Статьи на тему: Взаимодействие логопеда и психолога в коррекционно-развивающем обучении учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи как фактор успешной коррекции нарушений речи. и "Нейропсихологический подход как интегрирующий фактор взаимодействия логопеда и психолога в профилактике нарушений устной и письменной речи в рамках подготовки к школе
Статьи на тему: Взаимодействие логопеда и психолога в коррекционно-развивающем обучении учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи как фактор успешной коррекции нарушений речи. и "Нейропсихологический подход как интегрирующий фактор взаимодействия логопеда и психолога в профилактике нарушений устной и письменной речи в рамках подготовки к школе
Нейропсихологический подход как интегрирующий фактор взаимодействия
логопеда и психолога в профилактике нарушений устной и письменной речи
в рамках подготовки к школе
В работе с детьми, имеющими нарушения речи, логопеду часто приходится
сталкиваться с тем, что кроме собственно речи у ребёнка нарушена работа неречевых
высших психических функций. Это обусловливает необходимость взаимодействия
логопеда и психолога в коррекционноразвивающем обучении. Однако, такая работа
бывает ограничена коррекцией внимания, памяти и в лучшем случае словеснологического
мышления, что зачастую недостаточно для эффективного преодоления речевого дефекта у
ребёнка.
Как известно, в нейропсихологии существует общая структурнофункциональная
модель работы мозг. Эта модель была предложена А.Р. Лурия [1] и характеризует общие
закономерности работы мозга как единого целого, а также является основой для
объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может
быть подразделен на 3 основных структурнофункциональных блока: Iй – энергетический
– блок, или блок регуляции уровня активности мозга; IIй блок – приема, переработки и
хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации; IIIй блок –
программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности (см.
рис. 1).
Рис.1
Каждая ВПФ реализуется с помощью всех 3х блоков мозга. 1 блок мозга
преимущественно принимает участие в начальной стадии формирования мотивов в
гностической, мнестической, интеллектуальной деятельности. Также он обеспечивает
общий уровень активности мозга, и эмоциональное «подкрепление» психической
деятельности (переживание успеха – неудачи). Планирование, программирование и
контроль деятельности
обеспечивается работой 3 блока мозга. Реализация операциональной стадии деятельности происходит с помощью 2 блока мозга. Нарушение
работы любого из 3х блоков (или его отдела) отражается на любой психической
деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии ее реализации.
Преимущественно вся работа по коррекции и развитию ВПФ в рамках школьного
логопункта ориентируется на работу 2 блока мозга (развитие внимания, памяти,
мышления). Тогда как развитие работы 1 и 3 блоков мозга остаётся за рамками
целенаправленной работы как логопеда, так и психолога, что не может не сказываться на
эффективности коррекционноразвивающей программы в целом.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным использовать
нейропсихологический подход в планировании программы коррекционноразвивающего
обучения детей с нарушениями речи. А именно, целенаправленно включать работу по
развитию деятельности всех трёх блоков мозга в коррекционноразвивающие занятия
логопеда, психолога и в интегрированные занятия логопеда и психолога с детьми с
нарушениями речи.
Например, для коррекционной работы могут быть использованы:
Для 1 блока мозга
Дыхательные упражнения;
Растяжки и релаксации;
Формирование и коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий, в том
Глазодвигательная гимнастика;
числе с опорой на графическую деятельность;
Телесноориентированные упражнения («Дерево на ветру», «Надувная
кукла», «Силач», использование балансировочной доски);
Суджок шарики и кольца;
«Рисование» на руках и спине;
Волшебные сундучки, мешочки;
Комплексы кинезиологических упражнений;
Игры в различных средах с материалами различной структуры;
Для 2 блока мозга
Игры и упражнения для развития навыков внимания, памяти и мышления
(«Замриотомри», переключение по сигналу, «Я ищу», «Перпутаница»,
«Мемори» и т.п.);
Конструирование и копирование;
Для 3 блока мозга
Установление режима или распределения во времени основных функций
жизнедеятельности ребёнка;
Игры и упражнения, формирующие навыки планирования, программирования
и контроля («Лабиринты» Кайе, «Ферма», прокладывание маршрутов и т.п.); Использование нейропсихологических методов и приемов способствует более
эффективному взаимодействию логопеда и психолога в преодолении имеющихся у детей
речевых, двигательных, интеллектуальных нарушений, поведенческих расстройств.
Список литературы
1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. М.:
АСТ Астрель Транзиткнига, 2005. 384,(16)с. (Высшая школа)
Статьи на тему: Взаимодействие логопеда и психолога в коррекционно-развивающем обучении учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи как фактор успешной коррекции нарушений речи. и "Нейропсихологический подход как интегрирующий фактор взаимодействия логопеда и психолога в профилактике нарушений устной и письменной речи в рамках подготовки к школе
Статьи на тему: Взаимодействие логопеда и психолога в коррекционно-развивающем обучении учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи как фактор успешной коррекции нарушений речи. и "Нейропсихологический подход как интегрирующий фактор взаимодействия логопеда и психолога в профилактике нарушений устной и письменной речи в рамках подготовки к школе
Статьи на тему: Взаимодействие логопеда и психолога в коррекционно-развивающем обучении учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи как фактор успешной коррекции нарушений речи. и "Нейропсихологический подход как интегрирующий фактор взаимодействия логопеда и психолога в профилактике нарушений устной и письменной речи в рамках подготовки к школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.