочинени.. о музык…  4.  Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Садомова Антонина Петровна, МБОУ г. Абакана «СОШ №25» Из Древней Греци.. дошло до нас предании.. о красивых водяных девушках. Их называли  нимфами. В этом сказани.. говорится, что такая сказочная нимфа превратилась в цветок белой  водяной лили... Во многих местах Франци.. был обычай ежегодно выбирать самую красивую  девушку в королевы роз. В истори.. известна кровопролитная война Алой и Белой розы, которая  продолжалась тридцать лет. Тест I 1. Отметьте слова, в которых пишется Е. 1 2 3 4 5 о свекров_ в размышлени_ в сиянь_ об Анастаси_ в лотере_ 2.  Отметьте слова, в которых пишется Е. 1 2 3 4 5 в музе_ в плать_ в безмолви_ на свирел_ об Аргентин_ 3. Отметьте слова, в которых пишется Е. 1 2 3 4 5 в безмолви_ на виолончел_ в Греци_ в подземель_ в госпитал_ 4. Отметьте слова, в которых пишется И. 1 2 3 4 5 об Анатоли_ в поднебесь_ в тетрад_ в Турци_ в пустын_ 5. Отметьте слова, в которых пишется И. 1 2 3 4 5 в произведени_ на исповед_ на взморь_ на станци_ в Коре_ 6. Отметьте слова, в которых пишется Е. 1 2 3 4 5 о личност_ на взморь_ в Армени_ в музе_ о санатори_ 7. Отметьте слова, в которых пишется Е. Садомова Антонина Петровна, МБОУ г. Абакана «СОШ №25» 1 2 3 4 5 на площад_ об открыти_ в предместь_ в акци_ об иде_ 8. Отметьте слова, в которых пишется Е. 1.  в артел_ 2.  в отделени_ 3.  в Неапол_ 4.  в  поднебесь_ 5.  на Сицили_ Тест  II 1. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И? 1) по кож... 2) на ветв... 3) на роял... 4) на сидень... 2. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е? 1) в песн... 2) об осен... 3) в тетрад... 4) нет реликви... 3. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании не пишется И? 1) у речк... 2) в горячей дискусси... 3) на дуэл... 4) о застоль... 4. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е? 1) служить в арми... 2) лежать на постел... 3) напомнить о доблест... 4) о погибшем геро... 5. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И? 1) о зно... 2) на станци... 3) о погод... 4) на топол... 6. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е? 1) об экспедици... 2) на сирен... 3) в ине... 4) на лекци... Садомова Антонина Петровна, МБОУ г. Абакана «СОШ №25» 7. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И? 1) узнать у Юли... 2) на Амур... 3) к вечерней прохлад... 4) о пейзаж... 8. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е? 1) в Рязан... 2) в Сибир... 3) в здани... 4) на металл... 9. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И? 1) в арми... 2) на алле... 3) о бушующем ураган... 4) в музе... 10. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е? 1) до крайней степен... 2) о кипучей натур... 3) находиться в размышлени... 4) после недавней поездк... Тест  III 1. Какие буквы пропущены? 1) В пустын... чахлой и скупой,     На почв..., зноем раскаленной,      Анчар, как грозный часовой,     Стоит — один во всей вселенной. а) ­е б) –и 2) Белеет парус одинокий     В туман... моря голубом... а)­е б) –и 3) Проселочным путем люблю скакать в телег...      И, взором медленным пронзая ночи тень,      Встречать по сторонам, вздыхая о ночлег...,      Дрожащие огни печальных деревень. а)­е б) –и 4) Последняя туча рассеянной бур...!       Одна ты несешься по ясной лазур... а) ­е б) –и 5) Люблю грозу в начал... мая,       Когда весенний первый гром,       Как бы резвяся и играя, Садомова Антонина Петровна, МБОУ г. Абакана «СОШ №25»      Грохочет в неб... голубом. а)­е б) –и 2. Отгадай загадки. Какие буквы пропущены? 1) На грядк... длинный и зеленый,       А в кадк... желтый и соленый. а) ­е б) –и 2) Как во пол... на курган...      Стоят девушки с серьгами. а) ­е б) –и 3) Заворчал живой замок,      Лег у двер... поперек. а)­е б) –и 4) Бегу я, как по лесенк...,      По камушкам звеня,      Издалека по песенк...       Узнаете меня. а)­е б)­ и 5) С ветк... на тропинку,       С травк... на былинку       Прыгает пружинка —      Зеленая спинка. а) ­е б) –и 6) Шум и гам по всей округ...,     Птицы мечутся в испуг... —     Появился, словно выстрел,     В неб... хищник очень быстрый.  а)­е б) –и 7) Две сестрички, две плетенки      Из овечьей пряж... тонкой.      Как гулять — их надевать,      Чтоб не мерзли пять да пять. а) ­е б) –и 3. В окончании каких слов пишется буква е? 1) носить в сердц... 2) жить на Кубан... 3) ведет к побед... 4) напечатано в газет... 5) пришить к шинел... 6) спит в колыбел... 7) до последней капл... 8) в безвоздушном пространств... Садомова Антонина Петровна, МБОУ г. Абакана «СОШ №25» 4. Выбери слова с буквой и в окончании 1) сохранить для жизн... 2) мелькнула в воздух... 3) видна на небосклон... 4) улетает с ладон... 5) звучит в космос... 6) желаю удач... 7) плачет от радост... 8) стоять на горк... 5. В какой строке у всех недописанных слов окончание ­е? 1) мечтать о встреч..., грущу в одиночеств..., удар шпаг... 2) лежит на камн..., растет у дорог..., отражается в капельк... 3) принадлежит природ..., забываем в поход..., веселиться на праздник... 6. В какой строке у всех недописанных слов окончание ­и? 1) хранить в памят..., любовь к Отчизн..., родился в рубашк... 2) воспоминание о юност..., нет мудрост..., цветет среди осен... 3) не выпало ни капл... дождя, вижу в ребенк..., скажи королев... Проверь себя! 1.1 — а,  1.2 — а,  1.3 — а ,  1.4 — б,  1.5 — а; 2.1 — а, огурец;  2.2 — а, овес;  2.3 — б, собака;  2.4 — а, ручей;  2.5 — б, кузнечик;  2.6 — а, ястреб;  2.7 — б, варежки; 3.1,  3.3,  3.4,  3.8; 4.1, 4.4,    4.6, 4.7;  5.3;    6.2.

Склонение имён существительных. Теория и практика

Склонение имён существительных. Теория и практика

Склонение имён существительных. Теория и практика

Склонение имён существительных. Теория и практика

Склонение имён существительных. Теория и практика

Склонение имён существительных. Теория и практика

Склонение имён существительных. Теория и практика

Склонение имён существительных. Теория и практика

Склонение имён существительных. Теория и практика

Склонение имён существительных. Теория и практика

Склонение имён существительных. Теория и практика

Склонение имён существительных. Теория и практика

Склонение имён существительных. Теория и практика

Склонение имён существительных. Теория и практика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017