«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)
Оценка 4.6

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русская литература
7 кл
05.11.2017
«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)
Презентация к докладу
Создание оптимальных условий для нравственнего развития детей с ОВЗ.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 ст. Георгиевской» Методический семинар «Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)        Амельченко Виолетта Сергеевна,                                                              учитель русского языка и литературы  первой квалификационной категории                                                             МБОУ СОШ  № 16 ст. Георгиевской Георгиевского района 1 Понятие духовности и нравственности как ключевых аспектов преподавания литературы в школе Слайд 2  Проблема духовно­нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных,   а   в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого­педагогической   литературы   свидетельствует   о   том,   что   воспитанию духовности   было   уделено   немало   внимания.   Многие   из   этих   исследований   были выполнены   давно,   что   свидетельствует   о   том,   что   эта   проблема   всегда   считалась важной при воспитании каждого гражданина.   В   кратком   словаре   по   философии   понятие   нравственности   приравнено   к понятию   мораль.   «Мораль   (латинское  mores­нравы)   ­  нормы,   принципы,   правила поведения   людей,   а   так   же   само   человеческое   поведение   (мотивы   поступков, результаты   деятельности),   чувства,   суждения,   в   которых   выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом). »  В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».  Он считал:  «Нравственный — противоположный телесному, плотскому,   духовный,   душевный.   Нравственный   быт   человека   важнее   быта вещественного.»  С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И «Нравственность   —   это   внутренние,   духовные   качества,   которыми руководствуется   человек,   этические   нормы,   правила   поведения,   определяемые этими качествами».  2 2. Обоснование выбранной темы Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы “ приучить дитя к разумной беседе с книгой ”. Чтобы решить данную задачу учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного.   По   мнению   О.И.   Колесниковой,   уроки   чтения   в   5   ­   6   классах,   помимо утилитарных   целей   дидактического   и   воспитательного   планов,   призваны   решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова. “ Технику восприятия нужно учить ”, считает А.А. Леонтьев, основатель отечественной теории речевой деятельности. Достаточно   часто   дети,   читая   художественное   произведение,   воспринимают изображенное   неточно   и   даже   неверно,   потому   что,   на   уроках   чтения   учитель   не работает   над   развитием   способностей,   связанных   с   художественной   рецепцией, целенаправленно.  Над   проблемой   полноценного   восприятия   художественного   произведения работали и работают многие известные отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская,Т.Г. Ромзаева,, М.С. Соловейчик, М.Р. Львов, О.В. Сосновская.  3 Слайд 3 Цели и задачи исследования Актуальность темы вытекает из потребности в совершенствовании воздействия на   формирование   духовно­нравственных   ценностей  детей   с   ОВЗ  и  продиктована временем.   На   современном   этапе,   когда   на   первый   план   выходит   активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общества придается большое значение. И перед школой  ставится задача не   просто   подготовки   ответственного   гражданина,   но   и   человека,   способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.   Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.  Цель исследования  – изучить влияние чтения художественной литературы   на формирование духовно­нравственных ценностей детей среднего звена школы  Проблемой  исследования   является   создание   педагогических   условий   для нравственного   воспитания   школьников   в   процессе   учебной   деятельности   и взаимодействия   с   современным   миром,   понимание   того,   как   знакомство   с   миром художественной   литературы   воздействует   на     формирование   духовности   и нравственности   учащихся   5­6   классов.   Для   решения   данной   проблемы   учителю требуется   не   только   знание   предмета   и   методика   его   преподавания,   но   и   общая грамотность,   соответствие   современной   общественной   формации,   знание   круга интересов своих учеников.  Объектом изучения выбрана формирующая роль художественной литературы на школьника 10­12 лет. 4 Слайд 4Задачи 1. Изучить научно­теоретические основы воспитательной деятельности учителя, систематизировать   способы   воздействия   на   формирование   духовно­нравственных ценностей.  2. Описать содержательную сторону работы педагога в воспитательном процессе. 3. Провести опытно­педагогическую работу исследовательского характера. Теоретическая   новизна   и   практическая   значимость:  систематизирована теория вопроса, составлена программа опытно­экспериментальной работы, предложены методические рекомендации на основе результатов исследования. Методы исследования.  Анализ литературы по теме исследования. Проведения и анализ анкетирования. Беседы со школьниками, их родителями и учителями. Этапы исследования 1 этап – анализ литературы по теме исследования. 2 этап – Разработка содержания опытно­экспериментальной работы и реализация ее на практике. 3 этап – Анализ результатов исследования; написание методических рекомендаций на основе анализа результатов исследования, оформление работы.         Теоретическая   и   практическая   значимость  выделен   понятийный   аппарат теоретической части работы, проведено исследование, по итогам которого написаны методические рекомендации. 5 6 Материал исследования Приемы педагогической работы по формированию нравственных качеств у детей с ОВЗ Слайд 5 Вопрос   нравственного   воспитания   детей   с   ОВЗ   является   одной   из   ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе   сложилась   отрицательная   ситуация   в   вопросе   нравственного   воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких   положительных   жизненных   ориентиров   для   молодого   поколения,   резкое ухудшение морально­нравственной обстановки в обществе, спад культурно­досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием,   минутами   счастья   и   горя.   Способность   радоваться   жизни   и   умение мужественно   переносить   трудности   закладывается   в   раннем   детстве.   Дети   чутки   и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать   добрыми   к   людям,   надо   научиться   понимать   других,   проявлять   сочувствие, честно   признавать   свои   ошибки,   быть   трудолюбивыми,   удивляться   красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные   качества   человека   будущего   общества,   но   главное,   что   эти   качества должны   закладываться   сегодня   Изучая   все   лучшее,   что   было   наработано,   пытаюсь воспитать   физически   здоровую   душу,   наполненную   энергией,   интеллектуально развитую личность. В нравственном воспитании учащихся с ОВЗ 5­6 классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. 7 Слайд 6  В  этом  плане   с  детьми   проводится  немало   различных   мероприятий: беседы   на   этические   темы,   чтение   художественной   литературы,   обсуждение положительных   и   отрицательных   поступков   детей.   Однако,   чтобы   вся   эта   система воспитательных   мероприятий   была   эффективной,   необходимо,   чтобы   каждое воздействие педагога имело силу формирующего. Слайд   7  Патриотическое   воспитание   является   частью   духовного   воспитания. Классные часы, праздники   посвященные “Дню Победы”,  литературные  вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми. Веселые   старты,   соревнования,   игры   и   просто   прогулки   на   свежем   воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Не менее важным   этапом   работы   по   краеведению   является   целенаправленная   внеклассная   и внешкольная   воспитательная   работа.   Большое   значение   имеет   связь   с   социосредой (родителями,   учреждениями   города,   способными   помочь   в   освоении   социальной, культурной, природной среды родного края).  Слайд 8    Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей с ОВЗ напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности   играют   средства   массовой   информации   и   книга.   Вхождение   ребенка   в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности В течение двух лет мною. проводится  исследование по теме: "Книга и чтение в жизни школьника 5­6 класса» Слайд 9  1. ОТНОШЕНИЕ К ЧТЕНИЮ 8 На вопрос "Любите ли вы читать?" положительно ответили 69% респондентов. Читают только в силу необходимости 25% опрошенных, 6% ­­ не читают вообще, предпочитая другие занятия.  В наше время появился иной способ познания – СМИ или Интернет, которым предпочитают пользоваться около 6% учащихся. Чтение художественной литературы «по   мере   необходимости»   приводит   к   падению   уровня   социальной,   духовной   и нравственной   культуры   школьника.   Снижается   речеведческая   культура   учащихся, основы которой закладываются в 10­12летнем возрасте, в старших классах эти ученики не способны проанализировать и понять произведение, выделить главное в уже большем по объему произведении, а главное – неумолимо снижается техника чтения школьника, необходимая как на уроках литературы, так и всего гуманитарного цикла (истории, обществознании и др.)  Слайд 11 2. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ЧТЕНИЯ Систематическое   чтение   предполагает   ежедневное   обращение   к   книге, относительно систематическое ­ чтение 1­2 раза в неделю. По полученным данным, все 100%   респондентов   обладают   навыком   систематического   или   относительно систематического чтения и в отношении свободного чтения, и в отношении чтения в помощь   школе;   только   2%   опрошенных,   активно   читая   для   досуга,   не   читают   для школы.  В  то   же   время,  из 41%   школьников,  не  читающих   для   досуга,  только  16% обращаются к книге в помощь школьной программе, а 10% не читают даже в силу необходимости.   Но   свои   минусы   есть   во   всех   этих   параметрах.   2%   учащихся, увлеченные   чтением   художественного   произведения,   забывают   о   других   изучаемых предметах школьной программы и бываю односторонне развитыми. У 41% школьников   а   10%   нечитающих кругозор   не   простирается   дальше   школьной   программы,   школьников отличаются узостью кругозора.  Слайд 12 – 13 ТЕМАТИКА ЧТЕНИЯ По прежнему первое место на шкале читательских интересов (опережая следующие 2 позиции  ­ историческую  книгу  и  приключенческий  роман  более чем  на 30%) стоит 9 сказка, к которой можно отнести также фантастику и детский детектив. Таким данные легко   объясняются   тем,   что   в   возрасте   10   –   12   лет   школьники   тяготеют   к   более понятным жанрам художественной литературы. Приключения, сказки   и фантастика занимают   самый   большой   объем   читательских   интересов,   тогда   как   книги   из   серии «Жизнь   замечательных   людей»,     исторические   и   классические   произведения захватывают   очень   малую   долю   учащихся.   Школьники   5­6   классов,   читая приключенческие   повести   и   рассказы,   зачастую   ставят   себя   на   место   героев   и переживают   с   ними   все   перипетии   сюжета,   что   благосклонно   сказывается   на   их развитии.  7, РАБОТА С БИБЛИОТЕКОЙ В целом результаты исследования позволяют говорить о том, что сокращается доля чтения в структуре свободного времени подрастающих поколений. Оно так и не становится любимым занятием для огромного числа детей разного возраста. Между тем в   эпоху   непрерывного   самообразования   особенно   важными   становятся   развитая культура   чтения,   информационная   грамотность   ­   умение   находить   и   критически оценивать   информацию.   Свои   возросшие   потребности   в   книгах   дети   пытаются удовлетворить в библиотеках, где (таковы сегодняшние реалии) также не хватает новой учебной, научно­познавательной, энциклопедической, справочной литературы. Картина делового   чтения   школьников   меняется:   дифференцировались   их   запросы,   деловое чтение   стало   более   индивидуальным,   самостоятельным   и   более   прагматичным.   В школьной библиотеке станицы Георгиевской заведены формуляры на 141 человека. В 2015 – 2016 учебном году посетили библиотеку хотя бы один раз 100 человек. В 2016­ 2017   учебном   году   читающих   стало   на   10   %   больше.   Книжный   рынок   постепенно насыщается научно­познавательной, справочной и энциклопедической литературой: в чтении детей появились как отдельные издания, так и серии новых, прекрасно изданных книг.   За   редким   исключением   дети   и   подростки   совсем   не   знают   произведений 10 современных авторов (не считая авторов приключенческих и фантастических книг). Одна из причин ­ крайне мало издается талантливых произведений, вводящих ребенка в современный   мир   (так   называемой   "социально­критической"   детской   литературы); отечественных   детских   писателей   мало   печатают.   Дело   осложняется   и   тем,   что медленно   переводятся   образцы   лучшей   мировой   детской   литературы.   Совместно   с библиотекарем   проводятся   акции   «Мир   книги   в   твоих   руках»,   где   школьники знакомятся как с современными авторами, так сказать «модными» Нами составлены тематические списки произведений, которые, к сожалению, незаслуженно забыты. Военная тематика. Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Но чтение книг о войне —  это не развлечение, это серьезная работа, интеллектуальная и духовная, во многом  сложная и тяжелая, особенно для детей. Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит  поговорить с ребенком об истории, в доступной форме изложить основные факты,  рассказать о том, что солдаты защищали свои дома и своих родных от жестоких  захватчиков, проявляя при этом мужество и героизм. Книги можно читать вместе, а  можно оставить ребенка с выбранной книгой наедине и обсудить, когда он сам к этому  будет готов. Как говорится в книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»:  «Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают,  начинается новая».  Богомолов В. Иван (Трагическая и правдивая повесть об отважном мальчике­ разведчике.). Зося   Козлов В. Витька с Чапаевской улицы (Книга рассказывает о судьбах подростков  в годы войны.)   Соболев А. Тихий пост (Повесть о мужестве и героизме вчерашних школьников  во время Великой Отечественной войны.)   Алексеев С. Рассказы о войне   Балтер Б. До свидания, мальчики!  11  Ильина Е. Четвертая высота   Жанна Браун   Зорькина песня  Лиханов А. Последние холода   Митяев А.Письмо с фронта Книги о братьях наших меньших Книги о животных вызывают неизменный интерес у детей всех возрастов — от  детсадовцев до подростков. Такая литература является не только увлекательным и  познавательным чтением, она учит доброте, милосердию, любви к природе и братьям  нашим меньшим. В нашей статье — подборка книг о животных, в которой предлагаются как проверенные временем произведения, так и новинки книжного рынка.  Даниэль Пеннак  «Собака Пес» — книга французского писателя, трогательная и смешная   история   о   собаке,   «воспитавшей»   себе   хозяина;   «Глаз   волка»   — захватывающая   история   о   волке,   запертом   в   клетке   парижского   зоопарка, озлобившемся   на   всех   людей,   и   удивительном   мальчике   по   имена   Африка, заставившем его по­иному взглянуть на мир.  Гавриил Троепольский «Белый Бим Черное ухо» — печальная, берущая за душу история о сеттере Биме, о людской жестокости и собачьей верности.  Кэти Аппельт «Под крыльцом» — книга о крепкой дружбе собаки, кошки и ее котят, а еще о том, что в мире людей, как и в мире животных всегда есть место верности, любви и счастью.  Нина Гернет, Григорий Ягфельд  «Глупая Шершилина, или пропал дракон»; «Катя и крокодил» — смешные и добрые истории о приключениях девочка Кати и ее друзей  Юрий Коваль  «Шамайка» — книга об умной и независимой кошке по кличке Шамайка,   которая   с   честью   выходит   из   разных,   часто   трагических   ситуаций 12 дворовой кошачьей жизни; «Недопесок» — повесть о песце по кличке Наполеон Третий, мечтающем о свободе, его друзьях и приключениях; Циклы рассказов и миниатюр «Бабочки», «Весеннее небо», «Жеребенок», «Журавли».  Юрий Яковлев «У человека должна быть собака».  Редьярд Киплинг «Маугли»  Василий Белов «Рассказы о всякой живности»  Вадим Чернышев «Река детства» Книги о дружбе и друзьях Дружить нужно уметь. Кажется, что это очень просто, но не у всех получается стать настоящим другом. Понимать, что такое дружба, ребенок начинает с 4­5 лет. И это самое время, чтобы начать с ним читать книги про дружбу (для детей). В этом разделе Вы   найдете   книги,   любимые   уже   не   одним   поколением   маленьких   читателей. Захватывающие приключения и невероятные истории, произошедшие с героями книг про дружбу (для детей), расскажут ребенку, что такое взаимовыручка, объяснят, что ради   друга   иногда   приходится   жертвовать   чем­то   важным   (временем,   деньгами, силами) и что нельзя требовать от него чего­то в ответ. 1. «Приключения Тома Сойера» Марк Твен 2. «Крокодил Гена и его друзья» Эдуард Успенский 3. «Тимур и его команда» Аркадий Гайдар 4. «Волшебник Изумрудного города» Александр Волков 5. «Гарри Поттер и философский камень» Дж. К.Роулинг 6. «Маленький принц» Антуан де Сент­Экзюпери 7. «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкин 8. «Винни­Пух и все­все­все» Алан Александр Милн 13 9. «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен 10. «Путешествие Алисы» Кир Булычев Книги о милосердии Милосердие — качество нынче удручающее редкое. Мы разучились сострадать и быть  снисходительными. Люди легко впадают в гнев, их души черствеют, помощь ближнему  и умение прощать становятся раритетными явлениями. Книги про милосердие откроют  вам мир сострадания и любви к ближнему, напомнят, что самое важное наше качество  — человечность. Снизойти до того, кому нужна помощь и сочувствие, не сложно, а ведь единственный милосердный порыв способен спасти кому­то жизнь…  Алексин, А. Раздел имущества  Бернетт, Ф. Таинственный сад   Габбе, Т. Город мастеров   Катаев, В. Цветик – семицветик   Крапивин, В. Самолет по имени Сережа   Кротов, В. За бродячим подсолнухом   Мамин­Сибиряк, Д. Серая Шейка   Самарский, М. Радуга для друга   Хилдик, Э. Питер Брейн и его друзья  Слайд 14 1. Система вовлечения учащихся с ОВЗ в участие в предметных олимпиадах (русский язык и литература) Современное   общество   требует   от   человека,   чтобы   он   был   не   просто 14 исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей   жизни,   способного   нормально   готового   к   принятию   решений, «функционировать в сложном и требовательном обществе». Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного   образования.   Несомненно,   этому   способствует   работа   в   рамках олимпиадного движения. Предметные олимпиады школьников являются в настоящее время одной из самых широко распространенных форм внеклассной и внешкольной работы,   одним   из   видов   дополнительного   образования.   Выполняя   целый   ряд функций   (обучающую,   интегративную,   коммуникативную,   мотивационную   и   др.), олимпиады   способствуют   формированию   у   детей   навыков   самостоятельной организации   учебной   деятельности,   глубокому   и   прочному   усвоению   знаний, развитию нестандартного мышления, творческой инициативы, создают устойчивые положительные   эмоции.   В   течение   года   школьники   могут   участвовать   в   самых разнообразных   олимпиадах:   традиционными   остаются   Всероссийская   олимпиада школьников,   Широкое распространение   получили   дистанционные   олимпиады.   Сертификаты   и   дипломы,   «Новый   урок»,   «Мега­талант»,   «ФГОСТЕСТ». полученные   за   участие,   становятся   весомым   вкладом   в   портфель   достижений учащихся, дают дополнительные льготы при поступлении в вузы.  Заключение Формирование   полноценной   личности   школьника   10­12   лет   немыслимо   без воздействия художественной литературы. Привитие любви к чтению особенно важно в этом возрасте, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное   стремление   к   новым   впечатлениям,   к   общению   и   самовыражению. Художественная  литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью  и скукой, которые так опасны в этом возрасте. Вместе с тем особенности школьника накладывают   свой   отпечаток   на   его   художественную   деятельность:   здесь   имеют значение и его неумение просто созерцать, его стремление действовать активно. Удовлетворение   и развитие  художественных  интересов  создает  благоприятные условия   формирования   личности   подростка,   делает   содержательным   его   досуг,   его 15 любимые   занятия. индивидуальности ребенка, его способностей, условий жизни семьи.   Формирование   художественных   интересов   зависит   от Для   того,   чтобы   произведение   художественной   литературы   могло   выполнить свою воспитательную роль, оно должно быть соответствующим образом воспринято. Отсюда   вытекает   важная   психологическая   задача   –   понять,   как   воспринимаются произведения искусства детьми разного возраста, какова специфика этого восприятия. Поэтому   изучение   проблемы   восприятия   литературных   произведений   представляет несомненный интерес. 16 Выводы и предложения: Во   все   века   люди   высоко   ценили   нравственную   воспитанность.   Глубокие социально­ экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют   нас   размышлять   о   будущем   России,   о   ее   молодежи.   Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это   выражается   в   бездуховности,   безверии,   агрессивности.   Поэтому   проблемы нравственного воспитания  школьников актуальны в наше время. Своей   исследовательской   работой   по   теме   «»отношение   учащихся   5­6 классов   к   чтению   как   одному   из   важнейших   факторов,   формирующих   духовно­ нравственные качества личности» мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания»,   которую   сформулировал   В.А.   Сухомлинский:   «Если   человека   учат добру   ­   …в   результате   будет   добро».   Только   воспитывать   надо   постоянно, требовательно,   настойчиво,   с   учетом   индивидуальных   и   возрастных   особенностей детей.        Таким образом, нами выдвинуты следующие предложения: 1. Классным руководителям  и учителям русского  языка и литературы развивать речеведческую   культуру   учеников   посредством   введения   их   в   мир художественной литературы:   пересказы эпизодов,   выразительное чтение стихотворного и прозаического текстов,   чтение по ролям,   аналитические пересказы 2. Вовлекать школьников в работу школьной библиотеки:   проводить «День открытых дверей» совместно с библиотекарем  Осуществлять подбор художественной литературы для чтения в соответствии с возрастом школьников 17  Проводить читательские конференции, на которых ученики могли бы обсудить понравившуюся книгу 3. Классным   руководителям   вовлекать   родителей   в   формирование   круга   чтения учащихся,   организовывая   лектории   для   родителей   по   темам   «Духовный   мир школьника»,   «Как   воспитать   духовно­нравственную   личность»,   «Ты   и   твоя книга», «Мой любимый литературный герой», «Я хочу рассказать…» и другие. 4. На классных часах обязательно обсуждать прочитанное произведение, развития речеведческую культуру учащихся,  избавляя их в устной речи от слов­паразитов и  помогая правильно выстроить фразу и текст. 5. Учащимся, входящих в Совет библиотеки, актив класса доводить до сведения своих товарищей новинки художественной литературы, устраивать тематические выставки книг в классах или в библиотеке. 6. Учителям   русского   языка   и   литературы   активно   вовлекать   школьников   5­6 классов   для   участия   в   школьных   и   районных   литературных   конференциях, конкурсах   стихов,   сочинений   и   творческих   работ,   поощрять   их   стремление выступать публично. 7. Учителям русского языка и литературы и классным руководителям выискивать и развивать   таланты   школьников   в   области   стихосложения,   прозаических произведений и других формах литературного творчества. 8. Вовлекать как можно больше учащихся в олимпиадное движение. 18 1. Богданова О.Ю. Развитие мышления школьников на уроках литературы: Пособие к Список использованной литературы: спецкурсу. ­ М., 1979. 2. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. ­ М., 1981. 3. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся. ­ М., 1984. 4. Маранцман   В.Г.   Анализ   литературного   произведения   и   читательское   восприятие школьников.­ Л., 1974. 5. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. ­ М., 1976. 6. Неверов В.В. Беседы о   художественной     литературе  . ­ Л., 1983. 7. Никифорова О.И. Психология восприятия   художественной     литературы  . ­ М., 1972. 8. Рез З.Я. Изучение литературного произведения в школе как процесс // Лекции по методике преподавания литературы. ­ Л., 1976. 9. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. ­ М., 1964.  10.Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения. – Л.: ЛГЛИ им. А.И. Герцена, 1989. – с. 3.   11.Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения // Начальная школа – 1990. ­ № 3.  с. 67.  12.Колесникова   О.И.   Филологические   основы   работы   над   произведением   на   уроках чтения // Начальная школа. – 2000. ­ № 11. с. 6.  13.Леонтьев   А.А.   Основы   психолингвистики:   Учебник   для   студентов   вузов.   –   М.: Смысл. 1997. – с. 201.  14.Леонтьев   А.А.   Обучение   чтению   младших   школьников:   Из   опыта   работы.   –   М.: Просвещение, 1981. – с. 76.  15.  Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. – с. 321.   16.Журнал «Литература в школе» № 4, 2005 год 19 Анкета, проведенная среди учащихся 5­6 классов МОУ СОШ № 16 ст. Георгиевской. Приложение 1 1. Любите ли вы читать? a. Да b. Читаю по мере необходимости c. Только школьную литературу 2. Часто ли вы читаете? a. Каждый день b. 1­2 раза в неделю 3. Какую литературу вы предпочитаете читать? a. Сказки b. Классические произведения c. Приключения d. Рассказы о сверстниках e. Из серии «Жизнь замечательных людей» 4. Читаете ли вы научно­популярную литературу? a. Иногда b. Никогда 5. Есть ли у вас время для чтения литературы «для души»? a. Да b. Нет 6. Участвуют ли ваши родители в подборе книг для вашего чтения? a. Да b. Нет 7. Что вы предпочитаете делать в свободное время a. Читать книгу b. Смотреть телевизор 8. Назовите имена ваших любимых авторов (5­6 имен). 20 Мониторинг анкеты. Вопрос 1 «Любите ли вы читать?» Вопрос 2 «Часто ли вы читаете?» Вопрос 3 «Какие жанры литературы вам более интересны?» 21 Диагностика участия в предметных дистанционных олимпиадах Название олимпиады 2 Международный Ф.И. участников Мосягина Лиана Результат  Сертификат участника литературный марафон «В начале было слово» Конкурс ко Дню русского Шевченко Алексей Сертификат участника Шевченко Алексей Диплом 3 место Чурилов Владимир Шевченко Алексей Гатнов Даниил Мосягина Лиана Шиханов Даниил  Шевченко Алексей Мосягина Лиана Шиханов Даниил Гатнов Даниил Шевченко Алексей Щеголев Игорь Шиханов Даниил Мосягина Лиана Гатнов Даниил Сертификат участника Сертификат участника Сертификат участника Сертификат участника Сертификат участника Диплом 2 место Диплом 2 место Диплом 2 место Диплом 2 место Диплом 2 место Диплом 2 место Диплом 3 место Диплом 2 место Диплом 2 место Диплом 2 место Диплом 1 место Диплом 1 место Диплом 1 место языка «Мы сохраним тебя, русская речь» Итоговая олимпиада по русскому языку 5­11 классы Конкурс по русскому языку «Виды языкового разбора» Конкурс по литературе «Живопись в словах» Всероссийская олимпиада по русскому языку Блиц­турнир по русскому Шевченко Алексей языку «Родное слово» Блиц­турнир по русскому языку «Красота родного языка» Мосягина Лиана Чурилов Владимир Шевченко Алексей 22 Всероссийский конкурс «Фразеологизмы» Шиханов Даниил Щеголев Игорь Мосягина Лиана Стаценко Николай Иванов Григорий Щеголев Игорь Шевченко Алексей Диплом 2 место Диплом 1 место Диплом 1 место Диплом 1 место Диплом 1 место Диплом 1 место Диплом 1 место 23

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017