Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства
Оценка 4.7

Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
русский язык
Взрослым
13.04.2018
Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства
В статье рассматривается возможность создания языковой среды в учебном заведении с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся, позитивной социализации подростков, а также воспитания грамотного специалиста и гармонично развитой личности. Процесс преобразования реально существующей среды жизнедеятельности обучающегося в развивающую и воспитывающую языковую среду возможен через: восприятие языковой личности педагога; систему проектной деятельности, направленную на решение задач развития читательских и речемыслительных навыков, с помощью которых обучающийся осваивает все доступные современному человеку языки: язык вербального общения; язык символов и формул; язык терминов; машинный язык; язык движений и пластики; язык линий, красок и звуков и т.д.; единые требования к языку со стороны педагогов, лингвистические связи между предметными областями. Представлены способы решения этой задачи.В статье рассматривается возможность создания языковой среды в учебном заведении с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся, позитивной социализации подростков, а также воспитания грамотного специалиста и гармонично развитой личности.
Создание языковой среды в учебном заведении.docx
Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства Язык   –   орудие   совершенствования   духа.   Русский   язык   и   литература формируют гражданский и духовный облик личности. Учитель русского языка и литературы призван создать для обучающегося модель духовного мира. Проблема:  недостаточность   использования   языка   как   универсального инструмента познания мира и общения людей;  снижение уровня грамотности и навыков монологической речи у молодых людей и подрастающего поколения; отсутствие   словарного   запаса   и   понимания   значения   основополагающих жизненных понятий; измененный русский язык на арене идеологической борьбы как   оружие   массового   поражения.   Это   соцзаказ   на   невежество   масс   и деградацию.   Какими   средствами   воспитать   духовную   личность   и   грамотного специалиста? Способы решения: ­   разъяснение   фундаментальных   понятий:   дружба,   братство,   любовь, великодушие – основных ориентиров жизнедеятельности человека ­ обучение смысловому чтению с анализом текстов ­   единый   речевой   режим   в   учебном   заведении   (единые   требования   к устному и письменному оформлению высказываний, соблюдение речевых норм всеми участниками образовательного процесса) ­ воспитание особого, ответственного отношения к языку через массовое литературное творчество: сочинение стихов, рассказов, пословиц, сказок и т.д.  ­   воспитание   вкуса   к   языку   через   анализ   русских   текстов   и   перевод иностранных текстов на русский язык ­ использование приема примерки на себя образов литературных героев (2 часа в теле Пьера Безухова с его мыслями, поступками и речью) ­ разработка и реализация проектов, направленных на изучение русской словесности и культуры (анализ газет, городской языковой среды, разработка сценариев к тематическим мероприятиям и др.) ­ вовлечение обучающихся в культурную городскую среду посредством посещения выставок, музеев, театров, концертов ­ проведение семинаров и тренингов по русскому языку для педагогов Предполагаемый результат:  сформированное ответственное отношение к языку и речемыслительной деятельности   у обучающихся и преподавателей, развитие   личности   обучающегося   через   формирование   коммуникативной компетенции и эстетического вкуса.  Современная   система   обучения   ориентирована   на   инновационное обучение,   в   которую   хорошо   вписывается   понятие   продуктивной   творческой деятельности   педагога   и   обучающегося,   а   также   всего   коллектива   учебного заведения   для   достижения   полноценного   продукта   сначала   в   совместной деятельности, а затем и в индивидуальной самоорганизуемой работе. Одна   из   основных   задач   –   превратить   среду   в   средство   развития   и воспитания личности. Поведение человека ­ процесс взаимодействия его со средой. Изменяя в нужном   направлении   образовательную   среду,   мы   опосредованно   управляем воспитанием и развитием обучающегося. Задача педагогов заключается в том, чтобы в своей пространственно­временной зоне преобразовать реальную среду образовательного   учреждения   в   среду   наиболее   благоприятную   для   развития воспитанников,   их   индивидуальности   и   гражданского   становления. Интегрировать поток воздействий на обучающихся поможет языковая среда. Актуальность   проблемы   создания   воспитывающей   среды,   влияющей   на профессиоанльное   и   нравственное   становление   обучающихся,   обусловлена рядом противоречий: между осложненной социальной ситуацией юношества и необходимостью   обеспечить     наиболее   оптимальное   развитие   личности   в соответствии с наклонностями, задатками и общественными запросами; между повышением   спроса   на   качественное   образование,   ростом   информационных потоков   и   недостаточным   использованием   языка   как   универсального инструмента   познания   мира   и   общения   людей,   перегруженностью   учебного процесса   и   необходимостью   увеличения   часов   на   изучение   текстов художественной  литературы с целью освоения навыков глубокого понимания текста.  Цель   ­   теоретически   обосновать   и   экспериментально   проверить возможность   создания   языковой   среды   техникума   и   эффективность   ее   как фактора развития личности. В   основу   исследования   положена   гипотеза,   согласно   которой   языковая среда   является   фактором   формирования   коммуникативной   компетенции, позитивной   социализации   личности   подростка,   а   в   дальнейшем   грамотного специалиста и гармонично развитой личности, если: осуществляется построение процесса   образования   и   воспитания,   при   котором   язык   становится системообразующим фактором воспитывающей среды, актуализируется система лингвистических   связей   между   предметными   областями;   язык   становится   не только целью и средством познания мира, но и фактором личностного развития; организуется   взаимодействие   с   внешней   средой,  обеспечивающее   погружение субъектов   техникума   в   различные   социокультурные   пласты;   создаются внутренние условия для творческого самовыражения студентов и освоения ими социального,   языкового   и   культурного   опыта   через   многообразие   знаковых систем. Практическая   значимость   исследования   заключается:   в   обосновании   и построении   модели   языковой   среды   в   учебном   заведении,   позволяющей обучающимся   активизировать   осознание   себя   национальной   языковой личностью; в обобщении опыта реализации условий повышения эффективности воспитательного  и развивающего влияния языковой среды на обучающихся. В данной работе понятие среда «среда» характеризуется как совокупность людей,   связанных   общностью   условий;   общественная   группа,   к   которой принадлежит   человек   и   которая   составляет   круг   его   ближайшего   общения; совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. В «Философской энциклопедии» дается следующее определение: «Язык ­ система   знаков,   служащая   средством   человеческого   общения,   мышления   и выражения.   С   помощью   языка   осуществляется   познание   мира,   в   языке объективируется   самосознание   личности.   Язык   является   специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением». В научной литературе язык рассматривается как: надежное хранилище универсальной информации человечества; универсальное средство познания мира; все пронизывающая среда; основное средство общения людей. Мы можем понимать окружающий мир в явлениях, только назвав их. Мы как бы присваиваем предмет, называя и создавая его словесный образ, вводя в круг своих понятий, наделяя его смыслом. Язык хранит, являет и таит в себе бытие.   Герменевтика   (искусство   толкования,   теория   интерпретации   и понимания   текстов),   признавая   эту   стратегическую   роль   языка,   делает   его фундаментом любого образования. Образование, основанное на языке, вводит индивидуума в дом его бытия, дает возможность гармонизировать отношения с окружающими.   В   связи   с   этим   продуктивным   окажется   объяснение фундаментальных понятий – основных ориентиров жизнедеятельности человека, а также смысловое чтение. В   диалектико­материалистической   философии   членораздельная   речь наряду   с   трудом   отнесена   к   самым   существенным   факторам   становления человека   и   его   сознания.   Более   того,   язык   ­   один   из   фундаментальных   и универсальных   аспектов   человеческой   культуры,   условие   целенаправленной человеческой деятельности. Это подчеркивает историческую, онтологическую (формирующую   целостное   представление   о   мире),   гносеологическую   и деятельностную роль языка в социальном мире.  В   результате   глобальных   для   России   изменений   политического   и социально­экономического   характера   произошло   повышение   спроса   на качественное   и   актуальное   образование   на   всех   его   ступенях,   модернизация образовательных   услуг.   Вместе   с   тем,   учитывая   все   большее   расслоение общества   по   уровню   достатка,   довольно   большие   общности   людей,   в   силу первоочередности   удовлетворения   самых   необходимых   потребностей, оказались   за   пределами   воспитывающей   культурной   среды,   подверглись процессам   культурной   (в   том   числе   и   языковой)   унификации,   деградации, влиянию   слишком   упрощенной   массовой   культуры,   «модного»   иноязычного компонента. Известно, что для уничтожения этноса не нужно истреблять его физически, достаточно лишь уничтожить его язык и культуру, и тогда великая нация   неминуемо   превращается   в   легко   управляемую   биологическую   массу. Заказ на обезличивание этноса существует, система работает. Но в наших силах остановить этот процесс, вернуть всем без исключения гражданам России их великий, могучий и, главное, функционирующий, сохраненный русский язык, на котором нужно уметь думать, говорить, писать и который нужно использовать для дальнейшего роста и развития. Растущие информационные потоки требуют фундаментальной подготовки и широкоформатного образования. Высокотехнологичные производства требуют людей   не   узкой   специализации,   а   специалистов   с   фундаментальным   уровнем образованности, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Кроме того,   социально   защищенным   в   изменившейся   культурной   обстановке   может считаться   лишь   человек,   способный,   если   потребуется,   в   течение   жизни перестраивать направление и содержание своей деятельности.  В этих условиях задача номер один – воспитание личности, стремящейся к самоопределению и самореализации в постоянно меняющемся мире. Универсальными проявлениями человеческого поведения можно считать самовыражение   и   коммуникацию.   Все   открытия   и   системные   описания, принадлежащие   науке   и   все   шедевры   искусства   так   или   иначе   являются результатами самовыражения и коммуникации (т.е. процесса передачи и приема мыслей, чувств и волеизъявления индивидов). Большинство произведений науки и искусства зафиксированы в текстах (описаниях), быт и традиции народов и индивидуумов   изучаются   по   описаниям   очевидцев   или   их   последователей. Таким   образом,   в   основу   образования   должно   быть   положено   освоение культурных   ценностей   посредством   чтения   текстов.   В   связи   с   этим продуктивным окажется смысловое чтение. Учебные предметы изучаются через тексты, передающие информацию в смешанной форме естественного языка (родной речи) и языка специфического для   конкретной   области   науки.   В   этой   ситуации   весьма   важным   является владение хорошей, чистой, правильной речью самим преподавателем, а также требования,   предъявляемые   им   к   обучающимся   по   владению   языком   и обращению   с   ним.   Мы   не   вправе   требовать   от   студентов   ответственного отношения к языку, если сами относимся к нему безответственно. Воспитывает не   назидание,   а   собственный   пример.   Следовательно,   считаю   необходимым проведение семинаров и тренингов по русскому языку и для самих педагогов.  Процесс осознания своей коммуникативной деятельности невозможен без рефлексии   ­   процесса   самопознания   мыслительных,   вербализирующих   актов, наблюдения   и   анализа   собственных   мотивов   и   действий.   Эти   умения   можно формировать   путем   создания   текстов   собственного   сочинения,   организации круглых столов, дискуссионных клубов. Исходя   из   понимания   целостности   личности,   взаимодействующей   со средой,   можно   выделить   в   структуре   языковой   среды   интеллектуальный, эмоциональный   и   конативный   компоненты.   Интеллектуальный   компонент создается   предметно­информационной   обогащенностью   образовательного процесса, представленностью образцов речевого поведения, интеллектуальным фоном   урока   и   содержательно   насыщенным   внеурочным   общением,   культом знаний, увлеченностью творчеством. Эмоциональный компонент  обеспечивается благоприятным психологическим климатом, уважением личности и признанием её   индивидуальной   самобытности,   предоставлением   права   выбора   и привлечением   к   самоуправлению   делами   своего   учебного   коллектива, доверительным   тоном   взаимных   отношений,   гуманитаризацией   образования, эстетикой интерьера и внешнего вида, созданием ситуации успеха для каждого. Становление   конативного   элемента   среды,   проявляющегося   в   умениях   и   развитых     осуществляется навыках, предоставлением   им   условий   для   самоопределения   и   самовыражения, способностях   обучающихся, утверждения   и   реализации   себя   в   каком­либо   виде   деятельности   ­ познавательной,   научно­поисковой,   творческой,   художественно­эстетической, трудовой, спортивной. Процесс преобразования реально существующей среды жизнедеятельности обучающегося   в   развивающую   и   воспитывающую   языковую   среду   возможен   систему   проектной через:     восприятие   языковой   личности   педагога; деятельности,   направленную   на   решение   задач   развития   читательских   и речемыслительных  навыков,  с  помощью   которых  обучающийся   осваивает   все доступные   современному   человеку   языки:   язык   вербального   общения;   язык символов и формул; язык терминов; машинный язык; язык движений и пластики; язык линий, красок и звуков и т.д.;   единые требования к языку со стороны педагогов, лингвистические связи между предметными областями.  1. Материалы   Всероссийской   конференции   по   вопросам   непрерывного   развития преподавателей русского языка и литературы, 10.11.2017, г. Москва 2. Педагогические чтения Е.А. Ямбурга «Педагогика XXI века» в рамках муниципальной научно­методической   конференции   «Функциональная   грамотность   как   ключевой ориентир для успешной социализации личности», 27.03.2018, г. Чайковский 3. Кашаева   В.В.   Создание   языковой   среды   как   фактор   социализации   учащихся лингвистической гимназии.

Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства

Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства

Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства

Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства

Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства

Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства

Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства

Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства

Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства

Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства

Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства

Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства

Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства

Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2018