«Совершенствование методов и приемов оздоровления и физического развития обучающихся в разных видах деятельности кружковой работы»
Выступление на педагогическом совете.
В настоящее время в связи с разрушением целостной государственной поддержки развития массового спорта и физического воспитания, и ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения Правительством России уделяется существенное внимание поиску путей управления здоровья населения и совершенствования физического развития детей и подростков. В связи с этими приоритетными направлениями в работе общеобразовательных учреждений, являются: совершенствование процесса физического воспитания, создание условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта. Физическое воспитание в образовательных учреждениях решает две взаимосвязанные задачи: сохранение, укрепление здоровья обучающихся и формирование потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании на последующие периоды их жизни.
Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогические коллективы разных образовательных учреждений. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных умений и навыков, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии.
Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного, профессионального и послевузовского образования.
Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает использовать их с возможно большей эффективностью.
Целью физического воспитания является всестороннее физическое развитие личности обучающегося, укрепление его здоровья и повышение социальной активности .
Данная целевая установка реализуется посредством решения следующих задач:
1. Укрепление здоровья обучающихся, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности.
2. Ориентирование физической деятельности на формирование потребности у обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
3. Совершенствование комплексной оздоровительной работы по укреплению здоровья подрастающего поколения.
4. Совершенствовать физические качества обучающихся.
5. Достижение оздоровления детей через применение различных форм и методов работы.
6. Развитие умений и навыков физической культуры, применение их в самостоятельной жизни.
Решению задач физического воспитания в общеобразовательных учреждениях способствует организация целостной педагогической системы, охватывающей все формы образовательного процесса:
- урочные формы занятий;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия согласно режиму дня, направленные на оптимизацию работоспособности и профилактику переутомления обучающихся в процессе учебной деятельности (физкультминутки, физкультпаузы, подвижные игры, «часы здоровья», «спортивные часы» и т.д.);
- внеклассные формы занятий, ориентированные на укрепление здоровья и физической подготовки обучающихся (спортивные кружки и секции, самостоятельные занятия общефизической подготовкой, включая выполнение домашних заданий);
- спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (спортивные соревнования, турниры, спартакиады, спортивные праздники и фестивали, Дни здоровья и Дни спорта).
В течение всей работы я стараюсь осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, используя достижения педагогической науки и практики современности, применяю личностно-ориентированные, здоровье сберегающие технологии. На протяжении своей педагогической деятельности я пытаюсь воздействовать на обучающихся манерой говорить, вести занятие, держать себя в форме. Большое значение имеет в этом отношении личный пример (хожу в походы, езжу на велосипеде, веду здоровый образ жизни).
Внешними проявлениями утомления на занятии являются частые отвлечения детей, потеря интереса и внимания, ослабление памяти. Чтобы поддержать внимание детей на занятиях, я провожу физкультурные минутки. Они помогают уменьшить утомление обучающихся, снять отрицательные явления статической нагрузки, активизировать внимание и повысить способность к восприятию учебного материала.
Между занятиями объявляю десятиминутные перемены для отдыха детей. В это время включаю музыку, провожу подвижную игру, желательно на свежем воздухе, т.к. дети к нам приходят после школы. Ни для кого не секрет, что активный отдых и подвижные игры на воздухе гораздо полезнее для растущего организма, чем нахождение во время перемены в закрытом помещении. К тому же систематическое пребывание на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное воздействие на детей. Если по объективным причинам выход на улицу невозможен, дети могут снять напряжение и подвигаться в хорошо проветриваемых комнатах или же в просторном холле под музыкальное сопровождение.
Каждый год я провожу с детьми и их родителями спортивные мероприятия «Дорогой огня», где дети и родители соревнуются на природе в ловкости, быстроте, подвижности.
Стараюсь возродить уличную игру нашего детства, т. к. сейчас очень редко можно увидеть детей на улице, объединенных общей игрой. Для этого мы с детьми разучиваем такие игры, как «Лапта», «Третий лишний», «Догонялки» и многие другие. Такие игры способствуют укреплению детского коллектива, учат организаторским способностям.
Провожу интеллектуальные игры о спорте, где дети получают знания о видах спорта, о спортсменах, спортивной атрибутике. Использование различных методов и приемов повышает качество знаний и умений обучающихся, повышают сознательный интерес к занятиям физической культурой.
Провожу командные спортивные состязания, они, как правило, проходят очень бурно. Учу детей радоваться успеху команды противника и адекватно воспринимать своё поражение.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что эффективность работы в плане оздоровления обучающихся путем приобщения их к здоровому образу жизни, повышения потребности двигательной активности и совершенствования физической и нравственной культуры мною проводится и совершенствуется.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.