Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области
Оценка 4.8

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Оценка 4.8
Занимательные материалы +5
docx
Междисциплинарный 5
Детсад
11.01.2017
Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Начинать работу по социальному развитию необходимо с дошкольного возраста.
текст проекта.docx
Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области. В   современном   мире   проблема   социального   развития   подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.  В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни   и   реализовать   собственный   потенциал.   Начинать   работу   по социальному развитию необходимо с дошкольного возраста. Так как именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с   ведущими   сферами   бытия:   миром   людей,   природы,   предметным   миром. Происходит   приобщение   к   культуре,   к   общечеловеческим   ценностям. Л.С.Выготский   считает   дошкольный   период   необычайно   значимым   для вхождения   ребенка   в   мир   социальных   отношений,   для   процесса   его социализации и рассматривает как «врастание в человеческую культуру». Дети обращают внимание на красоту того места, в котором они живут – это   красота   природы,   зданий,   некоторых   элементов   их   декоративного убранства,   скульптура.   У   детей   возникают   вопросы   о   том,   почему   люди украшают место, в котором они живут.  Малая родина хранит память о своих великих гражданах, рассказывает об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции.  Дошкольный   возраст   имеет   основополагающее   значение   для   и   для   воспитания социального   становления   личности   в   целом   этнотолерантности,   поскольку,   с   одной   стороны,   ребенок   изначально толерантен,  а  с другой  стороны,  именно на ранних  стадиях закладывается 3 прочная   база   для   будущих   этнических   и   расовых   предрассудков   и конфликтов.   Компонентами   содержания   социального   развития   старших дошкольников   в   поликультурном   обществе   становятся   патриотизм,   которые   формируются гражданственность   и   этнотолерантность, целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ средствами вхождения в культуру. Все это позволяет говорить о вопросе социального развития через ознакомление с культурно ­ историческим наследием малой родины как   о проблеме, весьма актуальной для современной дошкольной педагогики.  Цель:  овладение   методикой   организации   воспитательно­образовательной работы   в   детском   саду   по   реализации   задач   социального   развития дошкольников через ознакомление   с культурно ­ историческим наследием малой родины. Задачи: 1. Изучить теоретическую справочную, педагогическую и психологическую литературу   по   проблеме   социального   развития   дошкольников   при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области. 2. Определить содержание организации педагогического процесса с детьми  дошкольного возраста при ознакомлении их с культурно – историческим  наследием Белгородской области. 3. Проанализировать эффективность современных форм и средств работы с дошкольниками   по   проблеме   социального   развития   дошкольников   при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области. 4 Теоретические   основы  проблемы   социального   развития Глава  1. дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области 1.1 Общие понятия социального развития дошкольников  Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому все современные программы дошкольного воспитания и образования должны быть программами   обогащенного   социального   развития   детей   дошкольного возраста, обеспечивающие единый процесс социализации – индивидуализации личности.   Рассмотрим основные понятия, относящиеся к данному проекту. В толковом словаре   русского   языка   (автор   С.И.   Ожегов)   дано   объяснение   следующих слов: Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям к жизни.  Социум – то же, что общество  [9, 741, 742].  Культура  –   совокупность   производственных,   общественных   и   духовных достижений людей [9, 307].    В   кратком   педагогическом   словаре   –   справочнике,   опубликованном   в журнале «Управление дошкольным учреждением» так же указано объяснение некоторых слов, связанных с социальным развитием дошкольников.  Социализация — процесс и результат усвоения индивидуального опыта.  Может происходить как в условиях действия на личность различных  факторов, так и в   условиях направленного формирования личности. Процесс  социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.  Социальное     окружение  ­  макро­   и   микросреда,  непосредственно  или опосредованно взаимодействующая на человека.  5 Социальная  среда развития  ­ условия взаимодействия  ребенка с другими людьми, сообщество, которое складывается в детском саду. Его участники — воспитанники детского сада, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семей воспитанников. Общение ребенка с разными детьми, в том числе   не   только   из   своей   группы,   с   детьми   разного   возраста,   а   также   с разными взрослыми обогащает его социальный опыт. Специальными формами организации полноценной среды  могут выступать общие праздники, секции, кружки, студии [11, 37]. С.   Выготский   определял   социальную   ситуацию   развития   как   особое социальное   пространство,   которое   создает   взрослый   для   развития   детской личности. Оно определяется системой социальных условий, которые взрослый организует   при   взаимодействии   с   ребенком.   Но   поскольку   сам   ребенок изменяется,   приобретая   новые   качества,   меняется   его   отношение   к социальной ситуации развития и к процессу взаимодействия со взрослым – от принятия к полному отрицанию [3, 72].  А. Н. Леонтьев, определяя социальную ситуацию развития, предложил характеризовать базовое отношение между ребенком и его окружением через деятельность. По мнению А. Н. Леонтьева, существует ведущая деятельность, то   есть   деятельность,   которая   оказывает   решающее   влияние   на   развитие психики   в   конкретном   возрастном   периоде.   В   младенческом   возрасте   в качестве ведущей деятельности выступает общение ребенка со взрослым, в раннем возрасте – предметная деятельность, в дошкольном – игра, в младшем школьном – учебная деятельность (Мухина). Благодаря   исследованиям   А.   Н.   Леонтьева   социальная   ситуация развития ребенка­дошкольника стала связываться с игровой деятельностью. Другими   словами,   дошкольник   воспринимает   социальное   окружение   через игру,   которая   раскрывает   ребенку   смысл   человеческого   взаимодействия   в различных   ситуациях.   Особая   роль   в   освоении   ребенком   социальных 6 отношений   отводится   сюжетно­ролевой   игре   –   особой   форме   познания действительности.   Она   возникает   в   силу   того,   что   ребенок   способен представлять   действия   взрослых   и   стремится   к   их   выполнению.   Однако возможности ребенка ограничены, и его желание подражать взрослым еще не может быть воплощено в реальности [8, 72]. Отечественные   ученые,   такие   как:   А.С   Белкин,   В.В   Давыдов,   Д.И Фельдштейн,  Д.Б Эльконин  и др. считают, что каждый ребенок (дошкольник) проходит   огромнейший   путь   в   своем   индивидуальном   развитии   именно   в период   своего детства.  Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень   важными   достижениями   в  социализации   детей.   У   детей   появляется произвольное   владение   их   поведением   и   собственными   действиями.   В возрасте   шести   лет   у   дошкольников   социального   познания   прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество» [11, 46]. Вопросами   содержания   работы   по   знакомству   дошкольников   с   малой родиной   занимались   Короткова   Н.,   Михайленко   Н.,   Суботский   Е.В.   Они рекомендовали в дошкольных учреждениях использовать формы и методы, вызывающие   развитие   эмоций   и   чувств   по   отношению   к   родному   городу, способствующие   проявлению   активной   деятельностной   позиции: непосредственное   познание   достопримечательностей   родного   города   или поселка   на   прогулках   и   экскурсиях,   чтение   произведений   детской литературы,   в   которых   представлена   художественно­эстетическая   оценка родного края [7]. Исследования П.А. Кропоткина, Н.А. Рубакина, Э. Дюркгейма и других ученых показали, что превращение человека из биологического существа в социальное   –   специфический   процесс,   который   имеет   свои   особенности   и   Без   учета   результатов   этих   исследований   наши закономерности. представления об эволюции индивида в отрыве от социокультурных условий будут неполными. Если личность изолирована от среды, то не срабатывает 7 даже самая продуманная система воспитания дошкольника. Социокультурный подход   предполагает   ориентацию   на   социальное   развитие   дошкольника   в соответствии с культурным наследием своего народа и культурным опытом человечества.  Л.   В.   Трубайчук   пишет:   «Мы   придерживаемся   личностной   (или поведенческой) концепции, которая представляет культуру как актуализацию социальной природы ребенка: как способ движения личности в социальном пространстве и времени; как систему ее качеств и характеристик, важных для реализации отношений дошкольника к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям» [6, 27]. В   документе   принятом   Министерством   образования   и   науки   РФ «Федеральные   государственные   требования   (ФГТ)   к   структуре   основной общеобразовательной программе дошкольного образования» среди основных требований к образовательным программам указано: «Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста   и   направлена   на   формирование   общей   культуры,   развитие физических,   интеллектуальных   и   личностных   качеств,   формирование   обеспечивающих   социальную предпосылок   учебной   деятельности, успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей».   При   этом   содержание   педагогического   процесса   должно соответствовать принципам, указанным в ФГТ. В частности, соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности и обеспечивать единство целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей   дошкольного   возраста.   Соответственно,   содержание   регионального компонента образовательной программы ДОУ, позволяющего решать задачи ознакомления с историей и культурным наследием малой родины, должно  не 8 только   быть   научно   и   доступно   дошкольникам,   но   использоваться   ими   в детской   деятельности   (в   соответствии   с   ФГТ:   игровой,   коммуникативной,   трудовой,   музыкально­художественной,   продуктивной, практической, познавательно   –   исследовательский). В   ФГТ   использована   наиболее современная и полная типология детских деятельностей, представленная в настоящее время в научной литературе (А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, В.Т. Кудрявцев, А.В. Петровский, Л.Ф. Обухова и др.). 1.2 Анализ программ, реализующих социальное развитие дошкольников Современные   тенденции   развития   системы   образования   в   России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов   в   соответствии   с   прогрессом   общества,   науки,   культуры. Общественный   заказ   на   развитие   системы   образования   предопределяется основной его целью — подготовкой подрастающего  поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества. Современное   состояние   науки   и   практики   дошкольного   образования свидетельствует   о   наличии   огромного   потенциала   в   области   разработки   и внедрения   программ   и   технологий   социального   развития   дошкольников. Данное направление отражено в ФГТ, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Успех», «Детство», «Я — человек», «Детский сад — дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Непреходящие ценности   малой   Родины»,   «Развитие   у   детей   представлений   об   истории   и культуре»,   «Сообщество»   и   др.).   Анализ   имеющихся   программ   позволяет судить   о   возможности   реализации   отдельных   направлений   социального развития   дошкольников.     Социальное   развитие   (социализация)   во   всех 9 современных   программах,   рассматривается   как   процесс   усвоения   и дальнейшего   развития   индивидом   социально­культурного   опыта, необходимого   для   его   включения   в   систему   общественных   отношений.   И состоит из: трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных   качеств   личности,   которые   позволяют   человеку   комфортно   и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям) [4, 8].  Апробируемая   в   ДОУ   РФ   в   настоящее   время   программа   «Успех» подробно раскрывает содержание и формы работы с детьми по социальному развитию (образовательная область «Социализация») [12]. Современные исследования личностного развития ребенка (в частности, авторского   коллектива   программы   «Истоки»)   позволяют   дополнить, конкретизировать   обозначенный   перечень   и   отнести   к   универсальным человеческим   способностям   ряд   базисных   характеристик   личности, становление   которых   осуществимо   в   процессе   социального   развития:   произвольность, компетентность, самостоятельность,   ответственность,   безопасность,   свобода   поведения,   инициативность,   креативность, самосознание личности, способность к самооценке.  Подробно остановимся на содержании комплексной программы «Детство» (авторы:   О.В.   Акулова,   Т.И.   Бабаева,   А.Г   Гогоберидзе   и   др.)  [2].  Авторы программы   рекомендации   по   реализации   задач   социального   развития   через ознакомление   с   малой   родиной   указывают   в   дополнительной   части (региональный компонент), который подразделяют на три раздела:  1. Ребенок знакомится с малой родиной – родным городом. 2. Ребенок познает родную страну и мир. 3. Ребенок в поликультурной и полиэтнической среде.  10 Для   данного   проекта   представляют   интерес   два   из   них:   ребенок знакомится с малой родиной – родным городом; ребенок в поликультурной и полиэтнической среде.  Менее разработан в дошкольной педагогике вопрос воспитание   детей в поликультурной   и   полиэтнической   среде.   В   программе   «Детство»   данный раздел включает в себя следующие подразделы:  Народная игровая культура.  Устное народное творчество.  Декоративно­прикладное искусство.  Поликультурное пространство музея [2, 481]. 1.3. Основные принципы и подходы к организации процесса социального развития дошкольников   Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности,   традиции   своего   народа,   культуру   общества,   в   котором   ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:  1. Культурные навыки –  представляют собой совокупность специфических навыков,   вменяемых   обществом   человеку   в   различных   ситуациях   как обязательные.   Например:   навык   порядкового   счета   до   десяти   перед поступлением в школу. 2. Специфические   знания   –  представления   полученные   человеком   в индивидуальном   опыте   освоения   окружающего   мира   и   несущие   на   себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная   смысловая   и   эмоциональная   взаимосвязь   между   собой.   Их совокупность образует индивидуальную картину мира. 11 3. Ролевое   поведение   –  поведение   в   конкретной   ситуации,   обусловленной природной   и   социокультурной   средой.   Отражает   знакомство   человека   с нормами, обычаями, правилами, регулирует  его поведение в тех или иных ситуациях,   определяется   его  социальной   компетентностью.  Даже   в дошкольном   детстве   у   ребенка   уже   много   ролей:   он­   сын   или   дочь, воспитанник детского сада, чей­то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми   взрослыми.  Каждая   социальная   роль   имеет   собственные правила,   которые   могут   меняться   и   различны   для   каждой   субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый   человек   свободно   и   осознанно   принимает   ту   или   иную   роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за   результаты   своего   поведения,   то   ребенку   только   предстоит   этому научиться.  4. Социальные  качества,  которые  можно объединить  в  пять комплексных характеристик:   сотрудничество   и   забота   об   окружающих,   соперничество   и инициативность,   социальная   самостоятельность   и   независимость, адаптированность, открытость и социальная гибкость [5, 45].   В соответствии с данными компонентами социального развития можно сформулировать основные принципы построения педагогического процесса в работе с дошкольниками: индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений; воспитание в человеке способностей и потребностей   открывать   и   творить   самого   себя   в   основных   формах человеческой деятельности; развитие способности познавать себя в единстве с миром,   в   диалоге   с   ним;   развитие   способности   самоопределения, самоактуализации   на   основе   воспроизведения,   освоения,   присвоения культурного   опыта   саморазвития   человечества;   становление   потребности   и 12 способности   общения   с   миром   на   основе   гуманистических   ценностей   и идеалов, прав свободного человека. Краткий   обзор   основных   теоретических   положений   вопроса социального развития позволяет сделать следующие выводы:  1. Социальное   развитие   представляет   собой   последовательный, многоаспектный   процесс,   в   ходе   которого   осуществляется   приобщение человека к «всеобщему социальному опыту» и утверждение себя как субъекта социальной культуры. 2. Дошкольный   возраст   является   сензитивным   периодом   в   социальном развитии человека; 3. Социальное   развитие   детей   дошкольного   возраста   осуществляется   в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и его культурно­исторического наследия. 13 Глава 2 Организация системы работы по реализации содержания  социального развития дошкольников в образовательном процессе ДОУ 2.1   Формы   работы,   используемые   при   ознакомлении   с   культурно­ историческим наследием Белгородской области. В   соответствии   с   требованиями   ФГТ   к   основной   общеобразовательной программы решение задач образовательной  области «Социализация» может быть   реализовано   в   двух   основных   организационных   моделях:   совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей.  [12, 6].  Решение образовательных задач в рамках первой модели осуществляется в   непосредственно   образовательной   деятельности   и двух   формах: образовательной деятельности, осуществляемой   в  режимных  моментах  [12, 38].  Конкретные формы работы в каждой модели можно схематически увидеть на   рис.   2.1   «Формы   работы   образовательной   области   «Социализация». Многие   формы   работы,   указанные   на   рис.2.1.,   давно   используются   в дошкольной   педагогике   и   методика   их   организации   и   проведения   хорошо знакома   всем   практикам.   Но   есть   среди   них   и   менее   известные,   реже используемые. Методики организации в ДОУ некоторых из них укажем в этом проекте.   Важно,   что   содержанием   данных   форм   является   культурное   и историческое наследие Белгородской области.  14 Формы работы образовательной области «Социализация» деятельность образовательная  непосредственно  моментов ходе режим.  осуществляемая в  деятельность,  образовательная  детей деятельность  самостоятельная  сюжетно­дидактическая игра; •игры ­ путешествия. • •презинтации; событие; • •праздник; •  коллективное обобщающее занятие (с детьми 6­7 лет); выставки. • •коллекционирование; •проектная деятельность  при участии родителей; • •игра; •беседа; •педагогическая ситуация; • ситуативный разговор с детьми; экскурсия; •участие в коллекционировании. •участие в конкурсах и выставках; •настольно­печатные и автодидактические игры; •индивидуальные игры; Рис. 2.1 Выставки.  По определению В.И. Даля, выставка – собрание каких – либо замечательных   предметов.  В  словаре   С.И.   Ожегова  –  собрание   предметов, расположенных для обозрения, а также место, где они собраны [9, 113]. Н.В. Иванова,   описывая   эту   форму   работы,   подразделяет   их   на     тематические 15 (коллекционные,   творческие),   представляющие   предметы,   объединенные общим   содержанием   и   авторские   (семейные,   персональные),   в   создании которых может принимать участие семья или один ребенок или взрослый [6, 22].    Для   выставки   определяется   специальное   место   в   группе,   при   этом учитываются тематика, объем и материалы. Выставочные материалы должны содержать информацию о владельце, экспонаты – название и имя, фамилию владельца.   Организация   выставок   возможна   с   детьми   начиная   с   младшего возраста   (тематические).   К   старшему   дошкольному   возрасту   диапазон тематических выставок расширяется. Добавляются выставки по результатам совместного творчества (творческие), авторские (персональные и семейные), отражающие увлечения детей, родителей, педагогов. Дети могут выполнять роли и организаторов, и экскурсоводов. В таблице 1 представлен примерный перечень   мероприятий   выставочного   характера   с   учетом   содержания, доступного средним и старшим дошкольникам. Мероприятия выставочного характера Название  Любимое   место   нашей семьи в городе (поселке) Символика области   нашей Книги   писателей   и поэтов   Белгородской области Осенние причуды  Моя семья Персональные   выставки детских работ  Группы – участники (организаторы ­ гости) Подготовительная группа ­ старшая Подготовительная группа   –   родители группы  Старшая   ­   старшая (средняя) Подготовительная группа   –   старшая (средняя) Старшая   группы Подготовительная группа ­ старшая   средние ­ 16 Таблица 1 Выставочные материалы Фотографии,   рисунки, выполненные   детьми   со взрослыми Рисунки   и   поделки детей.   Экскурсоводы   – дети. Книги   писателей   и поэтов   Белгородской области Поделки   из   природного материала, собранного в парке Семейные фотографии  Рисунки, аппликации, коллажи  поделки, В приложении 1 указан  алгоритм организации некоторых выставок.  Коллективные творческие работы. Они могут предшествовать выставке или являться приложением к коллективному письму заболевшему другу или в  группу детей другого детского сада. Коллективные   работы  –  это   один   из   путей   социального   познания,   при условии,   что   при   их   выполнении   уделяется   внимание   совместному проживанию   воплощаемых   событий.   Это   может   быть   коллаж   из   детских фотографий,   картинок,   детских   рисунков.   А   сообща   выполненная   детская газета   подтолкнёт   многих   детей   к   активному   познанию   действительности. Темами этих мероприятий могут быть: впечатления от экскурсии по городу или поселку, в музей, в детскую библиотеку, к конкретному памятнику и т.д. Как   видим,  тематические   экскурсии   и   целевые   прогулки,   это   одна   из основных форм получения знаний детьми. Методика их проведения указана в работах В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой, Л.Е. Белоусовой, О.А. Воронкевич  В приложении   2  помещены   конспекты   некоторых   экскурсий   с   детьми старшего дошкольного возраста.  Событие   –  то,   что   уже   произошло   когда­то   и   не   повторится   с фотографической точностью никогда. Древние говорили: «Невозможно войти дважды   в   одну   и   ту   же   реку»;   и   так   же   невозможно   повторить   все   те состояния, пережитые в определённых ситуациях. Но старшие дошкольники уже понимают суть многих событий и могут разобраться  и понять их смысл, восстановить   картину   событий.   Событие   –   форма,   с   помощью   которой создаются   условия   для   самореализации   ребенка   в   группе   сверстников   и развития у него адекватной самооценки своих возможностей [6, 76]. События могут   быть   приурочены   к   праздничным   календарным   или   знаменательным датам группы. На их основе могут быть сформированы традиции группы. В 17 события   включаются   игры,   практическая   деятельность.   Например,   к празднику «Пасха» ­ украшение пасхальных яиц и блок игр, связанных с ними. В детскую субкультуру должны быть включена народная игровая культура. А именно: русские народные игры, песни, малые фольклорные жанры. Они могут   быть   основой   праздников,   досугов,   частью   занятий.   Такие   примеры указаны в приложении 4.  (методика   разработана   Н.А. Коллекционирование  (классификация) Коротковой)   [7].   При   использовании   этой   формы   работы   следует использовать   материал,   легко   поддающийся   группировке,   сортировке   по видам в рамках общего (родового) понятия. В зависимости от конкретной темы это реальный материал (например: образцы минералов) или образный — множество иллюстративных карточек­вырезок (например: изображения раз­ личных   видов   транспорта,   используемых   в   нашей   области).  Воспитатель   и дети   обсуждают   материал,   ищут   черты   сходства   и   различия   между объектами,   нащупывают   в   ходе   обсуждения­рассуждения   возможные основания для их группировки. Затем   материал   размещается   в   заранее   приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенным вверху «родовым» именем сравниваемых объектов и пустыми графами, в ко­ торые   в   ходе   обсуждения   будут   вписываться   названия   видов   объектов   в соответствии   с   найденными   основаниями   классификации   (к   примеру, транспорт — воздушный, водный, наземный). В работе принимают участие все дети,   подбирая   нужные   объекты   и   располагая   их   на   классификационной таблице. Если исследовались реальные объекты (например, засушенные листья для гербария,  образцы   минералов),   они   размещаются   в   подходящие   емкости   в виде   коллекции,   а   на   классификационную   таблицу   прикрепляются замещающие   их   картинки   или   просто   ярлычки   с   названиями   объектов. 18 Надписи   дети   могут   сделать   с  помощью   воспитателя.   Классификационная таблица   должна   быть   достаточно   велика   по   размеру   и   «открыта»   для дополнения. Сначала она заполняется лишь отчасти и остается в групповом помещении. Оставшиеся в ней «пустоты» дети могут заполнить в дальнейшем, найдя подходящие иллюстрации   дома. Для  группировки и наклеивания  на классификационные   таблицы   нужны   картинки­вырезки   меньшего   размера, примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см; эти картинки используются только один раз. Оформление некоторых выставок можно увидеть в приложении 5. Проектная деятельность в ДОУ – это актуальная для дошкольного  образования форма работа. Для ознакомления с историческими и  культурными объектами могут использоваться информационные проекты,  игровые и творческие проекты различной продолжительности.  Информационные проекты. Цели: собрать информацию о каком­то объекте,  явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить  наблюдаемые факты. Структура информационного проекта: получение и  обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографи­ ями), презентация. Творческие   проекты.  Они   не   имеют   детально   проработанной   структуры совместной   деятельности   участников.   Она   только   намечается   и   далее развивается, подчиняясь  конечному результату, интересам участников про­ екта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка,   фильм,   драматизация,   праздник,   оформление   интерьера).   Однако оформление   результатов   проекта   требует   четко   продуманной   структуры   в виде   сценария   фильма,   программы   концерта.   Творческие   проекты разнообразны,   как   и   виды   художественно­продуктивной   деятельности, осваиваемые   детьми.   По   содержанию   они   отражают   взаимоотношения: ребенок — семья; ребенок — природа; ребенок — рукотворный мир; ребенок —   общество   и   его   культурные   ценности.   Можно   классифицировать 19 творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставление радости, оказание помощи, совместное творчество или   деятельность);   по   доминирующему   виду   творчества   (игровое, изобразительное,   конструктивное,   художественно­речевое,   художественно­ оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления резуль­ тата   (панно,   конструкция,   спектакль,   декорация,   мультфильм,   концерт, праздник, презентация). Презентации ­   активная   форма   работы,  позволяющая   в  различных   видах детской   деятельности   выразить   общие   интересы   группы.   Основные   задачи которой:   содействовать   разновозрастному   общению,   осознанию   ребенком себя, как члена коллектива, освоению разных социальных ролей. Презентации бывают   разные   по   содержанию   и   структуре,   но   должны   выражать   общие интересы   группы.   Условно   можно   выделить   презентации:   группы   (всей предметно­развивающей   среды   или   отдельной   игровой   зоны);   выставочных материалов;   групповых   достижений,   раскрывающих   результаты   детской группы   в   какой­то   деятельности.   В   предварительную   подготовку   входят изготовление   приглашений,   подарков   и   гостей,   разучивание   стихов,   песен, проведение развлекательных игр и упражнений  (приложение 6).  Путешествия  по карте.  Для   занятий     (с   детьми   6­7   лет)   в   рамках   этого смыслового   контекста   в   качестве   постоянного   материала   нужны   глобус   и большая   физическая   карта   полушарий,   которые   служат   своего   рода метафорой   целостного   «пространства   мира»,   его   наглядно­графическими заместителями.   Эти   предметы   не   экзотичны   для   современного   старшего дошкольника. Они естественным образом входят в его жизнь через средства массовой коммуникации, познавательную литературу, которая есть и дома, и в детском саду. Начиная   воображаемое   путешествие,   воспитатель   и   дети   обсуждают   и выбирают пункт назначения (отправиться на этот раз в Исторический музей 20 или по улице Пролетарской и т. п.), подходящий вид транспорта, намечают маршрут (или возможные разные пути) на карте, прокладывают его цветным маркером  на карте,  высказывают   предположения  о  том,  что  может  встре­ титься в пути. Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные   таблицы,   остается   в   группе,   чтобы   дети   могли продолжить   обсуждение   путешествия   в   свободном   общении.   Для путешествий   по   карте   понадобится   иллюстративный   материал (фотоиллюстрации) многоразового использования: карточки с изображением природных и культурных ландшафтов, зданий, видов транспорта, карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны. Также   нужны   мелкие   одноразовые   карточки­«метки»   для   наклеивания   на карту по маршрутам путешествий (размером примерно 2 х 2 или 2 x 3  см). Возможна и другая форма работы ­ путешествия по «реке времени» Для   путешествий   во   времени   нужна   своего   рода   карта­панно, опредмечивающая   метафору   «река   времени»,   символизирующая   линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Это длинный бумажный лист (например обои или склеенные листы ватмана, размером 50 х 160 см или 60 х 180 см), на котором полосой синего цвета (во всю длину) обозначена «река времени». Вдоль «реки времени» намечаются несколько   «остановок»,   с   нестрогими,   интуитивно   понятными   детям названиями,   например:   «древность»   —   «старина»   —   «наше   время»   (в соответствии   с   условными   этапами   человеческой   истории:   древний   мир первобытных   людей,   мир   средневековья,   современный   мир).   Несколько разработок, предложенных Н.А. Коротковой, указаны в приложении 7. Использоваться   все   вышеуказанные   формы   могут   как   в   разделе «Знакомство с родным городом (поселком, селом)», так и в разделе «Ребенок в поликультурной и полиэтнической среде».  21 2.2.   Содержание   работы   по   ознакомлению   старших   дошкольников   с культурно­историческим наследием Белгородской области Содержание   первого   направления   работы   с   детьми   старшего   дошкольного возраста: Ребенок знакомится с малой родиной – родным городом.  Учитывая предпочтения детей в познании архитектурного облика города (поселка),   необходимо   создавать   условия   для   рассматривания   ил­ люстративного   материала,   слайдов,   отображающих   основные   функции родного города (защитно­оборонительная, торговая, промышленная, функция отдыха и развлечения), сооружения архитектуры и скульптуры исторические и современные здания города, культурные сооружения. Важно   поддержание   интереса   детей   к   малой   родине   в   вопросах,  играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании. Надо рассказывать   детям   о   жизни   города,   его   истории   и   сегодняшнем   дне,   об архитектурных   сооружениях   и   событиях,   связанных   с   осуществлением   их функций.   Можно   использовать   плоскостное   моделирование   архитектурных сооружений   и   их   частей   (например,   крепости,   площади),   прорисовывать   и размещать   архитектурные   сооружения   на   детализированной   карте   города, принимать участие в играх в «город­мечту» («что могло бы здесь находиться и происходить»). Используя   проектную   деятельность,   проблемные   ситуации   и   поисковые вопросы,   педагог   стимулирует   проявления   любознательности   детей, самостоятельный   поиск   информации   (найти   интересный   факт,   новую иллюстрацию), выдвижение гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде. В играх­путешествиях по родному городу, в проведении воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся 22 информацию.   Важно   создать   условия   для   участия   детей   в   играх­экспе­ риментированиях   и   исследовательской   деятельности,   позволяющей   детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности   и   его   использованием   в   окружающей   среде.   Этому   могут способствовать рассказанные детям истории, легенды, мифы, связанные с про­ шлым родного города, названиями улиц, площадей [2]. Следует   организовать   просмотр   слайдов   и   видеофильмов   о   городе, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмот­ реть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. Дети старшего дошкольного   возраста   включаются   в   празднование   событий,   связанных   с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. К примеру, проводят праздники, связанные с почитанием православных святых: Кирилла и Мифодия или Петра и Февронии (см приложение 8).   Старшие   дошкольники   с   интересом   посещают   музеи   родного   города (поселка). Активная   позиция   детей   обеспечивается   созданием   в   группе   уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой   города,   рисовать,   рассматривать   книги   и   иллюстрации,   создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов. Представление   о   малой   родине   является   содержательной   основой   для осуществления   разнообразной   детской   деятельности.   Поэтому   данное содержание   может   успешно  интегрироваться  практически   со   всеми образовательными   областями   («Физическая   культура»,   «Здоровье», «Безопасность»,   «Труд»,   «Коммуникация»,   «Чтение   художественной литературы»,   «Художественное   творчество»,   «Музыка»)   и   другими направлениями образовательной области «Социализация». 23 Содержание   второго   направления   работы   с   детьми   старшего   дошкольного возраста: этнокультурное образования и воспитания дошкольников. Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становится духовная культура   и   особенно   искусство.   Наиболее   доступными   из   них   для дошкольников являются следующие. Народная   игровая   культура.  Ребенку   понятны   и   интересны   такие   ее формы:   народные   игры   разных   видов   (подвижные   игры   и   состязания, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народный праздник и народный   театр.  Традиционно   народная   игровая   культура   рассматривается как средство вхождения ребенка в пространство родной культуры. Вместе с тем   введение   элементов   народной   игровой   культуры   различных   этносов   и общностей   в   педагогический   процесс   детского   сада   может   способствовать ознакомлению   детей   с   историей   развития   человечества,   воспитанию толерантного   отношения   к   разным   народам,   поликультурному   развитию дошкольников. Устное   народное   творчество,  ценность   которого   состоит   в   познава­ тельном,   эстетическом   и   воспитательном   значениях.   Фольклорные   тексты естественно   включаются   в   разные   виды   детской   деятельности   (игровую, изобразительную,   театрализованную).   Произведения   устного   творчества разных   народов   содержат   единые   архетипы,   выражающиеся   в   образах, сюжетах,   морали.   Их   освоение   помогает   дошкольнику   понять   общность нравственно­этических общечеловеческих ценностей. Декоративно­прикладное искусство разных народов,  в произведениях которого   отражаются   традиционные   культурные   ценности   этносов   и этнических   групп.   Знакомство   со   спецификой   народных   декоративных промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от внешних   особенностей   жизни   этноса,   а   общность   определяется   единством 24 нравственных и эстетических ценностей. Возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций делает этот процесс увлекательным и полезным для ребенка. Поликультурное пространство музея. Музей как социокультурный феномен обладает   большими   потенциальными   возможностями   для  приобщения дошкольников к различным культурам, благодаря наглядно представленным памятникам   и   музейным   экспонатам.   Современные   технологии   делают доступным   и   интересным   процесс   приобщения   дошкольников   к   различным культурам в условиях музея. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом дошкольном образовательном учреждении за счет организации и деятельности детского мини­музея или музейной студии. Выводы:  1. В организации практической воспитательно­образовательной деятельности по   социальному   развитию   дошкольников   необходимо   использовать   формы, адекватные их возрасту, не предполагающие построение обучения в логике учебной модели. 2. Социокультурный   подход   предполагает   ориентацию   на   социальное развитие дошкольника в соответствии с культурным наследием своего народа и культурным опытом человечества 3. Приобщение   дошкольников   к   родному   краю   будет   успешным,   если обеспечивается   активная   познавательная,   игровая   и   художественная деятельность ребенка.  25 Заключение Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества  – обеспечение   успешной   социализации   подрастающего   поколения.   Общество стремиться   сформировать   социальные   стереотипы,   стандарты   (групповые, классовые,   этнические,   профессиональные   т   др.),   образцы   ролевого поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу [8, 18]. Проанализировав теоретические источники  по 26 данному вопросу, мы сделали выводы, что социальное развитие представляет собой   последовательный,   многоаспектный   процесс,   в   ходе   которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному опыту» и утверждение себя как субъекта социальной культуры. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека. Социальное развитие   детей   дошкольного   возраста   осуществляется   в   актуальной разнонаправленной   деятельности   по   освоению   предметного   мира   и   его культурно­исторического наследия. Задач социального развития, стоящих перед педагогами, много. И одна из них – приобщение детей к культурно­историческому наследию малой родины. Изучив практический материал, предложенный исследователями (Коротковой Н.,   Михайленко   Н,   Ивановой   Н.,   Осориной   М.),   мы   увидели,   что   в организации   практической   воспитательно­образовательной   деятельности   по социальному   развитию   дошкольников   необходимо   использовать   формы, адекватные их возрасту, не предполагающие построение обучения в логике учебной   модели.   Приобщение   дошкольников   к   родному   краю   будет успешным,   если   обеспечивается   активная   познавательная,   игровая   и художественная   деятельность   ребенка.   А   также   будут   реализованы деятельностный и социокультурный подходы предполагающие ориентацию на социальное развитие дошкольника в соответствии с культурным наследием своего народа и культурным опытом человечества.  Библиографический список: 1. Алебастрова А.А. Справочник заведующего ДОУ. М.:ВАКО 2009. – 208 с. 2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2011. – 528. 27 3. Бабаева   Т.И.,   Михайлова   З.А.   Методические   советы   к   программе «Детство». – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2007­ 304. 4. Вераксы   Н.Е.,   Комарова   Т.С.,   Васильева   М.А.   От   рождения   до   школы. Примерная   основная   общеобразовательная   программа   дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2010. – 304. 5.Гамезо М.В. и др. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982. – 176. 6. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ. – М.: Т Ц Сфера, 2008. – 128.  7. Короткова   Н.А.   Образовательный   процесс   в   группах   детей   старшего дошкольного возраста. М.:ЛАНКА­ПРЕСС, 2007. – 208. 8. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение, 1986. ­144. 9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1996. – 928. 10. Скоролупова   О.А.,   Федина   Н.В.   О   комплексно­тематическом   принципе построения   образовательного   процесса   в   дошкольном   образовании   // Дошкольное воспитание №5, 2010. 11.   Служкина   Е.А.   Социальная   адаптация   детей   старшего   дошкольного возраста средствами народной педагогики // Методист ДОУ, №3. стр.46 12. Федина   Н.В.   и   др.   Успех:   примерная   основная   общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2010. – 256. 28

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области

Социальное развитие дошкольников при ознакомлении с культурно – историческим наследием Белгородской области
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017