Статья.
Оценка 4.8

Статья.

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русская литература
7 кл
07.01.2017
Статья.
Речь идет о реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы. Виды работ на уроках. Подготовка учащихся к написанию итогового сочинения. Ведение тематических тетрадей, которые являются копилкой материала для сочинения. Тематические тетради по творчеству поэтов и писателей помогут ученикам систематизировать материал по творчеству писателей и поэтов. Данный вид работы учащиеся выполняют сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно.
статья.docx

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Петушкова Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ ЗАТО Видяево

        

Современное общество предъявляет к системе образования принципиально новые требования. Выпускники школ  должны не только обладать определенными  знаниями, но и гибко реагировать на изменения в окружающем мире. А для этого школа обязана научить детей самостоятельно принимать решения, прогнозировать последствия своей деятельности, сотрудничать,постоянно совершенствовать свои знания в разных областях.

В связи с этим одной из приоритетных задач современного образования становится переход от накопления знаний к развитию личности, совершенствованию ее индивидуальных способностей.

Системно - деятельностный подход в образовании – развитие личности ребенка  на основе универсальных учебных действий.

               Этот подход предусматривает следующие задачи:


·        Чему учить?  

·        Ради чего учить?    

·        Как учить?


Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю.  Я делаю – я усваиваю.».

Каждый ребенок должен на уроке иметь продукт деятельности (схема, таблица, эссе) – это и есть деятельностный урок. После каждого урока ученик должен ответить на вопрос: «Что взял себе?», «Что ты сегодня сделал?»

        Что для этого должен сделать учитель?

1.      Строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися новых результатов.

2.      Использовать методы и технологии обучения на основе деятельностного подхода.

3.      Использовать новые методы и формы организации учебной деятельности.

4.      Применять стратегии проектного модульного обучения.

Считаю, что урок получится, если у учеников есть мотивация, которая подтолкнет к целеполаганию,  затем к постановке учебных задач, к решению учебных задач,  и самооценке.

Итак, 1 шаг. Мотивация. (Зачем я здесь?)

2 –шаг. Целеполагание. (С какой целью я здесь?)

3 – шаг. Учебная задача. (Что я должен сделать, чтобы достичь цели?)

4 – шаг. Решение учебной задачи. (знания, которые имею, должны мне помочь)

5 – шаг. Рефлексия. (Что я узнал нового?)

На уроке учитель создает проблемную ситуацию, а  ученик формулирует проблему.

Например, на уроках русского языка в 6 классе при изучении  темы «Возвратное местоимение», ученикам предлагаю определить морфологические признаки местоимения. Учащиеся пытаются изменить по числам – не получается, пытаются изменить по родам – не получается, пытаются изменить по падежам: просклоняли, но затрудняются в определении формы  именительного падежа. Проблема… Делают попытки, подбирают разные формы – не получается, кто-то из учеников  говорит: «Нет формы именительного падежа». Учащиеся делают вывод: возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа. Делают запись в тетрадь.          Ученики мыслят, анализируют, делают вывод, то есть наблюдаем личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия.

Или, например, в  5 классе предлагаю ученикам слова:

трАва  -  трАвы;

пОля  -  пОле;

кАпуста

Задание: объяснить орфограмму в корне слова.

Учащиеся подбирают проверочные слова: трАвы, пОле.

К слову  «капуста»  не могут подобрать проверочное слово.

Учащиеся формулируют проблему: какую гласную писать и почему.

-Что можно предпринять?

Они предлагают способы решения проблемы: спросить у учителя, у родителей, посмотреть в словаре.

Словарь – это фиксация слов, следовательно, именно там можно найти решение данной проблемы.

Ученики мыслят, используют имеющиеся знания, слушают, высказывают, то есть выполняют  личностные, регулятивные, коммуникативные   учебные действия.

Очень важно создать ситуацию успеха (должен быть мотив собственного роста).

Например, при  изучении темы «Чередование гласной в корне слова» предлагаю слова:

З..ря

ЗОри

зАрево

Прошу определить вид орфограммы:  безударная гласная или чередование гласной.

Далее ученики формулируют учебную задачу, определяют вид орфограммы.

Для решения этой учебной задачи  предлагаю несколько слов, и они сами объясняют, какую гласную писать и почему. Далее предлагаю детям слово «зарябило» (проблема), они ищут корень –зар-, но за- -это приставка, следовательно, становится понятным, насколько овладели способом определения вида орфограммы.

Вся эта работа  выполняется под руководством  учителя, и не напрасно В.Солоухин сказал: «Разглядеть каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг». Это о внимательном отношении учителя к каждому ученику.

При изучении творчества А.С.Пушкина в 5 классе  ребятам было предложено создание тематических тетрадей «Пушкинская тетрадь» - тетрадь-копилка. На обложке тетради  портрет А.С.Пушкина, а каждая глава сопровождается рисунками. В эту тетрадь были собраны  высказывания  о поэте, поэтические строки А.С.Пушкина о временах года, о роли частей речи в стихотворении. При выполнении такой работы  учащиеся  следуют инструкции, контролируют себя – это регулятивные учебные действия; читают, слушают товарищей, формулируют свое мнение – коммуникативные учебные действия; личностные – реализуют творческий потенциал.

Результат этой работы - тематическая тетрадь, которая может использоваться на уроках русского языка и литературы.

1.Богатейший языковой материал для работы на уроках русского языка.

2.Художественный материал для написания творческих работ.

3.Тематическая тетрадь – копилка, которая может пополняться до 11класса.

Проектирование на будущее: «Лермонтовская тетрадь» , «Тургеневсквя тетрадь», «Бунинская тетрадь» и т.п.

Таким образом, ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно-познавательной деятельности, к чему мы и стремимся.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле, за околицу.

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та,  что сам искал,

Во век не позабудется.

(Н.Рыленков.)

Это о самостоятельности и активности учеников в познании «великого и могучего»  языка. О вере, что  многое может ученик, надо только помочь ему поверить в собственные силы.


 

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися новых результатов

Строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися новых результатов

Ава - трАвы; пОля - пОле; кАпуста

Ава - трАвы; пОля - пОле; кАпуста

Вся эта работа выполняется под руководством учителя, и не напрасно

Вся эта работа выполняется под руководством учителя, и не напрасно

Дорога та, что сам искал,

Дорога та, что сам искал,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017