Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности
Оценка 4.8

Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности

Оценка 4.8
Семинары
docx
русский язык
1 кл—4 кл
18.02.2017
Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности
виды словарной работы .docx
Обобщение опыта учителя Дорошенко Дарьи Николаевны Словарная   работа   на   уроках   русского   языка   как   средство   повышения орфографической грамотности Современная   начальная   школа   видит   одной   из   главных   задач   обучения   – развитие   речи   и   мышления   младших   школьников.   Одним   из   показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса.  В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся,   не   зная   правописания   многих   слов,   которые   им   следовало   бы употреблять   в   своей   письменной   речи,   избегают   их,   так   как   не   умеют пользоваться орфографическим словарём. Слайд      Николай Сергеевич Рождественский, советский педагог, писал: "Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его  орфографической грамотности " Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов ­ огромный толстый словарь. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Это работа ­ трудная и кропотливая. Исходя из опыта своей работы могу сказать, что определить орфограмму у ребят не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в   несколько   неожиданных   условиях   оказывается   для   многих   неразрешимой задачей. Словарная   работа   на   уроке   является   одним   из   средств   повышения орфографической грамотности учащихся.   Пролистав страницы учебника «Русский язык» для 2 класса, можно увидеть, что в одном случае на уроке для рассмотрения предлагается несколько словарных слов,   а   в   другом   –   на   протяжении   нескольких   уроков   к   словарным   словам вообще не обращаются ­ они отсутствуют на страницах учебника.  Учитывая все выше сказанное, я занялась изучением вопроса «Словарная работа на   уроках   русского   языка   как   средство   повышения   орфографической грамотности» Целью   моей   работы   является:     определение   путей   совершенствования словарной работы на уроках русского языка как важного средства повышения орфографической   грамотности   учащихся,   для   реализации   которой   были намечены определённые задачи. Слайд ­проводить словарную работу на каждом уроке; 1 ­ включать работу со словарными словами на различных этапах урока; ­  изучить методическую литературу по теме;  ­ выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;  ­   обобщить   методику   словарной   работы   и   разработать   разнообразные   виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка.  У меня сложилась своя система по усвоению правописания слов.. Необходимо, чтобы   ребенок   использовал   одно   и   то   же   слово   5­7   раз   в   разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике. Знакомство со словарными словами начинаю с первого класса. Так на страницах азбуки,   в   учебниках   математики,   предмета   «Окружающий   мир»   можно встретить   такие   слова   как:   корова,   сорока,   малина   и   др.     –   однако,   в   силу возраста детей понятие словарные слова не вводится. В этот период обучения своим ребятам на уроках письма, чтения предлагаю такие задания:  ­ из предложенных слогов вставьте подходящий, слова запишите:   ..рова, ..рона,  .. рока.  Во, со, ко  При знакомстве ребят с новым словом пользуюсь алгоритмом по его введению. 1­й этап      Представление слова  Ребята могут самостоятельно определить новое слово: а) с помощью  загадки  Слайд Стоишь на белой ножке  На веточках серёжки   Нас соком угощаешь.   Тебя всегда узнаешь.(берёза) б) демонстрацию картинки с изображением предмета.  в) разгадывание ребуса, шифровки, шарады. Мышление   учащихся   начальных   классов   носит   наглядно­образный   характер, поэтому я обратила внимание на зрительное запоминание слов.   г)Одним из приёмов, представления и  запоминания, является:  метод графических ассоциаций.  Суть данного метода в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки.   2 2­этап Лексическое значение слова.  Заменить предложение 1 словом. Слайд 3­этап Повторное чтение слова орфографически, орфоэпически и запись его в словарик.    На   этом   этапе   можно   предложить   ребятам   стихотворные   «запоминалки­ рифмовки». Слайд        В   дальнейшем   вся   работа   направлена   на   закрепление   правописания словарного слова. На этом этапе применяются различные виды работы: Слайд 1. Игра 2. Творческая работа 3. Поисковая работа 4. Задание на внимание Многие задания  дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы, работу в парах Поэтому моя работа по закреплению правописания словарных слов   направлена на накопление, систематизацию и применение этих различных видов работы. 1 Лексические упражнения В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети   объясняют   значения   слов   как   прямые,   так   и   переносные,   выясняют многозначность слов, составляют с ними словосочетания и предложения.  1. Приѐм «создание свободной ассоциации» – процесс творческий. Ценность этого   приёма   является   наличие   у   каждого   словарного   слова   своего ассоциативного образа. Слайд           г_А.зета ­ бум_А.га,  2. К  словарным словам  подбираем синонимы и антонимы. 3.Многообразие переносных значений слов хорошо показать на  примерах: Слайд Золотое сердце, Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы.                                        Золотое, доброе сердце. 4. Традиционно использую тематические кроссворды 3 2. Упражнения для формирования фонетических понятий. 1. Игра «Догадайся, что за слово» Раздаю карточки ­ таблицы, на которых написаны  буквы нужного слова Предлагаю выполнить это задание в парах      Слайд 2. Игра   «Угадай слово». Показываю карточки, на которых написан первый или  последний  слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова. Слайд ГО (город, горох, гореть, горизонт). 3.  Орфографические упражнения. Большое значение придаю работе над составом слова. В результате этого  совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова,  развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с  приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений. Слайд    ∩ 4    Морфологические упражнения   являются частью работы над словарными  словами.  Слайд 1. Выборочная работа со словарём 2. Работа с крылатыми выражениями 3. Подбор однокоренные слов разных частей речи.  Например:  адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер ( ветерок, ветреный, обветрить). 4 Синтаксические упражнения В процессе синтаксических упражнений тоже работаю со словарными словами, включая их в задания.  1. Предлагаю   ребятам   со   словарными   словами   составить     предложения, различные по цели высказывания.  Слайд 4 2. Составить предложения со словосочетаниями. Высокую   эффективность   развития   орфографической   грамотности     показал метод  орфографического чтения. Облегчают   запоминание   словарных   слов   и   небольшие   рассказы   с   их использованием.   Слайд Как известно, запоминается то, что чаще мелькает перед глазами. Поэтому для своих ребят я разработала такой приём работы, который назвала «Солнечные лучики».   Слайд фото Солнышко собираем из 5­7 лучиков. На протяжении некоторого времени они размещаются в классе на доске. После этого дети пишут словарный диктант с использованием этих слов. Настоящим открытием для меня стала игра «Изографы». Слайд изографа               Изографы­   это   слова,   которые   изображены   буквами,   изображение   которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. Задачей   ребенка   является   составление   слова   из   найденных   в   изографе   букв, зарисовка   изографа,   составление   своего   изографа.     Задания   такого   вида предлагаются для работы в группе.   Конечно,   такая   работа   требует   от   учителя   затрата   сил,   времени,   наличие наглядного материала. Поэтому работу над словарными словами я планирую и на   занятиях   по   внеурочной   деятельности   в   рамках   реализации   ФГОС «Грамотейке».  Слайд фото  Видя первые результаты моих учеников, с уверенностью можно сказать, что я иду в правильном направлении.  5

Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности

Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности

Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности

Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности

Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности

Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности

Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности

Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности

Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности

Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017