Сравнительный анализ программы «Школа 2100» по русскому языку с примерной программой по русскому языку федерального образовательного стандарта 2 поколения.
Сравнительный анализ программы «Школа 2100» по русскому языку с примерной программой по русскому языку федерального образовательного стандарта 2 поколения.
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
родителям
1 кл
14.05.2017
При сравнении планируемых результатов освоения программ начальной школы в стандарте сформулированы в виде целевых установок, которые требуют дальнейшей конкретизации и наполнения. По остальным сравниваемым параметрам программа «Школа 2100» по русскому языку имеет незначительное расхождение с федеральным образовательным стандартом 2 поколения.
Сравнительный анализ Пчелинцева О.Г..docx
Сравнительный анализ программы «Школа 2100» по русскому языку
с примерной программой по русскому языку федерального
образовательного стандарта 2 поколения.
Сравнение проводилось по следующим параметрам:
Пчелинцева О.Г.
цели
задачи
виды речевой деятельности
структура программ
содержание
требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
Целями обучения русскому языку по программе «Школа 2100»
являются:
1. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения,
письма, слушания, говорения);
2. Формирование элементарной лингвистической компетенции.
В стандарте 2 поколения также две цели обучения русскому языку, но одна из
них названа
познавательнойи предполагает ознакомление с основными положениями
науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического
восприятия, логического мышления и воображения; вторая –
социокультурная, обеспечивает формирование коммуникативных
компетенций как показателя общей культуры человека, развитие устной и
письменной речи.
(Все дополнения и изменения в примерной программе выделены.)
Задачи программ также похожи:
«Школа 2100»
1. Развитие патриотического чувства к
родному языку (осознание его красоты и
эстетической ценности, гордости и
Стандарты 2 поколения
Воспитание позитивного эмоционально
ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уважения к языку как части русской
национальной культуры);
2. Осознание ребенком себя как носителя
языка, личности, которая находится в
постоянном диалоге (через язык и
созданные на нем тексты) с миром и самим
собой;
3. Формирование чувства языка,
потребности совершенствовать свою
устную и письменную речь, делать ее
правильной, точной, богатой;
4. Формирование умений и навыков,
необходимых для того, чтобы правильно,
точно и выразительно говорить, читать,
писать и слушать на родном языке;
уникальности и чистоты;
Развитие речи, мышления, воображения
школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с особенностями и условиями
общения;
Пробуждение познавательного интереса к
языку, стремления совершенствовать свою
речь;
Овладение умениями правильно писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и
письменные текстыописания и тексты
повествования небольшого объема;
Освоение первоначальных знаний о лексике,
фонетике, грамматике русского языка;
Отличие в том, что в одной из задач стандартом предусмотрено развитие
мышления и воображения школьников, пробуждение познавательного
интереса к языку.
Виды речевой деятельности, предусмотренные программами,
одинаковы.
Это слушание, говорение, чтение, письмо. Разница в том, что осознание цели
и ситуации устного общения, овладение умениями начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание в стандарте 2
поколения формируются на уроках русского языка, а в программе «Школа
2100» на уроках риторики.
Программа стандартов 2 поколения предусматривает 3 варианта
примерных программ. 1 вариант ориентирован на обучение в школе с русским
(родным) языком. Рассмотрим структуру программ:
на обучение грамоте в обеих программах отводится по 207 часов;
на изучение систематического курса в программе «Школа 2100» отводится
545 часов, а в стандартах 2 поколения 560 часов;
в программе «Школа 2100» курс русского языка представлен разделами
«Слово», «Предложение и текст»; «Состав слова» и «Лексика» сквозные
темы всего курса;
на повторение отводится 41 час;
систематический курс в стандарте 2 поколения содержит разделы
«Фонетика и графика», «Состав слова», «Лексика», «Морфология»,
«Синтаксис», «Орфография и пунктуация» и занимает 560 часов, из них
резерв – 68ч; развитие речи в программе «Школа 2100» осуществляется на каждом уроке
русского языка при изучении программного материала и ведется в нескольких
направлениях:
1. количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе
наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп
однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов,
работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря
синонимов;
2. развитие и совершенствование грамматического строя речи
(наблюдение за связью слов в предложении, за построением простых и
сложных предложений, предложений с однородными членами,
самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений,
текстов);
3. развитие связной устной и письменной речи (овладение продуктивными
навыками и умениями устной и письменной художественной речи,
устной учебнонаучной речи; навыками и умениями понимания и
элементарного анализа художественного и учебнонаучного текста;
4. развитие орфоэпических навыков и интонационных умений;
в содержании курса стандарта 2 поколения выделен отдельный раздел
«Развитие речи», на изучение которого отводится 102 часа; раздел
предусматривает работу по следующим направлениям:
1. осознание ситуации общения (с какой целью, с кем и где происходит
общение);
2. практическое овладение диалогической формой речи. Овладение
основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание). Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях бытового и учебного общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой), практическое
овладение устными монологическими высказываниями на определенную
тему с использованием разных типов речи (описание, повествование,
рассуждение);
3. текст; признаки текста; смысловое единство предложений в тексте;
заглавие текста; последовательность предложений в тексте; 4. план текста; составление планов к данным текстам; создание
собственных текстов по предложенным планам; типы текстов: описание,
повествование, рассуждение;
5. знакомство с жанрами письма и поздравления;
6. знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания
определений): изложения подробные и выборочные, изложения с
элементами сочинения; сочиненияповествования, сочиненияописания,
сочинениярассуждения;
Таким образом, содержание и виды работы на уроках развития речи в обеих
программах одинаковы. Отличие в том, что некоторые вопросы
практического овладения диалогической формой речи в программе «Школа
2100» изучается на уроках риторики;
Рассмотрим отличия в систематическом курсе:
разделы «Фонетика» и « Графика» в стандарте 2 поколения
предусматривают установление соотношения звукового и буквенного состава
слова в словах с йотированными гласными; в словах с непроизносимыми
согласными; в программе «Школа 2100» соотношения звукового и
буквенного состава слова в таких словах не устанавливается;
раздел «Состав слова» в стандарте не знакомит учащихся с понятием основы
слова, а в программе «Школа 2100» такое понятие дается;
в разделе «Морфология» программы стандарта 2 поколения при изучении
темы «Имя существительное» наблюдается различение падежных и
смысловых вопросов, а при изучении темы «Имя прилагательное»:
рассматриваетя изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам,
кроме прилагательных на им, ья, ов, ин; в программе«Школа
2100» изучаются безударные гласные в падежных окончаниях имен
прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
при знакомстве с предлогами поразному формулируется функция
предлогов: в примерной программе стандартов предлог служит для
образования падежных форм имен существительных и местоимений, а в
программе «Школа 2100» для связи слов в предложении;
в программе стандарта 2 поколениярассматривается значение и
употребление
в речи наречий, ав программе «Школа 2100» наречие не изучается.
при знакомстве с разделом «Синтаксис» в программе «Школа 2100»
наблюдается пропедевтическое введение предложений с прямой речью,
показ роли таких предложений в речи, знакомство со знаками
препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот, в программе стандарта 2 поколения предложения с прямой речью
не рассматриваются.
в разделе орфография программы стандарта не рассматривается написание
слов с двойными согласными на стыке корня и суффикса, приставки и
суффикса (длинный, рассказ), перенос этих слов, а рассматриваются случаи
правописания двойных согласных в корне (группа, класс). В программе
«Школа 2100» изучаются все перечисленные случаи правописания двойных
согласных.
В остальном содержании курса русского языка наблюдается полное
совпадение программ.
В содержании требований к уровню подготовки оканчивающих
начальную школу наблюдается различный подход:
в программе «Школа 2100» привычные нам знания, умения и навыки.
Перечислять их я не буду, а стандарты 2 поколения определяют общие
требования к результатам начального образования и называют их
планируемыми результатами освоения программ начальной школы.
Например:
к концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность
обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый
уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое
включает:
достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка,
умения использовать знания в стандартных и нестандартных
учебных ситуациях; умения осуществлять поиск необходимой
информации в разных источниках (учебник, объяснение учителя,
дополнительная литература), анализировать и обобщать ее;
умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации
общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять
несложные устные монологические высказывания, составлять
несложные письменные тексты;
умения писать в соответствии с орфографическими и
пунктуационными правилами, анализировать прочитанный
учебный текст, пользоваться словарями и справочными
источниками, предназначенными для детей этого возраста;
cформированность общеучебных умений и универсальных
действий, отражающих учебную самостоятельность и
познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного дйствия, умение подбирать способ решения учебной
задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).
Кроме этого в стандарте 2 поколения планируемые результаты
освоения выпускниками начальной школы программы по русскому языку
отнесены к трем группам.
1. Личностные результаты
( осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели
индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью),
2. Метапредметные результаты
( умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций
общения;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы),
3. Предметные результаты
( начальные представления о нормах русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков
препинания (в объеме изученного);
умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать,
характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть
речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять сказанное и
написанное).
Итак, планируемые результаты освоения программ начальной школы в
стандарте сформулированы в виде целевых установок, которые требуют
дальнейшей конкретизации и наполнения. По остальным сравниваемым
параметрам программа «Школа 2100» по русскому языку имеет
незначительное расхождение с федеральным образовательным стандартом 2
поколения.
Сравнительный анализ программы «Школа 2100» по русскому языку с примерной программой по русскому языку федерального образовательного стандарта 2 поколения.
Сравнительный анализ программы «Школа 2100» по русскому языку с примерной программой по русскому языку федерального образовательного стандарта 2 поколения.
Сравнительный анализ программы «Школа 2100» по русскому языку с примерной программой по русскому языку федерального образовательного стандарта 2 поколения.
Сравнительный анализ программы «Школа 2100» по русскому языку с примерной программой по русскому языку федерального образовательного стандарта 2 поколения.
Сравнительный анализ программы «Школа 2100» по русскому языку с примерной программой по русскому языку федерального образовательного стандарта 2 поколения.
Сравнительный анализ программы «Школа 2100» по русскому языку с примерной программой по русскому языку федерального образовательного стандарта 2 поколения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.