Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства
Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
русский язык
Взрослым
13.04.2018
В статье рассматривается возможность создания языковой среды в учебном заведении с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся, позитивной социализации подростков, а также воспитания грамотного специалиста и гармонично развитой личности. Процесс преобразования реально существующей среды жизнедеятельности обучающегося в развивающую и воспитывающую языковую среду возможен через: восприятие языковой личности педагога; систему проектной деятельности, направленную на решение задач развития читательских и речемыслительных навыков, с помощью которых обучающийся осваивает все доступные современному человеку языки: язык вербального общения; язык символов и формул; язык терминов; машинный язык; язык движений и пластики; язык линий, красок и звуков и т.д.; единые требования к языку со стороны педагогов, лингвистические связи между предметными областями. Представлены способы решения этой задачи.В статье рассматривается возможность создания языковой среды в учебном заведении с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся, позитивной социализации подростков, а также воспитания грамотного специалиста и гармонично развитой личности.
Создание языковой среды в учебном заведении.docx
Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий
фактор воспитательного и развивающего пространства
Язык – орудие совершенствования духа. Русский язык и литература
формируют гражданский и духовный облик личности. Учитель русского языка и
литературы призван создать для обучающегося модель духовного мира.
Проблема: недостаточность использования языка как универсального
инструмента познания мира и общения людей; снижение уровня грамотности и
навыков монологической речи у молодых людей и подрастающего поколения;
отсутствие словарного запаса и понимания значения основополагающих
жизненных понятий; измененный русский язык на арене идеологической борьбы
как оружие массового поражения. Это соцзаказ на невежество масс и
деградацию. Какими средствами воспитать духовную личность и грамотного
специалиста?
Способы решения:
разъяснение фундаментальных понятий: дружба, братство, любовь,
великодушие – основных ориентиров жизнедеятельности человека
обучение смысловому чтению с анализом текстов
единый речевой режим в учебном заведении (единые требования к
устному и письменному оформлению высказываний, соблюдение речевых норм
всеми участниками образовательного процесса)
воспитание особого, ответственного отношения к языку через массовое
литературное творчество: сочинение стихов, рассказов, пословиц, сказок и т.д.
воспитание вкуса к языку через анализ русских текстов и перевод
иностранных текстов на русский язык
использование приема примерки на себя образов литературных героев (2
часа в теле Пьера Безухова с его мыслями, поступками и речью)
разработка и реализация проектов, направленных на изучение русской
словесности и культуры (анализ газет, городской языковой среды, разработка
сценариев к тематическим мероприятиям и др.) вовлечение обучающихся в культурную городскую среду посредством
посещения выставок, музеев, театров, концертов
проведение семинаров и тренингов по русскому языку для педагогов
Предполагаемый результат: сформированное ответственное отношение
к языку и речемыслительной деятельности у обучающихся и преподавателей,
развитие личности обучающегося через формирование коммуникативной
компетенции и эстетического вкуса.
Современная система обучения ориентирована на инновационное
обучение, в которую хорошо вписывается понятие продуктивной творческой
деятельности педагога и обучающегося, а также всего коллектива учебного
заведения для достижения полноценного продукта сначала в совместной
деятельности, а затем и в индивидуальной самоорганизуемой работе.
Одна из основных задач – превратить среду в средство развития и
воспитания личности.
Поведение человека процесс взаимодействия его со средой. Изменяя в
нужном направлении образовательную среду, мы опосредованно управляем
воспитанием и развитием обучающегося. Задача педагогов заключается в том,
чтобы в своей пространственновременной зоне преобразовать реальную среду
образовательного учреждения в среду наиболее благоприятную для развития
воспитанников,
их индивидуальности и гражданского становления.
Интегрировать поток воздействий на обучающихся поможет языковая среда.
Актуальность проблемы создания воспитывающей среды, влияющей на
профессиоанльное и нравственное становление обучающихся, обусловлена
рядом противоречий: между осложненной социальной ситуацией юношества и
необходимостью обеспечить
наиболее оптимальное развитие личности в
соответствии с наклонностями, задатками и общественными запросами; между
повышением спроса на качественное образование, ростом информационных
потоков и недостаточным использованием языка как универсального
инструмента познания мира и общения людей, перегруженностью учебного
процесса и необходимостью увеличения часов на изучение текстов художественной литературы с целью освоения навыков глубокого понимания
текста.
Цель теоретически обосновать и экспериментально проверить
возможность создания языковой среды техникума и эффективность ее как
фактора развития личности.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой языковая
среда является фактором формирования коммуникативной компетенции,
позитивной социализации личности подростка, а в дальнейшем грамотного
специалиста и гармонично развитой личности, если: осуществляется построение
процесса образования и воспитания, при котором язык становится
системообразующим фактором воспитывающей среды, актуализируется система
лингвистических связей между предметными областями; язык становится не
только целью и средством познания мира, но и фактором личностного развития;
организуется взаимодействие с внешней средой, обеспечивающее погружение
субъектов техникума в различные социокультурные пласты; создаются
внутренние условия для творческого самовыражения студентов и освоения ими
социального, языкового и культурного опыта через многообразие знаковых
систем.
Практическая значимость исследования заключается: в обосновании и
построении модели языковой среды в учебном заведении, позволяющей
обучающимся активизировать осознание себя национальной языковой
личностью; в обобщении опыта реализации условий повышения эффективности
воспитательного и развивающего влияния языковой среды на обучающихся.
В данной работе понятие среда «среда» характеризуется как совокупность
людей, связанных общностью условий; общественная группа, к которой
принадлежит человек и которая составляет круг его ближайшего общения;
совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с
организмом и личностью.
В «Философской энциклопедии» дается следующее определение: «Язык
система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и
выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфическим
социальным средством хранения и передачи информации, а также управления
человеческим поведением». В научной литературе язык рассматривается как:
надежное хранилище универсальной информации человечества; универсальное
средство познания мира; все пронизывающая среда; основное средство общения
людей. Мы можем понимать окружающий мир в явлениях, только назвав их. Мы
как бы присваиваем предмет, называя и создавая его словесный образ, вводя в
круг своих понятий, наделяя его смыслом. Язык хранит, являет и таит в себе
бытие. Герменевтика (искусство толкования, теория интерпретации и
понимания текстов), признавая эту стратегическую роль языка, делает его
фундаментом любого образования. Образование, основанное на языке, вводит
индивидуума в дом его бытия, дает возможность гармонизировать отношения с
окружающими. В связи с этим продуктивным окажется объяснение
фундаментальных понятий – основных ориентиров жизнедеятельности человека,
а также смысловое чтение.
В диалектикоматериалистической философии членораздельная речь
наряду с трудом отнесена к самым существенным факторам становления
человека и его сознания. Более того, язык один из фундаментальных и
универсальных аспектов человеческой культуры, условие целенаправленной
человеческой деятельности. Это подчеркивает историческую, онтологическую
(формирующую целостное представление о мире), гносеологическую и
деятельностную роль языка в социальном мире.
В результате глобальных для России изменений политического и
социальноэкономического характера произошло повышение спроса на
качественное и актуальное образование на всех его ступенях, модернизация
образовательных услуг. Вместе с тем, учитывая все большее расслоение
общества по уровню достатка, довольно большие общности людей, в силу
первоочередности удовлетворения самых необходимых потребностей,
оказались за пределами воспитывающей культурной среды, подверглись
процессам культурной (в том числе и языковой) унификации, деградации,
влиянию слишком упрощенной массовой культуры, «модного» иноязычного компонента. Известно, что для уничтожения этноса не нужно истреблять его
физически, достаточно лишь уничтожить его язык и культуру, и тогда великая
нация неминуемо превращается в легко управляемую биологическую массу.
Заказ на обезличивание этноса существует, система работает. Но в наших силах
остановить этот процесс, вернуть всем без исключения гражданам России их
великий, могучий и, главное, функционирующий, сохраненный русский язык, на
котором нужно уметь думать, говорить, писать и который нужно использовать
для дальнейшего роста и развития.
Растущие информационные потоки требуют фундаментальной подготовки
и широкоформатного образования. Высокотехнологичные производства требуют
людей не узкой специализации, а специалистов с фундаментальным уровнем
образованности, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Кроме
того, социально защищенным в изменившейся культурной обстановке может
считаться лишь человек, способный, если потребуется, в течение жизни
перестраивать направление и содержание своей деятельности.
В этих условиях задача номер один – воспитание личности, стремящейся к
самоопределению и самореализации в постоянно меняющемся мире.
Универсальными проявлениями человеческого поведения можно считать
самовыражение и коммуникацию. Все открытия и системные описания,
принадлежащие науке и все шедевры искусства так или иначе являются
результатами самовыражения и коммуникации (т.е. процесса передачи и приема
мыслей, чувств и волеизъявления индивидов). Большинство произведений науки
и искусства зафиксированы в текстах (описаниях), быт и традиции народов и
индивидуумов изучаются по описаниям очевидцев или их последователей.
Таким образом, в основу образования должно быть положено освоение
культурных ценностей посредством чтения текстов. В связи с этим
продуктивным окажется смысловое чтение.
Учебные предметы изучаются через тексты, передающие информацию в
смешанной форме естественного языка (родной речи) и языка специфического
для конкретной области науки. В этой ситуации весьма важным является
владение хорошей, чистой, правильной речью самим преподавателем, а также требования, предъявляемые им к обучающимся по владению языком и
обращению с ним. Мы не вправе требовать от студентов ответственного
отношения к языку, если сами относимся к нему безответственно. Воспитывает
не назидание, а собственный пример. Следовательно, считаю необходимым
проведение семинаров и тренингов по русскому языку и для самих педагогов.
Процесс осознания своей коммуникативной деятельности невозможен без
рефлексии процесса самопознания мыслительных, вербализирующих актов,
наблюдения и анализа собственных мотивов и действий. Эти умения можно
формировать путем создания текстов собственного сочинения, организации
круглых столов, дискуссионных клубов.
Исходя из понимания целостности личности, взаимодействующей со
средой, можно выделить в структуре языковой среды интеллектуальный,
эмоциональный и конативный компоненты. Интеллектуальный компонент
создается предметноинформационной обогащенностью образовательного
процесса, представленностью образцов речевого поведения, интеллектуальным
фоном урока и содержательно насыщенным внеурочным общением, культом
знаний, увлеченностью творчеством. Эмоциональный компонент обеспечивается
благоприятным психологическим климатом, уважением личности и признанием
её индивидуальной самобытности, предоставлением права выбора и
привлечением к самоуправлению делами своего учебного коллектива,
доверительным тоном взаимных отношений, гуманитаризацией образования,
эстетикой интерьера и внешнего вида, созданием ситуации успеха для каждого.
Становление конативного элемента среды, проявляющегося в умениях и
развитых
осуществляется
навыках,
предоставлением им условий для самоопределения и самовыражения,
способностях обучающихся,
утверждения и реализации себя в какомлибо виде деятельности
познавательной, научнопоисковой, творческой, художественноэстетической,
трудовой, спортивной.
Процесс преобразования реально существующей среды жизнедеятельности
обучающегося в развивающую и воспитывающую языковую среду возможен
систему проектной
через:
восприятие языковой личности педагога; деятельности, направленную на решение задач развития читательских и
речемыслительных навыков, с помощью которых обучающийся осваивает все
доступные современному человеку языки: язык вербального общения; язык
символов и формул; язык терминов; машинный язык; язык движений и пластики;
язык линий, красок и звуков и т.д.; единые требования к языку со стороны
педагогов, лингвистические связи между предметными областями.
1. Материалы Всероссийской конференции по вопросам непрерывного развития
преподавателей русского языка и литературы, 10.11.2017, г. Москва
2. Педагогические чтения Е.А. Ямбурга «Педагогика XXI века» в рамках муниципальной
научнометодической конференции «Функциональная грамотность как ключевой
ориентир для успешной социализации личности», 27.03.2018, г. Чайковский
3. Кашаева В.В. Создание языковой среды как фактор социализации учащихся
лингвистической гимназии.
Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства
Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства
Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства
Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства
Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства
Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства
Создание языковой среды в учебном заведении как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.