ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Елена Шарун свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Сочинение-описание местности  (8 класс, русский язык)
Файл:

sochinenie_1.doc - Сочинение-описание местности (8 класс, русский язык)


Сочинение-описание местности  (8 класс, русский язык)

Тема. Речевая деятельность. Сочинение­описание местности на основе
личных наблюдений с обрамлением.
Цель. развивать творческие способности у учащихся, умение видеть и
передавать увиденное в публицистическом и художественном стилях речи.
Оборудование. тексты, рисунки учащихся, фотографии усадеб писателей
( И.С.Тургенева, М.Ю.Лермонтова и других).
Актуализация опорных знаний учащихся.
I.
1. Беседа.
1) Что такое описание как тип речи?
2) Что значит деловое и художественное описание?
3) В каких стилях речи встречаются описания местности?
4) Какую роль играют такие описания в тескте?
2. Выразительное чтение текстов.
(Тексты – на каждой парте. Они могут быть для всех одинаковыми, могут быть разными
(по два­три текста) – на усмотрение учителя.)
1) Остров, на котором стояла дедовская хата, был, конечно, самым таинственным
местом на свете.
За домом лежали два огромных глубоких пруда. Там всегда было сумрачно от
старых ив и темной воды.
За прудами, вверх по склону, подымалась роща с непролазным орешником. За
рощей начинались поляны, заросшие по пояс цветами… За полянами на пасеке
курился слабый дымок около дедовского шалаша. А за дедовским шалашом шли
неизвестные земли – красные гранитные скалы, покрытые ползучими кустами и
сухой земляникой.
(К.Паустовский)
2) … Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали
извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась
зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая
церковь и старинная колокольня, около разбросаны были деревянные избы с их
огородами и колодезями… Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир
увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной
кровлею…
(А. Пушкин)
3) Белый господский дом и церковь, расположенные на горе, вдруг ярко засеяли
посреди темных, покрытых еще густою тенью деревьев и избушек; в свою очередь
сверкнуло за ними дальнее озеро; с каждою минутой выскакивали из мрака новые
предметы: то ветряная мельница с быстро вращающимися крыльями, то клочок
озими, который как бы мгновенно загорался… Наконец­то заблистали вдалеке
маковки церквей, глянули кровли, здания, а там выставилась из­за горизонта и вся
гора, по скату которой расползался город. На песчаных отмелях широкой реки,
огибавшей гору, белелся монастырь.
(Д. Григорович)

Сочинение-описание местности  (8 класс, русский язык)

4) Жилище Чурисенка составляли: полусгнивший, подопрелый с углов сруб,
погнувшийся набок и вросший в землю так, что над самой навозной завалиной
виднелись одно разбитое красное волоковое оконце с полуоторванным ставнем и
другое… заткнутое хлопком. Рубленные сени, с грязным порогом и низкой дверью,
другой маленький срубец… ворота и плетеная клеть лепились около главной
избы… Перед двором был колодезь с развалившимся срубиком… Около колодца
стояли две старые, треснувшие и надломленные ракиты с редкими бледно­зелеными
ветвями…
(Л. Толстой)
5) Родовая усадьба Лутовиновых занимала тридцать девять десятин в березовой роще
на пологом холме… Иван Иванович (Лутовинов, дядя матери И. С. Тургенев –
прим.авт.) построил при въезде в усадьбу большую, просторную каменную церковь.
На расстоянии сотни метров от нее был выстроен из крепкого дуба главный
усадебный дом в два этажа… с двумя кирпичными полукруглыми галереями, с
колоннами и нишами и деревянными флигелями… Дом и галереи имели вид
широко изогнутой подковы. Перед домом был разбит цветник: прекрасные аллеи
роз, на клумбах – тюльпаны, ирисы, пионы, левкои, астры. Цветник замыкался
зарослями сирени, жасмина, жимолости и акации. В центре – большая клумба
пионов, с красивой стройной лиственницей посередине.
Позади дома располагались службы – помещения для прислуги…
Посередине усадебного двора – высокий столб, на нем – двухпудовый колокол и
флюгер наверху со сквозной вырезкой цифр «1808» ­ год основания усадьбы.
Направо и налево от дома – фруктовые сады и ягодники, за ними, около еловой
аллеи, ­ теплицы и оранжереи…
У пологого холма, на котором расположена усадьба, были пруды с земляными
плотинами и развесистыми ракитами. Эти пруды замыкали парк с западной и
восточной сторон.
( С. Липеровская)
3. Составление простого плана.
(В плане должна быть указана последовательность описания.)
Первый текст: вид с небольшой возвышенности.
1) Самый таинственный остров.
2) Пруды за дедовской хатой.
3) Роща за прудами.
4) Поляны за рощей.
5) Пасека около шалаша за рощей.
6) Неизведанные земли.
Второй текст: в пути, из окна кареты (в движении).
1) Речка вытекающая из широкого озера.
2) На холме над рощей – кровля и бельведер (надстройка над зданием) дома.
3) Пятиглавая церковь и колокольня.
4) Избы с огородами и колодезями.

Сочинение-описание местности  (8 класс, русский язык)

5) Березовая роща.
6) Серенький домик с красной кровлей.
Третий текст: вид снизу вверх, в движении.
1) Дом и церковь на горе.
2) Дальнее озеро.
3) Ветряная мельница.
4) Клочок озими.
5) Маковки церквей, кровли, здания.
6) Город на горе.
7) Монастырь.
Четвертый текст: вид вблизи.
1) Сруб, вросший в землю.
2) Сени, порог, низкая дверь.
3) Маленький срубец.
4) Ворота и клеть (кладовая) около главной избы.
5) Колодезь.
6) Около колодца – две ракиты.
Пятый текст: вид вблизи.
1) Церковь при въезде в усадьбу.
2) Дом в два этажа.
3) Цветник; заросли кустарников, клумба.
4) Помещения для прислуги.
5) Посредине двора – столб.
6) Сады.
7) Теплицы и оранжереи.
8) Пруды с плотинами.
4. Слово учителя.
Итак, описывая местность, мы обращаем внимание на мельчайшие детали,
перечисляем предметы и указываем их расположение или местонахождение.
В описании местности мы:
1) обращаем внимание на место, откуда описываем: то ли из окна вагона, машины,
дома, то ли сверху обозреваем окрестность, то ли находимся вблизи описываемого
места;
2) перечисляем последовательно предметы, которые видим;
3) описывая местность, мы высказываем свое отношение к увиденному.
5. Вопросы к учащимся.
1) Какое из описаний вам понравилось больше?
2) В каком из текстов передано отношение автора к описываемой местности?
3) Какими чувствами наполнены описания?
4) К какому из текстов вы могли бы предложить свои рисунки? Что вы изобразили бы
на них в первую очередь?
5) Все ли тексты написаны в одном стиле?
6) Какие художественные приемы используют авторы в описании местности?

Сочинение-описание местности  (8 класс, русский язык)

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Слово учителя.
У каждого из нас есть любимые места в селе. Они дороги нам, потому что там живут
наши близкие или просто потому, что с ними, этими местами, связаны радостные или
грустные минуты нашей жизни. В детстве особенно ярки любые впечатления. То, что
взрослые порой не замечают, дети увлеченно, до мельчайших деталей рассматриваются,
познавая мир.
III.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
IV. ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Демонстрация рисунков учащихся с изображением местности.
Двор школы или дома; дорога, по которой они идут в школу; вид из окна дома или
школы.
2. «Озвучивание» рисунков.
(Учащиеся подготовили сочинения на одну из данных тем; те, кто не смог
нарисовать, зачитывают свои работы.)
3. Работа на черновиках.
(Ученики делают исправления, вносят дополнения в свои сочинения.)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Закончить работу над сочинением.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл