Слова категории состояния. Их отличия от наречий. (русский язык 7 класс)
Оценка 4.8

Слова категории состояния. Их отличия от наречий. (русский язык 7 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
13.12.2018
Слова категории состояния. Их отличия от наречий. (русский язык 7 класс)
Технологическая карта урока в 7 классе по теме " Слова категории состояния. Их отличия от наречий". Урок изучения нового материала, на котором ученики должны знать часть речи категория состояния: уметь определять, что такое категория состояния, какими морфологическими признаками она обладает.
технологическая карта урока в 7 классе скс.docx
Слова категории состояния. Их отличия от наречий. (7 – й класс) (Автор – Светлана Максимовских) Учебник: Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов и др. М.; 2013г. Тип урока: изучение нового материала. Планируемые результаты ( т.е. что ученики должны знать, что уметь, какими способами действия  овладеть)  Предметные: o знать часть речи категория состояния: o уметь определять,  что такое категория состояния, какими  морфологическими признаками она обладает;  Метапредметные: o Регулятивные УУД: овладение навыками самостоятельного приобретения новых  знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,  самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; o Познавательные УУД: приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и  отбора информации с использованием различных источников и информационных  технологий для решения познавательных задач  o Коммуникативные УУД: формирование умений работать в группе с выполнением  различных социальных ролей; развитие монологической и диалогической речи,  умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать  его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; воспитание  сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других  учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы; Оборудование: доска, мел, карточки для работы в парах, таблицы для заполнения  (индивидуальные). Ход урока Действия учителя 1.Оргмомент УУД Цель: проверить готовность класса к уроку, вспомнить слова, которые передают состояние человека. Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть в  этот прекрасный день! И для поддержания хорошего  настроения я предлагаю начать урок с такой игры: « Кто  больше». Вы должны назвать слова, которые передают  состояние. Сейчас я начну, а вы мне поможете: « Мне с вами  ИНТЕРЕСНО». Ответы учеников:( ХОРОШО, РАДОСТНО,  ЛЮБОПЫТНО, УЮТНО, ТЕПЛО, СВЕТЛО, немного  ВОЛНИТЕЛЬНО). Молодцы ребята! Уметь планировать свою  деятельность в  соответствии с целевой  установкой, высказывать  мнения по существу  полученного задания. 2. Изучение нового материала Цель: создать мотивацию к работе через обращение к личному опыту учащихся; показ практической  значимости темы;  проблемный вопрос; Слушать, отвечать на  вопросы других,  формулировать ­ а что все эти слова обозначают? – ( Они передают  СОСТОЯНИЕ). Знаете, ребята, мы стоим на пороге открытия. Части речи, как и люди, живут, свей особой жизнью: у каждой есть свой  характер – это морфологические признаки, у них есть  родственные связи. Например, глагол и его особые формы. Вспомним их ( причастие и деепричастие).У наречия,  например, есть брат – близнец, очень похожий на него. И  сегодня мы с ним познакомимся. Зовут его СЛОВО  КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ. Предлагаю вам поучаствовать в  исследовании по открытию новой для вас части речи. Вы на  уроке узнаете , на какие вопросы он отвечает, какую роль  выполняет в предложении, и в чем похож на брата и чем от  него отличается. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему  урока. Вопрос: чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? Ответ: Мы будем открывать новую часть речи и учиться  отличать ее от других слов. 3. проверка д/з, опрос Цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений. Во время исследования мы будем опираться на уже известные  вам знания, проводить лингвистические опыты, а в конце  проведем испытания. Начнем с повторения, потому что «повторенье – мать  ученья». 1.Один ученик у доски, записать слова и объяснить написание. Горячо, дремуч, свежо, горя, чуть – чуть, свеж, во –  первых, хорош, слева. 2.Вопрос: На какие 2 группы можно разделить все  записанные слова? Вспомните, по каким признакам мы определяем части речи  ( задаем вопрос и определяем значение, затем определяем  морфологические признаки и, наконец, ­ роль в предложении). 3.Фронтальный опрос. 1.Что обозначает наречие, и на какие вопросы отвечает? 2. Какие морфологические признаки имеет  наречие?  3.К каким частям речи относится наречие (приглаголие) и  какую синтаксическую роль выполняет в предложении? 4. От чего зависит употребление буквы О или А на конце  наречий? 5. когда на конце наречий пишется Ь? 6. Что общего у деепричастий и наречий? 4. Формирование знаний Цель: учить умение находить слова категории состояния в  тексте, развивать речь учащихся. собственные мысли,  высказывать и  обосновывать свою точку  зрения Уметь планировать свою  деятельность в  соответствии с целевой  установкой, высказывать  мнения по существу  полученного задания, Осознавать  недостаточность своих  знаний. Сотрудничать в поиске  путей преодоления  затруднения, строить  монологическое  высказывание. Обратите внимание на предложения (на доске заранее):  1. Утро солнечно и радостно. 2. Глаза светились радостно. 3. На душе у ребят было радостно. Прочтите предложения. Что можете сказать об этих  предложениях? (в каждом предложении есть одно общее  слово). Значит, наше исследование мы должны начать с того, чтобы  определить ­  какие слова можно отнести к категории  состояния? Рассмотрим 1 предложение. Какой частью речи является  слово РАДОСТНО? ( кратким прилагательным, можно  заменить полным прилагательным – радостное), от какого  слова задаем вопрос?( относится к существительному), на  какой вопрос отвечает ( каково?), каким членом предложения  является( сказуемым), изменяется ( дни каковы, она какова). Во 2 предложении. – наречие, так как обозначает признак  действия. Вопрос задаем от какого слова Светились ( как?)  радостно. В предложении является обстоятельством. Мы  знаем, что рядом с глаголом всегда находится какая часть  речи? – наречие. В 3 предложении. РАДОСТНО – одновременно и  прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым ( было  радостно) без подлежащего, и наречием – оно неизменяемо.  Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие,  значит что – то третье, совершенно особая часть речи? Мы  уже знаем, что это неизменяемая часть речи, употребляемая в  предложении без подлежащего. Такие предложения  называются БЕЗЛИЧНЫМИ. Работа в тетради. Записать правило. Слова категории состояния обозначают состояние человека,  состояние природы, отношение к действию. Отвечают на вопросы КАК? КАКОВО? ПРИЗНАКИ: 1. Употребляется в безличном предложении. 2. Входит в состав главного члена предложения. 3. Не изменяется. Заполнение таблицы. Различие частей речи ( таблица  заполняется индивидуально) Вопросы наречие Краткое  прилагательное На какой  Каков? Какова?  Как? Где? Слово  категории  состояния Как? Каково? Демонстрировать   понимание изученного  материала. вопрос  отвечает? Что  обозначает? Каковы? Признак  предмета сказуемое Каким  членом  предложения  является? Как  изменяется? Работа  с учебником. Прочитать определение СКС, с.128. По родам,  числам, падежам Не изменяется Признак  действия,  признак  другого  признака? обстоятельство Состояние  животного,  человека,  оценку  действия сказуемое в  предложение  без  подлежащего Не изменяется 5.Закрепление нового материала Цель: закрепить изученный материал. Развитие умения  отличать наречия от скс. Один ученик у доски, другие в тетради записывают  предложение. ВЕСЕЛО НА ПАШНЕ. Выяснить чем является слово ВЕСЕЛО. Алгоритм работы. 1.На какой вопрос отвечает слово весело?( на вопрос как?) 2. Что обозначает слово? ( состояние человека) 3. Есть ли в предложении подлежащее? (нет) 4.Предложение безличное?(да) 5.Каким членом предложения является слово?(сказуемым) ЗНАЧИТ, СЛОВО ВЕСЕЛО ЯВЛЯЕТСЯ КАТЕГОРИЕЙ  СОСТОЯНИЯ. По этому алгоритму выполняются следующие  предложения. Обе щеки её румяны, её лицо спокойно, ясно, весело. ( кр.прилаг). Весело гляжу на гумно, на скирды. ( наречие) 6.Физминутка. Для поднятия настроения опишите пейзаж за окном с  использованием скс. 5.1 Закрепление материала. Работа в паре(карточки раздаются на парту, определить, чем является выделенное слово)  1. В этот тихий вечер море грустно. 2. В печке грустно насвистывает свою песню сверчок. 3. Сердцу грустно от зимнего холода.  Уметь сохранять и  оценивать правильность  выполнения учебной  задачи. Принимать решения и   осуществлять осознанный  выбор в учебной  деятельности       1.Где – то близко у калитки тихо звякнуло кольцо.       2.Утро тихо, радостно и молодо.       3.На улице тихо после дождя. Уметь сохранять и  оценивать правильность  выполнения учебной  задачи. Уметь сохранять и  оценивать правильность  выполнения учебной  задачи. Оценивать, что уже  усвоено и что еще  подлежит усвоению. Владеть основами  самоконтроля. Строить небольшие  монологические  высказывания. Оценивают свою  деятельность на уроке 1. Видно, выспался он худо. 2. За морем житьё не худо. 3. Тут и вовсе ему не худо. Взаимопроверка вслух с объяснением. 5.2 Закрепление материала Цель: применять изученный материал самостоятельно с объяснением. Выполнение самостоятельно упр.315 один учение у доски,  другие в тетрадях. 5.3 Закрепление материала Цель: применять изученный материал самостоятельно с объяснением. Игра на внимательность. Если согласны с высказыванием, то хлопаете, если нет –  топаете. 1.СКС не изменяется. 2. СКС отвечает на вопрос что. 3.СКС является в предложении обстоятельством. 4. СКС употребляется в безличном предложении. 5. СКС обозначает предмет. 6. СКС является сказуемым. 6. Итог урока Цель: учить рефлексировать, осмысливать собственные  мыслительные операции познания, т.е. формулировать  новые знание и способы действия ( как применять новые  знания) Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Меня удивило… Мне захотелось… 7.Задавание на дом Цель: учить определять собственные затруднения и те  умения, которые необходимо тренировать. 1. Таблицу заполнить, уметь ей пользоваться. 2. Параграф 49 с.129,определение СКС с.128 знать  наизусть. 3. Упр.317 Объявление оценок за урок. Спасибо за урок.

Слова категории состояния. Их отличия от наречий. (русский язык 7 класс)

Слова категории состояния. Их отличия от наречий. (русский язык 7 класс)

Слова категории состояния. Их отличия от наречий. (русский язык 7 класс)

Слова категории состояния. Их отличия от наречий. (русский язык 7 класс)

Слова категории состояния. Их отличия от наречий. (русский язык 7 класс)

Слова категории состояния. Их отличия от наречий. (русский язык 7 класс)

Слова категории состояния. Их отличия от наречий. (русский язык 7 класс)

Слова категории состояния. Их отличия от наречий. (русский язык 7 класс)

Слова категории состояния. Их отличия от наречий. (русский язык 7 класс)

Слова категории состояния. Их отличия от наречий. (русский язык 7 класс)

Слова категории состояния. Их отличия от наречий. (русский язык 7 класс)

Слова категории состояния. Их отличия от наречий. (русский язык 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2018