«Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о - е»( русский язык ,7 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
11.01.2017
Данная разработка предназначена для учителя русского языка, который хочет провести интересный урок по данной теме. Этапы урока различны:диктант с грамматическим заданием, работа с таблицей – плакатом,задание творческого характера - приготовление вкусного салата из слов. Ребята смогут работать в группе и сделать выводРазработка уроков
НЕ с наречиями конкурс.doc
Урок русского языка в 7 классе
«Слитное и раздельное написание НЕ с
наречиями на о е»
Автор: Войнич Татьяна Альбертовна,
Должность: учитель русского языка и литературы.
Место работы: МОУ Комсомольская СОШ, Первомайский район
Аннотация об авторе: категория высшая, стаж работы – 24 года 2010 год
Класс делится на группы.
Учитель читает стихотворение:
«Наречие мое, люблю тебя я очень!
Готов тебя учить и днем, и ночью.
Любить вопросы о тебе, любимое наречие, не трудно,
И каждый в нашем классе поступает мудро.
Кто день за днем твердит:
«Зачем и где?
Когда, куда, откуда, как?»
И, выучив все про наречие, наш класс не попадет впросак»
Учитель:
Это стихотворение написал мой бывший ученик. Может быть, это громко сказано, но было
приятно, что именно в такой форме он выразил свое отношение к изучаемому материалу.
Не переживайте, о любви спрашивать не буду, спрошу другое –
Что такое наречие?
Сможете ли вы найти его в тексте?
Предложение через проектор:
Молясный молодильник перемехал щеко кувицу (глокий язык)
По каким признакам вы смогли найти наречие в предложении?
Я думаю, что также легко вы сможете разобраться с темой «Слитное и раздельное
написание не с наречиями на о – е»
Через проектор:
Задачи урока:
1. Формировать навыки правописания не с наречиями на о – е.
2. Сопоставлять с правилами правописания не с именами существительными,
прилагательными.
3. Формировать умение выбирать правильное написание, используя изученное правило
через различные виды работ.
Начнем мы со стихотворения Сергея Бондаренко. Ученик читает.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла приставка НЕ.
Посмотрел я вокруг с доуменьем,
Что за лепое положенье!
Но кругом было тихо – тихо, И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегали пролазные лужи.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом шагали доучки.
И навстречу мне утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за речкой по травке свежей
Шли суразные дотепа и вежа.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без приставки НЕ.
Каким способом достигается комический эффект стихотворения?
Назовите слова, которые нуждаются в не?
Что это за части речи?
По каким признакам мы можем понять, что перед нами существительное,
прилагательное, наречие?
Почему не в данном случае необходимо?
А, работая с таблицей, мы вспомним все случаи слитного и раздельного написания НЕ с
существительными, прилагательными, наречиями.
Работа с таблицей – плакатом:
Используя схему, подготовьте сообщение:
1 группа правописание не с существительными.
2 группа – не с прилагательными.
3 группа – не с наречиями
Таблица плакат:
Слитное и раздельное написание не с сущ., прилаг., наречиями
РАЗДЕЛЬНО
СЛИТНО
1. Противопоставление с союзом а.
1. НЕ употребляется.
нелепо
Не правдиво, а лживо
Не работа, а забота
неряшливый
Не легкий, а трудный
ненастье
2. Можно заменить синонимом или другим
2. Если есть слова: далеко не, ничуть не,
нисколько не, совсем не, отнюдь не и др.
словом.
Ничуть не интересный
Нехорошо(плохо)
Неправда(ложь)
Совсем не интересно
Отнюдь не правда
Нелживый(правдивый) Проведите исследование: Сделайте вывод о правописании не с наречиями,
существительными, прилагательными.
ВЫВОД: Правописание не с существительными, наречиями, прилагательными совпадает.
Диктант с грамматическим заданием (через проектор)
Выписать: 1группа – не с существительными.
2 группа – не с прилагательными.
3 группа – не с наречиями.
(Не)уклюже, далеко (не)верный, (не)ряха, (не)наглядный, (не)сложно, (не)навидя,
(не)вольник, (не)добрый, (не)близко, а далеко, вовсе (не)правда
Используя таблицу, определите часть речи и раскройте скобки. Подумайте, может быть,
здесь есть ловушка?
Более подробнее мы остановимся на слитном и раздельном написании не с наречиями на
о – е.
Карточки каждой группе (раскрыть скобки и объяснить)
1 – Грибы (не)редко выбирают влажные места. (часто)
2 – Признаться в своей ошибке вовсе (не)унизительно. (вовсе не)
3 – Он вел себя (не)умно, а глупо. (союз а)
Учитель:
Вы любите салат?
Мы его с вами сделаем, из наречий. Я раздаю картинки с овощами, с другой стороны
задания. Пока я читаю стихотворение про овощ , вы должны выполнить задание.
Отвечаете правильно – овощ забираете себе.
1 – далеко (не)радостно, (не)сложно, (не)уклюже.
2 – (не)приветливо, (не)громко, а тихо, (не)истово.
3 – (не)точно, вовсе (не)верно, (не)близко, а далеко. Стихотворения об овощах:
Помидор:
Помидором все довольны;
В помидорах витамин.
Я хорош соленый, свежий,
Я в салатах господин.
Огурец:
Я превосходный огурец,
Зеленый, крупный, сладкий.
Мне надоело, наконец,
Лежать на черной грядке.
Вам маска из меня поможет
Сохранить прекрасной кожу.
Лук:
Я известный всем вам злюка!
Стоит вам отведать лука –
Слезы потекут рекой.
Ешьте вы меня побольше, и болезней
Не останется в семействе ни одной.
А «заправим» этот салат другими заданиями.
Заменить выражения наречиями с НЕ:
1 – не с руки (неудобно)
2 – как снег на голову (неожиданно)
3 – рукой подать (недалеко)
ВЫВОД:
Не с наречиями играют определенную роль, иногда именно они помогают добиться
четкости и ясности в предложениях, текстах.
Задание творческого характера. Мини – сочинение по опорным словам
Сочинить, используя слова, небольшой рассказ на тему «Как я иду в школу»
Недавно,недалеко,нередко,
Тогда, немного, раньше,
Наспех, заранее, зачастую,
Дальше, вместе, вовремя,
Поэтому, никогда,
Мало – помалу, не торопливо, а медленно.
(Задание выполняется под музыку)
Чтение составленных рассказов.
ВЫВОД: Сделайте сами вывод – цель урока перед глазами.
Домашнее задание: Со словами невольник, неверный, несложно составить предложения,
Слова с не разобрать по составу.
«Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о - е»( русский язык ,7 класс)
«Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о - е»( русский язык ,7 класс)
«Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о - е»( русский язык ,7 класс)
«Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о - е»( русский язык ,7 класс)
«Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о - е»( русский язык ,7 класс)
«Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о - е»( русский язык ,7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.