СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»
Оценка 4.8

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
воспитательная работа
Детсад
05.12.2018
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»
Данное сообщение было сделано мною в форме доклада на общем пед. часе в декабре 2016 года. Я делилась с коллегами опытом из своей практической деятельности. После выступления отвечала на возникшие вопросы. Многие из моих коллег переняли мой опыт и внедрили в свою практику.
педчас.doc
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» », г. Сосенский Козельского района Калужской области СООБЩЕНИЕ  ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»                                                                                                        Подготовила: воспитатель                                                                                                                                                                                          Сергеева О.В.                                                                                                         г. Сосенский 1 Декабрь, 2016 год Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми 1.  Ведущей   формой   организации   обучения   воспитанников   ДОУ   является занятие.  Форма организации обучения – это совместная деятельность взрослого с детьми, которая осуществляется в течение дня. В дошкольном учреждении используется три формы занятий:     а м р о ф я а в о п п у р Г й и т я н а з Индивидуальная форма  занятий Формы организации обучения ф о р м а Ф р о н т а л ь н а я     з а н я т и й Занятие включает в себя три этапа: начало занятия, основная часть и окончание Структура занятия Начало занятия:  Добровольное присоединение детей к  деятельности ( мотивация к занятию, приёмы, содержащие  занимательность, сюрпризность, загадочность, игровые и  проблемные ситуации) 2 Основная  часть  занятия:  самостоятельная  умственная  и  практическая  деятельность  детей,  выполнение  всех  поставленных  задач.  Работа  с  учетом  индивидуализации  обучения  (минимальная  помощь, советы, напоминание, вопросы, показ, пояснение). Создание  условий педагогом для достижения результатов. Окончание  занятия:  подведение  итогов  и  оценка  результатов  деятельности. Открытый временной конец. Какие виды занятий можно проводить с детьми:  1. Занятия,   объединяющие   два   вида   деятельности   детей   и   решающие   задачи каждого из видов деятельности. (Комплексные);  2. Занятия,   в   ходе     проведения   которого   происходит   интеграция   различных видов одной и той же деятельности (лепка предметная, лепка сюжетная и т.д.) или техник её выполнения  (техника рисования пальцем, техника клякс и т.д.), в результате чего происходит усвоение детьми новых приёмов деятельности. (Комбинированные); 3. Занятия, включающие в себя несколько видов деятельности детей, один из которых   является   ключевым,   остальные   помогают   более   широкому   и глубокому осмыслению. (Интегрированные);  2.   Как   теперь   трактуется   понятие   «Занятие»   в   связи   с   введением   новых требований?  Занятие теперь трактуется как занимательное дело, без отождествления его с занятием, как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностей   –   интеграции   различных   детских   деятельностей),   осуществляемых совместно с взрослым, и направленных на освоение ребенком одной или нескольких образовательных   областей.   Это   не   значит,   что   педагоги   перестанут   заниматься   с детьми.  Обучение   остается   ведущим   образовательным   процессом   дошкольников, который ведет за собой воспитание и развитие. В  процессе  организации   детских  видов  деятельности   должны  быть  использованы адекватные формы работы с ребенком.  3 ­Какие формы работы вы используете в работе с детьми? Детская деятельность Двигательная Игровая Изобразительная Коммуникативная Формы работы • Подвижные дидактические игры. • Подвижные игры с правилами. • Игровые упражнения. • Соревнования • Сюжетные игры. • Игры с правилами • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. • Реализация проектов • Беседа. • Ситуативный разговор. • Речевая ситуация. • Составление и отгадывание загадок. • Сюжетные игры. 3.  Главной   деятельностью   взрослого   с   ребёнком   становится   не   научение. Ребёнок должен добывать знания сам. Необходимо на фронтальном занятии давать задания по подгруппам и индивидуально (дифференцировано).  В   соответствии   с   новыми   требованиями   мы   должны   пересмотреть   организацию образовательной деятельности с детьми, в   совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.  ­Как вы понимаете, кто такой партнёр и что такое партнёрская позиция? Партнер –  всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением   Партнерская позиция воспитателя способствует         развитию у ребенка:   o Активности; o Самостоятельности; o Умения принять решение; o Пробовать делать что­то, не боясь, что получится неправильно; o Вызывает стремление к достижению; o Благоприятствует эмоциональному комфорту. Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка,   невозможность   самостоятельно   принять   решение,   эмоциональный дискомфорт, страх сделать что­то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.  4 В   разные   моменты   образовательной   деятельности   партнерская   позиция воспитателя проявляется особым образом: Структура  образовательной   деятельности   в   форме   партнерской деятельности взрослого с детьми: Этап Действия (позиция) воспитателя Для   начала   это   приглашение   к   деятельности   –   необязательной, непринужденной:   «Давайте   сегодня…   Кто   хочет,   устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Как   сделать   так,   чтобы   присоединились   все   дети?   Что   может помочь? (игровая мотивация) Наметив   задачу   для   совместного   выполнения,   взрослый,   как равноправный   участник,   предлагает   всевозможные   способы   ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.);   предлагает   свою   идею   или   свой   результат   для   детской критики;   проявляет   заинтересованность   в   результате   других; включается   во   взаимную   оценку   и   интерпретацию   действий участников;   усиливает   интерес   ребенка   к   работе   сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. о л а ч а Н я и т я н а з   ь т с а ч я а н в о н с О я и т я н а з 5 Особым   образом   строится   и   заключительный   этап   деятельности. Прежде   всего,   его   характеризует   «открытый   конец»:   каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось. е и н а ч н о к О я и т я н а з Партнерская   форма   занятия   требует   и   определенной   организации пространства деятельности:  o максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании; o   свободное  расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым   столом,   на   ковре   или   вокруг   нескольких   общих   столов   с материалами для работы, экспериментирования.  o Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.  Партнер­взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге.   От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», — во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за одними столами, а взрослого – за своим столом.  Такая совместная деятельность  взрослого с детьми вовсе не означают хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей.   Для воспитателя это обяза    тельные и спланированные действия. Дети включаются     из интереса к предложениям взрослого, из стремления быть вместе со сверстниками.     Если   воспитатель   правильно   подбирает   содержания   для   занятий   с дошкольниками,   соответствующие  их   интересам,   и   эмоционально   настроен   на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей просто не возникает или возникают временно. Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми — выбрав для себя цель, сам   начинает   действовать,   становится   живым   образцом   планомерной   организации работы.   Он   не   инструктирует   и   не   контролирует   детей,   но   обсуждает   замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы. Взрослый   ведет   себя   непринужденно,   поясняя  свои   действия,   принимая детскую   критику   и   не   препятствуя   комментированию   вслух,   обсуждению   до­ школьниками   их   собственной   работы,   обмену   мнениями   и   оценками,   спонтанно возникающей взаимопомощи. 6 В   заключении   сформулируем   существенные  характеристики   организации образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми: 1. Включенность взрослого в деятельность наравне с детьми. 2.   Добровольное   присоединение   детей   к   деятельности   (без   психологического   и дисциплинарного принуждения). 3.   Свободное   общение   и   перемещение   детей   во   время   непосредственно образовательной деятельности. 4. Открытый конец занятия (каждый работает в своем темпе). Игровая мотивация  –  это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата.  Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей. Особенности работы по созданию игровой мотивации  на разных возрастных этапах Младший дошкольный возраст 1. Вы рассказываете, что у каких­то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что­то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или,   наоборот,   предстоит   радостное   событие).   Вследствие   этого   им   крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами 7 персонажи   этого   сделать   не   могут,   но   они   слышали   о   том   (или   успели   лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут. 2.   Вы   обращаетесь   к   детям   с   вопросом,   согласны   ли   они   оказать   требуемое содействие.  И  дожидаетесь   их  ответа.  Очень  важно,  чтобы  дети   сказали   о  своей готовности помочь. 3. Вы исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации и говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву. 4. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания.   Поэтому   предполагается   в   группе   наличие   достаточного   количества мелких игрушек. 5. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции. 6. По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своим подопечным, используя при желании полученный продукт. Средний возраст В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации. Первый тип как для предыдущей возрастной группы. Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для   этого   педагог   предлагает   детям   поиграть.   После   того,   как   они   согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы­зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог   соглашается   со   всеми   предложениями   и   по   ходу   непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями.   В   течении   1­2   минут   можно   организовать   действие   детей   в   роли   (едят морковку,   гуляют   по   лесу).   Затем   совместно   с   детьми,   действующими   в   роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что­то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор). В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации. Использование   проблемных   ситуаций   в   работе   с   дошкольниками   положительно влияет   на   развитие   у   детей   творческого   мышления,   познавательных   умений   и способностей.  Проблемная   ситуация  –  спланированное,   специально   задуманное   средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. 8 Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности   дошкольников   и   под   общим   направляющим   руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.  Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок: 1) сам формулирует проблему (задачу);  2) сам находит ее решение;  3) решает и  4) самоконтролирует правильность этого решения. Пример проблемной ситуации:  Деловая игра 1   группа   (младший   возраст)   –   создает   игровую   мотивацию   для   продуктивной деятельности. 2   группа   (средний   возраст)   ­   создает   игровую   мотивацию   для   познавательно­ исследовательской деятельности. 3   группа   (старший   возраст)   –   создает   игровую   мотивацию   для   коммуникативной деятельности. 9

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2018