Славянская мифология
Оценка 4.6

Славянская мифология

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
21.02.2018
Славянская мифология
Урок "Славянская мифология", 6 класс Тема урока: Представление древних славян об устройстве мира. (Структура славянской мифологии. Пантеон славянских богов. Образы низшей мифологии). Цели: - познакомить учащихся с особенностями славянской мифологии, пантеоном славянских богов, образами низшей мифологии; - формировать аналитические навыки при сравнении образов древнегреческой и славянской мифологии; - пробудить интерес к истории словесности. Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку. Ход урока. I.Вступление к уроку. Сегодня на уроке нашим главным помощником будет интерактивная доска. Вашему вниманию будет представлена презентация, после ознакомления с которой у вас в тетрадях должны будут остаться записи основных положений лекции. II.Лекция учителя с использованием презентации, побуждающий диалог. (Слайд1) 1.Источники славянской мифологии. Славянская мифология не имела такой счастливой судьбы, как греческая, которая уже в 7 веке до н.э. стала объектом литературной обработки. • В чем причина этого? *Более позднее появление письменности. *После принятия Христианства на Руси в конце 10века н.э. любое проявление язычества - многобожие и идолопоклонство- преследовалось; все, что было связано с язычеством, уничтожалось. • Что же сохранилось в истории о славянской мифологии? • Каковы источники сведений о ней? (Слайд 2) • отдельные мотивы, мифологические персонажи, сохранившиеся в фольклоре; • сведения из средневековых хроник о раннеславянской мифологии, написанные посторонними наблюдателями (на немецком и латинском языках); • сведения из русских летописей и поучений против язычества; • этнография 17века; • сохранившиеся глиняные и деревянные истуканы языческих богов. • Кто восстанавливает историю славянской мифологии? (Слайд 3) Ученые собиратели и летописцы русской старины. Один из них знаменитый ученый Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871).Свой многотомный труд он назвал «Поэтические воззрения славян на природу» - Мифология Древней Руси. 2.Представления древних славян об устройстве мира. (Слайд 4) На раннем утре своего доисторического существования славяне жили простой, непосредственной жизнью, какая устанавливается самой природой. Человек любил природу и боялся ее. В ней он находил живое существо, всегда готовое отозваться и на скорбь, и на веселье, и на нужды человека. Сам того не сознавая, человек был поэтом, жадно вглядывающимся в картины природы. Свое восприятие он наполнял поэтическим смыслом, невольно перенося на божественные стихии формы своего тела или объектов природы. ( Слайд 5 - кадры из мф «Князь Владимир» ) Пояснения к кадру: Род – Великий Дух Жизни. Род растворен всюду: в воде и воздухе, в огне и камне, в зверях и людях, в Богах, Солнце и звездах. 3.Пантеон славянских богов. (Слайд 6) Внутри славянской мифологии можно выделить несколько уровней в зависимости от предназначения (функции) богов. 1) Высший уровень (боги, олицетворяющие природные стихии): Небо - Сварог(верховный владыка) Молнии (гроза) – Перун Солнце (целый ряд богов) - Ярило Даждьбог Хорос Световид (т) Купала (о) Воздух (ветер) – Стрибог (Слайд 7) Сварог – верховный владыка, родоначальник всех светлых Богов. (Слайд 8) Перун – огонь-молния, древним русичам виделся могучим воином (молнии - стрелы, тучи – борода и кудри, гром – далеко звучащее слово), грохочущим освободителем земли от всякой темной нечисти. Его культ как верховного божества на Руси возник поздно, буквально перед самым принятием христианства. (В отрывке, который вы сейчас посмотрите, показан ритуал жертвоприношения богу Перуну) (Слайд 9 - кадр из мф-ма). (Слайд10) Боги солнечной стихии связаны с четырьмя астрономическими датами, обуславливающими смену солнечных циклов. С началом каждого из них славяне провожали одного Солнечного Бога и встречали другого. Ярила (Яровит) является в день весеннего равноденствия (24-25марта). В этот день славяне встречают и славят молодого Ярилу – бога весны, земледелия и продолжения рода. (Слайд11) Купала. В день летнего солнцестояния (23-24июня - славянский праздник Купалы) провожают бога Ярилу и встречают бога Купалу. Он является в огне, поэтому на праздник делается большой костер, через который прыгают, чтобы исцелиться и очиститься. Влюбленные, желающие получить благословление от самого Купалы, прыгают через костер, взявшись за руки, если при этом их руки разомкнутся, их союз нежизнеспособен. (Слайд 12) Даждь - бога славяне встречали на утро после Купальского праздника, призывая главного Бога плодородия, Бога, дающего все земные блага (Солнце, тепло, свет, движение). (Слайд 13) Световит (Туесень) – Бог осеннего солнца (25 сентября). (Слайд 14) Хорос. Зимний солнцеворот назывался у славян Хоросов день и являлся составной частью Коляды. Днем провожают Световита, а ночью накрывается стол, проводятся волхованья, а перед рассветом зажигают на дворе огненное колесо и встречают Хороса (24-25 декабря). (Слайд 15) Стрибог – могучий дух ветра, повелитель воздушной стихии. Запись в тетрадь: Пантеон славянских богов делится на несколько уровней. Высший уровень состоит из богов, представляющих Стихии Неба, Солнца, Огня, Воздуха. (Слайд 16) 2) Более низкий уровень составляли боги, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, создающие замкнутые небольшие коллективы. (Слайд 17) Сварожич (второй сын Бога Сварога) был очень почитаем на Руси. Сварожич был посредником между небесным огнем и огнем земным, дающим тепло и свет людям: «Огонь – Батюшка, Огонь – Сварожич! Свет Сварога Небесного.» (Слайд 18) Велес – бог охоты, сктоводства, постепенно его образ становится божеством, дающим всякие блага, Богом богатства. (Слайд 19 ) Макошь – один из малочисленных женских образов, представленных в пантеоне славянских богов. Это Богиня изобилия, судьбы, урожая. (Слайд 20) Лада – богиня любви, красоты, очарования. (Слайд 21 ) Лель – сын Лады, божество молодости, силы, побуждает природу к оплодотворению, а людей к мрачным союзам. Лель и Лада появились в славянской мифологии гораздо позднее других божеств. (Слайд 22 ) Мара (Морена, Мора) – богиня немочи, болезни, смерти, богиня подземного царства смерти. На плаще твоем летящем Смерти горестный узор, К звездам ярким и слепящим Твой бессмертный поднят взор. Замирает все под взглядом Леденящих слезных струй, Отравляет сладким ядом Твой последний поцелуй. (Из стихотворения М.Волковой «Морена») (Слайд 23) Вий (Ний) – еще один представитель подземного царства мертвых, служитель Чернобога – властелина подземного царства, судья над мертвыми. (Слайд 24) 3) Низший уровень славянской мифологии – самый «населенный». Он низший не только потому, что к нему относятся представители нечисти, но еще и потому, что божества, представленные в нем, обитают в непосредственной близости к человеку, они занимают пространство от дома до леса, поля, болота, водоемов. Вероятно, поэтому, даже после принятия христианства представители низшей славянской мифологии не ушли из жизни человека. (Слайд 25) 4. Образы низшей славянской мифологии. Домовой – хозяин жилища. Редко обладает злым нравом, потому как дух домашний и тысячами лет живущий рядом с человеком. Домовые любят хорошее теплое жилье и добрых хозяев. Ворчливого домового задабривают хлебом, водой и солью. (Слайд 26) Леший – хозяин леса, угрюмый бородатый старик, любящий больше всего зло шутить над людьми, забредшими в его владения – чащи, буреломы. Селится он в основном в хвойных лесах. Больше всего Леший не любит неосмотрительных людей и тех, кто оскверняет лесную тишину бранными словами. (Слайд 27) Водяной – хозяин глубоких темных озер и омутов. Тихими лунными ночами водяной забавляется тем, что хлопает по воде в ладоши. С собой на дно он утаскивает тех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после заката. (Слайд 28) Упырь – мертвец, нападающий на людей и животных. Им становится после смерти человек, испорченный нечистой силой или рожденный от нее. (Слайд 29) Информацию о русалках зафиксируйте подробно. Это необходимо для нашего следующего урока. Русалки. Слово произошло от названия славянского праздника Русалии – Русальной недели. У западных и южных славян русалки – веселые и певучие существа, помогающие людям и оберегающие их от всякой опасности. А.Н. Афанасьев так рассказывает о происхождении русалок: «Олицетворяя явления в живых человеческих образах, предки наши пришли к мнению, что облака – облачные груди водяных жен, обитающих в воздушном океане, которые поят и питаю землю дождем». Впоследствии облачные жены и девы покинули воздушные области и овладели земными водами. (Слайд 30) Восточные славяне верили совсем в других русалок – женских духов, заманивающих неосторожных спутников. Такие русалки – души родившихся мертвыми девочек, девушек, утопившихся от несчастной любви. Все русалки обладают вечной молодостью и красотой. (Слайд 31) Заключение лекции. III.Подведение итогов урока. (Слайд 32) Вопросы на доске помогут вам проверить, вся ли необходимая информация отражена в ваших записях. v Что сохранилось в истории о славянской мифологии? v Каковы источники сведений о славянской мифологии? v Что представляет из себя пантеон славянских богов? v Какие боги являются представителями высшего уровня? v Какие боги составляют более низкий уровень? v Назовите представителей низшего уровня славянской мифологии? v Что нового вы узнали о русалках? IV. Домашнее задание. Домашнее задание «Образ русалки в литературе 19-20в.в.» найдёте в учебном центре на сайте гимназии.Славянская мифология не имела такой счастливой судьбы, как греческая, которая уже в 7 веке до н.э. стала объектом литературной обработки. • В чем причина этого? *Более позднее появление письменности. *После принятия Христианства на Руси в конце 10века н.э. любое проявление язычества - многобожие и идолопоклонство- преследовалось; все, что было связано с язычеством, уничтожалось. • Что же сохранилось в истории о славянской мифологии? • Каковы источники сведений о ней? (Слайд 2) • отдельные мотивы, мифологические персонажи, сохранившиеся в фольклоре; • сведения из средневековых хроник о раннеславянской мифологии, написанные посторонними наблюдателями (на немецком и латинском языках); • сведения из русских летописей и поучений против язычества; • этнография 17века; • сохранившиеся глиняные и деревянные истуканы языческих богов. • Кто восстанавливает историю славянской мифологии? (Слайд 3) Ученые собиратели и летописцы русской старины. Один из них знаменитый ученый Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871).Свой многотомный труд он назвал «Поэтические воззрения славян на природу» - Мифология Древней Руси. 2.Представления древних славян об устройстве мира.
славянская мифология.docx
Урок "Славянская мифология", 6 класс Тема урока: Представление древних славян об устройстве мира. (Структура славянской мифологии. Пантеон славянских богов. Образы низшей мифологии). Цели: - познакомить учащихся с особенностями славянской мифологии, пантеоном славянских богов, образами низшей мифологии; - формировать аналитические навыки при сравнении образов древнегреческой и славянской мифологии; - пробудить интерес к истории словесности. Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку. I.Вступление к уроку. Сегодня на уроке нашим главным помощником будет интерактивная доска. Вашему вниманию будет представлена презентация, после ознакомления с которой у вас в тетрадях должны будут остаться записи основных положений лекции. II.Лекция учителя с использованием презентации, побуждающий диалог. (Слайд1) 1.Источники славянской мифологии. Славянская мифология не имела такой счастливой судьбы, как греческая, которая уже в 7 веке до н.э. стала объектом литературной обработки. Ход урока. В чем причина этого? *Более позднее появление письменности. *После принятия Христианства на Руси в конце 10века н.э. любое проявление язычества - многобожие и идолопоклонство- преследовалось; все, что было связано с язычеством, уничтожалось. Что же сохранилось в истории о славянской мифологии? Каковы источники сведений о ней? отдельные мотивы, мифологические персонажи, сохранившиеся в          (Слайд 2) фольклоре; сведения из средневековых хроник о раннеславянской мифологии, написанные посторонними наблюдателями (на немецком и латинском языках); сведения из русских летописей и поучений против язычества; этнография 17века; сохранившиеся глиняные и деревянные истуканы языческих богов. Кто восстанавливает историю славянской мифологии? (Слайд 3) Ученые собиратели и летописцы русской старины. Один из них знаменитый ученый Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871).Свой многотомный труд он назвал «Поэтические воззрения славян на природу» - Мифология Древней Руси. 2.Представления древних славян об устройстве мира. (Слайд 4) На раннем утре своего доисторического существования славяне жили простой, непосредственной жизнью, какая устанавливается самой природой. Человек любил природу и боялся ее. В ней он находил живое существо, всегда готовое отозваться и на скорбь, и на веселье, и на нужды человека. Сам того не сознавая, человек был поэтом, жадно вглядывающимся в картины природы. Свое восприятие он наполнял поэтическим смыслом, невольно перенося на божественные стихии формы своего тела или объектов природы. ( Слайд 5 - кадры из мф «Князь Владимир» ) Пояснения к кадру: Род – Великий Дух Жизни. Род растворен всюду: в воде и воздухе, в огне и камне, в зверях и людях, в Богах, Солнце и звездах. (Слайд 8) который вы сейчас посмотрите, 3.Пантеон славянских богов. (Слайд 6) Внутри славянской мифологии можно выделить несколько уровней в зависимости от предназначения (функции) богов. 1) Высший уровень (боги, олицетворяющие природные стихии): Небо - Сварог(верховный владыка) Молнии (гроза) – Перун Солнце (целый ряд богов) - Ярило Даждьбог Хорос Световид (т) Купала (о) Воздух (ветер) – Стрибог (Слайд 7) Сварог – верховный владыка, родоначальник всех светлых Богов. Перун – огонь-молния, древним русичам виделся могучим воином (молнии - стрелы, тучи – борода и кудри, гром – далеко звучащее слово), грохочущим освободителем земли от всякой темной нечисти. Его культ как верховного божества на Руси возник поздно, буквально перед самым принятием христианства. (В отрывке, показан ритуал жертвоприношения богу Перуну) (Слайд 9 - кадр из мф-ма). (Слайд10) Боги солнечной стихии связаны с четырьмя астрономическими датами, обуславливающими смену солнечных циклов. С началом каждого из них славяне провожали одного Солнечного Бога и встречали другого. Ярила (Яровит) является в день весеннего равноденствия (24-25марта). В этот день славяне встречают и славят молодого Ярилу – бога весны, земледелия и продолжения рода. (Слайд11) Купала. В день летнего солнцестояния (23-24июня - славянский праздник Купалы) провожают бога Ярилу и встречают бога Купалу. Он является в огне, поэтому на праздник делается большой костер, через который прыгают, чтобы исцелиться и очиститься. Влюбленные, желающие получить благословление от самого Купалы, прыгают через костер, взявшись за руки, если при этом их руки разомкнутся, их союз нежизнеспособен. (Слайд 12) Даждь - бога славяне встречали на утро после Купальского праздника, призывая главного Бога плодородия, Бога, дающего все земные блага (Солнце, тепло, свет, движение). (Слайд 13) Световит (Туесень) – Бог осеннего солнца (25 сентября). (Слайд 14) Хорос. Зимний солнцеворот назывался у славян Хоросов день и являлся составной частью Коляды. Днем провожают Световита, а ночью накрывается стол, проводятся волхованья, а перед рассветом зажигают на дворе огненное колесо и встречают Хороса (24-25 декабря). (Слайд 15) Стрибог – могучий дух ветра, повелитель воздушной стихии. Запись в тетрадь: Пантеон славянских богов делится на несколько уровней. Высший уровень состоит из богов, представляющих Стихии Неба, Солнца, Огня, Воздуха. (Слайд 16) (Слайд 17) 2) Более низкий уровень составляли боги, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, создающие замкнутые небольшие коллективы. Сварожич (второй сын Бога Сварога) был очень почитаем на Руси. Сварожич был посредником между небесным огнем и огнем земным, дающим тепло и свет людям: «Огонь – Батюшка, Огонь – Сварожич! Свет Сварога Небесного.» (Слайд 18) Велес – бог охоты, сктоводства, постепенно его образ становится божеством, дающим всякие блага, Богом богатства. (Слайд 19 ) Макошь – один из малочисленных женских образов, представленных в пантеоне славянских богов. Это Богиня изобилия, судьбы, урожая. (Слайд 20) Лада – богиня любви, красоты, очарования. (Слайд 21 ) Лель – сын Лады, божество молодости, силы, побуждает природу к оплодотворению, а людей к мрачным союзам. Лель и Лада появились в славянской мифологии гораздо позднее других божеств. (Слайд 22 ) Мара (Морена, Мора) – богиня немочи, болезни, смерти, богиня подземного царства смерти. На плаще твоем летящем Смерти горестный узор, К звездам ярким и слепящим Твой бессмертный поднят взор. Замирает все под взглядом Леденящих слезных струй, Отравляет сладким ядом Твой последний поцелуй. (Из стихотворения М.Волковой «Морена») (Слайд 23) Вий (Ний) – еще один представитель подземного царства мертвых, служитель Чернобога – властелина подземного царства, судья над мертвыми. (Слайд 24) 3) Низший уровень славянской мифологии – самый «населенный». Он низший не только потому, что к нему относятся представители нечисти, но еще и потому, что божества, представленные в нем, обитают в непосредственной близости к человеку, они занимают пространство от дома до леса, поля, болота, водоемов. Вероятно, поэтому, даже после принятия христианства представители низшей славянской мифологии не ушли из жизни человека. (Слайд 25) 4. Образы низшей славянской мифологии. Домовой – хозяин жилища. Редко обладает злым нравом, потому как дух домашний и тысячами лет живущий рядом с человеком. Домовые любят хорошее теплое жилье и добрых хозяев. Ворчливого домового задабривают хлебом, водой и солью. (Слайд 26) Леший – хозяин леса, угрюмый бородатый старик, любящий больше всего зло шутить над людьми, забредшими в его владения – чащи, буреломы. Селится он в основном в хвойных лесах. Больше всего Леший не любит неосмотрительных людей и тех, кто оскверняет лесную тишину бранными словами. (Слайд 27) Водяной – хозяин глубоких темных озер и омутов. Тихими лунными ночами водяной забавляется тем, что хлопает по воде в ладоши. С собой на дно он утаскивает тех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после заката. (Слайд 28) Упырь – мертвец, нападающий на людей и животных. Им становится после смерти человек, испорченный нечистой силой или рожденный от нее. (Слайд 29) Информацию о русалках зафиксируйте подробно. Это необходимо для нашего следующего урока. Русалки. Слово произошло от названия славянского праздника Русалии – Русальной недели. У западных и южных славян русалки – веселые и певучие существа, помогающие людям и оберегающие их от всякой опасности. А.Н. Афанасьев так рассказывает о происхождении русалок: «Олицетворяя явления в живых человеческих образах, предки наши пришли к мнению, что облака – облачные груди водяных жен, обитающих в воздушном океане, которые поят и питаю землю дождем». Впоследствии облачные жены и девы покинули воздушные области и овладели земными водами. (Слайд 30) Восточные славяне верили совсем в других русалок – женских духов, заманивающих неосторожных спутников. Такие русалки – души родившихся мертвыми девочек, девушек, утопившихся от несчастной любви. Все русалки обладают вечной молодостью и красотой. (Слайд 31) Заключение лекции. III.Подведение итогов урока. (Слайд 32) Вопросы на доске помогут вам проверить, вся ли необходимая информация отражена в ваших записях. v Что сохранилось в истории о славянской мифологии? v Каковы источники сведений о славянской мифологии? v Что представляет из себя пантеон славянских богов? v Какие боги являются представителями высшего уровня? v Какие боги составляют более низкий уровень? v Назовите представителей низшего уровня славянской мифологии? v Что нового вы узнали о русалках? IV. Домашнее задание. Домашнее задание «Образ русалки в литературе 19-20в.в.» найдёте в учебном центре на сайте гимназии.

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018