Пояснительная записка.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы написать сочинение по литературе, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» рассчитан на учащихся 10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа.
Цели и задачи изучения курса.
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи курса:
· обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
· подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);
· формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).
Учебно – тематический план
Повторение знаний о тексте |
6 |
Подготовка к написанию сочинению |
24 |
Комплексная подготовка |
4 |
ВСЕГО |
34 |
Содержание тем учебного курса
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Повторение основных сведений о тексте.
Что такое текст? Связь предложений в тексте. Стили текста: публицистический стиль. Стили текста: художественный стиль. Типы текста.
Подготовка к сочинению уровня
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Требования к уровню усвоения курса
Ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
· сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
· содержание заданий ЕГЭ;
уметь
· применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
· оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
· применять приёмы сжатия текста;
· понимать и интерпретировать текст;
· создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
· аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Перечень учебно – методического обеспечения
1. ЕГЭ-2009. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2008.
2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос,
Календарно - тематическое планирование
Раздел программы |
Тема |
Количество часов |
1. Введение |
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. |
1 |
2. Повторение основных сведений о тексте. |
1. Что такое текст? Связь предложений в тексте. 2. Стили текста: публицистический стиль. 3. Стили текста: художественный стиль. 4. Типы текста. 5. Зачетная работа №1 |
1
1
1
1 1 |
3. Подготовка к сочинению уровня С. |
1. Тема, идея текста. 2. Проблематика текстов. Способы формулировки проблемы текста. 3. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). 4. Выявление и формулировка авторской позиции. 5. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации. 6. Отработка навыков аргументации. 7. Зачетная работа №2. 8. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. 9. Практикум по написанию сочинения. 10. Анализ сочинений. 11. Зачетная работа №3. |
1 3
2
2
3
4
1 2
3
2 1 |
4. Комплексная подготовка к ЕГЭ. |
1. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. |
4
Всего 34 часа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.