Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс
Оценка 4.6

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русский язык
9 кл
14.05.2017
Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс
Курс интегрирует в себе знания и умения в области психологии, логики, этики, стилистики текста Весь материал ранее изученного будет выступать базой для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, типов речи, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмыслении его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов. В системе гуманитарного образования данный курс поможет учащимся улучшить устную и письменную речь, подготовит их составлять вторичные тексты (конспект, реферат, рецензия, аннотация и др.). Курс, рассчитанный на 34 часа, даёт возможность учащимся осознанно овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете.Курс интегрирует в себе знания и умения в области психологии, логики, этики, стилистики текста Весь материал ранее изученного будет выступать базой для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, типов речи, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмыслении его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов. В системе гуманитарного образования данный курс поможет учащимся улучшить устную и письменную речь, подготовит их составлять вторичные тексты (конспект, реферат, рецензия, аннотация и др.). Курс, рассчитанный на 34 часа, даёт возможность учащимся осознанно овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете.
Текст и его строение,9 кл..doc
Общеобразовательная средняя школа № 7 Города Каражал Карагандинской области Спецкурс «Текст и его строение» 9 класс Составитель Чёрная Е. А.,  учитель русского языка и литературы  общеобразовательной средней школы № 7, г. Каражал Каражал Пояснительная записка.     Одна из главных задач современной школы – воспитать личность, самостоятельно  мыслящую, творческую, с активной гражданской позицией, с чётким мировоззрением.  Литературное творчество учащихся – это средство такого воспитания, становления  гражданской зрелости и самосознания школьников.  Курс интегрирует в себе знания и умения в области психологии, логики, этики, стилистики  текста     Весь материал ранее изученного будет выступать базой для овладения языком на более  высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, типов речи, на уровне формирования  индивидуально­речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке,  осмыслении его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью  общества, с историей народа, с языками других народов.   В системе гуманитарного образования данный курс поможет учащимся улучшить устную  и письменную речь, подготовит их составлять вторичные тексты (конспект, реферат,  рецензия, аннотация и др.).   Курс, рассчитанный на 34 часа, даёт возможность учащимся осознанно овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете.   Знание о тексте (о его основных признаках, о способах и средствах межфразовых связей,  о роли первого предложения и др.) должны стать инструментом для решения практических задач, связанных с совершенствованием написанного.   Специальное внимание уделено формированию различных умений и навыков: подготовка  устных выступлений, умению составлять тезисы, реферат, подготовить доклад, вести  дискуссию, отстаивать своё мнение, используя различные способы аргументации и  доказательства, соблюдая речевой этикет.   При изучении текста и его строения расширен круг рассматриваемых вопросов, включён  более сложный дидактический материал, изменён и усложнен характер предлагаемых  видов речевой деятельности учащихся, расширен и перечень. Новизна курса:   Познание специфики функционирования русского языка во всех разновидностях типов  речи позволит учащимся лучше усвоить изучаемые дисциплины, овладевать  разнообразными средствами языковой выразительности и использовать их в собственной  речи.   Главное направление программы – проникновение в язык, индивидуальный стиль  писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внимания не только на  словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других  структурных элементах художественного произведения, создаваемых словом, ­ на образах­ персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Цель курса:  свести в известную систему те отдалённые сведения о тексте, которые приобретены уже  учениками в предыдущих классах. Задачи:  Закрепление  и расширение знания о тексте, совершенствование в то же время  навыков конструирования текстов;  развитие речи и мышления учащихся на межпредметной основе;   Обеспечение дальнейшего овладения стилями и типами речи с одновременным  расширением знаний учащихся и о стилях и о типах речи, их признаках, правилах их использования. В результате изучения курса учащиеся должны уметь:  Производить языковой разбор текста;  Использовать знания о тексте и изобразитльно­выразительных средствах языка при  анализе отрывков их художественных произведений;  Пользоваться интонационными, лексическими грамматическими средствами языка в устной и письменной речи;  Производить речеведческий анализ текста. Ожидаемый результат:  личность  с формированными коммуникативными умениями и навыками,  владеющая различной лексикой,  умеющая составлять тексты различных жанров, владеющая различными стилями и типами  речи Диагностический инструментарий: самостоятельная работа, составление планов,  тезисов, конспектов, подготовка рефератов, самостоятельный анализ текста, семинары,  аналитическое сообщение на основе самостоятельно изученного текста.   Основные задачи курса, предложенные программой, содержание и структура курса,  формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования  соответствуют обязательному минимуму содержания среднего образования. Содержание курса 1. Текст и его строение. (12 часов) Основные виды переработки текста. Признаки текста. Микротема текста. Типы и средства связи между частями текста. Цепная связь. Параллельная связь. Смешанная связь. Абзац. 2. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. (18 часов)  Сокращение текста. План. Тезисы. Выписка. Конспект. Тематический конспект. Реферат.  Аннотация. Рецензия. 3. Тема и содержание. (6 часов). Тема – предмет повествования, описания, рассуждения.  Содержание – раскрытие темы, материал действительности и соответствующий словесный  материал, отобранные и упорядоченные автором и отражающие его отношение к теме. Сюжет. Композиция. Фабула. 4. Редактирование как один из видов работы над текстом, его совершенствование. Логические ошибки и способы их устранения. Композиционные ошибки (несоответствие текста плану, нарушение последовательности,  неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в тексте рассуждении).   Лингвистический разбор текста:  Выразительно прочитать текст, указать признаки текста в нём;  Указать средства связи между частями текста;  Определить тему, основную мысль, озаглавить текст4  Выделить микротемы, составить план;  Определить тип речи, стиль, жанр;  Выявить стилистические признаки, лексические, морфологические, синтаксческие,  композиционные. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН тема текст 1. Основные  признаки текста. 2. Структура абзаца. 3. Абзац, практикум. 4. Виды  внутритекстовой  связи 5­6. Цепная связь. 7­8. Параллельная  связь. 9­10. Параллельно­ цепная связь. 11. Комплексный  анализ текста. 12. Данное и новое в  тексте. часы и  его  1 1 1 1 1 1 1 1 1 ТИПЫ  РЕЧИ 2 13­14.  Повествование. 15­16. Описание. 2 Формы и  методы строение лекция лекция практикум лекция практикум практикум практикум Контроль  знаний. Лекция с  элементами  беседы Лекция с  элементами  беседы,  практикум Лекция с  Образовательный продукт примечание Конспект лекции Записи в тетради Выделение абзацев в предложенном  тексте Записи лекции  учителя Анализ текста,  определение связи  в тексте Анализ текста,  определение вида  связи Анализ текста Записи в тетрадь Конспект, анализ  текста Конспект, анализ элементами  беседы,  практикум Лекция с  элементами  беседы,  практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум Практический  семинар Самостоятельна я работа и лекция Коллективная  работа Лекция с  элементами  практики практикум практикум текста Конспект, анализ  текста Составление  плана, анализ  текста Составление  тезисов, анализ  текста Составление  выписки  Составление  конспекта  предложенного  текста Самостоятельный  подбор материала  для реферата,  составление  реферата Составление  аннотации Составление  рецензии Определение вида  вторичного текста содержание. Записи в тетради Анализ текста Записи в тетради,  анализ текста Анализ текста Редактирование  вторичного текста. 17­18. Рассуждение. 2 1 1 1 1 2 1 2 1 тема 1 1 1 1 3 19. Сокращение  текста. План. 20. Тезисы. 21. Выписка. 22.Конспект. 23­24. Реферат. 25. Аннотация. 26­27. Рецензия. 28. Создание  вторичного текста. 29. Тема и идея  текста. 30. Комплексный  анализ текста:  определение темы и  содержания текста. 31. Сюжет.  Композиция. Фабула. 32. Определение  композиции, темы,  фабулы текста. 33­35.  Редактирование  текста.  Комплексный анализ текста. ГЛОССАРИЙ Текст ­  группа предложений, вязанных по смыслу и грамматически Абзац –  часть текста, объединённая микротемой Повествование – рассказ о событиях, развивающихся во времени Описание – словесное изображение какого­либо предмета или явления путём перечисления его  характерных признаков Рассуждение –  последовательное изложение ряда мыслей, включающее в себя разъяснение какой­ либо мысли План  ­ назывной характер формулировок Тезисы – краткое изложение основных мыслей Конспект – сжатая запись содержания текста Выписка – выдержка из текста  Реферат – краткое изложение научной информации по конкретной теме Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, рукописи Язык – средство общения людей друг с другом Речь – способность выражать свои мысли словами, умение говорить Культура речи – соотнесение индивидуальной речи нормам данного языка Список литературы: 1. Власенкова А. И. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10 ­11  кл. общеобразовательных учреждений /  ­ М. : Просвещение, 2004. – 350 с. 2. Власенкова А. И. методические рекомендации к учебнику «Русский язык :  Грамматика. Текст. Стили речи. Учеб. 10 ­11 кл.» : Кн. Для учителя /­ М. :  Просвещение, 2003. – 128 с. 3. развивайте дар слова : факультативный курс «теория и практика разных жанров (8  – 9 кл.)» : пособие для учащихся – М. : Просвещение, 1990. – 176 стр. 4. Пленкин Н. А. Стилистика русского языка в старших классах. Пособие для  учителя. М. 6 Просвещение, 1975. – 142 стр.  5. Розенталь Д. Э. Русский язык. 10 ­11 кл. : Учебное пособие для  общеобразовательных учебных заведений / ­ М. : ООО «Издательство Оникс». 2006. – 384 стр. Приложение НЕКОТОРЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С  УЧАЩИМИСЯ. 1.Что такое текст? А) Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу? Озаглавьте её запишите;  подчеркните главные члены предложений.  1. Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрылась земля.  Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. 2. Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут  бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки. Б) Попробуйте во втором тексте изменить: !) порядок предложений; 2) порядок слов в  предложениях; 3) заменить настоящее время глагола­сказуемого в одном предложении – прошедшим, в другом – будущим. В) Прочитайте текст вслух. Понаблюдайте, как ввязывают предложения интонация. 3. Лекция учителя (деятельность учащихся: составление конспекта).  Текст (лат.) –  ткань, сплетение, соединение – это группа предложений, связанных по смыслу и  грамматически. Текст состоит из предложений. Одно предложение, даже очень  распространенное, сложное, которое, безусловно, является произведением речи, мы  тем не менее текстом не назовём. Вот, например, описание охоты у с. Т. Аксакова:   Я любил всё в охоте: как собака, почуяв след перепёлки, начнёт горячиться, мотать  хвостом, фыркать, прижимая нос к самой земле; как, по мере того как она  подбирается к птице, горячность её час от часу увеличивается; как охотник, высоко  подняв на правой руке ястреба, а левую рукою удерживая на сворке горячую собаку,  подсвистывая, горячась сам, почти бежит за ней; как вдруг собака, иногда искривясь  на бок, загнув нос в сторону, как будто окаменеет на месте; как охотник кричит  запальчиво «пиль, иль» и, наконец, толкает собаку ногой; КАК БОГ ЗНАЕТ ОТКУДА ИЗ­ПОД  САМОГО НОСА С ШУМОМ И ЧОКАНЬЕМ ВЫРЫВАЕТСЯ ПЕРЕПЁЛКА – И УЖЕ ДОГОНЯЕТ ЕЁ С  РАСПУЩЕННЫМИ КОГТЯМИ ЖАДНЫЙ ЯСТРЕБ, И УЖЕ ДОГНАЛ, СХВАТИЛ, ПРОНЁССЯ НЕСКОЛЬКО  САЖЕН,И ОПУСКАЕТСЯ С ДОБЫЧЕЮ В ТРАВУ ИЛИ ЖНИВУ, ­ НА ЭТО, ПОЖАЛУЙ, ВСЯКИЙ ПОСМОТРИТ С УДОВОЛЬСТВИЕМ.        Конечно, это вполне завершённое высказывание, произведение речи, но это не текст, а предложение.  Его нельзя расчленить на самостоятельные предложения, нельзя использовать для наблюдения над  закономерностями связи предложений в тексте.   Таким образом, первое, что вы должны усвоить, овладевая понятием текста, ­ это то, что ТЕКСТ  СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.    А из такой существенной характеристики текста, как смысловая цельность, вытекают следующие  признаки текста:  Текст – это высказывание на определённую тему;  В тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль);  Текст любого размера – это относительно автономное (законченное) высказывание;   К тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль  высказывания;  Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец. Связность – это третья существенная характеристика текста, соотносительная с таким его  признаком, как членимость. Чтобы обеспечить связность при построении текста, нужно расставить  предложения в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли, а порядок слов в предложении подчинить коммуникативной задаче высказывания. Итак, ТЕКСТ – это группа предложений, объединённых в целое единой темой и основной мыслью,  связанных друг с другом по смыслу и грамматически, где в каждом следующем предложении  содержатся новые сведения, обеспечивающие развитие мысли. 4. Практические задания. А) Изданных предложений составьте текст. Озаглавьте его и запищите.  Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую землю. Листья падали дни и ночи.  Начался листопад. Этот дождь шёл неделями Леса моросили дождём облетевшей листвы. Б) Составьте на основе записи текст.   Красив, наряден лес в дни ранней осени. Золотятся … . Костром горят … . Словно груды  малахита, зеленеют молодые … . Веселым многоцветьем радуют  . Шелестят под ногами опавшие листья. Ещё цветут кое­где запоздалые … цветы. От дерева к дереву протянуты …  нити .. . паутины. Прозрачен и … воздух. В) Напишите небольшой текст по данному началу.                                 Поздняя осень в лесу.   Наступила поздняя осень. …. Абзац как часть текста. 1. Лекция учителя.  Выражая мысль, автор чаще всего движется как бы по  ступенькам, переходя от одной её части к другой. Часть одной общей темы называется микротемой. Микротема обычно раскрывается в нескольких  предложениях. Часть текста, объединенная микротемой, называется абзацем. Поскольку тема обычно распадается ее несколько микротем, то и текст, как правило, членится на несколько абзацев. Каждый  абзац принято начинать с красной строки.    Абзац имеет определённое строение: зачин или начало, разработку или развитие мысли, концовку  или конец. Структура абзаца видна на таком примере: Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом  кресле. Тёмная вода хлестала в окна. Дороги размыло. Вот уже больше недели, как никто нас не  навещал. (По К. Паустовскому.) Первое предложение – это зачин, в котором заключена основная мысль отрывка; второе, третье и  четвёртое – разработка мысли, высказанной в зачине; последнее – концовка, оно отчётливо  свидетельствует о том, что Микротема исчерпана.   В речевой практике возможны различные отступления от такой классической структуры. Иногда  может отсутствовать концовка. Это бывает оправдано в тех случаях, когда мясль, выраженная в  начале, с основной частью абзаца полностью исчерпана, и нет необходимости специально оформить её окончание. Например: В маленькой комнате на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были  похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая  шерстяная нитка – хвостик. Из каждого клубочка болтались мягкие пушистые уши. Щенки всё  время двигались, залезали друг на друга, попискивали. (Ю. Яковлев.) Иногда в абзаце может отсутствовать начало, но тогда основная мысль отрывка сформировалась в  конце. Пример: Переулок Аркадия Гайдара в Москве… центральная детская библиотека, которой присвоено  имя писателя… Гайдаровские пионерские дружины и отряды… Для всех нас это знаки  памяти писателя. (По В. Разумневичу.)   А как же связываются между собой предложения  в тексте? Ведь предложения, разделённые точкой,  не изолированы друг от друга. Между ними существует смысловая связь. Причём связанные могут  быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделённые друг от друга одним или  несколькими предложениями.   Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой.  Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац  отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании  предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.    Бывают абзацы, состоящие их одного предложения. Первые предложения всех абзацев текста  составляют наиболее важное его содержание. Эту основную часть абзаца называют АБЗАЦНЫМ  ЗАЧИНОМ. Последующие предложения – КОММЕНТИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ: она раскрывает,  разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении. 2. Практикум. А) Озаглавьте текст так, чтобы в названии отражалась его тема. Выделите абзацы и озаглавьте  каждый из них, установите строение. Найдите в каждом абзаце начало, разработку микротемы,  концовку.    Ночью дождь проходит неслышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным  шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины. Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждёт, даже если долго стаяла жара. Он приходит с  грозой откуда­то из­за леса. Его несёт удивительно чёрная туча. Жестокие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагам гул. Вечерами дожди идут низко,  ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьются в небе звёзды, и прохладно  засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи. Но всех реже и всех необычней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже  спешит уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сиянием. Словно  и самому дождю радостно, что он пришёл без мглы, такой весёлый. (По Ю. Куранову.) Б) Прочитайте абзац текста. Проследите за развитием мысли: где делается заявка на тему, где она  разрабатывается, где тема исчерпана. Выделите соответствующие части абзаца: начало, развитие  мысли, конец.   По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. Приходилось вставать и  закутывать его тёплой шерстяной тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал  руку и, вздохнув, засыпал. (К. Паустовский.) В) Проанализируйте строение нескольких абзацев из 27 главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», где описывается смерть Базарова. Найдите абзацный зачин и комментирующую часть в каждом из  приведённых ниже абзацев.   Базарову становилось хуже с каждым часом4 болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно  случается при хирургических отравлениях. Он ещё не потерял памяти и понимал, что ему говорили;  он ещё боролся. «Не хочу бредить, ­ шептал он, сжимая кулаки, ­ что за вздор!» И тут же говорил:  «Ну, из восьми вычесть десять сколько выйдет?» Василий Иванович ходил как помешанный,  предлагал то одно средство, то другое и только делал, что покрывал сыну ноги. «Обернуть в  холодные простыни… рвотное… горчишники к желудку… кровопускание», ­ говорил он с  напряжением. Доктор, которого он умолял остаться, ему поддакивал, поил больного лимонадом, а  для себя просил то трубочки, то «укрепляющего­согревающего», то есть водки. Анна Власьевна  сидела на низенькой скамеечке возле двери и только по временам уходила молиться; несколько дней  тому назад туалетное зеркальце выскользнуло у неё из рук и разбилось, а это она всегда считала  худым предзнаменованием; сама Анфисушка ничего не умела сказать её. Тимофеич отправился к  Одинцовой.   Ночь была нехороша для Базарова… жестокий жар его мучил. К утру ему полегчало. Он попросил,  чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней ручку и выпил глотка два чаю. Василий  Иванович оживился немного. …   Перемена к лучшему продолжалась недолго. Приступы болезни возобновились. Василий Иванович  сидел подле Базарова. Казалось, какая­то особенная мука терзала старика. Он несколько раз  собирался говорить – и не мог. Виды внутритекстовой связи. Цепная (последовательная) связь – это такой вид связи, когда слово или словосочетание первого  предложения повторяется Вов тором предложении. А другое слово из второго предложения  повторяется в третьем и т. д. С глубокой древности человек в этих местах охотился на архаров. Об этом свидетельствуют  наскальные рисунки. На многих из них изображены целые сцены охоты. Параллельная связь – такой вид связи между предложениями в тексте, при котором предложения  сопоставляются или противопоставляются, т. е. слова из первого предложения повторяются в  последующих.   Пред нами расстилалась снежная равнина. На далёком горизонте догорала бледная заря. У дороги  рядами росли старые сосны. Параллельно­цепная связь – это такой вид связи, при котором в одном тексте присутствует и цепная и параллельная связь:  Листья в лесу опадали и покрывали землю разноцветным ковром. Идёшь по осеннему лесу, а они так и шуршат под ногами. Смотришь на них очарованно, и представляется далёкое счастье времени. В тексте информация выступает в виде данного и нового.   Данное – это то, что известно из предыдущего предложения.   Новое – это то, что говорится о данном. Развитие текста – это накопление новой информации на основе данного. Данное связывает каждое  последующее предложение с предыдущим. Чтобы найти данное, нужно в последующем предложении найти слова, в которых повторяется информация, известная из предшествующего предложения.  Например:  Имя художника И. И. Шишкина пользуется заслуженной известностью и любовь.                     Шишкин  ­ один из крупнейших мастеров русской , мировой пейзажной живописи второй половины 19 века. Пейзаж Шишкина близок и понятен каждому русскому человеку. (Данное – подчёркнуто) Д1…..Н1 Д2(Д1)…..Н2 Д3(Д2)….Н3. Типы речи. Повествование. Особенностью повествования как типа речи является то, что в нём говорится о следующих друг за  другом действиях. Сообщение о сменяющихся действиях и есть «новое» в предложениях такого текста, т. е. та главная информация, ради которой создаётся высказывание. «Данным» в  предложениях такого текста является указание на лицо, совершающее действия, на время ­ Познакомьтесь с двумя текстами; один  из них – повествование. Какой? Докажите. Назовите, к  какому типу речи относится другой текст. В каждом предложении повествования выделите «новое». Что оно обозначает? Какими средствами языка обозначены действия? Во всех ли предложениях  назван предмет, совершающий действия, ­ почему это возможно? Какими словами автор  подчёркивает последовательность действий? 1. На помощь Артемону шло семейство ежей. Летели, гудели толстые чёрно­ бархатные шмели в золотых плащах, шипели крыльями свирепые шершни.  Ползли жужелицы и кусачие жуки с длинными усами. (По А. Н. Толстому.) 2. Тут и скворушка, видимо, заинтересовался вареньем. Он вскочил на край  вазочки. Потом запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И,  наконец, для удобства – прыг прямо в варенье, да и завяз. (По Г.  Скребицкому) Одной из разновидностей повествования является рассказ – это небольшое литературное  произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в  жизни героя. В основе рассказа лежит событие (случай, эпизод, происшествие0. Поэтому в построении его  различают части, связанные с развитием этого события: завязка, кульминация, развязка. Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события. Развязка – результат развития события, его заключительный момент. В рассказе могут быть вступление и заключение. Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чём он решил рассказать,                           В заключении чаще всего делится своими раздумьями по поводу описанных событий,  говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти.    Рассказ не основе услышанного начинается обычно с введения. Почему?  Нужно подготовить читателя к восприятию рассказа, т. е. предварительно пояснить в нём такие  детали, без знания которых понять рассказ по­настоящему нельзя.     Введение объясняет, где, как и почему автор узнал о том, что произошло с героем рассказа.     И, наконец, введение может вызвать интерес читателя к рассказу.    План. Тезисы. Конспект. Важное значение для усвоения прочитанного имеют записи при чтении. Давно  замечено, что при записи материал запоминается лучше. Сирийский писатель и ученый  XIII века Абуль Фарадж приводит такой рассказ: «Некто записывал лекцию на  грифельной доске. Она вся оказалась заполненной до того, как окончилась лекция. Тогда  он стер верхнюю часть доски и продолжал запись. Когда его спросили, зачем он так  сделал, он сказал: ­ Я так сделал, чтобы иметь полный текст. Начало я записал и запомнил. Теперь мне написать и запомнить конец». Записи сохраняют для нас прочитанный материал и позволяют в любое время  воспользоваться им. Они нужны не только при проработке учебного материала:  художественную литературу тоже полезно читать с карандашом  в руке. Выполнение  записей требует определенного умения и навыков. Для их приобретения полезно  воспользоваться выработанными в результате многолетней практики рекомендациями. Не следует, например, конспектировать материал при первом чтении, когда еще не понятна  мысль автора. Лучше сначала прочитать и продумать главу или раздел книги, а затем  зафиксировать на бумаге то, что необходимо. Гораздо труднее делать записи после  прочтения всей книги, это можно рекомендовать только при чтении художественной  литературы. Виды записей. В практике работы с книгой выработано несколько видов записей.  Основные из них: план, тезисы, конспект. План – самый короткий вид записи. В нем только перечисляются вопросы,  совещенные в произведении. Тезисы кратко излагают основные мысли автора. Самой  развернутой формой записи является конспект. В нем отражается в сокращенном виде  все содержание произведения. Кроме планов, тезисов и конспектов применяют  различного вида рабочие записи: выписки цитат, заметки га полях конспекта и т.д. Составление планов. Каждое литературное произведение, научное или  художественное, строится по определенному плану. Типичным примером плана книги  может служить оглавление. Но не всегда автор произведения, особенно  художественного , дает название отдельным частям и главам книги. В этом случае,  составляя план произведения, мы стремимся условить деление его на части и связь между этими частями. Каждой части произведения мы даем заглавие в виде короткого назывного  предложения и порядковый номер. Формулирование заголовков заставляет вдуматься в  содержание каждой составной части, уловит ее основную мысль. План бывает простой и  сложной. В простом плане составные части произведения нумеруются подряд. При  составлении сложного плана мы делим произведение на крупные части, а каждую часть – на более мелкие. Конспектирование. Слово «конспект» латинского происхождения, в буквальном  переводе оно обозначает «обзор». Конспект – это краткое связное изложение содержания произведения или его части, без подробностей и второстепенных деталей. По своей  структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану произведения.  Поэтому важно сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответов на  вопросы плана. Если произведение разделено на достаточно мелкие озаглавленные части,  то заголовки можно рассматривать как пункты плана, а из текста каждой части следует  записать те мысли и факты, которые раскрывают смысл заголовка.  Конспекты бывают текстуальные, составленные путем дословной выписки из  текста отдельных предложений, наиболее точно выражающих мысль автора, и  свободные, в которых авторская мысль изложена своими словами. Чаще всего составляют смешанные конспекты: некоторые формулировки переписывают из текста  дословно, остальные мысли излагают своими словами. Во всех случаях нужно следить за  тем, чтобы в конспекте точно была передана мысль автора. При несогласии с автором или при желании изложить свои мысли по поводу прочитанного нужно сделать заметки на  полях конспекта или внизу страницы под горизонтальной чертой либо поместить их в  конспекте в скобках с указанием своих инициалов. При параллельном изучении одного  предмета по нескольким источникам можно составить один сводный конспект:  1. из каждого источника сделать выписки на отдельных листках, а затем  объединить их по вопросам в общий конспект; 2. составить подробный план и по каждому вопросу плана найти ответ во всех  источниках; ответ можно записать либо своими словами, либо списать  дословно из того произведения, где он лучше всего изложен, с ссылкой на  источник и страницу (ссылку на страницу полезно давать во всех случаях  составления конспекта). Тезисы. Слово «тезис» в переводе с греческого обозначает «положение». Тезисы  передают не содержание, а только основные положения книги. Чтобы составить тезисы,  нужно прочесть книгу, продумать ее содержание, найти основную идею, проследить ее  главные положения. Следовательно, тезисы – это наиболее сложная форма записей: их  составление требует умения анализировать произведение. Тезисы нумеруются в той  логической последовательности, которая ведет к доказательству главной мысли, но  может не совпадать с последовательностью материала в книге. Тезисы, так же как и  конспект, могут быть текстуальные, свободные и смешанные. Рабочие записи.  Под рабочими понимают различного вида вспомогательные  записи, которые делаются непосредственно при чтении книги (например, выписываются  отдельные мысли, факты, даты, цифры, формулы) и используются затем при составлении  планов, конспектов и тезисов. При чтении художественного произведения полезно  отметить страницы, на которых полно раскрываются черты характера действующего  лица, выписать наиболее важные мысли. Вместо выписок иногда подчеркивают нужные  места в книге. Этого делать нельзя. Нужно использовать закладки с надписью,  указывающей, какой вопрос освещен на данной странице. Дословные выписки из текста  называются цитатами. Цитаты должны заключать в себе законченную мысль и в точности повторять авторский текст, включая пунктуацию, выделение отдельных слов и т.д. Если в цитате часть текста пропускается и заменяется многоточием, нужно следить затем, чтобы не искажалась авторская мысль. Цитаты, кроме стихотворных, берутся в кавычки, а в  конце указывается в скобках источник и страница. Например: «Философы лишь различным способом объясняли мир, но дело заключается в  том, чтобы изменить его» (Маркс К. Тезисы о Фейербахе. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч.  2­е изд., т. 3, с. 4). Помимо цитат читатели часто записывают мысли, вызванные прочитанным,  замечания, комментарии к тексту, выводы. Оформление записей. Внешний вид записей имеет немаловажное значение. Даже  рабочие записи, носящие вспомогательный характер, не следует оформлять небрежно,  чтобы впоследствии можно было пользоваться ими. Если записи делают не в тетради, а на отдельных листах, то листы должны быть пронумерованы и сложены в папку. На  страницах нужно оставлять поля шириной 3­4 см для заметок и дополнительных  сведений. Отдельные части конспекта должны иметь заголовки и подзаголовки. При  конспектировании и других видах записей в целях экономии времени и места применяются сокращения, но нельзя злоупотреблять ими в ущерб понятности текста.  Рекомендуется применять общеупотребительные сокращения, например: м.б. – может быть б.ч. – большей частью гос. – государственный д.б. – должно быть и т.д. Не следует сокращать имена и названия, кроме очень часто повторяющихся. При любых записях, даже черновых, нужно следить за грамотностью. Хорошо  выполненные записи, отражающие логическую связь между основными положениями,  позволяют и через длительное время восстановит в памяти прочитанный материал. КОСПЕКТ ­это краткое изложение содержания статьи или книги. Конспектирование как форма записи следует  за тезированием. Строгих правил конспектирования нет – каждый вырабатывает свои. Рекомендуем вам, однако,  поступить следующим образом:   Собираясь конспектировать какую­либо работу, внимательно прочитайте её целиком,  отмечая основные положения автора, важные, на ваш взгляд, мысли и факты;  Затем, вторично прочитав статью, изложите своими словами её положение и доводы,  процитируйте наиболее важные формулировки;  Законспектировав статью, прочитайте её ещё раз, сопоставляя с вашими записями. Можно отразить в конспекте и своё отношение к прочитанному, дополнить положения  конспектируемой работы ссылками на другие известные вам статьи и книги. Если вы не согласны с утверждением автора конспектируемой работы или хотите в чём­то дополнить  его, свои заметки можно делать или не полях конспекта, или в конце страницы под горизонтальной  чертой, или в самом тексте конспекта, заключая их в скобки и указывая свои инициалы.   Как и книга, конспект делится на главы, параграфы – так легче конспектировать не всю книгу , а  только её часть.   Интересной, но сложной формой работы является  сводный конспект, объединяющий конспекты  нескольких работ сопоставлением точек зрения их авторов по отдельным вопросам. Таблица. Вот как могут выглядеть план, тезисы и конспект отрывка статья из работы В. Белинского о  «Евгении Онегине». план 1. Место «Евгения  Онегина» в  творчестве Пушкина. тезисы «Евгений Онегин» занимает  особое место в творчестве  Пушкина: в этом произведении  с наибольшей силой отразилась  личность поэта. 2. Отражение в  «Евгении Онегине»  жизни русского  общества в один из  периодов его  В «Евгении Онегине»  воспроизведена жизнь русского общества в один из важных  периодов его развития, что  делает произведение  конспект В романе, «самом задушевном  произведении Пушкина», с наибольшей  полнотой отразилась личность поэта, его  чувства, понятия, идеалы. Это  произведение имеет для нас огромное  историческое и общественное значение.     «Евгений Онегин» является  произведением «историческим в полном  смысле этого слова», т. к. в нём  поэтически воспроизведена жизнь  русского общества в один из развития. историческим. 3. Значение «Евгения  Онегина» как первого русского  национально­  художественного  произведения. Пушкин выступил в «Евгении  Онегине» как национальный  поэт, избравший наиболее  удачную форму для  изображения жизни  современного ему общества –  роман в стихах. 4. «Евгений Онегин»  как основа для  дальнейшего  развития русской  литературы. «Евгений Онегин» вместе с  комедией Грибоедова «Горе от  ума» «положил прочное  основание… новой русской  литературе». интереснейших периодов его развития.  Пушкин выступает в нём не только как  поэт, Нои как «представитель впервые  пробудившегося общественного сознания». «Евгений Онегин» явился первым русским  национально­художественным  произведением, а Пушкин – гениальным  поэтом, изобразившим жизнь общества  такою, как она есть. Для этого поэт избрал особую художественную форму – роман в  стихах, причём в такое время, когда на  русском языке не было ещё «ни одного  порядочного романа в прозе». «Евгений Онегин» ­ произведение «в  высшей степени оригинальное и  национально­русское». Вместе с  творением Грибоедова «Горе от ума»  стихотворный роман «положил прочное  основание новой русской поэзии, новой  русской литературы». Конспектирование складывается из нескольких этапов:  1. Ознакомительный этап. Вся статья внимательно прочитывается, Во  время чтения 2. делаются пометки на полях (карандашом) – отмечаются основные положения,  аргументы, особо выделяются важные и точные определения, которые потом  включаются в конспект. После прочтения вырисовывается общий план статьи,  который сначала надо записать на черновике, а потом пункты плана перенести на  поля чистовика конспекта.  Составление конспекта. Статья вторично прочитывается по разделам и  конспектируется, т. е. кратко излагается своими словами содержание раздела,  основные его мысли, утверждения, определения (тезисы, положения) и доводы.  Наиболее яркие  и точные формулировки или цитируются в конспекте или целиком включаются в конспект как цитаты. Таким образом, конспектируется каждый  раздел статьи. 3. Завершающий этап. Статья ещё просматривается, потом прочитывается конспект,  сопоставляется со статьёй. Пропущенные мысли записываются на полях, а  значительные – в конце конспекта. Сочинение. Рекомендуем следующий порядок работы над сочинением:  Прежде всего выберите и обдумайте тему сочинения;  Определите ведущую мысль, которую вы будете развивать и доказывать4  Вспомните и отберите тот материал, который, по вашему мнению. Понадобится для  подтверждения этой мысли;   В отобранном материале выделите главное;  Составьте начальный (черновой) вариант плана;  Подберите примеры, факты, цитаты, подтверждающие ваши мысли (укажите их рядом с соответствующими пунктами плана);  Работайте над черновиком сочинения, следуя намеченному планом порядку;  Окончив сочинение (черновик), прочитайте написанное, проверьте содержание,  последовательность изложения, соразмерность частей написанного, грамотность;  Посмотрите, как соотносятся сочинение и план, откорректируйте то и другое, приведя  в соответствие;  Перепишите работу набело;  Проверьте написанное, в частности посмотрите, нет ли описок и пропусков букв, все ли знаки препинания расставлены правильно. Понятие о стилях речи. Наш литературный язык неоднороден. В нём складываются и обособляются устойчивые речевые  разновидности, каждая из которых обслуживает определённую сферу человеческого общения.  Зависимость наших высказываний от условий высказываний от условий и задач общения  рассматривается СТИЛИСТИКОЙ. Стилистика изучает функциональные стили. Характеристика стилей речи. 1. Понятие о ситуации общения. Ситуация общения: ­­­­­­­­­­­где говорим?­­­­­­­­­­­­­­­­­­в официальной обстановке;­­­­­­ в  неофициальной обстановке;                                  ­­­­­­­­­­­­с кем? ­­­­­­­­­­­­­­с одним человеком­­­­­­­­­­­со многими людьми;                                  ­­­­­­­­­­­­с какой целью?­­­­­­­­­­­­­­­общение,                                                                                                 Сообщение,                                                                                                 Воздействие.      Характеристика стилей речи.       Тип речи Стиль речи где разговорны й книжный разговорный научный Официально­ деловой Неофициальна я обстановка Официальная  обстановка ­­­­­­­­­­­­­ публицистически й художественный ­­­­­­­­­­­­    зачем С  кем 1 ­ 1 Общение  (поговорить) Сообщение(объяснит ь) 1­  мног о ­­­­­­­ Сообщение  (проинструктировать ) ­­­­­­­ Воздействие  ­­­­­­ (убедить) Воздействие  (изобразить) Стилевые черты Непринуждённост ь, расплывчатость Абстрактность,  точность,  логичность Официальность,  точность,  бесспрестрастност ь Призывность,  эмоциональность Конкретность,  образность,  эмоциональность Разговорный (обиходно­бытовой) стиль        1. сфера применения: использование в непринуждённой обстановке, обычно со  знакомыми людьми.. задачи речи – общение. 2. 3. Стилевые черты. Высказывание обычно бывает: непринуждённым4 свободным в  выборе слов и выражений; отношение автора к предмету речи и собеседнику в нем  передается непринуждённо.   4. Языковые средства: разговорные непринуждённые слова: вымахал вм. Вырос;  эмоционально­оценочные слова: а) с уменьшительно­ласкательными суффиксами:  берёзКа, звёздОЧКа; б) с суффиксами неполного качества: сладкОВАТый; глаголы  сов. вида с приставкой ЗА­ со значением начала действия: запел вм. Начал петь;  предложения, различные по цели высказывания, эмоциональной окраске, обращения,  прямая речь.   Схема полного стилистического анализа текста . 1. Охарактеризовать ситуацию общения (условия и задачи речи), в которой может быть  использован этот текст.     2. Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте  (непринуждённость, официальность, точность, расплывчатость, называние,  эмоциональность, бесстрастность, конкретность, абстрактность, субъективность,  объективность, субъективность, объективность, образность, отсутствие образности,  подчёркнутая логичность, призывность речи). 3. Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические,  синтаксические),  с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами  черты. 4. Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.      Публицистический стиль речи. 1. Используется в газетах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на  собраниях и митингах. 2. Задачи речи: сообщить информацию, имеющую общественно­политическое  значении;  воздействовать на массы, сформировать у людей правильное отношение  к общественным делам. 3. Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, ярким, страстным,  призывным. 4. К характерным языковым средствам относятся:  совмещение в одном тексте  книжных и разговорных средств; сочетание стандартных и экспрессивных  выражений; использование слов в переносном значении (так называемой «газетной  образности»: белое золото, голубые дороги); вопросительных и побудительных  предложений; повторы; обратный порядок слов (инверсия); обращения;  расчлененные предложения; параллельный способ связи предложений; антитеза. Официально­деловой стиль. 1. Сфера применения: использование в деловых бумагах (объявления, заявления,  расписки, справки, отчёты и др.), инструкции, законодательные документы. 2. Задачи: сообщить точные сведения, имеющие практическое значение для всех, дать  точные рекомендации, указания. 3. Стилевые черты: высказывание обычно бывает : официальным, точным,  беспристрастным. 4. Языковые средства: книжные официальные слова и выражения; сущ., образованные  от глаголов и прилагательных с суффиксами –ЕНИ­, ­АНИ­: учение, страдание,  ­ОСТ­, _СТВ­: правительство, знаменитость; глаголы в форме 3 л., мн. ч., наст. вр.  Со значением – так принято делать; в форме повел. накл, в форме неопред. формы;  предложения распространённые, часто с одним главным членом – сказуемым;  сказуемое часто выражается именем сущ. или прилаг. Научный стиль речи. 1. Сфера применения: используется в научных трудах учебниках, в выступлениях на  научные темы. 2. Задачи речи: сообщить общие существенные признаки предмета, объяснить причины  явлений. 3. Стилевые черты: высказывание обычно бывает обобщённо­отвлечённым (в нём  раскрываются понятия – говориться, н – р, не об одной какой­нибудь берёзе,  а об  этой породе деревьев); точным, доказательным, неэмоциональным(в нём не  передается отношение автора); подчёркнуто логичным. 4. языковые средства: слова нейтральные и книжные с обобщённым и отвлечённым  значением: животное, растение; скорость, движение и т. д.; научные термины (среди  них много      интернациональных слов): суффикс, функция, элемент; глаголы в  форме 3 л., наст. вр. Со значением постоянного (вневременного) действия: рыбы  дышат жабрами; распространённые повествовательные предложения; сказуемое  часто выражено суш. или прилег. Художественный стиль. 1. Сфера применения: используется в художественных произведениях. 2. Задачи: нарисовать живую картину, изобразить то, о чём рассказывается; передать  читателю чувства (эмоции), которые испытывает автор. 3. Стилевые черты: высказывание обычно бывает: конкретным, образным, живым,  выразительным, эмоциональным. 4. Языковые средства: конкретность слова; использование слов в переносном значении;  использование эмоционально—оценочных слов: с уменьшительно­ласкательными  суффиксами; с суффиксами –ОВАТ­Ю –ЕВАТ­; использование глаголов  совершенного вила с приставкой ЗА­ со значением начала действия (зацвёл сад0; со  значением наст вр. Вместо прошедшего; вопросительные, восклицательные  предложения. Строение текста. Типы композиции. Текст может содержать предложения, объединённые одним вопросом, составной частью темы. В  группе таких предложений, тесно связанных между собой, раскрывается своя МИКРОТЕМА. А  часть текста, в которой раскрывается Микротема, называется МИКРОТЕИОЙ. В тексте ей обычно  соответствует АБЗАЦ, хотя иногда в абзаце может быть содержать несколько абзацев.   Абзац, состоящий из нескольких предложений, обычно имеет начало, основную часть и конец,  который в устной речи передается интонацией законченности и более длинной паузой.   Каждый новый абзац отражает новый поворот мысли, новые сведения о событиях или предмете  речи.    Эти же части можно найти в текстах большого объёма – в параграфах, разделах, главах. Композиция текста – это способ построения текста, связи его частей.   Основные части композиции: ­ вступление; ­ основная часть; ­ заключение. Типы композиции:   Линейная – последовательное изложение фактов, событий.  Параллельная – рассмотрение событий и фактов в сравнении.  Ступенчатая – от одного положения к другому по возрастающей.  Концентрическая – от одного факта к другому с возвратом к уже приведённым  положениям (по типу спирали). При изложении событий авторы используют различные конструктивные приёмы:   1. Неожиданное начало. 2. Вопросно­ответный способ. Автор ставит вопрос и сам же на него отвечает. 3. Индукция – изложение от частного к общему. 4. Дедукция – изложение от общего положения к частному (сначала вывод, затем  факты). 5. Обрамление – одинаковое лексическое и синтаксическое построение начала и конца. 6. Концессия – автор сначала соглашается с противником, а потом решительно  опровергает его доводы. 7. Конкретизация – приём для усиления воздействия, конкретный факт. Виды переработки текста: план, тезисы, конспект. Для переработки текста нужно:   Внимательно прочитать текст, понять его смысл;  Выделить главные мысли, основные положения;  Выделить в каждой части то главное, что необходимо отразить в плане, конспекте;  Определить, к какому типу речи относится текст;  Разделить его на части в соответствии с типовой принадлежностью;  Обратить внимание на употребление слов, словосочетаний, грамматических форм в  выделенных частях. ПЛАН – это строгий порядок условных названий частей текста, который соответствует последовательности изложения событий и фактов. По ходу подготовки речи в письменной форме приходится переработать материал – членить его на  смысловые отрезки. В каждой выделенной части отмечается самое главное, чтобы можно было  составить план. План может быть простым и сложным.  ПРОСТОЙ план состоит из названий отдельных частей высказывания, расположенных в строгой  логической последовательности. Такой план может быть тематическим, в котором все пункты могут  быть представлены назывными предложениями. СЛОЖНЫЙ план составляется путём двухступенчатого последовательного разделения материала.  Сначала намечаются, например, в сочинении, композиционные части, затем каждая часть их этих  частей подразделяется на более мелкие, составляющие пункты. Обычно это относится к основной  части, как к более сложной.   Важно, чтобы любой план раскрыл тему и основную мысль текста.   Результатом анализа литературного произведения может быть ЦИТАТНЫЙ план. ТЕКСТ. ВИДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА, Повествование. Существует несколько разновидностей текстов: повествование, описание и рассуждение. Это  функционально­смысловые типы речи. Содержание высказывания определяет тип текста. Повествование Что? Где? Когда? 1. Предметы и явления в  движении, во времени Описание Каков предмет? Предметы и явления в совокупности их свойств, признаков 2. Сообщается о событиях и  действиях, сменяющих друг  друга в пространстве и во  времени Содержание описания можно  передать одномоментно. Предмет  конкретизируется через  изображение частных признаков,  дополняющих друг друга. Рассуждение Почему? Предметы и явления в  причинно­следственных  связях Содержание рассуждения  связано с причиной,  взаимосвязью событий и  явлений. 3. На первый план выступает  порядок протекания действия, завязка, кульминация,  развязка. 4. Используются глагольные  формы, местоимения, наречия (сначала, затем, наконец) Это может быть описание пейзажа,  портрета, состояния человека. Используются чаще прилагательные, существительные со значением  оценки: слова, обозначающие  состояние (печально, холодно, жаль) 5. В составе целого текста  выступает в тесном сочетании  с другими типами речи Часто сочетается с повествованием,  обеспечивая смысловое единство  текста В рассуждении выделяются  части: тезис, доказательство, вывод. Используются вводно­ модальные слова: во­первых, во­вторых, итак, а так же;  союзы так как , потому что,  если…то Может включать элементы  других типов речи в  контексте большого текста. ПОВЕСТВОВАНИЕ – рассказ о событиях, развивающихся во времени.   Композиционные особенности повествования: 1. В структуре выделяют:  Экспозицию (события, обстановка, предшествующие действию);  Завязку (событие, с которого начинается действие);  Развитие действия;  Кульминацию (момент наивысшего напряжения действия);  Развязку (окончание развития действия). 2. Хронологическая последовательность событий может быть и прямой, и обратной. 3. Повествование ведётся от первого или третьего лица. Языковые особенности: 1. Поскольку в повествовании речь идёт о событиях, действиях, особая роль  принадлежит глаголу:  Совершенного вида, прошедшего времени для передачи смены событий, их  последовательности и достижения результата;  Несовершенного вида, прошедшего времени для подчеркивания длительности действия;  Настоящего времени, для представления событий, как бы происходящих на глазах  читателя;  Будущего времени совершенного вида с частицей как для передачи стремительности  неожиданности действия. 2. Частое использование слов и словосочетаний со значением времени (потом, затем,  через некоторое время). Выразительная и изобразительная сила повествования заключается в наглядном представлении  события, действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. На первый план  выдвигается развитие сюжета. ОПИСАНИЕ – Словесное изображение какого­либо предмета или явления путем перечисления его  характерных признаков.   Различают такие виды описания: описание человека, предмета, места, окружающей среды. Композиция:  Общее представление о предмете;  Признаки, присущие предмету;  Авторская оценка предмета. Языковые особенности:  Употребляются глаголы несовершенного вида  в форме настоящего времени, которые  придают описанию выразительность и приближают предмет описания к читателю  («настоящее живописное»);  Активны имена существительные и особенно – прилагательные;  Широко используются изобразительно­выразительные средства: сравнения, эпитеты,  метафоры, олицетворения;  Распространены неполные и назывные предложения. Цель описания  ­  добиться того, чтобы читатель увидел предмет, представил его в своём  сознании.  Характерные признаки для пейзажа – вид деревьев, трав, неба, реки, леса;  Для портрета – вид, возраст, осанка, выражение лица, внутренне состояние человека;  Для предмета – внешний вид, назначение, детали, их взаимодействие. РАССУЖДЕНИЕ –                                  Это последовательное изложение ряда мыслей, включающее в себя разъяснение,  доказательство какой­либо мысли. Чтобы убедить кого­то, необходимо меть рассуждать, доказывать, делать правильные выводы. Это же умение требуется, чтобы опровергнуть мнение, с которым вы не  согласны.   В рассуждении различают три части:   Тезис (мысль, требующая доказательства);  Доказательство (или опровержение) тезиса, т.е. аргументы;  Вывод (заключение по поводу тезиса). Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть  убедительными и достаточными для доказательства тезиса. И чем они будут убедительнее, тем яснее сформулированы, тем неотразимее всё рассуждение и бесспорнее вывод.   Важно помнить:  Чтобы в тексте между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами  устанавливалась логическая и грамматическая связь. Логическая связь – это связь  смысловая: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и нужно  подтверждать именно выдвинутый вами тезис, а не что другое. Факт – самое серьёзное,  самое бесспорное доказательство. Не случайно говорят: факт – упрямая вещь. Для  грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами  нередко используются вводные слова: во­первых, во­вторых, в–третьих, наконец, итак,  следовательно, таким образом. В тексте – рассуждении широко используются  предложения с союзами: однако, хотя, не смотря на, потому что, так как.   Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: в форме письма, статьи,   рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии.  Рассуждение отличается от повествования и описания более сложным построением  предложений и использованием большого количества слов с отвлечённым значением. В художественном произведении рассуждение часто выступает в форме авторских  отступлений, монологов героев, полемических споров. Что может быть аргументом в рассуждении?  Толкование, разъяснение самого тезиса.  Причина(доказательства от причины).  Мнение выдающихся людей, например, писателей, ученых, политических деятелей.  Опровержение ошибочных мнений (доказательство от противного).  Факты, примеры, цитаты из других источников, например, из литературно­критических  статей и литературных произведений, драматических и т. д.  Сравнения, аналогии, которые можно привести как доказательства: жизнь человека и  природы, закономерности исторического процесса и будущее; творчество писателей,  композиторов.  Собственные суждения, наблюдения пишущего автора, если они доступны.  Примеры противоположные, доказывающие тезис. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА. Выписка (выдержка из текста) – дословная документально точная запись какой­либо части текста. Основные признаки:  Дословность, точность выписываемого текста;  Цитатное оформление;  Обязательное указание фамилии и инициалов автора; названия произведения4 места и  года издания; названия или номера главы, части, параграфа, страницы. Например: «талант нуждается не столько в похвале, сколько в справедливости. Талант, как  прекрасный Дао природы, принадлежит народу, той нации, которой обязан писатель своим  призванием и жизнью. Ибо талант – проявление лучшего качества народа». (Нурпеисов) Реферат – краткое письменное изложение научной информации по конкретной теме. Особенности реферата:  Монографичность (по одному источнику) или образность (по нескольким);  Авторское отношение к информации, оценке её; выводы и обобщения о важности текста,  об особенностях языка и композиции, о позиции автора;  Небольшое выступление, где указываются библиографические данные текста и основная  проблема;  Основная часть даёт полное  и объективное изложение содержания статьи или книги;  Автор реферата может включить и противоположные точки зрения на один  и тот же  вопрос;  Чёткая логическая и грамматическая связь между частями.  Виды реферата: реферат­конспект, реферат­резюме, реферат­обзор, реферат­доклад. Реферативная статья – один из видов текстов – пересказов. Композиционные части:  Зачин – указание на автора, тему. Цель;  Основная часть – указание на построение материала, пересказ и комментарий каждой  части;  Концовка – оценка реферируемого источника.  Типичное содержание реферата и наиболее часто употребляющиеся слова и обороты. Типичные слова и выражения Проблема, обсуждаемая в…, относится к той области знаний, в  которой … Предметом обсуждения в … является вопрос о… Целью …является рассмотрение .. с точки зрения… Статья … посвящена вопросу о… Типичные компоненты  содержания Указание на автора,  название статьи, тему Характеристика  обсуждаемой проблемы Предмет обсуждения в  первоисточнике Осмысление целей  автора Определение задач  автора текста Характеристика  материала Указание на структуру … состоит …из… разделов, включающих… глав Комментарий к каждой  части Оценка авторского  текста Основной задачей … была задача получить … осветить  ..доказать Материалом исследования в …стали.. Делается заключении о… . В первой части предпринимается  попытка …, приводятся доказательства.    Завершая…, можно сказать, что основное достоинство..  заключается в том, что… . АННОТАЦИЯ. РЕЦЕНЗИЯ. Аннотация – сжатая характеристика книги, статьи, сборника, её содержания и назначения. В аннотации обязательно содержится указание на адресат, основную тему и проблему произведения. Основные признаки:  Дается описание основных библиографических данных (автор, название), а также  особенности построения книги;  Возможна оценка основной темы;  Желание заинтересовать читателя, социально­возрастная направленность Рецензия – это отзыв, критическая оценка художественного, научного произведения, спектакля,  фильма. Рецензия – это развёрнутый письменный анализ. Если в аннотации содержится ответ на вопрос: «О  чём говорится в книге?», то в рецензии – «в чём особенность этого произведения, что я думаю об  этом?» Советы пишущему рецензию: 1. Внимательно прочитайте текст или просмотрите телепередачу. 2. напишите, кто автор книги или пьесы и где она вышла. 3. кому адресована книга? (возраст). 4. Укажите тему книги, главную мысль, как они раскрываются в этом произведении. 5. Назовите главных действующих лиц. Как к ним относится автор, какое отношение к  ним испытывали вы? 6. Отметьте особенности сюжета, композиции, языка. 7. Высказывайте своё мнение, анализируйте, не старайтесь пересказывать  содержание,  подменяя тем самым свою оценку. 8. Обязательно укажите, что вам особенно понравилось или не понравилось, ил  запомнилось и почему. 9. Не стесняйтесь написать и о том, что вам показалось спорным или слабым, что  излишне растянуто, а что недостаточно убедительно. 10. Кратко передайте содержание книги, иначе все ваши суждения будут непонятны  читателям. Тексты для практической работы учащихся І. Один американский натуралист много лет фотографировал снежинки через  микроскоп, а потом издал альбом, содержащий четыре тысячи портретов этих  хрупких созданий. Что же такое снежинки? Это кристаллы льда, точнее, сростки простейших  кристалликов льда – иголочек и пластинок. Высоко в небе зимой плавают перистые  облака, состоящие из множества таких кристалликов. Они растут, превращаются в  снежинки, тяжелеют – и  целыми стаями устремляются вниз. Идёт снег. Снежинка – очень нежное, капризное создание. Малейшее изменение  температуры, ветра или влажности влияет на её размер и «телосложение».  Например, если дует влажный ветер, снежинки слегка подтаивают по концам и  сцепляются при полете в хлопья. По форме снежинок метеорологи научились даже  предсказывать погоду на завтра. Откуда же берутся кристаллики льда в облаках? Они образуются из водяного  пара. Помните, как в холодную погоду намерзает иней на воротнике или на варежке,  если на нее подышать?                                                                           Журнал «Трамвай» Прочитайте текст. Определите его стиль. Какие элементы этого текста не  характерны для научного стиля? Чем отливаются суффиксы в словах снежинка, иголочек, пластинок,  кристалликов, воротнике? Выпишите эти слова и обозначьте суффиксы. Выпишите однокоренные слова, обозначьте корни. Докажите, что они являются  скрепами, объединяющими текст. Напишите изложение, строго выдерживая текст в научном стиле.  ІІ. Основная разновидность канцелярского стиля имеет своей задачей  представить все обстоятельства дела во всех их логических взаимоотношениях вместе с выводом из них в одном целом. Отсюда вытекает культура сложных предложений  по способу подчинения в канцелярском стиле. И в самом деле,  подобным образом  хорошо построенные предложения дают возможность читателю все сразу понять и  сразу же принять соответственное решение. Если изложить содержание такого сложного предложения в виде независимых друг от друга элементов, то читателю  потребуется значительное количество времени и энергии на то, чтобы свести эти  элементы в единое логическое целое и сделать соответственные выводы. Язык законов требует, прежде всего, точности и невозможности каких­либо  кривотолков;  быстрота понимания не является уже в таком случае исключительно  важной, так как заинтересованный человек безо всякого понукания прочтет всякую  статью закона и два и три раза.                                                                                                     Л. Щерба  Щерба Лев Владимирович (1880­1944) – лингвист, академик; автор трудов по  фонетике, лексикологии, лексикографии, морфологии, синтаксису, лингвистическому  толкованию текста. Определите стиль текста. Проанализируйте содержание текста: покажите, что его  ведущий стилевой чертой является логичность (последовательность в изложении,  аргументированность каждого вывода, положения); найдите главные тезисы автора. Как  они раскрываются и иллюстрируются? Спишите текст. Подчеркните в нем все средства текстовой связи – повторы слов и  оборотов в соседствующих и несоседствующих частях текста и их конструкциях,  местоимения, частицы, союзы и союзные слова. О каком стиле идет речь в статье академика Л. В. Щербы?  Как этот стиль  называется в школьном учебнике? Каковы его основные признаки? Перечислите эти  признаки, опираясь на сведения из школьного учебника и дополняя их информацией из  статьи Л. В. Щербы? ІІІ. Писать красиво, даже чересчур красиво, ярко, даже чересчур ярко – этого  сейчас не умеет только ленивый. Это можно «сделать». Чего нельзя подделать, так  это совести слов. Очень худой симптом – то, что делается с русским языком, и притом как раз  на фоне известного подъема литературной культуры. Глухота к языку сплошь и рядом выступает в соседстве с языковой изысканностью. На русском языке пишут так, словно это мертвый язык, последний носитель которого умер столетия или  тысячелетия назад.                                                                               С. Аверинцев. Надежды и тревоги. Какие черты публицистического стиля обнаруживаются в тексте? В каких словах и выражениях отражается авторская позиция? Напишите сочинение в жанре рецензии, где  проиллюстрируйте идею этого текста анализом какого­либо факта небрежного отношения  к языку. ІY. У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая,  большая Волга или  малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка?  И как оно уязвимо,  это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес,  выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм,  сконструировать заново невозможно. Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится  одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или «Мелеет  Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких Усманок и даже  безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только­ только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течет. Но, кроме благ и радостей,  отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несет свою воду в «общий  котел», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. И  если какой­нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую  из причин этому надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, ­ на  малых речках.                                                                                                             В. Песков. Отечество Проанализируйте текст публицистического стиля: примерами из текстов подтвердите, что они: а) написаны  на общественно значимую, 1) злободневную тему; б) адресованы массовому читателю; в) призваны воздействовать на  рассудок и чувства читателей с целью воспитания у них высоких, благородных  гражданских чувств; 2) докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без  обращения к художественным образам, иносказаниям), в которой ярко выражена  позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте; 3) найдите языковые средства, создающие общую экспрессивность (выразительность)  текста:  специальные выразительные средства ­  эпитеты, сравнения, метафоры,  риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п.; найдите  характерные обобщенные и общественно значимые понятия – политики, морали,  нравственности, культуры, социальных чувств и т.п.  Y. Из непроглядных временных далей течет поток рода людского, именуемого  Историей. Он несёт нас через наше сегодня дальше, в неведомое. В неведомое? Ой нет, не совсем! Далекое проступает уже сейчас, только надо  уметь его видеть – великое через малое, в падающем яблоке – закон всемирного  тяготения. Кто в 1820 году обратил внимание на сообщение Эрстеда, что стрелка  компаса резко отклонилась к проволоке, по которой пропущен ток?.. Людей тогда  волновала судьба Наполеона, дожидавшегося последние дни на острове Святой Елены,  убийство герцога Беррийского. А стрелка компаса… экая, прости Господи, чепуха. Но  от нее вздрогнула История, началась новая промышленная эра, электричество вошло в жизнь и изменило ее, изменился мир, изменились мы сами. А щепотка урановой соли, случайно засветившая фотопластинку Беккереля…  А «безумные» прожекты скромного учителя из Калуги – вырваться из объятия  Земли!.. Течет поток рода людского. Куда? Какие силы гонят его? Безвольные ли мы  рабы этих фатальных сил, или у нас есть возможность как­то их обуздать?  Мучительные вопросы бытия всегда вызывали страх перед будущим. Он прорывался в  легендах о всемирном потопе, хоронящем под собой человечество, в кошмарах  откровения от Иоанна, в жестоких расчетах Мальтуса. И хотя активная  жизнедеятельность людей побеждала этот страх, тревога за свои судьбы не исчезала и загадки бытия не становились менее мучительными.                                                   В. Тендряков. Покушение на миражи Какова тема и идея текста? Определите стиль текста. По каким признакам вы это узнали? Аргументируйте  ответ, используя сведения из раздела «Признаки стилей». Узнайте по словарям и энциклопедиям значения непонятных слов. Напишите  сочинение­размышление, раскрывающее смысл предложений текста Течет поток рода  людского. Куда? Какие силы гонят его? YI. Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Главная причина в том, что иностранных слов в нем до черта. Ну взять  французскую речь. Все хорошо и понятно, Кескесé, мерсú. комсú – все, обратите ваше  внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова. А нуте­ка, сунься теперь с русской фразой – беда. Вся речь пересыпана словами  с иностранным, туманным значением. От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы.                                                                        М .Зощенко. Обезьяний язык. 1) 2) 3) Проанализируйте текст разговорного стиля:  в какой сфере общения используются и для чего; особые черты стиля – неофициальность, непринужденность общения;  отсутствие предварительной подготовленности речи; устная форма общения (в записи);   эмоциональная реакция говорящего на факты и события;  языковые особенности: а) лексические, фразеологические (некнижные, в том  числе разговорные, просторечные, диалектные, жаргонные слова и обороты, разговорные частицы, междометия;  активность различных эмоционально­экспрессивных средств,  выражающих эмоции, чувства и оценку говорящего); б) морфологические (разговорные  варианты форм всех частей речи); в) синтаксические (неполные предложения  и  разорванные конструкции;  особый, отличный от книжно­письменного порядок слов;  частотность вопросительных, побудительных, а также восклицательных предложений;  преобладание простых немногословных предложений; разнообразие интонации с  преобладанием в ней эмоционально­экспрессивных черт). YII. Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы  поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает  падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука, если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким  же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава. Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от  скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки  осенней земли. Как­то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучая мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на  книги, а по дорожкам сада было трудно ходить:  приходилось идти по листьям, как по  глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в  волосах – всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом. Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным  лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы. Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и  растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа –  неясный звук, похожий на детский шепот.                                                                         К. Паустовский. Желтый свет   І. Докажите что особенностью языка художественной литературы являются: а) единство  функции сообщения и функции воздействия; б) соединение элементов разных стилей; в)  широкое использование изобразительно­выразительных средств; г) проявление творческой  индивидуальности автора. 1. Установите, о чем этот текст; насколько важно то, о чем в нем говорится;  сообщается ли что­то важное, неизвестное, принципиально новое. Что важнее –  информация, получаемая читателем, или впечатление, производимое текстом на  читателя? Изменилось ли ваше настроение после чтения? Почему к таким  произведениям возвращаются снова и снова, несмотря на то, что содержание их  давно известно? Сделайте вывод о функции текста. 2. Найдите слова и выражения со сниженной стилистической окрашенностью –  разговорные. Назовите книжные элементы: слова и сочетания слов, формы  (например, причастия и деепричастия),  конструкции (сложноподчиненные  предложения, обособленные члены предложения, однородные члены с  нанизыванием их т.п.). Сделайте вывод о соединении элементов разных стилей,  т.е. о многостильности, смешении стилей. 3. Назовите известные вам изобразительно­выразительные средства и найдите их в  тексте. Много ли слов с переносным значением, сравнений? 4. Попытайтесь показать, как при отсутствии большого числа специальных  изобразительно­выразительных средств из предметного смысла вырастает  образный, а из него идейный смысл текста ­  в этом проявляется творческая  индивидуальность автора. ІІ. Для того чтобы увидеть, как строится этот текст, как создается его своеобразная  музыка и скромное обаяние, рассмотрите некоторые его черты. Выпишите тематические  группы слов: а) со значением времени; б) с перечислением звуков; в) со значением места.  Выпишите слова, отражающие сменяющиеся картинки, подобные кадрам кино.  Рассмотрите сочетания слов со словом лист (листья). Какова изобразительная роль последнего абзаца? С помощью каких языковых  средств автор «готовит» читателя к восприятию самого важного сообщения, что шелест  падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот? Какова стилистическая роль повторяющихся звуков, слов, словоформ,  параллельных конструкций? Рассмотрите короткие предложения. Много ли их? Каково их  значение в тексте? В тексте нет ни одного восклицательного предложения. Как это  определяет тональность текста, его эмоциональный накал и силу воздействия? YIII. Антошка увидел молнию, вышедшую из тьмы тучи и ужалившую землю.  Сначала молния бросилась вниз далеко за деревней, но потом ей было плохо или некуда  было ударить, потому что молния подобралась обратно в высоту неба, и оттуда она  сразу убила одинокое дерево, что росло посреди сельской улицы, около деревянной  закопченной кузницы. Дерево вспыхнуло синим светом, точно оно расцвело, а затем  погасло и умерло, и молния тоже умерла в дереве.                                                                               А. Платонов. Июльская гроза. О чем повествуется в этом тексте – о молнии как явлении природы или о восприятии  молнии литературным героем? Аргументируйте свой вывод. Проанализируйте текст с  точки зрения его стиля. Найдите образные средства языка, изображающие действие  молнии. Напишите сочинение по вашим впечатлениям о грозе и ударах молнии. ІХ. Между нами был человек основательный – учитель математики. Он  посмотрел строго на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно: ­ Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи­эр квадрат  заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение  подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой.  Чтобы сделать влияние огня на пи­эр квадрат менее интенсивным, железная среда  покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, то есть так называемым  маслом. Полученная путем нагревания компактная тягуче­упругая смесь вводится  затем через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно. Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом. Итальянцы пошептались и спросили робко: ­ А с какой целью вы все это делаете? Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго: ­ Чтоб весело было!                                                                               Тэффи. Блины Определите стиль текста. Как создается юмористический эффект? Почему  учитель, желая, очевидно, рассмешить иностранцев, лишь испугал их? Передайте содержание текста в ином стиле, стараясь показать, что блины – это  вкусное блюдо. Прочитайте весь рассказ, узнайте о жизни и литературной деятельности Надежды  Александровны. Тэффи и подготовьте сообщение о её творческой индивидуальности. Х.   Вот моя деревня… Вот мой дом родной… А вот моя мать… Дважды была замужем, дважды оставалась вдовой.  Первый раз овдовела в 22 года, второй раз – в 31 год, в 1942г. Много сил, собственно, всю жизнь отдала детям. Теперь думает, что сын ее вышел в люди, большой человек в  городе. Пусть так думает. Я у нее учился писать рассказы. Вот тетки мои: Авдотья Сергеевна. Вдова. Вырастила двоих детей. Анна Сергеевна. Вдова. Вырастила пятерых детей. Вера Сергеевна. Вдова. Один сын. Вдовы образца 1941/1945 гг. Когда­то они хорошо пели. Теперь не могут. Просил ­не могут. Редкого терпения люди! Я не склонен ни к преувеличениям, ни к  преуменьшениям национальных достоинств русского человека, но то, что я видел, что  привык видеть с малых лет, заставляет сказать: столько, сколько может вынести  русская женщина, сколько она вынесла, вряд ли кто сможет больше, и не приведи  судьба никому на земле столько вынести. Не надо. Они не сознают этого. Да и сам я начал понимать это много лет спустя…                                                   В. Шукшин. Нравственность есть правда

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс

Спецкурс "Текст и его строение", 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2017