СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»
Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
воспитательная работа
Детсад
05.12.2018
Данное сообщение было сделано мною в форме доклада на общем пед. часе в декабре 2016 года.
Я делилась с коллегами опытом из своей практической деятельности.
После выступления отвечала на возникшие вопросы.
Многие из моих коллег переняли мой опыт и внедрили в свою практику.
педчас.doc
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Рябинка» »,
г. Сосенский Козельского района Калужской области
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«Особенности организации занятий в форме
совместной партнёрской деятельности
взрослого с детьми»
Подготовила:
воспитатель
Сергеева О.В.
г. Сосенский
1 Декабрь, 2016 год
Особенности организации занятий в форме
совместной партнёрской деятельности
взрослого с детьми
1. Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является
занятие. Форма организации обучения – это совместная деятельность взрослого с
детьми, которая осуществляется в течение дня.
В дошкольном учреждении используется три формы занятий:
а
м
р
о
ф
я
а
в
о
п
п
у
р
Г
й
и
т
я
н
а
з
Индивидуальная форма
занятий
Формы организации обучения
ф
о
р
м
а
Ф
р
о
н
т
а
л
ь
н
а
я
з
а
н
я
т
и
й
Занятие включает в себя три этапа: начало занятия, основная часть и окончание
Структура занятия
Начало занятия: Добровольное присоединение детей к
деятельности ( мотивация к занятию, приёмы, содержащие
занимательность, сюрпризность, загадочность, игровые и
проблемные ситуации)
2 Основная часть занятия: самостоятельная умственная и
практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных
задач. Работа с учетом индивидуализации обучения (минимальная
помощь, советы, напоминание, вопросы, показ, пояснение). Создание
условий педагогом для достижения результатов.
Окончание занятия: подведение итогов и оценка результатов
деятельности. Открытый временной конец.
Какие виды занятий можно проводить с детьми:
1. Занятия, объединяющие два вида деятельности детей и решающие задачи
каждого из видов деятельности. (Комплексные);
2. Занятия, в ходе проведения которого происходит интеграция различных
видов одной и той же деятельности (лепка предметная, лепка сюжетная и т.д.)
или техник её выполнения (техника рисования пальцем, техника клякс и т.д.),
в результате чего происходит усвоение детьми новых приёмов деятельности.
(Комбинированные);
3. Занятия, включающие в себя несколько видов деятельности детей, один из
которых является ключевым, остальные помогают более широкому и
глубокому осмыслению. (Интегрированные);
2. Как теперь трактуется понятие «Занятие» в связи с введением новых
требований?
Занятие теперь трактуется как занимательное дело, без отождествления его с
занятием, как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело
основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких
деятельностей – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых
совместно с взрослым, и направленных на освоение ребенком одной или нескольких
образовательных областей. Это не значит, что педагоги перестанут заниматься с
детьми.
Обучение остается ведущим образовательным процессом дошкольников,
который ведет за собой воспитание и развитие.
В процессе организации детских видов деятельности должны быть использованы
адекватные формы работы с ребенком.
3 Какие формы работы вы используете в работе с детьми?
Детская
деятельность
Двигательная
Игровая
Изобразительная
Коммуникативная
Формы работы
• Подвижные дидактические игры.
• Подвижные игры с правилами.
• Игровые упражнения.
• Соревнования
• Сюжетные игры.
• Игры с правилами
• Мастерская по изготовлению продуктов детского
творчества.
• Реализация проектов
• Беседа.
• Ситуативный разговор.
• Речевая ситуация.
• Составление и отгадывание загадок.
• Сюжетные игры.
3. Главной деятельностью взрослого с ребёнком становится не научение.
Ребёнок должен добывать знания сам. Необходимо на фронтальном занятии давать
задания по подгруппам и индивидуально (дифференцировано).
В соответствии с новыми требованиями мы должны пересмотреть организацию
образовательной деятельности с детьми, в совместной партнерской деятельности
взрослого с детьми.
Как вы понимаете, кто такой партнёр и что такое партнёрская позиция?
Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими
взаимным уважением
Партнерская позиция воспитателя способствует
развитию у ребенка:
o Активности;
o Самостоятельности;
o Умения принять решение;
o Пробовать делать чтото, не боясь, что получится неправильно;
o Вызывает стремление к достижению;
o Благоприятствует эмоциональному комфорту.
Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность
ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный
дискомфорт, страх сделать чтото не так и агрессию как оборотную сторону
страха, как разрядку накапливающегося напряжения.
4 В разные моменты образовательной деятельности партнерская позиция
воспитателя проявляется особым образом:
Структура образовательной деятельности в форме партнерской
деятельности взрослого с детьми:
Этап
Действия (позиция) воспитателя
Для начала это приглашение к деятельности – необязательной,
непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь
поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»).
Как сделать так, чтобы присоединились все дети? Что может
помочь? (игровая мотивация)
Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как
равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее
реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает»
развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и
пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской
критики; проявляет заинтересованность в результате других;
включается во взаимную оценку и интерпретацию действий
участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника,
поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки,
обсуждение возникающих проблем.
о
л
а
ч
а
Н
я
и
т
я
н
а
з
ь
т
с
а
ч
я
а
н
в
о
н
с
О
я
и
т
я
н
а
з
5 Особым образом строится и заключительный этап деятельности.
Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый
ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет
исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть
дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка:
что хотел сделать – что получилось.
е
и
н
а
ч
н
о
к
О
я
и
т
я
н
а
з
Партнерская форма занятия требует и определенной организации
пространства деятельности:
o максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к
равному участию в работе, обсуждении, исследовании;
o свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным
круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с
материалами для работы, экспериментирования.
o Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот
или иной материал, инструмент. Партнервзрослый всегда вместе (рядом) с
детьми, в круге.
От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», — во многом
зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за
одними столами, а взрослого – за своим столом.
Такая совместная деятельность взрослого с детьми вовсе не означают хаоса и
произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей.
Для воспитателя это обяза
тельные и спланированные действия.
Дети включаются из интереса к предложениям взрослого, из стремления быть
вместе со сверстниками.
Если воспитатель правильно подбирает содержания для занятий с
дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на
предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей просто не возникает или
возникают временно.
Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми — выбрав для себя цель,
сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации
работы. Он не инструктирует и не контролирует детей, но обсуждает замыслы,
анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы.
Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая
детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению до
школьниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно
возникающей взаимопомощи.
6 В заключении сформулируем существенные характеристики организации
образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с
детьми:
1. Включенность взрослого в деятельность наравне с детьми.
2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и
дисциплинарного принуждения).
3. Свободное общение и перемещение детей во время непосредственно
образовательной деятельности.
4. Открытый конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме
руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата.
Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.
Особенности работы по созданию игровой мотивации
на разных возрастных этапах
Младший дошкольный возраст
1. Вы рассказываете, что у какихто игровых персонажей (кукол, живущих в группе,
зайцев, прибежавших из леса) чтото случилось (нечто сломалось, грозит опасность,
или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне
необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами
7 персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично
убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое
содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей
готовности помочь.
3. Вы исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации
и говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на
вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение
упадут на подготовленную почву.
4. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного
персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои
пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества
мелких игрушек.
5. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от
лица игрушек, как бы с их позиции.
6. По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со
своим подопечным, используя при желании полученный продукт.
Средний возраст
В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации.
Первый тип как для предыдущей возрастной группы.
Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней.
Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся,
воспитатель принимает на себя роль, например, мамызайчихи и интересуется, кем
бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат.
Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно
образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими
ролями. В течении 12 минут можно организовать действие детей в роли (едят
морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли,
ставится вначале игровая задача (необходимо чтото сделать: забор от волка), а затем
учебная (научимся делать этот забор).
В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется
Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно
влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и
способностей.
Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное средство,
направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе
говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет
решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их
искать.
8 Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении
этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной
самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством
воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и
общими принципами решения проблемных задач.
Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) сам находит ее решение;
3) решает и
4) самоконтролирует правильность этого решения.
Пример проблемной ситуации:
Деловая игра
1 группа (младший возраст) – создает игровую мотивацию для продуктивной
деятельности.
2 группа (средний возраст) создает игровую мотивацию для познавательно
исследовательской деятельности.
3 группа (старший возраст) – создает игровую мотивацию для коммуникативной
деятельности.
9
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.