Создание росписи деревянной разделочной доски: «Кони и птицы» в стиле «Мезенская роспись» ( 5 класс)

  • Документация
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект создан как пособие для ознакомления с основами русской традиционной росписи в стиле «Мезенская роспись» при работе с учащимися5-7 классов. Пособие может быть использовано на уроках изобразительного искусства, на занятиях по внеурочной деятельности и ОДОД в 5-7 классах, при изучении нового материала, закреплении освоенного и художественно-оформительской деятельности.основы владения мезенской росписи
Иконка файла материала Проект Мез. роспись.docx
Индивидуальный методический проект  пособие для интегрированных уроков  по теме: «Мезенская роспись» учителя ГБОУ СОШ № 491 с углубленным изучением  математики, Красногвардейского района Монаховой Ирины Александровны Создание росписи деревянной разделочной доски: «Кони и  птицы» в стиле «Мезенская роспись» Государственный образовательный стандарт, национальный компонент ставит  перед педагогом цель накопления представлений о художественном мире  человека, языках искусств.  Способах и видах оформления быта на примерах  кулинарных традиций народов России. 1.       Актуальность проекта.  Проект создан как пособие для ознакомления с основами русской  традиционной росписи в стиле «Мезенская роспись» при  работе с  учащимися5­7 классов. 2. Практическая значимость проекта. Пособие может быть использовано на уроках изобразительного искусства,   на занятиях по внеурочной деятельности и ОДОД в 5­7 классах, при  изучении нового материала,  закреплении освоенного и художественно­ оформительской деятельности. 3.   Новизна материала. Новизна данной работы заключается  в использовании разных приемов –эскиз  выполняется фломастером, а на деревянную доску наносится традиционно –  кистью. Вся работа построена на основе изучения стилевых особенностей и  технических приемов.   Истоки зарождения данного вида росписи ведут к низовьям реки Мезень  Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь —  прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром  мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская  роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».Ареал мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до  Онежского полуострова, а на востоке — бассейны Ижмы и Печоры. Здесь  можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из  других деревень. Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже  людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение,  передать знаками какое­то послание. Ведь существует множество знаков  стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их  расшифровку, можно прочитать каждую работу. В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во­первых, если обычные прялки состояли из трех  частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные,  для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем. А во­вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая  часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались  птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с  Богом. Дальше, ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто  с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и  лошадей, но заштрихованными черной краской. А на изнаночной стороне  художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого  люблю — тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на  свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только  мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два  цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась  на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером  глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие  олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом  технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве  что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее  различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому,  что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше  время ею больше занимаются женщины. Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в  некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства.4. Овладение приемами Мезенской росписи.   Символика узора    Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в  мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру,  часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской  традиции. Три яруса ­ три мира (нижний, средний и верхний или  подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского  мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и  средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус ­ птицы.  Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают  миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей  многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное  происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег  (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник  жизненных благ.  Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными  повторяющимся узором. 5.Методическое описание. Последовательность работы. 6. Организация рабочего места Освещение. Основные источники освещения должны располагаться  ( для левшей­ справа), и сверху, может так же дополнительное  освещение спереди. Рабочий стол не должен быть слишком высоки. Лист бумаги следует располагать с наклоном влево, как тетрадь при  письме Для выполнения эскиза на бумаге Бумага белая (ватман) формат А4 Фломастеры или тонкие маркеры (черный, красный)        банку с водой; мягкую салфетку для снятия лишней краски с кисти        Материалы и инструменты: 1. Материалы  Основной материал для росписи — краски. При росписи древесины  применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные,  гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Для мезенской  росписи лучше всего подходят гуашевые и темперные краски.2. Инструменты  Основной инструмент мастера росписи — кисть. Чаще всего для росписи  используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров. В  мезенской росписи вам, как минимум, понадобятся такие кисти: ∙ круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной  работы и обводки черной краской). ∙ круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски. ∙ плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для  покрытия лаком. 3. Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя  свечи. Приобретая кисточки, проверяйте их по внещнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными волосками. Макните кисть в воду и  стряхните ее, чтобы проверить кончик. Найти хорошую кисть не просто,  каждая проявляет свой характер. Любимыми кистями мастер очень  дорожит, никому не одалживает, потому что каждый имеет свой почерк, а  это обязательно отразится на кисточке. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий — он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”,  “росинок”. Отработанная кисть еще послужит вам в качестве “тычка”, если аккуратно срезать оставшиеся волоски. 4. Палитра нужна, чтобы смешивать краски, подснимать с кисти лишнюю  краску. Палитрой может служить белое блюдце, кафельная плитка, кусок  оргстекла, крышка. 5.      Окончательная отделка расписанного изделия        Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия  внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того,  кроющие материалы —олифа, лак, мастика — придают изделию  дополнительный декоративный эффект. Обработка изделия лаком — тоже своего рода искусство. Бывает, что  красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо  нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях  художественных росписей есть профессия лачилы. Вот кто знает все тонкости лаковых покрытий! Мы же должны разбираться в основных и самых  доступных средствах, с учетом условий детских учреждений. Масляный лак  ПФ­283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для нас. Он хорошо разбавляется скипидаром (обязательно натуральным)! Это лак прозрачный, достаточно светлый, но придает росписи некоторую желтизну,  что для мезенской росписи даже желательно. Сохнет он не менее 72 часов при комнатной температуре. Ни в коем случае не ускоряйте этот процесс в  горячей духовке — лак вздуется. Лучше всего положить полаченную вещь в  чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или  просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и нераспространялся запах лака. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико­механические свойства и  устойчива при контактах с водой. Для работы отливайте небольшие порции  лака и разбавителя в небольшие емкости, а большую банку с лаком плотно  закройте крышкой и на несколько секунд переверните банку крышкой вниз.  Возникшая герметичность не позволит лаку засохнуть. Не старайтесь покрыть  изделие в первый же раз толстым слоем лака. Лучше первую обработку  сделать лаком пожиже, дать ему хорошо просохнуть, а затем слегка  зашкурить. При нанесении лака как тампоном, так и кистью на поверхности  образуются маленькие пузырьки из­за того, что из пор древесины выходит  воздух. По мере высыхания часть из них исчезает, а некоторые остаются.  Их особенно трудно зашлифовывать. Чем более разбавленным будет лак,  тем меньше будет пузырьков. По мере увеличения слоев лака, каждый  последующий слой должен быть тоньше предыдущего. .          Практические занятия «Готовим руку» Занятие 1. Мезенские прописи Цель. Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов  росписи — прямых и волнистых линий. Организация занятия. Перед тем как дети приступят к практическому  занятию, необходимо рассказать им о промысле, его истории, географии,  показать образцы, выполненные народными мастерами, или их  изображения. Выполнение задания. Дети стараются воспроизвести представленные  образцы. Для облегчения задачи задание дается в квадратных формах.Занятие 2. Узоры в прямой клетке Цель. Знакомство с простым геометрическим орнаментом. Организация занятия. Геометрический орнамент получил широкое  распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно  встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы,  квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо­точечный орнамент  у земледельческих народов является символом плодородия. Выполнение задания. Дети повторяют предложенные узоры в квадратах.      Занятие 3. Простые элементы Цель. Освоение простых элементов мезенской росписи — спиралек и  зигзагов. Организация занятия. Ни одна роспись не обходится без изображениявсевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они  встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни».  Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как  изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах. Выполнение задания. Дети выполняют упражнения на повтор  представленных на образцах элементов росписи. Все спиралевидные  элементы воспроизводятся без отрыва руки. Занятие 4. Узоры в косой клетке Цель. Освоение традиционных мезенских орнаментов. Организация занятия. Рассмотреть с детьми построение орнаментов в косой клетке. Обратить внимание на ритмическое чередование элементов узора. Выполнение задания. По намеченным линиям дети копируют элементы  узора и заполняют ленту до конца страницы. Занятие 5. Ленточный орнамент Цель. Знакомство с ленточным орнаментом. Организация занятия. Следует обратить внимание детей на то, что при  явной простоте геометрического узора он, благодаря различнымсочетаниям и изменению масштаба (размера), дает широкий простор для  построения разнообразных орнаментов. Выполнение задания. Дети вначале кистью наносят границу полосы, а  затем при помощи пера (или кисти) воспроизводят орнамент черной  краской. Занятие 6. Роспись поставка Цель. Декоративное оформление поставка геометрическим орнаментом. Организация занятия. Необходимо заострить внимание детей на том, что  орнамента отдельно от предмета, на котором он расположен, не бывает.  Расположение и характер орнамента определяются формой вещи. Дети  рассматривают в тетради рисунок коробухи, называют элементы  геометрического орнамента, из которого построен декор. А начать занятие  можно с пояснения хозяйственного предназначения различных предметов  крестьянской жизни — поставок, коробух, солонок, туесов и т. п. Выполнение задания. Дети самостоятельно составляют геометрический  орнамент и расписывают поставок. Занятие 7. Уточки и лебеди Цель. Знакомство с декоративным изображением птиц в традиционной  мезенской росписи. Организация занятия. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок,— широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева  часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй,  самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных  крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы.  Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным  углом дома связывали почитаемое дерево. Выполнение задания. Дети копируют предложенные варианты изображения  птиц. В альбоме показана последовательность исполнения росписи  наиболее распространенных образов — уточек и лебедей. Каждое  последующее изображение птицы отличается от предыдущего появлением  дополнительных деталей.      Занятие 8. Цветы и деревья Цель. Знакомство с декоративным изображением деревьев и цветов в  традиционной мезенской росписи. Организация занятия. Довольно часто встречается на мезенских прялках  изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко  ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два  одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к  центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О  том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках,  свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной  мебели в мезенских домах. Выполнение задания. Дети копируют предложенные варианты изображения  цветов и деревьев.Занятие 9. Олени и кони Цель. Знакомство с декоративным изображением животных в  традиционной мезенской росписи. Организация занятия. К числу самых распространенных и любимых  образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует  отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в  большей мере, чем изображения коней в других крестьянских  росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них  имело красно­оранжевую окраску, несвойственную, как известно,  лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным  решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное  происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги  лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных  тем, которые рисовались у птиц. Часто кони изображались не следующими друг за другом, а  противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что  изображаемые на прялках кони неземного происхождения,  свидетельствуют также многочисленные солярные знаки,  помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней. Выполнение задания. Изображения фигур животных очень схожи  между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами  рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное  изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение  животного отличается от предыдущего появлением дополнительных  деталей.Занятие 10. Роспись доски Цель. Декоративное оформление доски зооморфным орнаментом. Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на  котором представлен образец росписи туеса с изображением  оленей; кроме того, на последней странице есть рисунок  мезенской прялки. Хорошо, если есть возможность показать и  другие образцы росписи с изображением животных. Выполнение задания. Дети самостоятельно расписывают доску.  При необходимости можно предварительно произвести разметку  карандашом. Однако было бы очень хорошо завершить данный  цикл обучения росписи декорированием реальной разделочной  доски, которую можно изготовить в школьных мастерских или же купить на рынке, вернисаже.Теперь приступим к коням и лосям. Можно попробовать писать их  сразу кистью, а если трудно нарисуйте карандашом. Вот у вас  получился замечательный олень, а вот и простые композиции с конем и лосемЗаготовку, необходимо разделить на полоски таким образом чтобы в  центре у нас была самая широкая полоса, в ней мы будем вписывать  центральный орнамент, далее по краям внизу и вверху ее окружают  полоски узкие, примерно по 1 см шириной­ это орнамент земли, после них  идут полоски примерно3­4 см, для изображения олений коней. Теперь в  центральной части посередине чертим квадрат, в нем еще один на 1 см  меньше, как показано на рисунке. Теперь будем делить наши полоски на  равные части., где у нас животный орнамент пошире, где узкая полоска,  можно поделить по 1 см.Следующим этапом в нашей работе будет детальная прорисовка  карандашом наших мотивов. Начинаем. Сначала, в узких полосочках  наметим треугольники по тем линиям которые у нас уже есть, так  делаем на всей заготовке. Теперь начинаем рисовать оленей и коней: в  орнаментальной линии намечаем середину, теперь в прямоугольниках,  которые мы чертили вписываем коня. ВАЖНО ВСЕ ЖИВОТНЫЕ  ДОЛЖНЫ СМОТРЕТЬ СТРОГО СЛЕВА НА ПРАВО. На рисунке,  видно как он выглядит, остается только повторить, он пишется очень  легко, главное стараться… Между ножек оленей и коней находятся уточки они напоминают  английскую букву S, только верхняя часть немного меньше нижней.  Так    и  делаем по всей доске. Теперь переходим к центральному мотиву. Для него можно выбрать  любой знак плодородия показанный в истории Мезенской росписи. Внашем ромбе еще вписаны уточки в полосе, которая получалась между 2 квадратами. Теперь по всем 4 сторонам квадрата размещаем жар­  птиц. Очень сложно словами описать как рисовать их, но попробуйте  посмотреть на рисунке и срисовать…. Надеюсь у вас все получилось! Теперь приступаем к работе с красками! Берем немного красной краски  на палитру, разводим ее водой до нужной вам консистенции и вперед!  Берем кисточку № 2 начинаем наводить тонкие линии­ все что мы ранее  намечали карандашом (только горизонтальные). Намечаем треугольники,  коней, уточек и оленей закрашиваем полностью. В маленьких  треугольниках рисуем­примакивания. Примакивание пишется так: на  круглую кистоску набираем краске, обиваем кончит кисточки о край  баночки или палитры так, чтобы получился острый кончик, теперь  располагаем кисть вертикально к бумаге­ и т олько так!, и начинаем  движение кистью­ тоненькая линия, затем плавно начинаем нажимать на  кисть (происходит утолщение линии), затем продолжаем нажим,  замираем и плавно отнимаем кисточку от бумаги, при этом стараясь ее не двигать … Если коротко то получается такая формула­ тоненько, нажимаем, останавливаемся, поднимаем вверх.Все! Подмалевки закончены, отставляем красную красну и берем  черную, а вместе с ней самую токую кисточку, которая у нас есть. В  треугольники дорисываем 2 примакивания с другой стороны от  красных, в этой же полосе в верхних треугольниках пишем волнистые  линии. У меня на доске показан еще один вид полоски, можно  попробовать и его.Теперь у коней очерчиваем гривку, рисуем  примакивания, а между ними волнистые линии­ наша грива готова.  Теперь рисуем вожжи, ножки­они идут с примакиваниями с обеих  сторон, не забываем про глазик. Теперь рисуем хвостик­ это простые  прямые линии, но если вы хотите, придумайте более изящный и  интересный хвост. Уточкам примакиваниями выполняем хвостик,  рисуем глаз. Теперь делаем косую косичку рядом с конем как на  рисунке…Переходим к написанию оленей. Делаем рога, очерчиваем  попку и делаем небольшой хвостик, с уточками все тоже  самое. Теперь рисуем центральную часть доски. В квадрате  рисуем знак плодородия, какой вы выбрали, дописываем  уточек, как это делали раньше. Теперь переходим к Жар­ птицам. Рисуем красными и черными завитками красивый и пышный хвост, теперь короткими мазками пишем перья  чередуя красные и черные мазки, теперь остается сделать  хохолок и написать глаз.Если у вас осталось место вверху доски туда можно вписать еще 2 жар­ птицы. Теперь, когда основной рисунок у нас готов, начинаем добавлять мелкие  мотивы, такие как: спирали, черточки, звездочки… И смотрим что у нас  получается…Все, теперь, когда вся краска высохла, мягкой резинкой  стираем карандаш, если где он остался и готовимся  лакировать. Вот она готовая работа­ .7.Соответствие программному материалуПособие может быть использовано на уроках изобразительного искусства в 5 классе «Декоративно прикладное искусство в жизни человека», тема:  «Мезенская роспись»  в 6 классе «Искусство в жизни человека» тема : «Композиция, как ритм  пятна» На занятиях по внеурочной деятельности 5 класс тема: «Роспись деревянной  доски.  Мезенская роспись». Занятия ОДОД­5 класс тема: «Декоративная роспись посуды», урок №7 Эскиз с  изображением птиц и коней соответствует характеру Мезенской   росписи. Пособие создано для работы с учащимися в условиях школы где нет  необходимости в организации производств, для выполнения работ по  технологии изделий в стиле «Мезенская роспись». Поэтому пособие  выполнено с определенными допущениями в форме эскиза фломастерами на  белой бумаге, в манере присущей автору. По итогам сказанного выше, данную  работу можно отнести к методическому пособию с изображением коней и  птиц. 8.Апробированность Пособие было использовано на занятиях по внеурочной деятельности с  учащимися 5 классов по теме: «Роспись деревянной доски.  Мезенская  роспись». Особенно сохранить ритм композиции. Сразу работу сложно  выполнить кистью. Поэтому хорошо тренироваться выполняя эскиз на белой  бумаге фломастером. 9.Самооценка Пособие: Создание росписи деревянной разделочной доски: «Кони и птицы» в стиле «Мезенская роспись», является полезным продуктом для учебных целей при реализации программных разделов художественно декоративной  тематики. Работа демонстрирует знания учителя русских национальных  традиций. Владение языком и технологиями Мезенской росписи в передаче  образа и характерных особенностей, присущих данной росписи.

Посмотрите также