Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы
Оценка 4.7

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русский язык
11 кл
09.05.2017
Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы
Предлагаемый спецкурс является практической частью изучения пунктуации в старших классах. Здесь решаются некоторые теоретические вопросы организации занятий по пунктуации. Как показывает практика и результаты ЕНТ, многие учащиеся 11 классов умеют правильно расставлять знаки препинания в предложениях, как в простых, так и в сложных.Предлагаемый спецкурс является практической частью изучения пунктуации в старших классах. Здесь решаются некоторые теоретические вопросы организации занятий по пунктуации. Как показывает практика и результаты ЕНТ, многие учащиеся 11 классов умеют правильно расставлять знаки препинания в предложениях, как в простых, так и в сложных.
спецкурс, 11кл..doc
Утверждаю                                  согласовано                            рассмотрено Директор школы                   завуч по УВР                          рук.  секции    Дюсупова Ж.К.­­­­­­­             Бекмухамедова А. С.             Аширбекова А. Э. 2016г. « »августа                    2016г. « » августа                   2016г. « » августа Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации. 10 ­ 11 класс Чёрная    Евгения Александровна Пояснительная записка Новизна курса обусловлена новизной исследуемого материала – Работа над овладением пунктуационными нормами с изучением правил вызывает значительные трудности у учащихся. Механизм применения правил отрабатывается при их использовании, пунктуационные навыки формируются и совершенствуются при выполнении тренировочных упражнений. Предлагаемый спецкурс является практической частью изучения пунктуации в старших классах. Здесь решаются некоторые теоретические вопросы организации занятий по пунктуации. Как показывает практика и результаты ЕНТ, многие учащиеся 11 классов умеют правильно расставлять знаки препинания в предложениях, как в простых, так и в сложных. обнаружение знаков препинания в простом и сложном предложении, исследование механизма постановки знаков препинания в предложении, применение правил пунктуации. Цель: Развивать коммуникативную компетентность учащихся, вооружённых навыками построения синтаксических единиц, к которым применяется пунктуационное правило. Объём содержания учебной программы «Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации» реализуется в пределах учебной нагрузки инновационной части типового учебного плана, а также учебной нагрузки из школьного компонента вариативной части базисного учебного плана и составляет 34 часа. Задачи:  Изучение материала, который представляет разнообразие в построении синтаксических единиц, к которым применяются пунктуационные правила;  Расширение и углубление знаний о правильности постановки знаков препинания в предложениях различного строения;  Отработка логических операций, связанных с применением правил при их взаимодействии, сложение системного представления о пунктуации;  Привитие интереса и внимания к языковым средствам, более точно выражающим мысль, в частности с помощью знаков препинания. Требования к уровню подготовки учащихся: В результате изучения курса учащиеся должны:  Уметь правильно расставлять знаки препинании в простых осложнённых предложениях и в сложных предложениях различных конструкций  Уметь разбирать предложения, осложнённые пунктограммами, предназначенными для повторения, предложения, в которых соседствуют или совмещаются поля разных пунктограмм;  Уметь проводить пунктуационные аналогии, систематизацию и обобщения материала4  Уметь анализировать трудные случаи пунктуации, мотивировать выбор пунктуационных вариантов или авторских знаков. Ожидаемый результат:  Личность с формированным лингвистическим мировоззрением, позволяющем  выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые  ситуации. Диагностический инструментарий:  практические занятия, теоретические семинары, тренинги, анализ текстов, анализ предложений различных конструкций, решение тестовых заданий,  самостоятельная работа учащихся, практикумы. Учебно-тематический план. Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации. 10 класс тема часы Формы и методы Образовательный продукт Коллективное выполнение заданий по теме занятия Коллективное выполнение заданий по теме занятия. практикум практикум Самостоятельная работа, тест. 1- 2. Тире между подлежащим и сказуемым. 3. Случаи отсутствия тире между подлежащим и сказуемым 4. Самостоятельная работа учащихся по теме. 5. Тире в неполном предложении. Пунктуация 6- 7. Предложения, в которых обнаружение однородных членов вызывает затруднения. 8- 9. Постановка знаков препинания между однородными членами предложения: запятая, тире. 10. Пунктуация в предложениях с 1 1 1 1 при 2 2 2 тренинг однородных членах предложения. Лекция учителя с элементами беседы, практическая коллективная работа Практикум, запись и разбор предложений практикум Коллективная работа учащихся, разбор предложений. практикум Коллективная работа учащихся, разбор обобщающими словами при однородных членах предложения. 11- 12. Самостоятельная работа учащихся. 13. Пунктуация при обращениях. 14 - 15. Пунктуация при вводных словах и предложениях. 16. Самостоятельная работа по темам. Пунктуация 17 - 18. Предложения с обособленными распространёнными определениями. 19 - 20.Предложения с определениями, относящимися к личным местоимениям и т. д. 21 - 22. Самостоятельная работа учащихся. 23 - 24. Пунктуация при обособленных приложениях. 25 - 26. Пунктуация при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастиями. 27. Предложения с деепричастными оборотами (различные виды). 28. Самостоятельная работа учащихся. 29 - 30. Пунктуация при обособленных уточняющих членах предложения 32 - 31. Пунктуация при сравнительных оборотах. предложений. Пунктуационный разбор предложений, тест. Пунктуационный анализ предложений с обращением. Пунктуационный разбор предложений. Пунктуационный разбор предложений, тест. определениях. Разбор предложений. 1 1 1 1 Контроль знаний. практикум практикум Контроль знаний. при 2 обособленных Лекция учителя, коллективное выполнение заданий. 1 2 1 1 1 1 1 1 практикум Разбор предложений. Контроль знаний практикум Разбор предложений, тест. Разбор предложений. Лекция учителя, беседа, коллективная работа учащихся. Записи в тетрадях. практикум Разбор предложений. Контроль знаний. практикум Разбор предложений, тест. Разбор предложений. практикум Разбор предложений. 1 в 1 1 1 1 1 1 1 1 33 - 34.Пунктуация в предложениях с прямой речью. Пунктуация 1.ССП с разными видами связи 2. ССП с разными видами связи 3. ССП с разными видами связи 4. Сложносочинённые предложения, при анализе которых затрудняется выделение частей предложения 5.ССП с общим второстепенным членом 6. ССП с общим придаточным предложением 7. ССП с общим вводным словом. 8. Практикум. 9. ССП с пунктограммами в составе простых предложений 10.СПП со словами, которые могут выступать как средство связи придаточного предложения с главным 11.СПП, при анализе которых учащиеся испытывают затруднения 12.СПП, с придаточными предложениями, стоящими после сложных практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум 1ё практикум 1 1 1 практикум практикум практикум практикум Разбор предложений. предложениях. 11 класс разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания первого слова главного предложения 13.СПП с придаточными, осложненными пунктограммами уровня простого предложения 14.СПП: практикум 15.СПП: практикум 16. СПП с несколькими придаточными 17. СПП с несколькими придаточными 18. СПП с несколькими придаточными 19. Бессоюзные сложные предложения (запятая) 20.Бессоюзные сложные предложения (точка с запятой) 21.Бессоюзные сложные предложения (тире) 22. Бессоюзные сложные предложения (двоеточие) 23.Практикум 24. Практикум 25. ССП, включающими в свой состав части, являющиеся сложными предложениями 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум 26. . ССП, включающими в свой состав части, являющиеся сложными предложениями 27. . ССП, включающими в свой состав части, являющиеся сложными предложениями 28. СПП, включающими в свой состав части, являющиеся сложными предложениями 29. СПП, включающими в свой состав части, являющиеся сложными предложениями 30. СПП, включающими в свой состав части, являющиеся сложными предложениями 31. БСП, включающими в свой состав части, являющиеся сложными предложениями 32. . БСП, включающими в свой состав части, являющиеся сложными предложениями 33. . БСП, включающими в свой состав части, являющиеся сложными предложениями 34.Заключение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания разбор предложений, постановка знаков препинания Содержание курса. 1. Тире между главными членами. Предложения, в которых оба главных члена выражены именем существительным. Предложения, в которых оба главных члена или один из них выражены инфинитивом. Предложения, в которых один из главных челнов выражен сочетанием числительного с именем существительным. Предложения, в которых именная часть выражена прилагательными или причастиями. Предложения с именным составным сказуемым, в которых подлежащее выражено личным местоимением. Предложения с именным составным сказуемым, в которых один из главных членов выражен субстантивированной частью речи. Предложения, в которых именная часть присоединяется сравнительным союзом. Предложения, в которых перед именной частью стоит частица НЕ. Предложения с главными членами, стоящими в ряду однородных членов. Предложения с обособленным определением, относящимся к подлежащему. Тире в неполном предложении. 2. Пунктуация при однородных членах предложения. Предложения, в которых обнаружение однородных членов вызывает затруднения. Постановка знаков препинания между однородными членами предложения (запятая, тире). Пунктуация в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Предложения со словами. Ошибочно принимаемыми за обобщающие. Предложения с обобщающими словами при однородных членах в сочетании с другими пунктограммами. 3. Пунктуация при обращениях. Предложения с разной позицией обращения в предложении. 4. Пунктуация при вводах словах и предложениях. Предложения с вводными словами и словосочетаниями. Предложения с вводными и вставными предложениями. Предложения со словами ДА и НЕТ. 5. Пунктуация при обособленных определениях. Пунктуация в предложениях с распространенными и нераспространёнными определениями, стоящими в различных местах в предложении. 6. Пунктуация при обособленных приложениях. 7. Пунктуация при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастиями. Предложения с обстоятельствами, выраженными нераспространёнными деепричастиями. Предложения с обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. 8. Пунктуация при обособленных уточняющих членах предложения. Предложения с уточняющим членом предложения, выделяемыми запятыми. Предложения с уточняющими членами предложения, выделяемыми тире. Предложения с уточняемыми членами в сочетании с другими пунктограммами 9. Пунктуация при сравнительных оборотах.. 10. Пунктуация в предложениях с прямой речи. 11. Пунктуация в сложносочинённых предложениях. Сложносочинённые предложения, в которых простые предложения соединяются разными видами связи. Сложносочинённые предложения, при анализе которых затрудняется выделение частей предложения .Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом или вводным словом или придаточным предложением. Сложносочинённые предложения, осложнённые пунктограммами простого предложения. 12. Пунктуация в сложноподчинённом предложении. Сложноподчинённые предложения с придаточным предложением, не осложнённым другими пунктограммами. Простые предложения со словами, которые могут выступать как средство связи придаточного предложения с главным. Сложноподчинённые предложения, при анализе которых учащиеся испытывают затруднения при выделении частей предложения. Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями, стоящими после первого слова главного предложения. Сложноподчинённые предложения с придаточными, осложнёнными пунктограммами уровня простого предложения. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. 13. Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях. 14. Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи. Сложносочинённые предложения, включающие в свой состав части, являющиеся сложными предложениями. Сложноподчинённые предложения, включающие в свой состав части с несколькими основами. Бессоюзные сложные предложения, включающие в свой состав части с несколькими основами. ГЛОССАРИЙ Пунктуация – раздел русского языка, изучающий расстановку знаков препинания. Синтаксис – раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строения предложений. Предложение – это грамматически и интонационно оформленная единица языка, выражающая законченную мысль. Язык – средство общения людей друг с другом. Литература: 1. Балыхина Т. М., Кузнецова. Тесты по русскому языку. Пунктуация. 2. Блинов Г. И. Тексты и задания по пунктуации. Пособие для 3. Граник Г. Г., с. М. Бондаренко. Секреты пунктуации. Книга для 4. Соловьёва Н. Н. Карточки для дифференцированного контроля М.: 1998. учителя. М.: «Просвещение», 1982. учащихся. М., «Просвещение», 1986. знаний по русскому языку. 10 – 11 класс. Часть первая. М., Материк Альфа, 2006. 5. Розенталь Д. Э. Русский язык. М., 2006. 6. Шипицина Г. М., Петровская С. С., Черников И. Н. Дидактические материалы для углублённого изучения русского языка. М., «Просвещение», 1992. 7. Шклярова Т. в. Сборник упражнений по русскому языку для школьников и абитуриентов. М. : Грамотей, 2002. – 368 с. Сборник заданий по русскому языку для учащихся 10 – 11 классов для спецкурса «Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации». Тире меду подлежащим и сказуемым. 1. Комментированное письмо: объяснить постановку знаков препинания. А) Предложения, в которых оба главных члена выражены именем существительным. 1.Человек есть украшение мира. (М. Г.) 2. Мир – первое условие развития культуры. 3. На свете  самое большое богатство – это труд. (Пословица)   Б) Самостоятельная работа учащихся: расставить знаки препинания, объяснить. 1. Общий закон жизни есть стремление к счастью и всё более широкое его осуществление. (Кор.)       2. Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. (Л.Т.) 3. Пушкин есть  явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. (Г) 4. Высочайший  патриотизм страстное, беспредельное желание блага родине. (Черн.)  5. Уверенность самая могучая  творческая сила. (М. Г.) 6.Счастье человека это умение трудиться. (Пословица) 7. И откуда это  столько народу набралось? (Ч.) 2. Предложения, в которых оба главных члена  или один из них выражены инфинитивом.   А)  1. Быть человеком – значит быть борцом. 2. Лишнее говорить – только делу вредить.3. Друга  спасти – это высокая честь. Б) 1. Жить на белом свете значит бороться и постоянно побеждать. 2. Учить ум точить. 3 Основной  мотив моей жизни не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд. 4. Счастье  это быть с природой, видеть её, говорить с ней. 3. Предложения, в которых один из главных членов выражен сочетанием числительного с  именем существительным. А) 1. Весна да осень – на дню погод восемь. 2. Сонливый да ленивый – два родных брата. 3. Двадцать  пять лет – возраст зрелый. 4. пять и шесть – одиннадцать. 5. Семь бед – один ответ. 4. Предложения, в которых именная часть выражена прилагательными или причастиями. А) 1. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый. 2. День был осенний, пасмурный. 3. Озимые и яровые скошены и убраны, поля пустые и грустные. 4. Утро ясное, морозное. 5. Предложения с именным составным сказуемым, в котором подлежащее выражено личным  местоимением. А) 1. Мы мирные люди и не хотим войны. 2. Он тренер, а мы его ученики. 3. Я начинающий спортсмен. 4. Я – мальчик, отрок, сын, и я таким останусь, покамест мать кладёт мне на висок ладонь. 6. Предложения с именным составным сказуемым, в которых один из главных членов выражен  субстантивированной частью речи. А) 1. Самое дорогое в жизни – быть бойцом. 2. Для водолаза самое опасное – поддаться панике. 3.  Пустыня – это желтое и голубое. 4. Голубое – небо, жёлтое – пески. 7. Предложения, в которых именная часть присоединяется сравнительным союзом.  А) 1. Согласная дружина как твердыня. 2. Пруд как блестящая сталь. 3. Капли мёда словно жемчуг. 4.  Утром на полях одуванчик словно живое золото. 5. Горы как пышные складки на богатой одежде  земли. 8. Предложения, в которых пред именной частью стоит частица НЕ. А) 1. Сердце не камень. 2. Добро не жалость и не слабость. 3. Дальнее расстояние не помеха для  дружбы. 4. Большая скорость – не самая короткая дорога. 5. Учиться – не значит подражать в чём­то,  а значит осваивать приёмы мастерства. 9. Предложения с главными членами, стоящими в ряду однородных членов. А) 1. Время, труд, честность, знание, умение владеть собой, физические, умственные и нравственные  силы человека – единственные творцы всякого богатства. 2. Родина наша – колыбель героев, огненный  горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь. 3. Гоголь – великий талант,  гениальный поэт и первый писатель сов ременной России. (Белинский). 10. Предложения с обособленным определением, относящимся к подлежащему. А) 1. Дорога, идущая через лес, ­ самое короткое расстояние до станции. 2. Посёлок,  расположившийся у подножия горы, ­ широкоизвестный курорт. 3. Сосед наш, прошедший войну с  первого до последнего дня, ­ интересный собеседник. 4. Сосновый бор, протянувшийся по левому  берегу реки, ­ любимое место отдыха горожан. 5. Дорога, проложенная по льду, что асфальт. Тест № 1. Тире между подлежащим и сказуемым. 1. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым. 1.Полог единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров. 2. Бедность не порок. 3. Глубина там с лодки четыре маховых, то есть шесть метров. 4. Но ведь Пришвин не сказочник. 5. Романтизм вот первое слово, огласившее пушкинский период. 1.2.3.4.5. 2. Укажите предложения, в которых не нужно тире. 1. Талант у него дай бог каждому. 2. Дубава, кажется друг Корчагина. 3. Мой отец врач военного госпиталя. 4. Леопарди была последняя книга, которую читала, перелистывала перед смертью  Натали. 1.2.3.4. 3. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях. 1. А этот царь, по общему мнению, явное ничтожество, бездарный, безвольный  человек. 2. «Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости», ­  сказал когла­то Пушкин. 3. Портрет этот единственное живописное изображение дочери анны Петровны Керн. 4. Пять в квадрате двадцать пять. 5. Жизнь прекрасна и удивительна. 1.2.3.4.5. 4. Отметьте, в каких предложениях допущена пунктуационная ошибка. 1. Скрытничать перед ней – это был бы грех! 2. Будущее ­ светло и  прекрасно. 3. Гром от падения ведра – как выстрел. 4. А ведь человек – тонкая штука. 5. Просто край открылся, край – дальше некуда! 1.2.3.4.5. 5. Укажите предложения, в которых постановка тире между подлежащим и сказуемым необходима. 1. Вспоминать необыкновенно интересное занятие. 2. Небо словно раскидистый шатёр. 3. Камень­кит, по свидетельству учёных, это жертвенный святилищный камень  древнейшей эпохи. 4. человек, живущий в согласии со своим внутренним миром, всегда созидатель,  обогатитель и художник. 5. Я был весёлым человеком и знал, что смех прекраснейшее свойство людей. 1.2.3.4.5. 6. Укажите, где невозможна постановка тире между подлежащим и сказуемым. 1. В этом городе знать три языка ненужная роскошь. 2. Какое счастье уметь всё делать! 3. Грушницкий юнкер. 4. «Горе от ума» Грибоедова социально­политическая комедия, одно из самых  злободневных произведений русской литературы. 5. Производить эффект их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам  до безумия. 1.2.3.4.5. Тире в неполном предложении. А)  Комментированное письмо. 1. Неполные предложения с второстепенным членом. Входящим в состав  сказуемого, отсутствие которого является нормой для данной структуры. 1. Над глубокими снегами, завалившими чаши елей, – синее, огромное и удивительное нежное небо. 2. Днём – ростепель, капели, греет солнце. 3. Вечером ­  туман,  молочно­серый, дымный, неприглядный. 4. За окнами – снега, степная гладь и ширь, на переплётах рам – следы ночной пурги. 2. Контекстуальные неполные предложения с опущенными членами  предложения, названными в другой части предложения. 1. Матушка сидела в гостиной и разливала чай4 одной рукой она придерживала  чайник, другой – кран самовара. 2. Летом ребята ходят в лес по ягоды, а осенью –  за грибами. 3. В пасмурную погоду озеро бурное, коварное, в тихую и тёплую –  ласковое, прозрачное. 4. Но, сохраняя с прошлым связь, теперь живу я много  проще: к другим терпимей становлюсь к себе – взыскательней и жестче. 5. Золото добывают из земли, а знания – из книги. 6. Мир освещён солнцем, а человек –  знанием. 7. От учёного набирайся ума, а от мастера – сноровки. 2. Контекстуальные предложения с неполной формой слова или неполным  словосочетанием. 1. Здесь, в эту солнечную полярную ночь, всё было наоборот: снег был красный, лёд –  густо­синий, а небо – белое. 2. Нехожеными кажутся леса, бездонными – озёрные  затоны, неслыханными – птичьи голос, невиданными – каменные склоны. Б) Самостоятельная работа. Объясните постановку тире в данных предложениях. 1. В тяжёлых взмахах крыльев лебедей – царственное величие. 2. В каждой травинке,  в каждой капле влаги, в ветерке – радость жизни. 3. Далеко впереди парят два  старых беркута. В их полёте – спокойствие владык, в размерах крыльев –  могущество. 4. В июле окунь кормится ранним утром, а лещ, судак – ночью. 5. Есть  только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую,  мужественные и щедрые – вторую. 6. Историческое значение каждого русского  человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою  его патриотизма. 7. Красна птица перьями, человек – знаниями. 8. Жаворонок  является к теплу, зяблик – к стуже. 9. Озими, свежо зеленея, шли в одну сторону,  дубовый кустарник – в другую. 10. Март хорош сиянием снегов, настом, синими  тенями. Апрель – рыжими проталинами, май  цветами. 11. По­прежнему весёлой  кажется дорога, чудесными – кудрявые перелески, нарядными – бедные нивы,  заросшие васильками. 12. Ночь была облачная, река – чёрная. В) Контроль знаний. 1. Образуй полные предложения из неполных, вставляя вместо тире сказуемое. Вставленное слово не  должно повторять сказуемое. Я пошёл в сад, а оттуда – в поле. Горы становились всё выше, тропинки ­  всё уже. На востоке  виднелась цепь снеговых гор, на западе – леса. После окончания института я оказался во  Владивостоке, а Петя – в Ярославле. Я переехал речку на лодке, а они – на пароме. Телеграмма  пришла вечером, а письмо – через два дня. Я навестил во Владивостоке своего приятеля, а сестра –  нашу тётю. 2. Вставь пропущенные буквы и знаки. Укажи, какие члены предложения опущены в  неполных предложениях.  Ласточка пр…летела скоро гром загр..мит. Сильная роса к ясному дню. Лето стоит сухое жаркое  значит зима мал..снежная морозная. Красная вечерняя з..ря к ветру светло(жёлтая) к дождю. В тайге и тундре Европы и Азии живёт заяц(беляк) в полосе (широ)колистве..ых лесов и в степях заяц(русак)  новорождё.. ый слоник весит около ста шести дес..ти килограммов а новорождё..ый медвежонок всего  двести граммов. Помпея один из трёх городов погибших при извержении Везувия в сем..десят девятом году нашей эры. Пунктуация при однородных членах предложения. А) Предложения, в которых обнаружение однородных членов вызывает затруднения.    Объясните знаки препинания. 1. Предложения с однородными членами, выраженными разными способами.  Трудно, с упорством отступала зима. Вошла девушка рослая, одетая по моде, с букетом сирени. Небо  было чистое, в звёздах. 2. Предложения с однородными и неоднородными определениями. Пролился первый весенний дождь. Тонкий, прозрачный луч рассекает засыпанный звёздами купол.  Пошёл тихий, долгий осенний дождь. Чудесный вечерний полумрак стоял под кронами старых дубов и грабов просторного парка. Ночами над кораблём глубокое, густо засеянное звёздами небо.  Раскрывшейся нежной листвою радостно зеленеют на бульварах молодые деревья. 3. Предложения с членами предложения, ошибочно принимаемыми за однородными. Вводные слова не связываются ни с одним членом предложения ни одним видом подчинительной  связи. Никогда ни с каким посторонним ни на каком официальном визите он (Левин) не был так не  натурален и фальшив. Как он был нынче. В косом дожде на косогоре сквозит полей осенних грусть. 4. Предложения с повторяющими словами. Шуми, шуми, зелёный лес. Зимы, зимы ждала природа – снег выпал только в январе на третье в ночь.  Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин. 5. Предложения с однородными членами, смешиваемые со сложносочинёнными  предложениями. Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит. Ветер шумел вверху и листья срывал с  деревьев. Лишь ветер злой, бушуя, воет и небо кроет седою мглой. Север дышит ветром ночи и полынь колышет. Снег повалил хлопьями и скрыл следы зверей. Тучи низко ползли над землёю и наполовину  окутывали горы. Белка песенки поёт  и орешки всё грызёт. Луна во мгле перебегала из тучи в тучу и  курган мгновенным блеском озаряла. В) Самостоятельная работа учащихся. 1. Поставьте, где нужно знаки препинания. Деревья и травы летом и в самом начале осени по­весеннему сочны и свежи. Сонливый да ленивый –  родные братья. Неодолимая хотя и тихая сила увлекала меня. Он не ответил ни да ни нет. Не было ни  жилья ни людей, не было ни рыбаков ни сплавщиков ни косарей ни охотников. 2. Расставьте знаки в предложениях с однородными и неоднородными определениями. Пашня заросла сильными живучими неприхотливыми сорняками. Блестел на солнце пруд, мелкий  глинистый. Роща слушала и ощущала нечто нехорошее и сильное; это ощущение наполняло её теплом  и светом, и даже старые серыми листьями покрытые ветви деревьев зашептали о прошлых днях. Всё  спало крепким неподвижным здоровым сном. Вдруг две большие белые лохматые собаки со злобным  лаем бросились на меня. Контроль знаний. Тест А)  Отметьте предложения, в которых между однородными членами не нужна запятая. 1. Все были готовы работать и день и ночь. 2. Татьяна верила преданьям простонародной старины снам и карточным гаданьям и  предсказаниям луны. 3. Отец Христофор, держа широкополый цилиндр, кому­то кланялся и улыбался не  мягко и умилённо, как всегда, а почтительно и натянуто, что очень не шло его лицу. 4. Мне хотелось застать медведя за едой где­нибудь на полянке или за рыбной на  берегу или на отдыхе. 5. И сегодня рифма поэта – ласка и лозунг и штык и кнут. Б) Отметьте предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка. 1. Такой мизерный серенький и лживый чиж! 2. По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там. 3. Вой волка восходил вверх печальными полутонами задерживался долго на высокой, напряжённой,  пронзительной ноте. 4. Небольшая местами пересыхающая летом речушка против хутора Моховского в заболоченной  поросшей ольхами пойме разлилась на целый километр. 5. Было грустно в весеннем воздухе, и на потемневшем небе, и в вагоне. Б) Постановка знаков препинания между однородными членами предложения. 1. Постановка запятой. Коллективная работа. Объясните знаки препинания. Природа ещё дремала в  сладостных грёзах и пробуждалась долго, нехотя. Взошло, заиграло над лесом весёлое зимнее солнышко, зажгло янтарным светом снега. Обнажённые громады, скал, неизмеримая  глубина провала, могучий разбег взбунтовавшейся реки потрясает нас. В поле, лесу у реки слышались  птичьи голоса. Ветер тянул с неприветливого севера, но был мягким и даже ласковым. До моря мы хотели дойти если не сегодня , то во всяком случае завтра к полудню. надо человеку и знать, и любить, и беречь свою  землю. Горы тоже были окутаны не то туманом, не то дождевой пылью. Порывистый и холодный ветер шумел сухой травой и неистово трепал растущее вблизи одинокое молодое дерево. Вдали перед нами  пестрели и цвели луга и нивы золотые. Следы геологов пролегают в тайге и в районах вечной  мерзлоты, в пустынях, степях и горах. 2. Самостоятельная работа учащихся. Поставьте, где нужно знаки препинания. Она села против меня тихо и безмолвно устремила на меня свои глаза. Свежий резкий ветер рябил  поверхность широкой реки и плескал в обрывистый берег крутым прибоем. Рев то затихает и  переходит в злобное рычанье то с новой силой потрясает горы. Высокие долетавшие до нас волны с  грохотом пушечных выстрелов рушились на берег крутились и сверкали целыми водопадами снежной  пены рыли песок и камни увлекали спутанные водоросли или гравий. Весна входила в горы с робким  звоном ручейков шелестом прошлогодней травы да журавлиным криком в небе. В) Предложения  с однородными членами, осложнённые другими пунктограммами. 1. Комментированное письмо. И видишь ты синий свод небес, да солнце, да лес в серебряно­матовый иней наряженный, полный  чудес. Тучи похожи на волны, ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребтами, и на  пропасти, из которых вырваны эти волны ветром. И на зарождавшиеся валы, ещё не покрытые  зеленоватой пеной. Здесь, в этих молчаливых горных долинах, стояла прозрачная тишина первых  весенних дней, красота бледноясной лазури, чёрных голых деревьев прошлогодних коричневых  листьев, слежавшихся в кустах, первых фиалок, диких тюльпанов. Я остался сидеть у костра и,  вытянув шею, прислушивался к удаляющимся шагам товарища. Бурные порывы ветра, играя  хлопьями снега, то бросали их на землю, то сейчас же подхватывали и уносили неведомо куда. Он  (русский язык) гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев; томительно  звучал в стихах Пушкина; гудел. Как колокол на башне вечевой, у Лермонтова; рисовал огромные  полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова; был громоподобен в  устах Маяковского; прост и строг в раздумьях Горького; колдовским напевом звенел в строфах  Блока. (Паустовский) 2. Самостоятельная работа учащихся. Расставит знаки препинания, объяснить. К огороду подступают огромные раскидистые груши и липы узловатые дубы тайга богатая зверьём и  птицей ягодами и липовым мёдом. А из тайги разомлевшей от тёплых от тёплых южных ветров от  первых весенних дождей от солнца несёт пахучей прелью слежавшимися мхами запахом отогретой  коры и ещё чем0то ласковым и дразнящим. Рябчик вспорхнул сразу весь обозначился в воздухе  полетел на нас но вдруг испуганно взвился повернул в сторону второпях задел ветку и быстро­быстро  работая крыльями исчез в лесном сумраке. Тут же можно было видеть серебристо­белые пушки  ломоноса с мелкими листьями на длинных черешках отходящих в сторону от стебля крупный  раскидистый гречишник обладающий изумительной способностью приспосабливаться и процветать во  всякой обстановке изменяя иногда свой внешний вид до неузнаваемости особый вид астры растущей  всегда быстро и высокую веронику выдающую себя большим ростом и соцветием их белых  колосовидных кистей. В) Пунктуация в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. 1. Прочитать предложения, объяснить знаки препинания. Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека: искусство и наука. Вся  усадьба Чертопханова состояла из четырёх срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни,  сарая, бани. Отовсюду хорошо видна вся местность: скалы, снежные поля за ними и край отгора, но  нигде ни единого живого существа. На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду  блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. Ни холод, ни пурга, ни нагромождение  льдов, ни огромные полыньи – никакие преграды не остановили смельчаков­лыжников,  устремившихся на север. Лай собак, прерывистый и злобный рёв медведя, треск сучьев – всё  смешалось в общий гвалт и разносилось по тайге. Посаженные  заботливыми родственниками деревца: клён, тополь, акация, а также дикорастущий тёрн – зеленели приветливо и свежо. Из множества  звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного  ручья – самый весёлый и радостный звук – песня полевых и луговых жаворонков. Лиственные  деревья: осина, ольха, берёза – ещё голы. 2. Самостоятельная работа. Списать, расставить знаки препинания, объяснить. Доброта отнюдь не исключит хладнокровия самообладания и силы воли  качеств решающих для  полярника. И дождь и туман и тучи всё это перемешалось между собой. Тут соловей являть своё  искусство стал защёлкал засвистал на тысячу ладов тянул переливался. Был тот особенный период  весны который сильнее всего действует на душу человека яркое на всём блестящее но не жаркое  солнце ручьи и проталинки пахучая свежесть в воздухе и нежно­голубое небо с длинными  прозрачными тучками. Сова и та молчит сидит да туго из ветвей глядит. За время хлопотливой  работы он сильно изменился поседел и постарел своё домашнее хозяйство запустил. Местность был  поразительно однообразна поляны перелески овраги кусты отдельные деревья и валежник на земле  всё это было так похоже друг на друга что по этим предметам никак нельзя было ориентироваться.  Суровая первобытная природа лесные завалы наводнения снегопады гнус холод обвалы вот что  сопутствует человеку в Саянах. Всё это мчащиеся машины и идущие непрерывным потоком люди и  этот взрыв потрясший небо и землю и исчезновение копра всё это одним мгновением страшным  впечатлением обрушилось на девушку. Г) Предложения, в которых ставится двоеточие перед перечислением однородных членов после  глагола, не являющегося обобщающим словом. Комментированное письмо. Рядом находились: погреб с просевшей погребицей, бревенчатый амбарчик, сарай с покосившимися  воротами, а за ним – десяток низкорослых яблонь. На месте постройки лежали: кучи битой щебёнки,  цемент, груды плоских камней. Здесь, кроме дубов, растут: чёрная и белая берёза, китайские ясень,  клён, пихта, пробковое дерево, тис, акация, осина и липа. Д) Предложения со словами, ошибочно принимаемыми за обобщающие. Ни с права, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было. И по долам и по горам всё спит. В лесу  и на полях всё было занесено снегом. Спорт, музыка, чтение всегда увлекали ребят. Боры и дубравы,  березняки с живописными озёрами всё больше привлекают горожан. Е) Предложения с обобщающими словами при однородных членах в сочетании с другими  пунктограммами. Самостоятельная работа. Гости говорили о многих приятных и понятных вещах как­то о природе о собаках о пшенице о  чепчиках о жеребцах.  Многие лиственные деревья например берёза осина дуб клён лира растут в  наших лесах. Лесные ягоды а именно земляника черника брусника и другие весьма полезны.    И окошенные кусты у реки и сама река прежде не видимая а теперь блестящая сталью в своих  извивах и движущийся и поднимающийся народ и крутая стена травы недоношенного места и ястребы вившиеся над оголённым лугом всё это было совершенно новым. Шум ручья песни птиц разбуженных  рассветом ничто не омрачало наступающий день. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. Тест. Укажите предложения, в которых необходимо поставить тире. 1. За перегородкой появится босой длинноногий трёхлетний ребёнок в одной  рубашонке молча пристально поглядит на вошедшего и робко спрячется опять. 2. на каждом семинаре была своя особенная атмосфера. 3. От дома от деревьев и от голубятни и от галереи от всего побежали далеко длинные тени. 4. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и  тонким мягким пластом ложится на крыши лошадиные спины плечи шапки. 5. Поручни компасы бинокли всякие приборы и даже высокие пороги кают всё это  было медное. Укажите предложении, в которых необходимо поставить двоеточие. 1. Поезд шёл медленно и неровно, поддерживая старый скрипящий выслуживший пять сроков вагон, какого на сквозных линиях давно не встретишь. 2. Но я как будто вижу перед собой эту картину тихие берега расширяющуюся  лунную дорогу прямо от меня к баржам понтонного моста и на мосту длинные тени бегущих деревьев. 3. Нет, не только во сне плачут пожилые поседевшие за годы войны  мужчины. 4. Всё волновало тогда его ум и луга и нивы и Леси рощи в «часовне ветхой бури шум  старушки чудное преданье». 5. Лес кончается; внизу высохшие болота – мшары, поросшие мелким лесом  березняком осинами и ольхой. Пунктуация при обращениях. 1. Объяснить постановку знаков препинания. Сердечный друг, ты не здорова. И в самом обычном наряде мила ты, Отчизна, до слёз. Повидайся со  мной, родимая, появись лёгкой тенью на миг. Эй, в гимнастёрке, подойди сюда. Друзья мои, я молод  был. Мой сын родной! Прильни к земле скорей, услышь слезами залитое слово. О тонкая берёза! Что  глядишься в пруд? Благослови нас на подвиг, родная земля! Любую ношу в силах вы снести, друзья  мои, товарищи, соседи! Тебе, Кавказ, о страж народа, принёс я, странник, свой поклон. Шуми, шуми,  послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. Во дни сомнений, во дни тягостных  раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и  свободный русский язык. Пунктуация при вводных словах и предложениях. 2. Объяснить постановку знаков препинания. Лес, видимо, служил излюбленным местом пребывания маралов. К счастью, озеро оказалось богатым  рыбой, больше всего окунем. В душе девчонки, думаю, любили сильней всего, наверное, цветы.  Освещённые поднимавшимся солнцем, тальники становятся ярко­чёрными, берег, наоборот, светлеет.  Новый начальник, между нами говоря, не произвёл впечатления человека, знающего своё дело. Тёмное небо над освещённой улицей казалось чёрным, тяжёлым пологом. Солнце скрылось и, кажется, само  небо пряталось за скалами. За окном опять метель метёт и, видать, не скоро перестанет. Звуки  постепенно становились сильнее и непрерывнее и, наконец, слились в один звонкий гул.  Миом пробежал кто­то, к счастью меня не заметивший. Трудно представить, где укрываются теперь  застигнутые пургой, быть может обречённые на гибель, крылатые смелые вестники весны. 3. Предложения с вводными и вставными предложениями. Объяснить постановку  знаков препинания. У каждого был свой знакомый охотник, или, как говорят в мещере, егерь. Я проснулся от негромкого  слитного шума, в котором – понимал ли я тогда или позже понял, трудно сказать – различимы были  дребезг и скрип множества колёс, звяканье вёдер, подвязанных к задкам возов, ржанье лошадей,  шарканье сапог и невнятный людской говор. Девушка – это было видно по её глазам – отметила, сколь изменился с недавних пор её земляк. До берега было около двухсот шагов, Ермил шёл смело и  безостановочно (так хорошо знал он дорогу), лишь изредка покрякивая. Мы быстро скатились с  обрыва на берег (бежать тайгой было трудно) и, напрягая силы, бросились вниз по берегу реки. 4. Предложения со словами ДА И НЕТ. Объяснить постановку знаков препинания. Да, только здесь, на Севере моём, такие дали и такие зори. Что сравнить с Кремлём, который,  окружаясь зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на горе… Нет, ни  Кремля, ни его зубчатых стен… ни пышных дворцов его описать невозможно. Нет! Человеку никак  нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. Да, заслужил я жребий мой. Нет, сейчас не  уснуть. Дело тем, нет, не закончилось.

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы

Спецкурс по русскому языку "Трудные вопросы синтаксиса", 10 - 11 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2017