Советы психолога родителям по подготовке к экзаменам
Оценка 4.9

Советы психолога родителям по подготовке к экзаменам

Оценка 4.9
Памятки +2
docx
психологическая работа +2
9 кл—11 кл
29.01.2017
Советы психолога  родителям по подготовке к экзаменам
Подборка материалов для оформления Памяток по подготовке к экзаменам как для детей, так и для родителей. Рассмотрены причины экзаменационного стресса, его признаки, способы преодоления и профилактики. Родителям даны конкретные советы по психологической и другим видам поддержки детей в период подготовки и сдачи экзаменов, а также советы по полезному питанию в этот период.Материал для памяток по подготовке к экзаменам
Советы_Родителям_Экзамены.docx
Материал подготовлен Ивановой Е.М., педагогом-психологом 1 категории МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба» Работа с родителями Профилактика экзаменационного стресса Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Стресс возникает не только не только при нагрузке, но и при  отсутствии её. Жизнь детей и взрослых в этот период наполнена эмоциональной напряженностью. Уважаемые родители!   уместно вспомнить, что тревожность – это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Тревожность можно мобилизовать, собраться с мыслями, знаниями  и отвечать на экзаменах. Простейший пример: накануне экзамена не хватает времени, чтобы все повторить перед экзаменом – сплошная «каша» вы голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становиться четким и понятным. Первым   шагом   к   успеху   в   любом   начинании   является   психологическая   установка,   абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие   возможны   последствия.   Поэтому   неэффективно   ставить   перед   собой   цель   типа   «Я   должен получить   отличную   оценку»,   «Я   должен   ответить   во   что   бы   то   ни   стало»,   лучше   сформулировать конкретно «Я должен доказать теорему или решить задачу …». Возможность   провала   становиться   для   ученика   показателем   его   жизненной   несостоятельности,   его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на право чувствовать себя – человеком. Что   бы   этого   избежать,   ВАМ   родители,   нужно   поддерживать   уверенность   в   силах   вашего   ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, ­ явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется   это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем (во взаимоотношениях  к себе, в своей самооценке).  Не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций, говорите о своих   чувствах,   они   более   понятны,   чем   просто   лекции   или   долгие   объяснения.("Ты   должен   учить уроки", "Хватит гулять делай то­то"). Тревожность ­ это поток чувств, сфокусированных на страхе: что­ то плохое должно случиться.   Это естественное, обычное состояние человека, в сложной,  незнакомой ситуации, тревожность испытывают все люди. 3 фазы реагирования на стресс: 1 реакция  – тревоги (головные боли, учащенное дыхание, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, беспокойство и т.д.). 2 реакция – сопротивление (поддержка усилий, которые предпринимаются ребенком) 3   реакция  –   истощения   (после   длительного   напряжения,   понижается   способность   организма   к сопротивлению) Признаки стрессового напряжения:  Невозможность сосредоточиться на чем – то Материал подготовлен Ивановой Е.М., педагогом-психологом 1 категории МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»  Слишком частые ошибки (нехарактерные для этого человека)  Ухудшение памяти, внимания.  Слишком часто возникают чувство усталости.  Очень быстрая речь, быстрая ходьба  Мысли часто «улетучиваются»  Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)  Повышенная возбудимость и раздражительность  Появление агрессивности, конфликтности  Проявление нетерпеливости, нервозности  Резкие перепады настроения, негативные эмоциональные реакции(страх, разъяренность, слезы)  Потеря чувства юмора  Пристрастие к вредным привычкам и появлению навязчивых движений  Появление чувства душевного опустошения  Постоянное ощущение недоедания либо потеря аппетита (вообще потерян вкус к еде)  Невозможность закончить начатое занятие, снижение работоспособности, неорганизованность  Отрицательное отношение к жизни  Проблемы на экзаменах. К выпускному классу у учеников вырабатывается стереотипы работы. Ребенок много раз отвечал устно и письменно, ситуация проверки знаний не является новой. Определенное   волнение,   связанное   с   новизной   самой   процедуры   экзаменов,   достаточно   легко нормализуется путем представления необходимой информации, т.е. подробного рассказа о том, каким образом проходят экзамены, и мысленно проигрыванием волнующей ситуации. Проблема заключается в следующем: Первые   выпускные   экзамены   совпадают   с   периодом,   когда   человек   прекращает   заниматься деятельностью предписанной всем. Встает двойная необходимость: 1­   Выбор   дальнейшего   жизненного   пути.   Чтобы   сделать   выбор,   необходимо   разобраться   в   своих особенностях, желаниях, интересах. 2­ Даже в случае, если выбор сделан, нет никакой гарантии, что он может быть реализован. Нужно доказать и выдержать определенную конкуренцию. Вывод: Решение возникшей двойной задачи, требует от подростка принять на себя ответственность за дальнейшую   жизнь.   Выводы,   сделанные   в   данный   период,   могут   существенно   скорректировать направление личностного развития. 1­м шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Создание условий успеха для подростков:  Осознать ребенком, от чего зависит успешность в том или ином начинании,  Возможные стратегии выбора,  Способствование повышению уверенности в своих силах,  Укрепление чувства собственного достоинства,   Научиться выявлять область, в которой требуется помощь от других людей, и просить о помощи без ущерба чувству собственного достоинства Рекомендации по преодолению стресса:  Ребенку необходимо делиться своими переживаниями.  Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.  Стараться высыпаться и правильно питаться Материал подготовлен Ивановой Е.М., педагогом-психологом 1 категории МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»  Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)  Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания    Не боятся плакать  Постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по (новости, комплименты, хорошие дела). принципу: все, что ни делается, все к лучшему).  Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте.  Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.  Развитие навыков саморегуляции (самовнушение) с целью снятия напряжения. Советы психолога  родителям по подготовке к экзаменам Успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Вам необходимо:  1. Владеть информацией о процессе проведения экзамена.  2. Проявлять уверенность в силах ребёнка. Не беспокоиться о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушать ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей, но учит постигать самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации.  3.   Не   ругать     за   отсутствие   необходимого   материала   для   подготовки   к   экзамену,   а   помочь   найти недостающие источники.  4. Исключить на этот период все конфликтные вопросы, касающиеся учебной деятельности.  5. Стимулировать ответственность в подготовке к экзамену .  6. Проявлять доверие к своему ребёнку, так как ему необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.  7. Задолго до экзаменов обсудить с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся   ему   наиболее   сложными   и   почему?   Эта   информация   поможет   совместно   создать   план подготовки – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.  8. Структурировать дни подготовки к экзаменам: разбить весь учебный материал на равные части и контролировать ежедневное выполнение задания.  9. Обеспечить дома удобное место для занятий, проследить, чтобы никто из домашних не мешал.  10. Контролировать режим подготовки ребенка к экзаменам, не допуская перегрузок. Ребенок регулярно должен делать короткие перерывы Объяснить ребёнку, что отдыхать, не дожидаясь усталости ­ лучшее средство от переутомления.  11.  Убедить  ребёнка  отказаться  от психостимуляторов.  Нервная  система  перед  экзаменом  и  так на взводе.  12. Обеспечить полноценное питание. Оно должно быть сбалансированным, но привычным, особенно в период экзаменов, так как реакция организма в момент психо­эмоционального напряжения может быть непредсказуемой. Полезны шоколад и сухофрукты, а такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.  13. Помнить: главное – снизить напряженность и тревожность ребенка. Обеспечив ребенку подходящие условия   для   занятий,   при   которых   он   не   будет   отвлекаться,   устройте   ему   репетицию   письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов  по математике. Договоритесь, что у ребенка будет 3 или  4 часа,  усадите  за стол, свободный от лишних  предметов, засеките время  и объявите  о начале «экзамена». По окончании, помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли. Поговорите и Материал подготовлен Ивановой Е.М., педагогом-психологом 1 категории МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба» об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?  14. Чаще подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.  15. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Ребенок в силу возрастных особенностей может   не   справиться   со   своими   эмоциями   и   «сорваться».   Лучше   рекомендовать   ребёнку   вечером накануне экзамена закончить подготовку раньше, сходить на прогулку и лечь спать вовремя. Последние двенадцать часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.  16. Если ребенок не носит часов, необходимо дать ему часы на экзамен. Психологическая усталость и ее преодоление Эффективные способы снятия эмоционального напряжения. Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является – разговор Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение стихов, песен, рассказов и т.д. Для многих людей естественным и привычным способом является форма снятия напряжения – слезы Хорошей   профилактикой   от   стресса   является   активизация   –   чувства   юмора   (ирония,   улыбка,   смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности) Выработка в организме активных психогормональных  веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег, плавание, массаж, душ и т.д.) Антистрессовое питание Мозг человека составляет всего 2­3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день «съедает» мозг Лучшему запоминанию способствует – морковь От напряжения и усталости хорошее средство – лук Выносливости способствуют  ­ орехи (укрепляют нервы) Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение От нервозности вас избавит – капуста Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба. Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба. Сахар – совсем не является средством для повышения работоспособности. Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в котором он находится: сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д. Капсулы   с   рыбьим   жиром   рекомендуется   принимать   в   стрессовых   ситуациях,   в   частичности   перед экзаменом. Врач подскажет по какой схеме принимать его.   Перед экзаменом лучше всего позавтракать морской рыбой с овощами или чашкой кофе с горьким шоколадом (30 г) вприкуску.

Советы психолога родителям по подготовке к экзаменам

Советы психолога  родителям по подготовке к экзаменам

Советы психолога родителям по подготовке к экзаменам

Советы психолога  родителям по подготовке к экзаменам

Советы психолога родителям по подготовке к экзаменам

Советы психолога  родителям по подготовке к экзаменам

Советы психолога родителям по подготовке к экзаменам

Советы психолога  родителям по подготовке к экзаменам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017