Смысловое чтение несплошных текстов.
Оценка 4.7

Смысловое чтение несплошных текстов.

Оценка 4.7
Семинары
docx
история
5 кл—9 кл
29.01.2017
Смысловое чтение несплошных текстов.
Статья, описывающая приемы работы с несплошными текстами на уроках истории и обществознания в основной школе. Приемы, описанные в статье помогут учителю организовать деятельность учащихся на уроке по поиску и интерпретации информации в визуальных источниках. Статья предназначена для учителей истории и обществознания основной школы.
8. Хатмуллина Я.А. смысловое чтение несплошных текстов статья.docx
Приемы формирования смыслового чтения несплошных текстов на уроках истории и обществознания. Ярина Ахатовна Хатмуллина, учитель истории и обществознания  МАОУ «СОШ № 25» г. Перми В России, так же как и во многих странах мира, наблюдается процесс падения уровня читательской культуры населения. Большое количество детей и подростков в России сегодня читает мало, либо читает иначе, т.е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги.  Понимание   необходимости   повышения   ценности   чтения   взрослым сообществом   привело   к   тому,   что   сегодня   во   многих   развитых   и развивающихся странах осуществляется политика поддержки и продвижения чтения в первую очередь среди детей и подростков. В   МАОУ   «СОШ   №   25»   регулярно   проводится   проверка   техники чтения: скорость чтения и понимание прочитанного. Как оказалось основными затруднениями   у   учеников  младшего   звена   стали:   недостаточная   скорость, недостаточное   непонимание   прочитанного   текста, общепринятыми оборотами и идиомами.   не   владение Так   можно   отметить,   что   значительное   количество   детей   1­4   класса читают   без   выражения,   монотонно,   без   расстановки   смысловых   пауз, интонирования. Вопросы по прочитанному тексту выявляют низкий уровень понимания. Часто дети читают по слогам (буквально складывая слова в 4 классе), читают   каждое   слово   по   отдельности   (прочитывая   сначала   «про   себя»,   а потом   вслух),   не   дочитывают   слова   до   конца,   «глотают»   буквы   и   слоги, допускают   искажения   ударений   в   словах.   И,   как   показывает   анализ результатов проверки, именно эти дети испытывают трудности в понимании текста. Лишь   отдельные   учащиеся   1­2   классов   смогли   ответить   на   вопросы касающиеся появления в тексте автора.  Полученные   нами   результаты   соотносятся   с   результатами   подобных исследований.  Так   в  результаты   исследования,  выявляющие   способности   к пониманию текстов детьми 2­6 классов в московских и петербургских в 1983 и 2009 годах  поразили ученых: дети практически перестали понимать тексты. Психиатры предположили, что это связано с методиками учителей: в школах из года в год уделяется большое внимание скорости чтения, и дети понимают, что вчитываться и осознавать уже не обязательно. В целом это приводит к снижению концентрации и слабых способностях к чтению в старших классах и взрослом возрасте1. Подобное отношение складывается не только к сплошному тексту, но и к иным видам текста. Так учащиеся не понимают текст, изложенный в схемах и таблицах, не могут сосредоточится на «длинном» видеотексте, не «видят» на внешним изображением замысла автора. Современный мир столкнулся с новыми культурными и социальными вызовами.   «Клиповое»   (визуализированное   и   дискретное)   мышление современных   подростков   не   приспособлено   для   смыслового   чтения.   Дети перестают читать и понимать тексты, размышлять над ними. Следовательно, школа   должна   целенаправленно   создавать   образовательное   пространство, формирующее   метапредметное   умение   смыслового   чтения,   как   привычных нам   текстов,   так   и   умение   воспринимать,   критически   относиться   к   иным текстам (схемы, изображения, музыка, видео и т.п.). Особое место в чтении несплошных текстов занимают карты и планы местности (эти виды текста играют значительную роль в изучении истории).  1 http://doctorpiter.ru/articles/8702/ Ежедневно   педагоги   нашей   школы   сталкиваются   с   проблемой недостаточно глубокого понимания учащимися различных текстов, будь то учебное   задание   на   уроке   или   в   экзаменационном   тесте,   неумением обучающихся   найти   в   тексте   ключевые   слова,   интерпретировать   текст, выявить ключевую проблему, поднятую автором и т. д.   К несплошным текстам можно относят2:  1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);  2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);  3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);  4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);  5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);  6) таблицы и графики;  7) диаграммы;  8) таблицы и матрицы;  9) списки;  10) карты (планы). Работа с несплошными текстами требуют несколько иных читательских навыков,   так   как   организованы   эти   тексты   иначе,   содержат   особые   связи единиц текста и особые формальные указатели на эти связи. Согласно результатам исследования  PISA  в нашей стране существует тенденция   увеличения   разрыва   в   понимании   сплошных   и   несплошных текстов3. Педагогам, есть над чем работать в этом направлении: необходимо сокращать разрыв в понимании сплошных и несплошных текстов, и в первую очередь за счет основных составляющих умения смыслового чтения: поиск информации   в   тексте,   ее   интерпретация   и   ее   осмысление   и   оценка,   ее применение для решения прикладных задач. Следовательно, проблема, которая требует решения, состоит в поиске механизмов,   технологий   и   организационных   условий,   обеспечивающих формирование данного умения. 2 http://rus.1september.ru/article.php?ID=200501401 3 http://www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561931/PISA2009.pdf В своей педагогической практике для формирования и развития умений смыслового чтения я использую различные приемы и формы работы. Часть из них   это   разработки   коллег,   которые   можно   найти   в   современной методической   литературе.   Часть   это   традиционные   формы   работы   с учащимися. Мною были обобщены те приемы и формы работы, которые я использую на уроках в приведенной ниже таблице: Смысловое чтение  как метапредметный результат. Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания  текста. Сплошные тексты. Текст как система смысловых  элементов (взаимосвязь,  иерархичность, синергия4) Несплошные тексты: 1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);  2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);  3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);  4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);  5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);  6) таблицы и графики;  7) диаграммы;  8) таблицы и матрицы;  9) списки;  10) карты (планы)5. Проблемы учащихся в поиске, оценке, интерпретации информации всех видов текстов. Как создать учебные ситуации для  решения этой проблемы?   темам. Задания ЕГЭ и ОГЭ Подбор текстов и заданий по разным   Составление кластеров с «этикетками».  Мини­проекты – постеры ( например,  «Бородино») и т.п.  Фильмы со стопами.  Обсуждение картинок (что­то с чем­то).  Реальное обществознание (договоры, заявления  и т.п.)  Рисуем мультики (сценарии, раскадровки).   Приведу   ниже   описание   некоторых   приемов   и   форм   работы   с несплошными текстами на уроках истории и обществознания. 4 Синерг яии действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.  ru.wikipedia.org›Синергия   — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их  5 http://rus.1september.ru/article.php?ID=200501401 Так,   например,   для   структурирования   информации,   выявления причинно­следственных   связей   главных   и   второстепенных   мыслей   текста возможно   использовать   составление   учениками   кластеров.   Кластер   –   это «пучок», «созвездие». Это прием из технологии критического мышления через чтение и письмо. Я использую эту технологию следующим образом: к уроку готовятся   так   называемые   «этикетки»   с   названиями,   терминами   и   др. элементами текста. Учащимся дается задание составить схему (кластер) из предложенных этикеток и дополнить эту схему при помощи маркеров. Такое задание хорошо использовать в тех темах, где необходимо понять структуру: «Система  права», «Общество   как   система», «Обществоведческие  науки»  и д.р. Так   же   интересна   такая   технология   как   создание   постеров   (мини­ проектов). Главным достоинством постера является то, что на одном листе можно собрать различные виды информации по теме: изображения, карты, хронологию,   тексты   и   т.д.   Например,   создавая   такую   работу   по   теме «Бородинское сражение» восьмиклассники рисуют карту­схему, описывают сражение, приводят мнения участников и историков и т.д. Общим для всех этих форм и приемов работы является то, что все они направлены на работу с разными видами текста, это всегда самостоятельная практическая работа учащихся, в результате создается продукт. Главной   задачей   для   учителя   здесь   становится   создание   или   подбор интересного   и   значимого   для   ребенка   задания,   качественная   подготовка   к уроку, регулярность использования этих приемов.

Смысловое чтение несплошных текстов.

Смысловое чтение несплошных текстов.

Смысловое чтение несплошных текстов.

Смысловое чтение несплошных текстов.

Смысловое чтение несплошных текстов.

Смысловое чтение несплошных текстов.

Смысловое чтение несплошных текстов.

Смысловое чтение несплошных текстов.

Смысловое чтение несплошных текстов.

Смысловое чтение несплошных текстов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017