Спецкурса для подростков «Основы права»
Оценка 4.6

Спецкурса для подростков «Основы права»

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
doc
обществознание
9 кл—10 кл
17.01.2017
Спецкурса для подростков  «Основы права»
Введение. Современная Россия и молодежная преступность. Говоря о таком социальном феномене, как молодёжная преступность, прежде всего необходимо уточнить, что мы подразумеваем под понятиями «молодёжь» и «преступность». Молодёжь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптацию к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодёжи размыты и подвижны, как правило, к молодёжи причисляют в возрасте 14 – 30 лет. Преступность – это социальное явление, включающее совокупность преступлений (общественно опасных деяний, совершенных умышленно или неумышленно, за которые законом установлена уголовная ответственность), совершенных в данном обществе в данный период времени, и характеризующееся количественными (динамика, состояние) и качественными (структура, характер) показателями. В то же время важно отметить, что молодёжную преступность нужно рассматривать в первую очередь не в контексте преступности в целом, а в контексте молодежи, ее возрастных особенностей и проблем. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи всегда отличались особой остротой, поскольку с их решением во многом связаны конечные результаты борьбы с преступностью в целом. Результаты криминологических исследований свидетельствуют, что преступность среди несовершеннолетних и молодежи составляет основу для воспроизводства всей преступности. Свой первый преступный опыт рецидивисты и профессиональные преступники приобретают, как правило, в юности. Криминальная активность молодежи традиционно высока. По данным ГИЦ МВД России, удельный вес лиц в возрасте 14-29 лет среди всех выявленных участников преступлений составил в 1997г. 53%, а среди лиц, совершивших грабежи, разбои, вымогательства, изнасилования, кражи транспортных средств, по отдельным регионам - от 70 до 90%. Проблема криминогенного влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить российскую общественность. Поколение, которое привыкли считать детьми, уже детьми не назовёшь – это молодёжь. Нельзя сказать, что настроения и образ жизни современной молодёжи могут дать обществу надежду на «светлое» будущее. Всё это говорит о том, что молодежная и подростковая преступность в настоящее время активно прогрессирует. Она охватывает все основные молодежные группы как в социально-демографическом, так и в территориальном и профессионально-образовательном аспектах. С учетом неуклонного роста безработицы среди молодежи, несомненно, она будет способствовать и уже способствует формированию среди незанятой молодежи групп, устойчиво подверженных криминальному влиянию. В свете выше сказанного можно говорить об актуальности проблемы молодёжной преступности. Данная работа имеет своей целью, просветить (хотя бы частично) современную школьную молодежь с основными вопросами общего правоведения и юриспруденции, в форме полусерьезной игры-викторины.
Спецкурс ОСНОВЫ ПРАВА.doc
МУ клуб «Парус»  село Киргиз­Мияки Миякинского района РБ.                                        ПРОГРАММА    Спецкурса для  несовершеннолетних подростков  «Основы  государства  и права»                                                      Хабибуллин Ирзин Гильмуллович                                                      Педагог дополнительного образования                                                      МУ клуб «Парус»                                                      Миякинского района РБ                                                      Стаж работы: 20 лет                                                      Высшая категория Киргиз­Мияки   2008г Введение. Современная Россия и молодежная преступность.    Говоря о таком социальном феномене, как молодёжная преступность, прежде всего  необходимо уточнить, что мы подразумеваем под понятиями «молодёжь» и  «преступность». Молодёжь – это социально­демографическая группа, переживающая  период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптацию к  исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодёжи размыты и  подвижны, как правило, к молодёжи причисляют в возрасте 14 – 30 лет. Преступность –  это социальное явление, включающее совокупность преступлений (общественно опасных  деяний, совершенных умышленно или неумышленно, за которые законом установлена  уголовная ответственность), совершенных в данном обществе в данный период времени, и  характеризующееся количественными (динамика, состояние) и качественными (структура, характер) показателями.    В то же время важно отметить, что молодёжную преступность нужно рассматривать в  первую очередь не в контексте преступности в целом, а в контексте молодежи, ее  возрастных особенностей и проблем.  Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи всегда отличались  особой остротой, поскольку с их решением во многом связаны конечные результаты борьбы  с преступностью в целом.  Результаты криминологических исследований свидетельствуют, что преступность среди  несовершеннолетних и молодежи составляет основу для воспроизводства всей преступности.  Свой первый преступный опыт рецидивисты и профессиональные преступники  приобретают, как правило, в юности.  Криминальная активность молодежи традиционно высока. По данным ГИЦ МВД России,  удельный вес лиц в возрасте 14­29 лет среди всех выявленных участников преступлений  составил в 1997г. 53%, а среди лиц, совершивших грабежи, разбои, вымогательства,  изнасилования, кражи транспортных средств, по отдельным регионам ­ от 70 до 90%.    Проблема криминогенного влияния на молодежь в последнее время не может не  беспокоить российскую общественность. Поколение, которое привыкли считать детьми, уже  детьми не назовёшь – это молодёжь. Нельзя сказать, что настроения и образ жизни  современной молодёжи могут дать обществу надежду на «светлое» будущее.      Всё это говорит о том, что молодежная и подростковая преступность в настоящее время  активно прогрессирует. Она охватывает все основные молодежные группы как в социально­ демографическом, так и в территориальном и профессионально­образовательном аспектах.  С учетом неуклонного роста безработицы среди молодежи, несомненно, она будет  способствовать и уже способствует формированию среди незанятой молодежи групп,  устойчиво подверженных криминальному влиянию.    В свете выше сказанного можно говорить об актуальности проблемы молодёжной  преступности.    Данная работа имеет своей  целью, просветить (хотя бы частично) современную школьную 2 молодежь с основными вопросами общего правоведения и юриспруденции, в форме  полусерьезной игры­викторины. Программа: «Основы государства и права» I. Пояснительная записка:   Мы живем в XXI веке, в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий,  обилия разнообразной информации, стрессовых межличностных ситуаций и  гуманитарного преобразования мира.  Сегодня происходит постоянное  расширение кругозора, пополнения знаний, овладения смежными профессиями.  Наступающая эпоха ­ это время, когда в системе научного и практического знания  лидерство будет переходить к обществоведческим и социально­политологическим  дисциплинам.   Изучение дисциплины “Основа теории государства и права” особенно актуально в  настоящее время. В условиях становления правового государства и интеграции  России в мировую экономику, развития рыночных отношений и  предпринимательства в нашей стране, важное значение приобретают вопросы  формирования, развития и закрепления нового юридического мышления,  проблемы формирования эффективной рыночной экономики, вопросы общей  правовой культуры и др. В связи с этим будущим специалистам в области экономики необходимо не только ознакомиться   с   основными   общетеоретическими   принципами   и   категориями государства   и   права,   но   и   определить   значение   полученных   знаний   для последующей   практической   деятельности.   Поэтому   настоящая   программа 3 ориентирует   студентов   не   только   на   знакомство   с   базовыми   знаниями   о государственно­правовых явлениях, но и дает возможность соотнести полученные знания   с   теми   экономическими   и   политическими   изменениями,   которые происходят в нашей стране в последнее время.     1. Актуальность курса:  Современный человек не может обойтись без знаний законов общественного и социального развития;   знаний особенностей деловой и управленческой  коммуникации;   знаний основ социально­политической жизни и культуры.     Программа, по своему содержанию, рекомендована учащимся старших классов (в основном юношам), является новым и актуальным, в виду усложнения жизни современного общества.  Программа   будет   полезна   буквально   всем:   будущим   инженерам,   физикам, бизнесменам,   адвокатам,   врачам   и   особенно   тем,   кто   желает   связать   свою будущую   профессиональную   деятельность   работе   с   людьми   (т.е.   юристам, сотрудникам правоохранительных органов, социальным работникам, психологам, управленцам, менеджерам и т.п.)”  Программа выполняет следующие функции: – – – – познавательную прогностическую социального­политического проектирования организационно­технологическую 4 – – – – – управленческую инструментальную теоретико­познавательную практико­политическую идейно­воспитательную 2.   Цель  программы:  «Политология   и   юриспруденция»   и   научить   применять   на   практике   основные юридические и политологические знания.   ознакомить   современную   молодежь   с   науками Сопутствующие цели обучения: ­ помочь профессиональному самоопределению учащихся; ­ удовлетворить их интеллектуальные запросы; 4.  Задачи программы:  1)  Дать учащимся системные знания по основам политологии и юриспруденции;  2)  Научить учащихся применять на практике основные приемы  социально­ политических исследований,  для будущего ее применения практике для успешной адаптации  в окружающем мире (обществе); 3) Приобщить подростков к знанию, уважению и исполнению законов РФ. 5. Основные формы  работы:     Лекции, беседы, семинары, диспуты, мини­походы, практические тематические игры, викторины и конкурсы. 5 6. Основные методы работы:       ­   метод   проектов   (разработка   проектов   по   проблемам   политологии   и социологии). 7. Основные формы контроля:        тесты: Темы: 1) «Основы политологии»     2) «Социально­политическая сфера жизни общества»   3) «Общество и государство»     4) Проекты и малые НИР  5) организация и проведение летнего профильного лагеря: «Я гражданин России».   8.   Характеристика   самостоятельной   работы:  Учащиеся   для   выполнения самостоятельных малых научно­исследовательских работ (проектов), делятся на 2­3 рабочие группы, которые работают, каждая, по своему плану. Каждая группа, в течение 1­2 месяцев, должна выполнить следующие виды работ: определиться с направлением   работы   (найти   объект   исследования)   ­   разработать   основную базовую гипотезу и к ней соответствующие вопросы анкеты – провести пробный опрос   –   доработать   вопросы   –   размножить   вопросы   анкеты   –   провести   опрос респондентов – собрать и обработать полученные данные – проанализировать, а при возможности найти закономерности – подготовить публичную презентацию своего   проекта   (образовательного   продукта).   Все   работы   ведутся   под руководством     преподавателем.   Важно   научить   ребят   не   только   составлять вопросы и их анализировать, но и самому искусству проведения опроса.  Также   приобщить   ребят   к   полезному   и   продуктивному   времяпровождению   в учебный и летний каникулярный периоды. 6 9. Планирование работы  на 2008г Тема 1. Молодежь и пиво (январь) НИР Дата Место проведения МОУ СОШ № 1 январь 1 2 3 4 5 7 2. 1. Выборы президента РФ  (Опрос жителей 1. Райцентр февраль райцентра). 2. Молодежь и сигареты. НИР 1. Жизнь,   быт   и   досуг   жителей 2. СОШ № 1 1. Райцентр март райцентра 2. Свободное время молодежи   Молодежь и этикет. НИР  Молодежь и экология.  Экологические рейды. 2. СОШ № 1 СОШ № 1 Окрестности райцентра апрель май Организация   и   проведение   летнего Рядом  с ДООЦ Июль­август 7 профильного   лагеря   для   «трудных» подростков. «Мечта» (р.Дема) Примерный  тематический план:   Тема 1. Понятие и признаки государства Роль и значение власти в обществе. Понятие и специальное назначение государства в общественной жизни. Признаки государства. Отличие государства от  общественной власти первобытно­общинного строя. Теории происхождения государства. Понятие функций государства как основных направлений и видов государственной деятельности. Рассмотреть на примере функций российского государства. Понятие формы государства и ее основных элементов. Форма правления: понятие  и виды. Форма государственного устройства: понятие и виды. Понятие  конфедерации и ее отличие от федеративного государства. Государственно­политический режим: понятие и виды. 8 Тема 2. Понятие и признаки права Понятие права и его признаки. Взаимосвязь права и государства. Теории  происхождения права. Роль права в системе социальных норм. Отличие норм права от норм морали. Объективное и субъективное право. Норма права: ее понятие и признаки. Структура правовой нормы. Виды правовых  норм. Понятие и виды источников права: закон и подзаконные акты­договоры.  Виды законов. Виды подзаконных актов. Виды договоров. Иные источники права.  Действие нормативных правовых актов во времени и пространстве. Система права. Отрасли российской системы права. Тема 3. Правоотношения и их участники Понятие правоотношения. Структура правоотношения. Юридическое содержание  правоотношения. Объекты и субъекты правоотношения. Правоспособность и  дееспособность как признаки субъектов правоотношений. Юридические факты:  понятие и виды. Тема 4. Правонарушение и юридическая ответственность Понятие и значение правомерного поведения. Понятие и признаки  правонарушения. Юридический состав правонарушения. Объект правонарушения.  Объективная сторона правонарушения. Субъект правонарушения. Субъективная  сторона правонарушения.  Виды правонарушений. Понятие юридической ответственности и ее признаки. Отличие юридической  ответственности от других видов социальной ответственности. Основания  юридической ответственности.  Виды юридической ответственности и порядок ее реализации. Меры  государственного принуждения, применяемые при различных видах юридической  ответственности. 9 Тема 5. Законность и правопорядок. Правосознание и правовая культура. Понятие законности и ее признаки. Роль  Конституции РФ в обеспечении законности. Принципы законности и гарантии.  Законность и правопорядок в обществе. Правосознание и правовая культура. Их роль в осуществлении законности и  правопорядка. Значение правовой культуры в формировании правового  государства.  Тема 6. Конституция Российской Федерации Понятие Конституции как основного закона общества и государства. Ее признаки. Этапы конституционного развития в России. Общая характеристика советских  конституций. Конституция Российской Федерации 1993 г., ее структура и общая  характеристика. Юридические свойства Конституции РФ. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ. Законодательный материал к теме 6: Конституция РФ. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33­ФЗ “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации”. Тема 7. Основы конституционного строя Российской Федерации Понятие конституционного строя и его основ. Система принципов  конституционного строя, закрепленных в качестве его основ Конституцией РФ. Конституционные принципы, лежащие в основе организации Российской  Федерации как демократического федеративного правового государства с  республиканской формой правления. Понятие народовластия и формы его осуществления. Референдум и свободные  выборы — высшее непосредственное выражение власти народа. 10 Гражданское общество как неотъемлемый атрибут конституционного строя.  Общественные объединения: понятие и виды. Порядок образования и  деятельности, роль в общественной и государственной жизни. Политические партии и их место в политической системе. Порядок образования и  деятельности. Понятие правового государства и его признаки. Построение правового  государства в Российской Федерации. Федерализм как конституционный принцип организации российского государства. Суверенитет Российской Федерации: понятие и гарантии. Российская Федерация — социальное государство. Основные направления  социальной политики РФ. Российская Федерация — светское государство. Религиозные объединения и  государство. Законодательный материал к теме 7: Конституция РФ, гл. 1. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5­ФКЗ “О  референдуме Российской Федерации”. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67­ФЗ “Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации” (с посл. изм. и доп.). Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82­ФЗ “Об общественных объединениях”  (с посл. изм. и доп.). Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95­ФЗ “О политических партиях” (с  посл. изм. и доп.). Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125­ФЗ “О свободе совести и о  религиозных объединениях” (с посл. изм. и доп.). Федеральный закон от 4 апреля 2005 года № 32­ФЗ “Об Общественной палате  Российской Федерации” (с посл. изм. и доп.). 11 Тема 8. Основы правового статуса человека и гражданина Основы правового статуса человека и гражданина: понятие и принципы. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения. Государственные органы РФ, ведающие вопросами гражданства. Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ. Международные правовые акты о правах человека и гражданина. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права и свободы. Экономические, социальные и культурные права и свободы. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации. Гарантии прав,  свобод и обязанностей. Законодательный материал к теме 8: Конституция РФ, гл. 2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10  декабря 1948 г.). Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принятая  Советом Европы 4 ноября 1950 г.). Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1­ФКЗ “Об  Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62­ФЗ “О гражданстве Российской  Федерации” (с посл. изм. и доп.). Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115­ФЗ “О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации” (с посл. изм. и доп.). Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114­ФЗ “О порядке выезда из  Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (с посл.изм. и доп.). Закон РФ от 25 июня 1993 г. “О праве граждан Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской  12 Федерации” (с посл. изм. и доп.). Закон РФ от 27 декабря 1991 г. “О средствах массовой информации” (с посл. изм.  и доп.). Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54­ФЗ “О собраниях, митингах,  демонстрациях, шествиях и пикетированиях”. Закон РФ от 21 июля 1993 г. “О государственной тайне” (с посл. изм. и доп.). Тема 9. Федеративное устройство России Понятие и принципы федеративного устройства России. Понятие территории РФ.  Виды субъектов РФ. Основы конституционного статуса Российской Федерации и  ее субъектов. Порядок образования в составе Российской Федерации нового  субъекта. Разграничение предметов ведения между федеральными органами  государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Законодательный материал к теме 9: Конституция РФ, ст. 5, гл. 3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6­ФКЗ “О порядке  принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта  Российской Федерации”. Тема 10. Система органов государственной власти Российской Федерации.  Избирательное право и избирательная система Понятие органа государственной власти, его признаки. Виды органов  государственной власти в РФ. Федеральные органы государственной власти.  Органы государственной власти субъектов РФ. Принцип разделения властей: его содержание и значение для развития РФ как  правового и демократического государства. Избирательное право Российской Федерации: понятие и принципы. Избирательная система: понятие и виды. Избирательный процесс в РФ и его  13 стадии. Законодательный материал к теме 10: Конституция РФ, ст. 3, ст. 10, ст. 11, ст. 12, гл. 4—7. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184­ФЗ “Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации” (с посл. изм. и доп.). Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67­ФЗ “Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации” (с посл. изм. и доп.). Тема 11. Президент Российской Федерации Возникновение и развитие института президентства в России. Основы  конституционного статуса Президента РФ: полномочия, место в системе органов  государства. Порядок выборов и основания прекращения полномочий Президента РФ. Законодательный материал к теме 11: Конституция РФ, гл. 4, ст. И 1 — 113, ст. 115—117. Федеральный закон от 10  января 2003 г. № 19­ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”. Тема 12. Федеральное Собрание Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации как представительный и  законодательный орган России, его место в системе органов государственной  власти РФ и структура. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: порядок его формирования и  компетенция. Государственная Дума Федерального Собрания РФ: порядок ее формирования и  компетенция. Порядок избрания депутатов Государственной Думы Федерального  14 Собрания РФ. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы  Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс. Особенности принятия федеральных конституционных  законов. Порядок опубликования и вступления в силу законов. Законодательный материал к теме 12: Конституция РФ, гл. 5. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113­ФЗ “О порядке формирования  Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” (с посл. изм. и  доп.). Федеральный закон от 18.05.2005. № 51­ФЗ “О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (с посл.  изм. и доп.). Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3­ФЗ “О статусе депутата Совета  Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания  Российской Федерации” (с посл. изм. и доп.). Тема 13. Правительство Российской Федерации Понятие органов исполнительной власти и их структура. Общие принципы  организации исполнительных u1086 органов государственной власти, их место в  системе органов государственной власти. Правительство Российской Федерации: порядок его формирования, состав,  полномочия. Взаимодействие Правительства РФ с Президентом РФ. Законодательный материал к теме 13: Конституция РФ, глава 6. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2­ФКЗ “О  Правительстве Российской Федерации” (с посл. изм. и доп.). 15 Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 “О системе и  структуре федеральных органов исполнительной власти” (с посл. изм. и доп.). Тема 14. Конституционные основы судебной системы Российской Федерации Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации: федеральные суды, конституционные  (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ (общая характеристика). Конституционный Суд РФ: порядок формирования, полномочия. Система судов общей юрисдикции. Верховный Суд РФ. Система арбитражных судов. Высший Арбитражный Суд РФ. Прокуратура Российской Федерации и ее место в системе органов государства.  Порядок формирования органов прокуратуры и основные направления  деятельности. Министерство внутренних дел Российской Федерации и его органы. Милиция РФ: структура, задачи, полномочия. Законодательный материал к теме 14; Конституция РФ, глава 7. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1­ФКЗ “О судебной  системе Российской Федерации”. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1­ФКЗ “О  Конституционном Суде Российской Федерации” (с посл. изм. и доп.). Федеральный закон от 17 января 1992 г. “О прокуратуре Российской Федерации”  (с посл. изм. и доп.). Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. “О милиции Российской  Федерации” (с посл. изм. и доп.). Тема 15. Местное самоуправление в Российской Федерации Местное самоуправление как конституционная форма осуществления  16 народовластия. Понятие и общие принципы организации местного самоуправления в РФ. Функции местного самоуправления. Органы местного самоуправления: понятие и виды. Конституционные гарантии местного самоуправления. Законодательный материал к теме 15: Конституция РФ, ст. 3, ст. 12; глава 8. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131­ФЗ “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с посл. изм. и  доп.).   Тема 16. Основы административного права Российской Федерации Понятие и система административного права. Источники административного  права. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Понятие и признаки административного правонарушения. Административная ответственность: понятие и основания. Органы и должностные  лица, уполномоченные рассматривать дела об административных  правонарушениях. Виды административных наказаний. Законодательный материал к теме 16: Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (с изм. и  доп.). Тема 17. Основы гражданского права Российской Федерации Понятие и система гражданского права. Источники гражданского права.  Гражданский кодекс РФ. Гражданские правоотношения. Объекты и субъекты гражданских правоотношений. Гражданская правоспособность и дееспособность. Юридические лица: понятие, признаки, виды. 17 Основания возникновения и прекращения гражданских правоотношений. Право собственности и другие вещные права: понятие, содержание. Формы собственности. Право частной собственности и его правовая защита. Интеллектуальная собственность. Понятие наследственного права. Наследование по завещанию. Формы завещания. Наследники по завещанию. Круг наследников, имеющих право на обязательную долю. Наследование по закону. Круг наследников по закону. Принятие наследства. Законодательный материал к теме 17: Гражданский кодекс РФ, часть 1 от 30 ноября 1994 г.; часть 2 от 26 января 1996 г.; часть 3 от 26 ноября 2001 г. Закон РФ от 9 июля 1993 г. “Об авторском праве и смежных правах” (с посл. изм. и доп.). Тема 18. Основы трудового права Российской Федерации Понятие и система трудового права. Источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Принципы трудового права. Трудовые правоотношения. Трудовой договор: понятие, содержание, виды. Порядок заключения трудового  договора. Основания прекращения трудового договора. Рабочее время: понятие и виды. Время отдыха: понятие и виды. Дисциплина труда. Понятие трудового распорядка организации. Понятие и  значение трудовой дисциплины, способы ее обеспечения. Дисциплинарная ответственность работников за нарушение трудовой дисциплины.  Дисциплинарный проступок. Виды дисциплинарных взысканий и порядок их  наложения. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Понятие, причины и виды трудовых  споров. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.  18 Коллективные трудовые споры: понятие, причины, порядок их разрешения.  Реализация гражданами конституционного права на забастовку. Законодательный материал к теме 18: Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2005 г. Тема 19. Основы семейного права Российской Федерации Семейное право: понятие и система. Источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семейных правоотношений. Объекты и субъекты  семейных правоотношений. Возникновение, изменение и прекращение семейных  правоотношений. Права и обязанности родителей и детей. Основания возникновения прав и  обязанностей родителей и детей. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, на защиту их  прав и законных интересов. Алиментные обязательства родителей и детей. Законодательный материал к теме 19: Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Конституция РФ, ст. 7, ст. 38, ст. 43. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124­ФЗ “Об основных гарантиях прав  ребенка в Российской Федерации” (с посл. изм. и доп.). Семейный кодекс РФ от 30 декабря 1995 г. Тема 20. Основы уголовного права Российской Федерации Понятие уголовного права, его задачи и система. Уголовный кодекс РФ —  источник уголовного права. Понятие преступления и его признаки, отличие от других правонарушений. Уголовная ответственность и ее основания. Состав преступления. Его понятие,  признаки и элементы. Необходимая оборона как обстоятельство, исключающее  19 преступность деяния. Понятие и цели наказания. Система и виды наказания. Порядок их назначения. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Общая характеристика преступлений против личности. Общая характеристика преступлений против собственности. Дополнительные темы (игрового, конкурсного и проблемного характеров): 1. Государственные символы России   (Герб, Флаг, Гимн). Викторина. 2. Правители России… от Рюрика до Путина   История в портретах. Викторина.   3. Всего одна рюмка. Диспут. 4. Братковский язык. Мини юморина. 5. Этические нормы коллектива.  Беседа. + Тест «Основы этики» 6. Добро и зло.  Проблемный диспут. 7. Свобода и ответственность.  Проблемный диспут. 8. Остаться в живых. Тест­шутка. 9. Наркотики, алкоголь и сигареты.  Беседа. 10. Как противостоять давлению среды. Проблемный диспут. 11. Познай себя. Тест. 12. Смысл жизни. Беседа. В результате изучения данной программы подростки должны:  знать основные общетеоретические принципы и категории государства и права и  их соотношение с экономическими категориями; основные источники российского права, регулирующие общественные отношения в области экономики и  20 предпринимательской деятельности; правовые формы государственного  регулирования экономики; организационно­правовые формы  предпринимательства;  уметь самостоятельно анализировать политико­правовые источники,  регулирующие общественные отношения в области рыночной экономики и  предпринимательства иметь представление о роли права по обеспечению стабилизации и упорядочению  общественных отношений в стране и о значении права для деятельности в сфере  экономики и предпринимательства; обладать навыками  применения полученных фундаментальных знаний в области современного   российского   права   в   практической   деятельности   как   в   сфере экономики, так и в предпринимательской; у учащихся должен появиться устойчивый интерес к изучению основ российского законодательства, а также интерес к таким профессиям, как: юрист, сотрудник правоохранительных органов, социолог, политолог и т.п. Литература: 1. 2.  Введение в политологию  К.С.Гаджиев  М.­Просвещение ­ 1993 Основы знаний о государстве, праве и законодательстве   Учебное пособие В.И.Костырев  И.А.Биккинин   Уфа ­ 1994 21 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Обществознание   А.В.Клименко  В.В.Румынина  М.­ «Дрофа»,  2005  Обществознание.  «Среднее профессиональное образование»     А.И.Кравченко   М.­ «Дрофа», ­2003 Обществознание.   «Экзаменационные   ответы»   В.В.Касьянов.­   «Феникс», 2004  Психология управления   А.А.Урбанович.­  Минск.  «Харвест»,  ­2003  Основы государства и права     в вопросах и ответах    С.В.Визнер   «Феникс» Ростов­на­Дону   1998 Государственные символы России   Герб, Флаг, Гимн   Е.В.Пчелов  Москва «Русское слово»  2002 2500   вопросов   для   школьных   викторин         Шаульская   Н.А.       «Феникс» Ростов­на­Дону   1998 10. Правители   России…   от   Рюрика   до   Путина       История   в   портретах. В.В.Озерский      «Феникс»  Ростов­на­Дону   2004 11. Проблемные   классные   часы       10­11   классы         В   помощь   классному руководителю    Я.В.Голубева    «Учитель»   Волгоград 2006 12. Правоведение    «Шаг за шагом»    Избирательное право    Н.А.Федорович Москва НПО «Школа»  1996 13. Основы государства и права    Т.В.Кашанина   А.В.Кашанин   Издательство «Вита Пресс»  Москва 2004       Говоря о таком социальном феномене, как молодежь и молодёжная преступность,  прежде всего необходимо уточнить, что мы подразумеваем под понятиями  22 «молодёжь» и «преступность». Молодёжь – это социально­демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости,  адаптацию к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы  молодёжи размыты и подвижны, как правило, к молодёжи причисляют в возрасте 14  – 30 лет. Преступность – это социальное явление, включающее совокупность  преступлений совершенных в данном обществе в данный период.      Молодежная и подростковая преступность в настоящее время активно  прогрессирует. Она охватывает все основные молодежные группы как в социально­ демографическом, так и в территориальном и профессионально­образовательном  аспектах. С учетом неуклонного роста безработицы среди молодежи, несомненно,  она будет способствовать и уже способствует формированию среди незанятой  молодежи групп, устойчиво подверженных криминальному влиянию.    В свете выше сказанного можно говорить об актуальности проблемы молодёжной  преступности и соответственно работе в деле разрешения этих проблем.    Данная программа имеет своей  целью, просветить (хотя бы частично)  современных подростков с основными вопросами общего правоведения и  юриспруденции, в форме разнообразных тематических занятий, игр и конкурсов.  Приобщить их к знанию, уважению и исполнению законов Российской Федерации. Программа   будет   полезна   буквально   всем:   будущим   инженерам,   физикам, бизнесменам,   адвокатам,   врачам   и   особенно   тем,   кто   желает   связать   свою будущую   профессиональную   деятельность   работе   с   людьми   (т.е.   юристам, сотрудникам правоохранительных органов, социальным работникам, психологам, управленцам, менеджерам и т.п.)”  Данную программу можно использовать и как дополнительный учебный материал (элективный курс), для углубления знаний подростков по курсам граждановедение и обществознание.   23

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»

Спецкурса для подростков «Основы права»

Спецкурса для подростков  «Основы права»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017