Современный подход к организации учебной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС З.Н.Зайцева учитель математики ГБОУ гимназия № 168 Центрального района Санкт-Петербурга
Оценка 4.6

Современный подход к организации учебной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС З.Н.Зайцева учитель математики ГБОУ гимназия № 168 Центрального района Санкт-Петербурга

Оценка 4.6
Лекции
docx
математика
9 кл
10.04.2019
Современный подход к организации учебной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС З.Н.Зайцева  учитель  математики ГБОУ  гимназия № 168 Центрального района Санкт-Петербурга
В статье «Современный подход к организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС» рассматриваются основные подходы к проектированию урока, формы и методы организации современного урока в рамках ФГОС. Учитель ставит задачу и показывает, каким образом можно создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Статья.docx
Современный подход к организации учебной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС З.Н.Зайцева  учитель  математики ГБОУ  гимназия № 168 Центрального района Санкт­Петербурга                           В   статье   «Современный   подход   к   организации   учебной   деятельности   в соответствии   с   требованиями   ФГОС»   рассматриваются   основные   подходы   к проектированию урока, формы и методы организации современного урока в рамках ФГОС. Учитель ставит задачу и показывает, каким образом   можно создавать учебные ситуации   как   особые   структурные   единицы   учебной   деятельности,   а   также   уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.  Важнейшей   задачей   современной   системы   образования   является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,   способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это   достигается   путем   сознательного,   активного   присвоения   учащимися социального опыта. [1] Достижение умения учиться предполагает полноценное формирование и освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:   познавательные и учебные мотивы;  учебную цель;  учебную задачу;  учебные   действия   и   операции   (ориентированы   на   преобразование материала, контроль и оценка). Основным   механизмом   реализации   современных   целей   образования является  включение   учащихся   в   самостоятельную   учебно­познавательную деятельность. Как? Каким образом организовать эту деятельность? Для проектирования учебного процесса, ориентированного на достижение Требований   стандарта,   наиболее   существенными   являются   следующие положения:  ориентация   учебного   процесса   на   достижение   ожидаемых   результатов (планируемых результатов освоения программ начального образования);  деятельностная направленность процессов обучения и учения;  «встроенность» системы оценивания;  индивидуализированный подход к учащимся на основе дифференциации требований к освоению программ. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная   задача   состоит   в   организации     условий,   провоцирующих детское действие. По мнению А.Дистервега, деятельностный  метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах,  но во всех школах, даже высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть ещё приобретено, то есть для всякого учащегося». Основной формой обучения в школе сегодня по­прежнему остаётся урок. Урок,   его   планирование   и   проведение   –   это   то,   с   чем   имеет   дело   учитель ежедневно, это то, что ему понятно.  Современный   урок   –   это   урок,   характеризующийся   следующими признаками: 1. На уроке реализуется личностно­ориентированный подход к обучению и создаются условия для индивидуального развития каждого ребенка. 2. На уроке реализуются идеи гуманизации образования. 3. На уроке реализуется деятельностный  метод обучения. 4. Организация урока динамична и вариативна. 5. На уроке используются современные педагогические технологии. Приоритетными задачами  школьного образования становится развитие у учащихся   способности   самостоятельно   ставить   учебные   цели,   проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Эти   задачи   будут   решены,   если   использовать   интерактивные   методы обучения   –   такие   способы   организации   учебного   процесса,   которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности. К интерактивным методам обучения могут быть отнесены: метод учебного сотрудничества; коллективные способы обучения;   метод   проектов;   решение   проектных   задач;  педагогические мастерские,  игровые методы и ряд других методов, позволяющих обеспечить субъектное положение обучающегося в образовательном процессе.  ФГОС     вводят   новое   понятие   –   учебная   ситуация,   под   которым подразумевается   такая   особая  единица  учебного   процесса,  в  которой   дети  с помощью   учителя   обнаруживают   предмет   своего   действия,   исследуют   его, совершая   разнообразные   учебные   действия,   преобразуют   его,   например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми   требованиями   перед учителем ставится задача научиться создавать   учебные   ситуации   как   особые   структурные   единицы   учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.  Структура   современных   уроков   должна   быть   динамичной,   с использованием   набора   разнообразных   операций,   объединенных   в целесообразную   деятельность.   Очень   важно,   чтобы   учитель   поддерживал инициативу   ученика   в   нужном   направлении,   и   обеспечивал   приоритет   его деятельности по отношению к своей собственной. Так, учитель может и должен научить ребенка осуществлять практические способы действий и приемы мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, измерение,   сравнение,   классификация,   синтез,   обобщение)   и   познакомить   со средствами   работы   с   информацией   (знаки,   понятия,   тексты).   Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться   самостоятельно.   Для   этого   педагогу   необходимо   проектировать образовательный процесс так, чтобы ученики:   получали опыт выхода за пределы выученного;  переживали такой опыт как ценность;  стремились самостоятельно расширять границы своих знаний и умений;  проявляли инициативу в новых ситуациях;  действовали   самостоятельно   и   в   случаях   ошибки   находили   способы корректировки собственных действий и т. д. (работа в парах, группах). В таком обучении основная задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям самостоятельно найти способ решения той или иной проблемы, а не в натаскивании на примере 1–2 готовых способов. Обучая   детей   целеполаганию,   можно   вводить   проблемный   диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.   При   обучении   планированию   своей   деятельности   сначала   учимся анализировать   предложенный   учебный   материал,   осуществлять   выбор   тех заданий,   которые   будут   способствовать   достижению   поставленной   цели   и определять последовательность их выполнения на уроке.  Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными. Прежде чем вводить такой   вид   деятельности,   как   групповая   работа,   необходимо   научить   детей работать в паре.  Меняются   формулировки   заданий,  которые   и  определяют   деятельность учащихся   на   данном   этапе   урока:   проанализируйте,   докажите   (объясните), сравните,   выразите   символом,   создайте   схему   или   модель,   продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем раньше,   причем   характер   ее   должен   быть   исследовательским,   творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи,   зная   цель   своей   деятельности.   Педагог   при   этом   формирует   у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.  Неотъемлемой   частью   всех   уроков   является   рефлексия.   Рефлексия учащимися   своих   действий   предполагает   осознание   ими   всех   компонентов учебной   деятельности.   Для   оценивания   своей   работы   дети   используют «Волшебные линеечки» (Г.А. Цукерман), «Лесенки успеха» и так называемые карточки­«светофоры».   При   обучении   учащихся   оцениванию   устных   ответов своих товарищей совместно вырабатываются критерии, по которым это можно сделать. Например, громко – тихо, выразительно – невыразительно, понравилось – не понравилось и др. Большое внимание  в последнее время уделяется проектной деятельности. Дети   охотно   включаются   в   самостоятельный   поиск   новой   информации,   её интерпретации,   представление   своих   проектов.   Проведение   уроков   в   форме решения     проектных   задач   и   творческих   мастерских   всегда   вызывает   живой интерес,   способствует   тому,   что   действия   учащихся   становятся   более активными, творческими и самостоятельными. При проектировании урока необходимо помнить о том, что: 1. Проектироваться   должен   не   отдельный   урок,  а   система  (цикл)   уроков. Цикл уроков определяется логикой конкретного предмета. 2. При проектировании учебной темы необходимо точно ответить для себя: что должно произойти с ребенком в ходе изучения данной темы, т.е. какие УУД формируются. 3. Проектируются   не   только   цели   деятельности   учителя,   но   и   цели деятельности обучающихся.  4. Необходимо определить действия обучающихся и учителя, приводящие к запланированному результату. 5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит   специальное   формирование   контрольно­оценочной деятельности у обучающихся). [2] ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно­воспитательного   процесса,   которые   влекут   за   собой   необходимость перестройки   всей   образовательной   деятельности   школе   и   в   первую   очередь учителя, обеспечивающего ее. Учитель,   его   отношение   к   учебному   процессу,   его   творчество   и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого  требования   ФГОС  к организации учебно­ воспитательного процесса в школе не могут существовать.   1. Литература:   Деятельностный   метод   обучения:   описание   технологии,   конспекты уроков.   1­4   классы   /   авт.­сост.   И.Н.   Корбакова,   Л.В.   Терешина.   – Волгоград: Учитель, 2008. 2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА­ПРЕСС, 2011. 3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008 г. 4. Мельникова Е.Л.  Проблемный урок.  – Ростов­на­Дону: Витраж, 2006. 5. Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.

Современный подход к организации учебной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС З.Н.Зайцева учитель математики ГБОУ гимназия № 168 Центрального района Санкт-Петербурга

Современный подход к организации учебной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС З.Н.Зайцева  учитель  математики ГБОУ  гимназия № 168 Центрального района Санкт-Петербурга

Современный подход к организации учебной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС З.Н.Зайцева учитель математики ГБОУ гимназия № 168 Центрального района Санкт-Петербурга

Современный подход к организации учебной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС З.Н.Зайцева  учитель  математики ГБОУ  гимназия № 168 Центрального района Санкт-Петербурга

Современный подход к организации учебной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС З.Н.Зайцева учитель математики ГБОУ гимназия № 168 Центрального района Санкт-Петербурга

Современный подход к организации учебной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС З.Н.Зайцева  учитель  математики ГБОУ  гимназия № 168 Центрального района Санкт-Петербурга

Современный подход к организации учебной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС З.Н.Зайцева учитель математики ГБОУ гимназия № 168 Центрального района Санкт-Петербурга

Современный подход к организации учебной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС З.Н.Зайцева  учитель  математики ГБОУ  гимназия № 168 Центрального района Санкт-Петербурга

Современный подход к организации учебной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС З.Н.Зайцева учитель математики ГБОУ гимназия № 168 Центрального района Санкт-Петербурга

Современный подход к организации учебной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС З.Н.Зайцева  учитель  математики ГБОУ  гимназия № 168 Центрального района Санкт-Петербурга
Скачать файл