Сравнительный анализ художественных произведений « Кавказский пленник» в творчествах русских писателей и поэтов 19-20 веков.
Оценка 4.6

Сравнительный анализ художественных произведений « Кавказский пленник» в творчествах русских писателей и поэтов 19-20 веков.

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
doc
русская литература
9 кл—11 кл
31.03.2017
Сравнительный анализ художественных произведений  « Кавказский пленник» в творчествах русских писателей и поэтов 19-20 веков.
Сравнительный анализ художественных произведений « Кавказский пленник» в творчествах русских писателей и поэтов 19-20 веков. учитель математики Саримова Наиля Рахимовна МБОУ СОШ№16 г.Бугульма Республика Татарстан Тема Кавказа в творчестве русских писателей и поэтов 19 и 20 веков занимает особое место. Исторические судьбы Кавказа, его исторические связи с русским народом, с русской культурой озарены целой плеядой известных имен русских писателей и поэтов. Первооткрывателем Кавказа в русской литературе стал А. С. Пушкин. До появления его «Кавказского пленника» читатели могли встретить беглые упоминания о Кавказе в «одах» М. В. Ломоносова, в стихотворной повести «Бова» А. Н. Радищева и его поэме «Песнь историческая». Несколько строк посвятил кавказцам В. А. Жуковский в «Послании к Воейкову».Но лишь с появлением «Кавказского пленника» темы из кавказской жизни прочно входят в русскую литературу, приобретая значение литературной традиции. М. Ю. Лермонтов делает Кавказ своей поэтической родиной. Л. Н.Толстой пишет исполненные художественного реализма и жизненной правды «кавказские» рассказы и повести. Постепенно романтическая традиция в восприятии и поэтическом изображении Кавказа, господствовавшая в 20-30 годах XIX века, в последующие десятилетия уступает место реалистической трактовке кавказской тематики. Тема моей работы : Сравнительный анализ художественных произведений « Кавказский пленник» в творчествах русских писателей и поэтов 19-20 веков. Я вспомнила, что мы читали рассказ «Кавказский пленник» Толстого, и стала искать есть ли еще произведения с таким названием. Тема Кавказа актуальна и в наши дни и я в своей работе попытаюсь выяснить, как авторы этих произвдений раскрывают образ кавказского пленника и как описывают природу этого края своих работах.Для исследования выбрала произведения: повесть С. А.Пушкина «Кавказский пленник», поэму М.Ю.Лермонтова «Кавказский пленник» , рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», рассказ В.Маканина «Кавказский пленный». Цели и задачи работы: 1. Изучение и анализ текстов художественных произведений 2. Сопоставить способы и приёмы расскрытия темы в каждом из рассмотриваемых произведениях. Все события, случившиеся с героями произведений, выбранных мною для исследования, происходят на Кавказе. Это не трудно определить по названиям рассказов. Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой. Непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении XIX – XX веков. Рассмотрим каждое произведение подробнее: А.С.Пушкин «Кавказский пленник» Данная поэма была написана в 1821 году. Это первая поэма Пушкина, в которой присутствует романтизм. До этого ещё никто из авторов не создавал подобного рода произведения. Она принесла большой успех писателю, так как внесла ряд нововведений в русскую литературу. Поэма «Кавказский пленник» стала известной, благодаря тому, что она отражала образ современного романтического героя. Глазами главного героя поэмы, автор нам показывает вольнолюбие и смелость. Пленник убегает от светского общества, приняв долю страдания. Он попал в плен, благодаря своей утонченной натуре, которой нет в других людях. Пушкин видит свободу души в заточении, нежели в тяготах цивилизованного общества. Многообразный мир, пленник считает пустым и никчемным. Поэтому, нашел свободу духовную, но и она не помогла найти счастье. Находясь в заточении, пленник понимает, что ему не быть свободным, будучи закованным в цепи. Со временем он начинает понимать, что ему не быть вместе с Черкешенкой, так как лишился всего земного. Чувства его померкли, и он стал холодным: Только в плену он начинает понимать, что не способен любить. Но даже холод его души не может отнять любовь к свободе. Как бы невзначай, он начинает описывать природу и родину. Из контекста поэмы видно, что пленник становится окаменелым и холодным, благодаря своей страсти. И эта страсть – Черкешенка. Она же, по своей натуре очень страстна и обаятельна, чем и отличается от пленника. Автор сталкивает две натуры, дабы показать психологические черты героев. Черкешенка очень переживает и страдает по пленнику. Он уже не отвечает ей взаимностью, так как духовно умер. Она обращается к нему со словами любви, а он отвечает холодным отказом. Но в свою очередь, пленник сожалеет о том, что он не сможет разделить с ней пылкое чувство. В поэме так же присутствует описание прошлой неразделенной любви героя. Он говорит о том, что не знает взаимной любви, потому что любил один. Таким образом, пленник вызывает ревность со стороны Черкешенки. Но она сильная женщина и сумела побороть в себе это чувство. Мы видим, как она идет освобождать своего возлюбленного с гордо поднятой головою. Черкешенка прекрасно понимает, что он любит другую женщину, но она готова смириться и с этим. Ее очень волнует судьба любимого, и она готова отдать его сопернице, только чтоб он был счастлив. В данной поэме присутствуют страсти дикого общества. Романтичность героини Черкешенки связана с исключительностью. Она не похожа на других и готова совершать необдуманные поступки. Ведь именно в этом заключается сущность первого романтического произведения. Пушкин сумел отразить целую эпоху европейской молодежи. Отрывок из повестья: Так муза, легкий друг мечты, К пределам Азии летала И для венка себе срывала Кавказа дикие цветы. Ее пленял наряд суровый Племен, возросших на войне, И часто в сей одежде новой Волшебница являлас˜ь мне; Вокруг аулов опустелых Одна бродила по скалам И к песням дев осиротелых Она прислушивалась там; Любила бранные станицы, Тревоги смелых казаков, Курганы, тихие гробницы, И шум, и ржанье табунов. Богиня песен и рассказа, Воспоминания полна, Быть может, повторит она Преданья грозного Кавказа; Расскажет повесть дальных стран, М.Ю.Лермонтов Наслаждайся и страдай! Терпи и смиряйся! Люби, надейся и верь! Конц (нем.) Жанр поэмы — один из любимейших в творчестве Лермонтова. Одна из ранних романтических поэм Лермонтова, написана в 1828 году. Впервые опубликована в отрывках в 7-ом номере «Отечественных записок» за 1859 год, полностью - в 1891 году в собрании сочинений под редакцией Висковатова. В поэме отразился живой и ранний интерес Лермонтова к быту и нравам кавказских горцев. Этому во многом способствовали детские впечатления поэта от Кавказа и рассказы родственников о нем. Значительную роль сыграли и литературные впечатления.Поэма создана под сильным воздействием одноименной поэмы Александра Пушкина. Некоторые стихи Пушкина целиком вошли в поэму, другие - в несколько измененном виде; отдельные стихи поэмы Лермонтова близки к «Бахчисарайскому фонтану» и «Евгению Онегину» Пушкина. Сюжетно «Кавказский пленник» близок к одноименному произведению Пушкина, но у Лермонтова увеличено количество персонажей, различны их характеры. Пленник лишен черт разочарованности и пресыщенности жизнью. Герой тоскует по родине и свободе, ищет поддержки друзей. У черкешенки - более решительный характер, нежели у пушкинской героини, она требует любви пленника. Лермонтов усилил также драматичность развязки: у него погибают и герой, и героиня. Отрывок из поэмы: Однажды, погружась в мечтанье, Сидел он позднею порой; На темном своде без сиянья Бесцветный месяц молодой Стоял, и луч дрожащий, бледный Лежал на зелени холмов, И тени шаткие дерев, Как призраки, на крыше бедной Черкесской сакли прилегли. В ней огонек уже зажгли, Краснея, он, в лампаде медной, Чуть освещал большой забор... Все спит: холмы, река и бор. Но кто в ночной тени мелькает? Кто легкой тенью меж кустов Подходит ближе, чуть ступает, Все ближе... ближе... через ров Идет бредучею стопою?.. Вдруг видит он перед собою: С улыбкой жалости немой Стоит черкешенка младая! Дает заботливой рукой Хлеб и кумыс прохладный свой, Пред ним колена преклоняя. И взор ее изобразил Души порыв, как бы смятенной. Но пищу принял русский пленный И знаком ей благодарил. Житье им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на белый свет. Л. Толстой Л. Н.Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М. Ю.Лермонтов. Но воинственных горцев увидели они по-разному. Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали своеобычно. Мцыри пленен еще ребенком, он умирает, подобно орлу в клетке. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне, если можно так выразиться, законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Надо сказать, что подробное, "бытовое" описание событий у Толстого не заслоняет уродство человеческих отношений. В его повествовании нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков. Грязная обыденность страшнее! Сюжетная конструкция схожа: "Плен, попытка бегства, утешители (у Лермонтова — монах, у Толстого — девочка). У Лермонтова конец трагичный: лучше смерть, чем неволя. У Толстого — хэппи-энд, в лучших традициях американских боевиков. Нам можно даже увидеть некий юмор в последних словах Жилина: "Вот я и домой съездил, женился!" Так и хочется сказать: "Ничего себе, сходил за хлебом!" Сразу оговорюсь, мне лично ближе история, записанная Лермонтовым. В ней нет этого смиренного восприятия рабского бытия, нет мелочной антисобытийности, какой-то вещественной меркантильности. И нет того, что со временем оттолкнет от Толстого многих его почитателей и что проглядывает уже и в ранних произведениях — убогой терпимости. Той, которой в полной мере обладают блаженные и юродивые. Я люблю Толстого, когда он сочными красками рисует подробные холсты своего времени. Могут нравиться или не нравиться батальные сцены, характеры, судьбы его многочисленных полотен, но не восхищаться объемом и глубиной перспективы этих картин нельзя. Но когда Толстой начинает поучать, когда он с фанатичной тупостью (что смотрится в его величественном образе как душевная болезнь) начинает вещать и проповедовать, я закрываю книгу. Вернемся к "Кавказскому пленнику". Возможно, до войны в Чечне мы воспринимали бы это произведение стандартно. И в сочинениях писали бы, что Толстой всю свою жизнь мечтал о мире между людьми, о согласии между народами. Что веру в возможность взаимного понимания и взаимной поддержки между людьми разных национальностей он выразил в рассказе "Кавказский пленник". Что он великолепный стилист и что он создал народные книги для чтения, по которым учил крестьянских детей. Сидел себе в Ясной Поляне длиннобородый патриарх, которому не надо платить за свет и газ и которому не досаждают соседи-алкоголики, и рассказывал чистеньким, специально для барина умытым и приодетым мужицким детям о том, как надо жить. Так, например, как "Филипок". Или как Лев Николаевич. В фильме "Кавказский пленник",надо сказать, что режиссеру удалось глубже выразить мысль, затронутую Львом Николаевичем. Предметнее, с предельным, почти документальным реализмом. И такой фильм действительно заставляет задуматься: почему люди столь враждебны друг к другу, зачем они воюют.' Более того, появляется фантастическая мечта: сделать так, чтобы все взрослые с планеты исчезли, а остались только дети, не умеющие различать друг друга по национальности или вероисповеданию. Да и о самом вероисповедании ничего еще не знающие. Я ни в коей мере не противопоставляю кинофильм творчеству великого писателя. Меняются времена, меняется оценка определенных предметов искусства. Да и восприятие меняется. Но вот почему-то Мцыри мы принимаем безоговорочно, без попыток анализировать или упаси Боже! критиковать. Что, кстати, можно сказать о почти всех талантливых произведениях любого времени и любого авторства. Владимир Манин «Кавказцкий пленный» рассказ (1994г) Кавказ 199…год. Идёт бессмысленная война, где российские солдаты убивают кавказцев и наоборот. «Приказы выполняются, а не обсуждаются»,- гласит воинский Устав. На войне как на войне. Горные склоны. Двое простых солдат, недавних школьников, Рубахин и Вовка, возвращаются в свое подразделение. Знойное кавказское лето, ласковое солнце, горные пики гигантскими атлантами держат небо. Земля. Небо. «Между землей и небом - война»,- поёт и поныне уже покойный певец Виктор Цой. Его песня могла бы быть достойным музыкальным сопровождением сюжета рассказа. Авторские слова спешат пригласить нас к беседе: « Солдаты скорее всего не знали, что красота спасёт мир, но что такое красота, оба они, в общем знали». Вспоминается высказывание Ф.М.Достоевского: «Красота спасёт мир». Наверное, обыкновенный парень из донских степей Рубахин ( фамилия- то говорящая!) мог и не знать данной фразы по различным причинам. По нашим понятиям, чувство красоты входит в человека с молоком матери. С этим чувством человек рождается. Можно всю жизнь потратить на изучение красоты, роясь в толстых фолиантах мудрецов, но так и остаться на всю жизнь без этого чувства красоты в душе, Красоты Истинной, той, которая идёт от совести. Можно смотреть, но не видеть, осязать, но не ощущать. Нет - нет да и встречаются нам отдельные индивидуумы с фирменными значками, круглыми и яркими, на груди. На них начертано: «Делайте любовь!» Это как раз те, которые знают, но не чувствуют. Главной темой произведения я бы назвала «Война и человек на войне». Война и красота - понятия несовместимые, если рассуждать, не принимая во внимание то обстоятельство, что войны немыслимы без людей. На мой взгляд, человек, в первую очередь, существо чувствующее и только затем мыслящее. Именитые философы правы: «Мир даётся нам в ощущениях». «Солдаты хорошо чувствовали красоту гор - она пугала». Бытует изречение: « Красота – страшная сила». Нельзя быть немножко красивым. Красота либо есть, либо ёе нет,- потому она и страшит нашего героя Рубахина. «Более» всего волновала равнинную душу Рубахина «высокая трава, дышавшая под несильным ветром. Но быть на незнакомом открытом месте – всё равно, что быть на мушке». Здесь классическое противопоставление природы и войны. Невинная красоты природы, где «высокая трава на солнечной равнине «дышит» физически, так, как хочется «дышать» очарованному этой красотой Рубахину. Им бы слиться воедино и дышать вметсе в благостном упоении, ведь природа – мать и человек – дитя её . Война враждебна природе и человеку. Коварный Молох, бог войны, вживляется в чувства Рубахина, до предела обостряя в нём инстинкт самосохранения – главное на войне. Тугой нерв инстинкта заставляет Рубахина по – иному воспринимать краски природы. Они преобразуются для солдата из «окрашенной солнцем поляны в пугающе «выпрыгивающий вдруг» из горной теснины ручей. В мирное время человек не задаётся вопросом, бывал ли он ранее на данной местности. Ему нравится окружающая природа, он любуется её красотой. Война же, напротив, завладевает интуицей, инстинктами человека, помимо его воли, поэтому «незнакомое открытое пространство», хоть и красивое, воспринимается эстетически лишь вначале, чтобы тотчас затем уступить в чувствах место инстинкту самосохранения. На войне человек стремится выжить. Если ты на незнакомом месте чувствуешь себя всё рано что «на мушке», значит, ты прав, дополняем мы, потому что бдишь. Значит, лукавый Молох, украдкой заглядывая тебе в глаза, одобрительно похлопывает по плечу, молодец, мол, солдат, так держать, люблю способных учеников. У бога войны своя школа ценностей, своя этика и эстетика: превосходства смерти и отрицания жизни. Молох любит наставлять: «Чем больше у тебя врагов, тем ты сильнее». Война не искореняет в Рубахине способности ощущать красоту. Наоборот, она жизненно необходима. Эта способность помогает выжить. В боевых условиях выживание – твой самый близкий товарищ. Красота в рассказе появляется как знак. «Красота шагает неподалёку от солдата, «с присмотром», «заставляет насторожиться, помнить».Она на войне не даёт забыться, расслабиться. Она, как заманчивый ядовитый плод. Который не привлечёт внимания опытного путника и отравит нерадивого. Незнакомое пугает, а на войне стократ. Рубахин приходит с докладом к своему начальнику, подполковнику Гурову, и просит его дать подкрепление, чтобы освободить наши грузовики, окружённые боевиками. Гуров отказывает в просьбе, так как грузовики с военным имуществом « влипли в ущелье по собственной дурости». Жестоко с его стороны, кажется нам, поначалу. Но мы не знаем характера данного офицера. Для этой войны образ Гурова достаточно реалистичен. Нет больше войн в белых перчатках. Гуров груб и властен, даже жесток, но он практик до мозга костей. Подтверждением сказанному являются переговоры с гостем-чеченцем, связанным с боевиками, Алибековым. Кавказец просит продать ему автоматы и патроны для боевиков. Гуров нам видится как лавочник, а не как офицер российской армии. Мы торопимся выразить к нему отрицательное отношение: негодяй, торгующий смертью против своих же солдат. В дальнейшем выясняется, что Гуров трезво критикует эту войну как « дурную», на которой он воюет и «не стреляет», а только «иногда «разоружает по приказу». Почему же боевой офицер стал неприятным менялой? Его вынудило к этому бездействие вышестоящего руководства, не снабжающего его солдат продовольствием. Поэтому снабженцем он становится сам. Он обменивает оружие на продовольствие, чтобы спасти солдат и самого себя от возможного голода. Занимается он этим делом не с целью личной выгоды. Чеченская война грязна. Война превращена в коммерческое предприятие. Гуров не принимает ситуации, где «ни войны, ни мира», а он изучал ведь науку совсем не коммерческого рода: защищать Отечество, наказывать врага. Его учили, что на любой войне должен быть враг. Но на этой войне все извращено. Душой он не принимает войну, братоубийственность которой очевидна. Подполковник мысленно соглашается со словами чеченских стариков: «Куда русские, туда и мы! Чего мы друг в дружку стреляем?» Нельзя вчерашним друзьям в одночасье разделиться на два враждебных лагеря и ненавидеть. Как военный Гуров будет выполнять даже несуразные приказы, но как человек не может быть против Правды. «Не в силе Бог, а в Правде»,-древнеславянское изречение, истинное для любых времён. Рассказ полон символики. Гуров в беседе с Алибековым пытается убедить себя, что последний является для него «пленным». Но Алибеков лишает его кажущейся уверенности в правоте и оставляет за собой последнее слово: «Это ты здесь пленный. Каждый твой солдат – пленный». «Нет,- возражает Гуров,- ведь долины наши». «Долины ваши, горы - наши»,- дерзко парирует чеченец. Война- это политика, и солдат ей подчиняется. Символичность слов горца в том, что не он, Алибеков, пленник, заложник агрессивных интересов руководителей – непрофессионалов, организовавших в уютных кабинетах нелепую войну. Гуров - узник своей совести, так как, исполняя приказы, он болезненно ощущает их неправомерность и преступность, но продолжает участвовать во зле. Для Алибекова горы святы: они ближе к Небу, к Высшей правде, к Богу, чем плоские равнины. Скалистые кручи для того и созданы небесным Провидцем, чтобы давать горцам надёжный кров и отдых, как дают они это орлу перед решающим и победным броском на намеченную жертву. Очевидно, таким образом и мыслит чеченец, гордо заявляя «горы – наши». Горы для кавказца последний оплот борьбы, символ жизнестойкости и веры. Гуров не распорядился о выделении дополнительных сил для освобождения блокированной боевиками автоколонны, и Рубахин и Вовка берут инициативу на себя. Мужественные парни незаметно примыкают к чужому российскому подразделению, уходящему в горы для захвата пленных боевиков. Цели у обоих самые благие и патриотичные: «поймать боевика, самовольно увести его в горы, прикрывшись при этом, якобы, имеющимся разрешением Гурова, и обменять пленного на наши грузовики. Вначале им сопутствует удача. Рубахин и Вовка сопровождают пленного боевика, юношу – горца. Он красив до необычайности. Рубахин так же, как и Гуров, сомневается в правоте своего участия в войне. Рубахин – тоже «пленник» совести. «Какие враги, мы же друзья. Зачем нам воевать?»-спрашивает он пленного юношу, ища ответы на донимающие его вопросы. Он мучительно ожидает от чеченца какого-нибудь ответа. Сюжетную канву произведения все явственнее пронзает постепенно возрастающая музыкальная тональность. Вот уже ночью все трое мирно спят у костра, уткнувшись друг в друга головами, словно фронтовые друзья: два российских солдата и долженствующий быть им врагом прекрасноликий пленник. «Ну разве это война, дорогой читатель?»-как бы обращается к нам автор. Эта картина ночного отхода оставляет впечатление почти осязаемое. Ты будто только что увидел живописное полотно мастера. Художник обличает войну и неистребимость человеческой бездарности, которая привела к тому. Что не успевшие ещё по- настоящему пожить на белом свете молодые ребята призваны к взаимному истреблению. Постоянная неуверенность Рубахина вынуждает его принимать на себя вину перед пленным. Тут он предстаёт в роли гостя, невежливо обошедшегося с хозяином и старающегося загладить допущённый промах. Сцена переправы через горную речку воистину апофеозна. Чувство вины Рубахина перед раненным в ногу чеченцем, красотою и обаянием которого он покорен (правильные черты, нежная кожа, длинные до плеч тёмные волосы почти сходились в овал, тонкий в нитку нос, карие глаза большие вразлёт и чуть вразнос). Рубахин нежно переносит на руках кавказца, рискует развязать пленному руки, угощает чаем. Дарит ему свои шерстяные носки, разжигает костер. Горец же «про себя мимолётно улыбался, как бы играючи одержав победу над этим огромным сильным детиной» Да, красавец- боевик одержал победу, победу нравственную, всем своим присутствием являясь живым укором и без того неспокойной душе Рубахина. Хрупкий кавказец покорил донского богатыря силой духа. Самый крепкий российский солдат, перенося через ручей раненого мальчишку- воина, с этого момента начинает тернистый путь очищения души от скверны и от пороков. Уста одного из персонажей «Братьев Карамазовых» говорят: «в тебе всё правда. Но в тебе мало нежности. Знаний, ты не прав». Нежность пришла к Рубахину через сочувствие, сострадание к такому же человеку, как и он сам. «Сострадание пришло ему в помощь очень кстати и откуда-то свыше. Как с неба». «Правда состоит в нежности по отношению к себе подобному»,- делаем мы вывод. Гуманистический пафос рассказа в этом и состоит. Евангельская нить имеет кульминационное значение в конце рассказа. Вспомним внешний вид подростка – пленника, который так привлекал внимание Рубахина. Он представляется неземным, ангелоподобным, а отнюдь не воинственным. У нас возникает мысль, что он и есть ангел, посланный Богом, чтобы стать символом креста испытания, который Рубахину нужно перенести через реку. Снова и снова мы возвращаемся к кульминации рассказа- переправе через реку, и дальнейшая дорога Рубахина в горы представляется восхождением на Голгофу, где и будет вершить над ним суд Высшая Совесть, Высшая Правда, сам Всевышний. Там ему придется держать ответ за убийство пленника. «Как Рубахин мог убить ангела? Он же был сначала нежен и заботлив к нему. Это- полнейшее несоответствие»,- таковы возможные возражения читателей. Но, увы, всё обстоит как раз очень гармонично. Не следует забывать, что идет война, которая диктует свои аксиомы поведения. И Рубахин их выполняет свято. В сцене убийства , по нашему мнению, вновь появляются Бог войны и Господь, которые пробуют экзаменовать Рубахина : первый- на верность воинскому долгу и присяге; второй- на чувство гуманности. Не убить- значит подвергнуть смертельной опасности и свою жизнь, и жизнь Вовки. Отпустить пленного на свободу- значит потерять честь, то есть не выполнить план обмена. Но отпустить- это гуманно по отношению к жизни чеченца. Гуманно ли убийство врага на войне? Противопоставлены ли солдатский долг и гуманность? Такие вопросы ставит автор. И отвечает- да, ведь убийство врага на войне- это и есть проявление гуманизма по отношению к тем, кто стоит за твоей спиной. А воинский долг способствует проявлению человечности. Лицо погибшего пленника часто предстаёт перед Рубахиным, вначале нечётким, затем , «словно бы прощаясь и, быть может, прощая его», обрело ясные черты. Эта сцена прощения Рубахину ангелом его грехов. Здесь герой как бы рождается заново. Отсюда начинает он свою новую жизнь подвижнику, защитника людей. Возможно, святого. Пожелаем ему светлого пути. Произведение В.Маканина неоднозначно…Тем и интересно. Заставляет юных читателей задуматься о вечных ценностях и поразмышлять о них, опираясь на жизненный материал, не столь далёкий от них во времени. Вывод :Пушкин закладывает основные компоненты кавказского сюжета: русский на территории Кавказа, который поражен и увлечен красотой местности, величием гор, интересуется народом и его обычаями; действие разворачивается в экзотическом, диком пространстве, где свобода и воля соседствуют с жестокостью горцев; разочарованный герой; любовная коллизия; мотивы бегства, пленения, войны,свободы и предательства. Для Лермонтова поэма «Кавказский пленник» Пушкина послужила сюжетной основой, которую он развивает и дополняет. При сохранении заданных Пушкиным узловых моментов, Лермонтов в своей ранней поэме «Кавказский пленник» (1828) по-своему изображает ро- мантическую ситуацию бегства героя. Сюжетное различие поэм базируется на следующих моментах: главный герой погибает от рук отца спасительницы, при этом отец ненавидит дочь (усложняется мотивный план); черкешенка бросается в воду не только потому, что она отверг нута, но и потому что возлюбленный мертв, то есть ее старания, предательство прошли даром; у Лермонтова нет биографии разочарованного, всеми отвергнутого и преданного героя напротив, он ищет дружбы среди других, как он, пленных, и находит ее; кроме того, у пленника на Севере есть возлюбленная, которую герой не желает предавать ради благода благодарности черкешенке. В поэме Лермонтова более детально изображена жизнь черкесов, появляется семья и отношениявнутри рода – пространство плена превращается в пространство жизни горцев. В художественном мире подчеркнут контраст – плен и свобо- да, чужие русские в мире горцев, спокойный умиротворенный строй жизни горцев и тяготы рабства для пленных. В большом ауле, под горою, Близ саклей дымных и простых, Черкесы позднею порою Сидят – о конях удалых Заводят речь, о метких стрелах, О разоренных ими селах; И с ними как дрался казак, И как на русских нападали, Как их пленили, побеждали. Курят беспечно свой табак, И дым, виясь, летит над ними, Иль, стукнув шашками своими, Песнь горцев громко запоют. В сравнении с поэмой Пушкина, более детализированы быт природы, более драматичен финал: умирают оба героя. По новому развивается ситуация пленения: в поэме Пушкина «Кавказский пленник» героем становится один захваченный русский; в поэме Лермонтова в плену оказывается группа людей. В описаниях Кавказа поособому соотнесены горная и водная стихии. Реализация мужского и женского начал возникает через их соотношение. Черкешенка связана с водой:смеющейся и поющей красавицей у реки она появляется в первой главе и затем в финале погибает в водной стихии. Русский пленен в горах и заканчивает свою жизнь в пещере. Идиллические черты, которые были отмечены в описании горского мира, разрушены финальным убийством, совершенным по законам мести. В развитии поэмного сюжета горы не противопоставлены миру цивилизации, за исключением одной детали казаки живут на холмах,а черкесы в горах как привычном для них пространстве. Но именно пленный русский у Лермонтова, как и у Пушкина, оказавшись в мире патриархальном, восхищенным взглядом смотрит на открывающуюся панораму. За его оценками наиболее ощутима традиционная для романтической поэмы близость центрального героя и автора. Развитие кавказского сюжета продолжается в творчестве Л.Н. Толстого. В рассказе «Кавказский пленник» происходит заметная трансформация узловых моментов сюжета и описаний. В основу повествования кладется воссоздание военных будней и военных законов. Сюжет произведения основан на обыденных событиях и лишен романтического пафоса: герой едет проведать мать, но попадает в плен из-за предательства попутчика. Появляется мотив выкупа за пленного, основанный на меркантильном интересе горцев, что трудно представить в тексте Пушкина или Лермонтова. Задается новый взгляд на пленника взгляд кавказцев, восхищающихся смекалкой и смелостью русского как чужого. «Переводчик говорит: – Он тебе велит домой письмо писать, чтобы за тебя выкуп прислали. Как пришлют деньги, он тебя пустит. Жилин подумал и говорит: – А много ли он хочет выкупа? Поговорили татары; переводчик и говорит: – Три тысячи монет. – Нет, – говорит Жилин, – я этого заплатить не могу. Вскочил Абдул, начал руками махать, что-то говорит Жилину – всё ду- мает, что он поймёт. Перевёл переводчик, говорит: – Сколько же ты дашь? Жилин подумал и говорит: – Пятьсот рублей. Тут татары заговорили часто, все вдруг. Начал Абдул кричать на красно- го, залопотал так, что слюни изо рта брызжут. А красный только жмурится да языком пощёлкивает. Замолчали они, переводчик говорит: – Хозяину выкупа мало пятьсот рублей. Он сам за тебя двести рублей за- платил. Ему Кази-Мугамет был должен. Он тебя за долг взял. Три тысячи руб- лей, меньше нельзя пустить. А не напишешь, в яму посадят, наказывать будут плетью. “Эх, – думает Жилин, – с ними что робеть, то хуже”. Вскочил на ноги и говорит: – А ты ему, собаке, скажи, что, если он меня пугать хочет, так ни копей- ки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак. Пересказал переводчик, опять заговорили все вдруг. Долго лопотали, вскочил чёрный, подошёл к Жилину. – Урус, – говорит, – джигит, джигит урус! Джигит по-ихнему значит “молодец”»3. Жилин предельно далек от разочарованного романтика, искавшего идеал свободы среди горцев. У него хорошие семейные отношения, стабильная военная служба, офицерское звание. Взгляд героя на плен, отсюда следует описание деталей побега и изображение психологии персонажей. Вместо любовной коллизии появляется детское любопытство Дины, которая начинает жалеть пленников. У искренней любознательной девочки проявилась доброта, теплота отношения к пленному. Таким образом, «Кавказский пленник» Толстого представляет собой развитие сюжета о кавказском пленнике в русле реалистической поэтики. Толстовский рассказ отразил изменения реально-исторической ситуации: русские-захватчики уже длительноевремя оказывают влияние на обороняющихся кавказцев, вторгнувшись на их территорию, меняется и отношение к событиям автора творца. В «Кавказском пленном» В.С. Маканина, связанного с постмодернистским отношением к классике, происходит разрушение поэтики классического сюжета о кавказском пленнике. Изменяется название., появляются другие сюжеты: 1) пленник не русский, а кавказец. Само понятие «пленный» претерпевает изменение, включая следующие коннотации: пленный русский в горах Кавказа, вынужденный поступать в соответствии с установленными правилами поведения; пленный на своей родной террито- рии кавказец; пленная душа в тисках обыденного времени; плененная обыденностью и пустотой красота; 2) механизм военных действий изображен как абсурдный, поскольку представитель враждебной стороны поставляет противнику оружие. В «Кавказском пленном» Маканина нет места героическому пафосу войны, поскольку смысл военных действий теряется, нет и эс- тетизации воинской чести – война превращается в обыденную текучесть времени и действий. Стираются границы между русскими и кавказцами – все солдаты, которые в определенных обстоятельствах способны сосуществовать мирно, испытывать дружеские чувства друг к другу – при необходимости готовы убить объект привязанности нераздумывая; 3) любовный сюжет не приводит к спасению или бегству. Инверсия фабульных ролей для русского и кавказца отмечается и в этом аспекте: помочь бежать должен русский, но вместо помощи он убивает пленника, защищая себя; 4) традиционное для русского восхищение экзотическим кавказским миром заменяется мотивом красоты как уникальным моментом прозрения героя, приводящего его к экзистенциальному мироощущению, которое не имеет какого-либо продуктивного финала. Поэтому возникает мотив поруганной, бесполезной красоты, не имеющей силы реально изменить ситуацию: «Каждый раз, собираясь послать на хер все и всех (и навсегда уехать домой, в степь за Доном), он собирал наскоро свой битый чемодан и... и оставался. “И что здесь такого особенного? Горы?..” – проговорил он вслух, с озленностью не на кого-то, а на себя. Что интересного в стылой солдатской казарме – да и что интересного в самих горах? – думал он с досадой. Он хотел добавить: мол, уже который год! Но вместо этого сказал: “Уже который век!..” – он словно бы проговорился; слова выпрыгнули из тени, и удивленный солдат додумывал теперь эту тихую, залежавшуюся в глубине сознания мысль. Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые домишки горцев, слепившиеся, как птичьи гнезда. Но все-таки – горы?!. Там и тут теснятся их желтые от солнца вершины. Горы. Горы. Горы. Который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность – но что, собственно, красота их хотела ему сказать? Зачем окликала?»; 5) В тексте активно развивается мотив предательства абсолютно все, так или иначе, предают друг друга, общечеловеческие ценности. Отметим, что Маканин намеренно вбирает весь комплекс мотивов русской литературы, связанных с кавказским сюжетом: не только пушкинские, лермонтовские, но и не слишком часто повторяющиеся мотивы, отмечаемые у Толстого – поврежденная нога, захват пленного «между делом»; двое русских, отправляющихся в путь; образ порванной, лоскутной рубахи; стоптанных ног в сапогах; транспортировка товарища на себе; укрытие от черкесов-татар в кустах. В описаниях Лермонтова и Маканина особое место занимает описание природы-горы. .В произведении Лермонтова о гор пишет как о бинарном структуре. Двойственность поддерживается на внешнем и внутреннем композиционном уровне: в системе персонажей – русские, черкесы; свободные, пленники; в наличии двух глав; в двойственности состояния героев ,что для одного свобода, для другого плен; аналогично с победой и проигрышем. В произведении Маканина горы противопоставлено пространству равнин («равнинная душа») и долин («Долины ваши, горы наши», - говорит Алибек в разговоре с Гуровым.). Гора это укрытия, спасения: «Скала была тем и спасительна, что давала услышать и загодя разминуться». Предполагая спасение, она несет гибновым для мифологемы горы русского кавказского мифа является наличие множества троп, дорог. Однако дорога у Маканина только симулирует динамику и перемещение, по факту же это блуждание по пространству Кавказа, из ель для своего жекоренного жителя. Интересным элементом для гор является наличие множества троп, дорог. Однако дорога у Маканина только симулирует динамику и перемещение, по факту же это блуждание по пространству Кавказа, из которого нет выхода уже много сотен лет. Таким образом, сюжет о кавказском пленном является актуальным сценарием для русского сознания в развитии русско-кавказской истории. Его реализация и насыщенность компонентного состава полностью зависят от авторской концепции и литературного направления, к которому автор принадлежит. В романтизме (Пушкин, Лермонтов) доминантой является разочарованный беглец и идеал свободного естественного мира, в реалистической парадигме (Толстой) – бытописание войны и военных действий; в постмодернизме (Маканин) акцент смещается на бессмысленность войны, бегства, человеческих отношений и действий как главная характеристика художественного мирареальности. Однако базовыми для каждого автора являются такие черты, как: плен, любовный сюжет, честь, побег/выкуп, восхищение красотой кавказского мира, которые либо насыщаются конкретным содержанием, либо трансформируются и исключаются из повествования и сам факт отсутствия является смыслообразующим элементом. Вектор развития и трансформации кавказского сюжета динамичен: он включен в художественную картину мира автора; но и относительно статичен, поскольку базовые элементы в нем остаются неизменными, стабильными – отсутствие или сильная трансформация какого-либо из них уже несет в себе определенное художественное значение и воспринимается читателем.
Индивидуальная программа 9 класс 3 четверть.doc

ФИО

Класс

Неусвоенная тема

Индивидуальная программа

1

Арчебасов Игорь

1.Обыкновенная дробь, основное свойство дроби. Сравнение дробей.

2. Десятичная дробь, сравнение десятичных дробей

3. Линейные и квадратных уравнений,  формула корней квадратного уравнения

4. Числовые выражения, порядок действий в них, использование

скобок. Законы арифметических действий.

5.Числа на координатной прямой

6.Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности; формула разности квадратов.

7.Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников

8.Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Теорема косинусов и теорема синусов.

9.Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла.

10. Площадь треугольника, ромба

11.Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

12.Решение комбинаторных задач

 

 

1.Применение основные свойства при решении.

Источники:  Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений.М34 Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Дидактические материалы 5-8 класс Ершова. Математика ОГЭ-2016,2017. Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015)

2. Сравнение конечных и бесконечных  десятичных дробей, правила, примеры, решения.

 Источники:  Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/М34 Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.

Дидактические материалы 5-8 класс Ершова Математика ОГЭ-2016,2017. Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015).

3. Формировать навыки решения линейных и квадратных уравнений. Применение при решении формулы квадратного уравнения и терема Виета .

Источники: Алгебра 8 класс : учебник для 8 кл. общео бразоват. учреждений Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. под ред. С. А. Теляковского. Дидактический материал для 8 класса Ершова.

Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015)

4.Применение законов арифметических действий.

 Источники: Алгебра 7,8 класс : 

учебник для 7 и8  кл. общео бразоват. учреждений Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. под ред. С. А. Теляковского Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015) Сборник ФИПИ 2017

5. Научить читать и записывать положительные и отрицательные числа, изображать их точками на прямой. Определять координаты точек, находить координату точки, отмечать на координатной прямой точку по ее координате.  Источники: Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. Учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 8-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2009.  Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015)

6. Применение формулы сокращенного умножения при преобразовании выражений.

 Источники: учебник по алгебре за 7 класс - авторы Макарычев, Миндюк, Нешков, Суворова.

 Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015)

7.Применение при решении геометрических задач признаки подобия треугольников.

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

8. Применение основное тригонометрическое тождество. Значения тригонометрических функций некоторых углов . Решение прямоугольных треугольников. Тригонометрические  выражения  и тригонометрические формулы

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А.

 Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

9. Применение при решении задач вписанный угол  угол, вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают ее. На рисунке — центральные и вписанные углы, а также их важнейшие свойства. 

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

10. Применение формулы вычисления площади треугольника  и ромба

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

11. Обработка данных, их систематизация, наглядное представление в форме графиков и таблиц, 

Источники: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

12 .Научить  решать простейшие комбинаторные задачи. Овладение простым материалом позволит научиться разбираться в более сложных заданиях .

 

Источники: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

13 Сборник ФИПИ 2017.

 

2

Белоногов Михаил

1.Обыкновенная дробь, основное свойство дроби. Сравнение дробей.

2. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий

3.Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности; формула разности квадратов.

 

4.Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Теорема косинусов и теорема синусов.

5.Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла.

6. Площадь трапеции.

7 Решение комбинаторных задач

 

1.Применение основные свойства при решении.

Источники:  Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/М34 Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Дидактические материалы 5-8 класс Ершова. Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015)

2. Применение законы арифметических действий при преобразовании выражений Источники:  Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/М34 Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.

Дидактические материалы 5-8 класс Ершова Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015).

3. Применение формулы сокращенного умножения при преобразовании выражений.

 Источники: учебник по алгебре за 7 класс - авторы Макарычев, Миндюк, Нешков, Суворова.

 Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015)

4. Применение основное тригонометрическое тождество. Значения тригонометрических функций некоторых углов . Решение прямоугольных треугольников. Тригонометрические  выражения  и тригонометрические формулы

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

5. Применение при решении задач вписанный угол  угол, вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают ее. На рисунке — центральные и вписанные углы, а также их важнейшие свойства. 

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

6. Применение формулы вычисления площади трапеции

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

7 .Научить  решать простейшие комбинаторные задачи. Овладение простым материалом позволит научиться разбираться в более сложных заданиях

Источники: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л. 8.Сборник ФИПИ 2017

3

Кекин Никита

1.Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат

разности; формула разности квадратов.

2..Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников

3..Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Теорема косинусов и теорема синусов.

4..Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла.

5. Площадь параллелограмма

6.Решение комбинаторных задач

 

1. Применение формулы сокращенного умножения при преобразовании выражений.

 Источники: учебник по алгебре за 7 класс - авторы Макарычев, Миндюк, Нешков, Суворова.

 Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015)

2.Применение при решении геометрических задач признаки подобия треугольников.

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

3. Применение основное тригонометрическое тождество. Значения тригонометрических функций некоторых углов . Решение прямоугольных треугольников. Тригонометрические  выражения  и тригонометрические формулы

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

4. Применение при решении задач вписанный угол  угол, вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают ее. На рисунке — центральные и вписанные углы, а также их важнейшие свойства. 

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

5. Применение формулы вычисления площади параллелограмма

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

6.Научить  решать простейшие комбинаторные задачи. Овладение простым материалом позволит научиться разбираться в более сложных заданиях

Источники: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

7. Сборник ФИПИ 2017

3

 Богданов Александр

1.Обыкновенная дробь, основное свойство дроби. Сравнение дробей.

2. Десятичная дробь, сравнение десятичных дробей

3. Линейные и квадратных уравнений,  формула корней квадратного уравнения

4. Числовые выражения, порядок действий в них, использование

скобок. Законы арифметических действий.

5.Числа на координатной прямой

6.Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат

разности; формула разности квадратов.

7.Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников

8.Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Теорема косинусов и теорема синусов.

9.Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла.

10. Площадь треугольника, параллелограмма

11.Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

12 Решение комбинаторных задач

 

1.Применение основные свойства при решении.

Источники:  Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/М34 Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Дидактические материалы 5-8 класс Ершова. Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015)

2. Сравнение конечных и бесконечных  десятичных дробей, правила, примеры, решения.

 Источники:  Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/М34 Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.

Дидактические материалы 5-8 класс Ершова Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015).

3. Формировать навыки решения линейных и квадратных уравнений. Применение при решении формулы квадратного уравнения и терема Виета .

Источники: Алгебра 8 класс : учебник для 8 кл. общео бразоват. учреждений Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. под ред. С. А. Теляковского. Дидактический материал для 8 класса Ершова.

Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015)

4.Применение законов арифметических действий.

 Источники: Алгебра 7,8 класс : 

учебник для 7 и8  кл. общео бразоват. учреждений Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. под ред. С. А. Теляковского Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015)

5. Научить читать и записывать положительные и отрицательные числа, изображать их точками на прямой. Определять координаты точек, находить координату точки, отмечать на координатной прямой точку по ее координате.  Источники: Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. Учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 8-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2009.  Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015)

6. Применение формулы сокращенного умножения при преобразовании выражений.

 Источники: учебник по алгебре за 7 класс - авторы Макарычев, Миндюк, Нешков, Суворова.

 Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015)

7.Применение при решении геометрических задач признаки подобия треугольников.

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

8. Применение основное тригонометрическое тождество. Значения тригонометрических функций некоторых углов . Решение прямоугольных треугольников. Тригонометрические  выражения  и тригонометрические формулы

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

9. Применение при решении задач вписанный угол  угол, вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают ее. На рисунке — центральные и вписанные углы, а также их важнейшие свойства. 

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

10. Применение формулы вычисления площади треугольника и параллелограмма

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

11. Обработка данных, их систематизация, наглядное представление в форме графиков и таблиц, 

Источники: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

12 .Научить  решать простейшие комбинаторные задачи. Овладение простым материалом позволит научиться разбираться в более сложных заданиях

Источники: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

13.Сборник ФИПИ 2017

4

Трофимов Андрей

1.Обыкновенная дробь, основное свойство дроби. Сравнение дробей.

2. Линейные и квадратных уравнений,  формула корней квадратного уравнения

3.Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат

разности; формула разности квадратов.

4. Решение неравенств

5.Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Теорема косинусов и теорема синусов.

6.Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла.

 

1.Применение основные свойства при решении.

Источники:  Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/М34 Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Дидактические материалы 5-8 класс Ершова. Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015)

2. Формировать навыки решения линейных и квадратных уравнений. Применение при решении формулы квадратного уравнения и терема Виета .

Источники: Алгебра 8 класс : учебник для 8 кл. общео бразоват. учреждений Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. под ред. С. А. Теляковского. Дидактический материал для 8 класса Ершова.

Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015)

3. Применение формулы сокращенного умножения при преобразовании выражений.

 Источники: учебник по алгебре за 7 класс - авторы Макарычев, Миндюк, Нешков, Суворова.

 Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион Растов-на-Дону 2015)

4.Применение свойств простейших неравенств

Источники:3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

5. Применение основное тригонометрическое тождество. Значения тригонометрических функций некоторых углов . Решение прямоугольных треугольников. Тригонометрические  выражения  и тригонометрические формулы

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

6. Применение при решении задач вписанный угол  угол, вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают ее. На рисунке — центральные и вписанные углы, а также их важнейшие свойства. 

Источники:  Учебник геометрии за 7-9 класс автор Л.С. Атанасян. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под редакцией А.Л.

 


ФИОКлассНеусвоенная темаИндивидуальная программа 1Арчебасов

ФИОКлассНеусвоенная темаИндивидуальная программа 1Арчебасов

Определять координаты точек, находить координату точки, отмечать на координатной прямой точку по ее координате

Определять координаты точек, находить координату точки, отмечать на координатной прямой точку по ее координате

Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И.

Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И.

Источники: 3000 задач с ответами по математике

Источники: 3000 задач с ответами по математике

Решение прямоугольных треугольников

Решение прямоугольных треугольников

Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров,

Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров,

Смирнов; под редакцией А.Л. 3

Смирнов; под редакцией А.Л. 3

Смирнов; под редакцией А.Л. 6

Смирнов; под редакцией А.Л. 6

Применение основные свойства при решении

Применение основные свойства при решении

Решение прямоугольных треугольников

Решение прямоугольных треугольников

Источники: 3000 задач с ответами по математике

Источники: 3000 задач с ответами по математике

Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион

Математика ОГЭ-2016 Тренажер для подготовки к экзамену (Легион
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017