«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»
Оценка 4.9

«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
8 кл
02.05.2017
«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе. Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества сменились культурно-исторические эпохи, в соответствии с требованиями которых менялась система образования: аграрная, индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, или постиндустриальную, культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику школы.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИСТОРИИ.docx
ГКОУ РО Новочеркасская школа­интернат №1 «Современный урок истории в условиях реализации ФГОС» Подготовила: учитель истории  высшей категории Подройкина Л.В. Новочеркасск – 2017 г. В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе   учителя,  чтобы   ученики   класса   успешно   выполнили   те   требования, которые   будут   предъявлены   к   их   подготовке   по   завершению   обучения   в школе.             Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества   в   тот   или   иной   исторический   период.   В   истории   человечества сменились   культурно­исторические   эпохи,   в   соответствии   с   требованиями которых   менялась   система   образования:   аграрная,   индустриальная.   Сейчас мир   переходит   в   третью,   информационную,   или   постиндустриальную, культуру, которая  предъявляет другие требования к выпускнику школы. Однако   необходимо   отметить,         что   для   реализации   всех организационных      установок Стандарта необходимо ещё одно, не менее важное условие  ­  создание на уроке психологически комфортной атмосферы.     Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность   к   самооценке   составляют   группу   личностных   универсальных учебных действий.       Обучающийся   воспитанник   учится   принимать   и   сохранять   учебную задачу,   планировать   свои   действия,   осуществлять   итоговый   и   пошаговый контроль,   вносить   коррективы   в   действия,   т.е.   развивает   регулятивные универсальные учебные действия.      Целью   действия   ученика   является   узнавание,   открытие,   освоение, поэтому   он   выполняет   целый   комплекс   познавательных   универсальных учебных   действий:   работает   с   информацией,   осуществляет   синтез,   анализ, использует   общие   приёмы   решения   задач.   Это   группа   общеучебных познавательных универсальных учебных действий.      В основе Стандарта лежит системно­деятельностный подход, который предполагает   воспитание   и   развитие   качеств   личности,   отвечающих задачам   построения требованиям   информационного   общества, демократического   гражданского   общества   на   основе   диалога   культур. Переход   на   новые   стандарты   предполагает     в   первую   очередь     изменение самого учителя.             Формирование личностных качеств обучающихся через преподавание истории и обществознания является одной из важнейших задач современной школы. Актуальным является не только передача знаний, но и формирование активной   жизненной   позиции,   выработка   качеств,   необходимых   для полноценного усвоения личностью различных социальных ролей.                          Итак, на что ориентироваться учителю, конструируя урок, если содержание уже определено?   ­                    Стандарт   ориентирует   на   использование   «технологий образования,   определяющих   пути   и способы   достижения   социально желаемого   результата   личностного   и познавательного   развития обучающихся».   ­            Стандарт   требует   учета   не   только   «индивидуальных, психологических и физиологических особенностей учащихся», но и указывает на   важную   роль   и значение   «видов   деятельности   и форм   общения   для определения целей образования и воспитания и путей их достижения»  ­                    Стандарт   ориентирует   учителя   на   «разнообразие   организации форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых   детей   и детей   с ограниченными   возможностями   здоровья), обеспечивающих рост потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия   со   сверстниками   и взрослыми   в познавательной деятельности».  ­                    Стандарт   гарантирует   «достижение   планируемых   результатов освоения   основной   образовательной   программы   общего   образования   как основы   «для   самостоятельного   успешного   усвоения   обучающимися   новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».                  Необходимо отметить, что для реализации Стандарта необходимо ещё   одно,   не   менее   важное   условие —   создание   на   уроке   психологически комфортной   атмосферы.   Ученики   учатся   принимать   и сохранять   учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый   контроль,   вносить   коррективы   в действия,   т. е.   развивать регулятивные универсальные учебные действия.                          Современный урок истории, несущий на себе печать Личности Учителя,   называется   уроком.   Каким   должен   быть   современный   урок? Школьный   урок —   это   часть   жизни   ребенка,   жизнь,   полная   проблемами радости открытий. Современный урок открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастливой жизни на всех его уровнях. Именно   в рамках   урока   формируется   у школьник   способность   быть счастливым.   Великий   французский   философ   Жан   Жак   Руссо   сказал: «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт,   и ко   всему   преподаваемому».   Урок   интересен   тогда,   когда   он современен в самом широком понимании этого слова.                        Современный, — это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, это и актуальный сегодня.  Известно, человек запоминает:  ­                   только 10 % того, что он читает,  ­                   20 % того, что слышит,  ­                   30 % того, что видит;  ­                   50–70 % запоминается при участии в групповых дискуссиях,   ­                    80 % — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.                  И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности   урока,   в самостоятельной   постановке   проблем,   выработке и принятии   решения,   формулировке   выводов   и прогнозов,   он   запоминает и усваивает материал на 90 %.                  Перед любым учителем стоит задача: как сделать урок интересным, поддержать   и развить   индивидуальность   ученика,   не   растерять,   не затормозить   рост   его   способностей,   обеспечить   широкую   подготовку   его образовательного   уровня —   это   важнейшая   задача   современного   урока. Универсальным   инструментом,   способным   помочь   учителю   в достижении образовательных   и воспитательных   задач   становятся   новые   технологи, которые заявляются как приоритетные в стандартах нового поколения.                   Для современного урока истории ведущим моментом являются технологии   и методы   творческого   характера:   проблемные,   поисковые, эвристические,   исследовательские,   проектные —   в сочетании   с методами самостоятельной,   индивидуальной   и групповой   работы.   Эти   технологии имеют   высокий   познавательно­мотивирующий   потенциал   и соответствуют уровню познавательной активности и интересов обучающихся. Несомненным достоинством современного урока является коллективная работа класса над проектом. Именно в этой работе проявляется сотрудничество всего класса и возможность   учеников   с различным   уровнем   подготовленности   принять активное участие. Проектный метод позволяет не просто усваивать учебный материал на репродуктивном уровне, но и пропускать его через свое сознание, определять собственное отношение ученика к проблеме.                  Современный урок истории прежде всего должен быть интересен ученикам. Главное — научить самих ребят пользоваться информационными технологиями,   уметь   работать   над   проектными   заданиями.   Чрезвычайно важно   показать   своим   ученикам   их   личную   заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важно направить мысль ребёнка в нужном направлении, подсказать ему новые источники информации, помочь подготовить презентацию и грамотно составить   выступление.   Учитель   обязан   не   только   воспитывать   в ученике самостоятельность   в мышлении   его   действий,   но   и развивать коммуникативные,   исследовательские   навыки,   научить   его   работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решений.                              Современный урок невозможно представить без применения информационных   и коммуникативных   технологий   использования   (ИКТ). Именно   они   являются   одним   из   важнейших   инструментов   обеспечения доступности   образования,   именно   они   обуславливают   эффективность   всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.                 Современный урок истории должен заставлять учеников мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Это невозможно сделать при сухом, догматическом подходе к преподаванию. Чтобы процесс обучения был успешным, необходим повышенный уровень учебной мотивации обучающихся. Задача педагога, опираясь на диагностические исследования, интересы самих учеников,   применить   такие педагогические технологии, техники и приёмы, которые позволяют повысить мотивацию   и активизировать   познавательную   активность.   Уроки   истории тесно   связаны   со   стратегией   модернизации   российского   образования.   Они ориентированы не только на усвоение учениками определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей.                                    На уроках истории важным моментом является личностная ориентация самого образовательного процесса. История не только открывает перед школьниками картины прошлого, но и наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни. Способность понимать   причины   и логику   развития   исторических   процессов   открывает возможность   для   осмысленного   восприятия   всего   разнообразия   особенности   возрастного   развития, ­                    мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире.                      Какие требования предъявляются к современному уроку:  ­                    хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;  ­                   учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учеников, которые смогут сформулировать тему, цели урока;   ­                    урок   должен   быть   проблемным   и развивающим:   учитель   сам нацеливается   на   сотрудничество   с учениками   и умеет   направлять   и на сотрудничество   с одноклассниками; учитель   организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность школьников; ­                   выводы делают сами ученики;  ­                   минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;  ­                    в   центре   внимания   урока —   дети;   ­                    учёт   уровня и возможностей каждого ученика, ориентир на их настроение;   ­                    умение   демонстрировать   методическое   искусство   учителя; ­                   планирование обратной связи;  ­                   урок должен быть добрым.                     Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершено твёрдое мнение. Для одних успех обеспечивается эффективным началом,   буквально   захватывающим   учеников   сразу   с появлением   учителя. Для   других,   наоборот,   гораздо   важнее   подведение   итогов,   обсуждение достигнутого.   Для   третьих —   объяснение,   для   четвертых —   опрос.   Важно одно,   что   каждый   педагог   сам   определяет   на   каждом   уроке,   как   он   его проведет   и каков   итог   будет.   Главная   черта   качественного   урока   истории и главное   требование   к преподаванию   истории   в целом —   высокий   научно­ теоретический уровень, соответствие преподавания современному состоянию исторической и педагогической науки, передовой практике, закономерностям учебно — воспитательного процесса. При этом в школьный курс истории как учебного предмета должно быть ориентировано, прежде всего, на овладение школьниками   основами   знаний   об   историческом   пути   человечества,   его социальном,   духовном   нравственном   опыте,   вооружение   обучающихся методами   решения   практических   задач,   умение   работать   с историческими источниками.                                    Можно  долго  говорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо   одно:   он   должен   приносить   радость   как   учителю   так   и его воспитаннику.   Перед   нами —   живые,   вечно   меняющиеся,   непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать, и так хочется сделать их счастливыми.   И пусть   каждый   наш   урок   станет   для   них   открытием   в мир новых знаний.

«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»

«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»

«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»

«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»

«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»

«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»

«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»

«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»

«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»

«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»

«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»

«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»

«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»

«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017