Сссовременные коррекционно -развивающие технологии в коррекционной школе 8 вида
Оценка 5

Сссовременные коррекционно -развивающие технологии в коррекционной школе 8 вида

Оценка 5
docx
28.05.2022
Сссовременные коррекционно -развивающие технологии в коррекционной школе 8 вида
Современные коррекционно-развивающие технологии в коррекционной школе..docx

ГОУ ЛНР «Ирминская специальная(коррекционная) школа-интернат».

 

 

 

 

                

 

                

 

              Современные

     коррекционно-развивающие             технологии в коррекционной

                   школе.

                

                    ( доклад на МО учителей старших классов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Подготовила: Иовжий Л.А.

                                                   учитель  математики и информатики

 

 

 

 

 

 

                                        2020-2021 уч.г.

 

 

 

 

 

Современные коррекционно-развивающие технологии в коррекционной  школе.

 

         Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

         Современная педагогическая технология в образовательно-воспитательном процессе - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя, т.е. содержательная техника реализации учебного процесса.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении. Грамотное сочетание педагогами школы традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся, познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно- воспитательном процессе.

        В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

       В нашей школе одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.

Технологии коррекционно-развивающего  обучения позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

--совершенствование движений и сенсомоторного развития;

--коррекция отдельных сторон психической деятельности;

--развитие основных мыслительных операций;

--развитие различных видов мышления;

--коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;

--развитие речи;

--расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

--коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

На каждом уроке в нашей школе педагогами ведётся коррекционно-развивающая работа. Излагаемый материал должен быть научным, доступным, достоверным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт обучающихся и, конечно, же, на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход.

          Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

         Современные образовательные технологии направлены на повышение качества образования, опираются на принципы научности, личностно – деятельностный подход, системность.

       Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе:

Коррекционно - развивающие технологии.

1.Объяснительно – иллюстративные

2. Игровые технологии

3. Личностно-ориентированные технологии .

4. Инновационные технологии.

5. информационно-коммуникационные технологии

6. Технология разноуровневого обучения.

7.технология проблемного обучения

 8.Технология нравственного воспитания

9.здоровьесберегающие технологии

Коррекционно-развивающие технологии:

1. Объяснительно – иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

2. Игровые технологии - единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках проходит по следующим основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед школьниками в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в образовательно-воспитательном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

-обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, психотехнические.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: например, с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности; компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например урок -игра – путешествие.  Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.  Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является  средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.

3. Личностно-ориентированные технологии в нашей школе направлены учителями предметниками на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

«Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».

К.Д.Ущинский считал, что деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но и полезно, если наставник умеет ,занимаясь одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения. Правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.

Основная задача личностно - ориентированного обучения, считает И. С. Якиманская, состоит в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, разви­ваться как личность.

На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель - эксперт, консультант.

 Основные принципы личностно ориентированного подхода: дифференциация и индивидуализация. При использовании данной технологии учитель учитывает сформированность  умений и навыков, темп деятельности каждого обучающегося, уровень обученности, индивидуальную траекторию развития.

Формы учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной  и созидательной способности. Цель личностно ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. 

4. Инновационные технологии.

В настоящее время в школе на учебных, коррекционно- развивающих занятиях, занятых по дополнительному образованию широко применяются технологии Арттерапии. (музыкотерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия) эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами. Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Изотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.

Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и своё состояние звуком, движением, мелодией, рисунком. Часто дети, испытывающие трудности в обучении, неуверенные в себе, успешны в оригами и это помогает им справиться с частью имеющихся у них проблем.

5. Информационно-коммуникационные технологии.

 Чтобы идти в ногу со временем, необходимо овладевать основами компьютерной грамотности, учиться работать в компьютерных программах Word, Excel, Paint и т.д., организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств. Всё более широкое распространение получает применение ИКТ на уроках и внеклассных мероприятиях( предметные недели).

Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

Применение компьютерных технологий позволяет повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой специальная (коррекционная) школа. Учителя используют метод презентаций, как способ эффектного и современного преподавания учебной  информации.   На   уроках письма, математики, чтения,  географии, истории, трудового  обучения  учителя могут  использовать  элементы компьютерных тренажеров, тестов при наличии  соответствующих условий.

Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Использование  компьютерных и  ауди – визуальных  технологий  в   организации внеклассных    мероприятий   стало  неотъемлемой  частью  обучающего процесса значительно  повышающего  его  качество,  что  делает   процесс обучения  более  современным , разнообразным и  насыщенным.

6. Технология разноуровневого обучения.

Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.

Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

 Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Можно также применять и при изучении новой темы.

       7. Технология проблемного обучения

На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

8.Технология нравственного воспитания

 способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках стараюсь воспитывать правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения».

9. Здоровьесберегающие технологии, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья.

 Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

            При использовании активных технологий  обучения  в процессе организации обучения  учителями используются: проблемные вопросы, программированные задания, дифференцированные задания по карточкам на этапе проверки и закрепления знаний, дидактические игры. Весь этот дидактический материал обеспечивает разные виды помощи (организующую, стимулирующую, обучающую) в процессе формирования мыслительных операций.

             Грамотное сочетание педагогами школы - традиционных и инновационных технологий обеспечивает естественный переход в «Новую школу».

Коррекционно- развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Применение перечисленных образовательных технологий обусловлено следующими целями:

Здоровьесберегающие :

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

- Релаксация.

- Пальчиковая гимнастика.

- Гимнастика для глаз.

- Дыхательная гимнастика.

- Коррекционные занятия с использованием тренажеров

             Здоровьесберегающие  технологии позволяют соблюдать охранительный режим обучения, равномерно во время занятий распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, нормативно применять ТСО, что способствует сокращению числа пропусков внеклассных мероприятий и занятий.

Разноуровневого обучения .Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью очень разные по уровню овладения знаний, умений и навыков. Следовательно, работа проводится с каждым ребенком на доступном уровне.

Игровые .Стимулируют детей к учебной и внеурочной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы. Способствуют реализации задач коррекционного обучения - создание необходимых условий для успешной социализации учащихся. Такие занятия сопровождаются повышенной мотивацией и эмоциональной окрашенностью.

            Проблемно-поисковые:

Способствует расширению кругозора ребенка. Дает возможность учащимся активно пополнять свои знания, глубже вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

            Коммуникативно-диалоговые:

- проблемная дискуссия,

- дискуссия-диалог,

- обучение в сотрудничестве (команде) .Позволяют развивать творческие, аналитические, коммуникативные способности, познавательный интерес; формировать ценностное отношение к предмету обсуждения и уважительное отношение к участникам диалога. Способствуют развитию умения формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения. Позволяют формировать ценностно-ориентационное единство коллектива

       Технологии имитационно-моделирующего обучения:

- технология ситуативного обучения,

- учебные игры способствуют процессу социализации обучающихся, делают их не пассивными объектами учебного процесса, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Технология учебной игры способствует непосредственной эмоциональной включенности в ситуацию, состязательности и коллективизму в поиске правильных решений, возможности широкого варьирования ситуаций, овладению новыми методиками непосредственно в деле, тренировке интуиции и фантазии.

              Технологии активного (деятельностного) обучения. Коррекционная работа направлена на коррекцию, развитие и формирование всех сторон личности ребёнка. Присутствует и вопросно-ответная речь (диалогическая), помогая обучающемуся формулировать свои высказывания и передавать мысли, желания, потребности.

           Информационно-коммуникационные технологии

Применение данных технологий интенсифицирует процесс образования , активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствует повышению уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных; формирование информационной культуры.

Использую в своей работе с детьми ресурсы интернета, навыки работы с ИКТ создаю презентации для красочной наглядной демонстрации тем.

Вывод: Использование современных педагогических технологий в коррекционной школе способствует совершенствованию всего учебно-воспитательного процесса, переходу его на принципиально новый качественный уровень, соответствующий современным требованиям.

Применение современных образовательных и коррекционных технологий помогают решать коррекционно - педагогические задачи. Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в коррекционной  школе  для детей с особыми потребностями, должны  содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что обеспечивает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества. В целом, применение современных технологий доказало улучшение качества образования обучающихся, воспитанников с ОВЗ, что в свою очередь создаёт коррекционно-развивающую среду как  способ коррекции недостатков в личности обучающихся школы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ГОУ ЛНР «Ирминская специальная(коррекционная) школа-интернат»

ГОУ ЛНР «Ирминская специальная(коррекционная) школа-интернат»

Современные коррекционно-развивающие технологии в коррекционной школе

Современные коррекционно-развивающие технологии в коррекционной школе

Технологии коррекционно-развивающего обучения позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Технологии коррекционно-развивающего обучения позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Место и роль игровой технологии в образовательно-воспитательном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр

Место и роль игровой технологии в образовательно-воспитательном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр

Формы учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная

Формы учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная

Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения

Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения

Здоровьесберегающие : Технологии сохранения и стимулирования здоровья: -

Здоровьесберегающие : Технологии сохранения и стимулирования здоровья: -

Применение современных образовательных и коррекционных технологий помогают решать коррекционно - педагогические задачи

Применение современных образовательных и коррекционных технологий помогают решать коррекционно - педагогические задачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2022