Муниципальное образовательное учреждение для детей сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом школа»
городского административного округа ОреховоЗуево
Московской области
Сообщение из опыта работы
выступление
на заседании творческой группы учителей
«Использование ассоциативных
образов при изучении словарных слов
на уроках русского языка
в начальной школе»
учитель Алексеева А.А.
18.12.14 СЛАЙД № 1
С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысливания
детьми различного учебного материала. Память заключается в запоминании, сохранении
и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка.
Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал поразному. И не только лучше
или хуже, а именно посвоему, ибо существуют большие индивидуальные различия
памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой
по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо
математические формулы, правила, другие наоборот.
СЛАЙД № 2
Существуют разные типы памяти. Словеснологическая память выражается в
преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений,
словесных формулировок.
Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как поразному
пересказывают дети содержание кинокартин, книг
У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в
зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что
услышали или сами прочитали вслух.
СЛАЙД № 3
В процессе школьного обучения ребенку нужна и словеснологическая, и
образная, и слуховая, и зрительная память. «Педагог, желающий чтонибудь прочно
запечатлеть в детской памяти, писал К.Д. Ушинский, должен позаботиться о том,
чтобы как можно больше органов чувств детей глаз, ухо, голос, чувство мускульных
движений и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте
запоминания».
СЛАЙД № 4
Успешному запоминанию в данном возрасте способствует соблюдение
определенных условий:
установка на запоминание: у ученика должно быть желание запомнить;
2 заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает
определенные эмоции;
образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше
механического запоминания.
Все эти условия необходимо соблюдать в начальных классах при изучении слов с
непроверяемым написанием.
СЛАЙД № 5
Способы эффективного запоминания, которые помогут учащимся начальных классов
более эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием на уроках русского
языка:
1) метод зрительных ассоциаций;
2) метод звуковых ассоциаций;
3) мнемотехнические приёмы;
4) рифмованные стихи;
5) сказки, рассказы;
6) этимологический анализ слов.
Более подробно в своём выступлении мне бы хотелось остановиться на способе
зрительных ассоциаций.
Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся,
значительное место отводится зрительной памяти. Особенно важен этот вид памяти при
изучении слов с непроверяемым написанием.
Метод зрительных ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании
слова с непроверяемым написанием, надо сделать рисунок, обозначающий само слово и
обыграть запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или
письменная, любого шрифта.
Приведу несколько примеров:
1)
При знакомстве со словарным словом «заяц» раздаю всем детям
листы с напечатанным этим словом. Прошу перевернуть листок, безударная
буква «я» стала похожа на уши зайца. Предлагаю детям дорисовать зайчика и
3 запомнить: в слове «заяц» нужно писать букву «я», потому что она похожа на
зайца. СЛАЙ № 6
2)
Знакомя ребят со словом «пороша» использую толковые словари:
Пороша — выпавший ночью и переставший идти к утру снег, на котором
отпечатываются свежие следы бегавших ночью животных.
Пороша снег, снег много снежинок, снежинки по форме напоминают букву
«о».
Прошу ребят наклеить на безударную букву «о» заранее заготовленные
снежинки. СЛАЙД № 7
3)
В словарном слове «коллектив» учащиеся часто забывают об
удвоенной «л». Чтобы дети лучше запомнили эту орфограмму, я прошу их
превратить буквы «лл» в человечков. Два человека – это уже маленький
коллектив. Маленький коллектив – два человека – две буквы «лл» в слове
«коллектив» СЛАЙД № 8
4)
Перед знакомством со словом «север» даю послушать аудиозапись
«звуки ветра, вьюги, метели».
Что вы слышите?
Подходит ли это изображение к этим звукам?
Я нарисовала, то что слышу вот так. Вы согласны со мной?
Как вы думаете, какая безударная непроверяемая гласная будет в новом
словарном слове?
Давайте узнаем, что это за слово. Это слово «север». СЛАЙД № 9
5) Знакомя со словарным словом «космонавт», рассказываю о том, что два
российских космонавта летят в космос, смотрят в иллюминаторы ( это безударные
буквы «о») на родную землю, а в космос их несёт ракета, на которую похожа буква
«в». Рассказ иллюстрирую картинками, которые креплю прямо на слово.
СЛАЙД № 10
4 6) Некоторые словарные слова удобнее запоминать группами. Например,
С буквой А пиши всегда
СТАКАН, ТАРЕЛКА и КАСТРЮЛЯ,
Но запомни: это всё круглая
ПОСУДА. СЛАЙД № 11
В работе над словами с непрверямыми гласными я использую не только свои
наработки, но с большим удовольствием пользуюсь материалом, который предлагают
коллеги в бескрайних просторах интернета. СЛАЙД № 12
В заключении мне бы хотелось остановиться на некоторых ограничений, о
которых должны помнить те учителя, которые захотят использовать метод
ассоциативных образов. СЛАЙД № 13
5
Сообщение из опыта работы «Использование ассоциативных образов при изучении словарных слов на уроках русского языка в начальной школе»
Сообщение из опыта работы «Использование ассоциативных образов при изучении словарных слов на уроках русского языка в начальной школе»
Сообщение из опыта работы «Использование ассоциативных образов при изучении словарных слов на уроках русского языка в начальной школе»
Сообщение из опыта работы «Использование ассоциативных образов при изучении словарных слов на уроках русского языка в начальной школе»
Сообщение из опыта работы «Использование ассоциативных образов при изучении словарных слов на уроках русского языка в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.