Статья "Антропоцентрический подход к анализу художественного текста. М. Лермонтов. Образ Печорина"
Оценка 4.9

Статья "Антропоцентрический подход к анализу художественного текста. М. Лермонтов. Образ Печорина"

Оценка 4.9
docx
19.02.2020
Статья "Антропоцентрический подход к анализу художественного текста. М. Лермонтов. Образ Печорина"
Антропоцентрич.docx

 

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.

 М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Образ Печорина

 

            Антропоцентрический подход к анализу текста, который вырос из христианских вероучений, стал популярен в конце ХХ века. Он означал анализ произведения в системе: авторская позиция – читательское восприятие. Именно этот подход дает возможность определения соотношения структуры, смысла и истолкования текста. А значит, помогает составить преставление о личностных характеристиках героя художественного произведения.

            Главным в анализе является понимание текста, который пропускается через сознание читателя, то есть зависит от миропонимания, самопонимания читающего и интерпретатора. Современная трактовка художественных текстов учитывает многозначность смысла текста, допускает различные его интерпретации. Но все же важным остается вопрос учета пространственно-временных реалей, авторской позиции, языковых образов, при помощи которых писатель создает зрительные картины описываемых событий, героев. Использование пространствометрического подхода в синтезе с теорией текста помогает выделить отдельные единицы текста для более точного их анализа, соединив которые получается анализ всего текста.

            Восприятие текста зависит во многом от знаний о мире. Художественное произведение дает авторское представление картины мира, которая совпадает или противостоит миропониманию сегодняшних читателей.

            В школе проанализировать образ героя с точки зрения когнитивной лингвистики, психолигвистики, прагматизма позволяет первый русский психологический роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

            Проблема восприятия Печорина – главного героя романа М. Лермонтова и представителя времени автора - состоит в том, что современные читатели по другому воспринимают окружающий мир.

            Современные исследователи творчества М.Ю. Лермонтова говорят о новаторстве писателя: в композиционном плане в первом русском психологическом романе происходит нарушение в хронологической последовательности описанных событий, то есть автор творчески переосмыслил метод циклизации. При этом роман сохраняет сюжетную завершенность. Это произошло не случайно, ведь Лермонтов создает образ нового героя – человека, живущего в период реакции после декабристского восстания, неординарную личность, мятущуюся и думающую, но, к сожалению, не находящую себя в современном ему времени, не понятую современниками, а значит, лишнюю. Именно такой герой связывает все главы романы.

            Главы романа расположены с нарушением хронологии событий. Если восстановить последовательность событий, то получается следующий порядок: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист «Максим Максимыч» (случайная встреча Максима Максимыча и Печорина через 5 лет после расставания на Кавказе), предисловие к «Журналу Печорина». Таким образом, жанрово переплетаются психологический, авантюрный, социальный, исповедальный романы - черты романтизма и реализма.

            М.М. Бахтин ввел в теорию литературы понятие «хронотоп» (вторичное восприятие текста, при котором действительность художественного произведения воспринимается через синтез временной и пространственной категорий). Ученый выделил авантюрную, авантюрно-бытовую и биографическую разновидности времени-пространства. Рассмотрим особенности каждого хронотопа, анализируя композицию, мотивы, события романа.

            Прежде всего необходимо выделить хронотоп дороги. Именно этот мотив связывает на первый взгляд абсолютно разные сюжетные моменты. Дорога описывается и в «Тамани», и в «Княжне Мери», и в «Бэле», и в «Предисловии к журналу Печорина». Дорога – выбор судьбы, поиск смысла жизни. Находим и образы, связанные с дорогой: «перекладная тележка», «почтовая тройка», «дорожная коляска», «фырканье лошадей», «звон колокольчика», «стук колес», «кременистая дорога». Дорога приводит героя туда, где но должен оказаться, но Печорин сопротивляется судьбе, он ищет свой путь, потому что он стремится «подчинять моей воле все, что меня окружает…». Делаем вывод – это авантюрный хронотоп. Печорину не свойственно постоянство.

            Итак, Печорин ищет свою дорогу, но найти ее невозможно. Он, «играя с судьбой», совершает поступки, которые простыми людьми воспринимаются как обиды, странность, холодность, непостоянство, предательство. Но к чему стремится Печорин? Ответ находим в тексте. Вспомним наиболее яркие описания пейзажей и бытового устройства, которые находим в главах «Бэла», «Тамань». Это высокие, непреступные, опасные горы Кавказа, гордый, мстительный нрав кавказцев («Бела») как символ стремления Печорина к «высоте души», независимости от общественного мнения, испытаниям себя; бедность, бледность провинциального городка Тамань с его грязными узкими улочками, простенькими домишками, крутыми опасными спусками к морю, необычными жителями (слепой от рождения мальчик, девушка, похожая на русалку, контрабандист Янко) – желание быть выше быта и людей.

            Все основные события жизни Печорина происходят в дороге или при коротких остановках. В пути герой встречается с людьми, которые играют в его жизни важную роль: Максим Максимыча, Бэлу, контрабандистов, княжну Мери, Грушницкого. По пути в Персию он встречается со старым другом Максим Максимычем, с которым пережил смерть Бэлы на Кавказе, но при встрече едва пожал ему руку, по пути в Пятигорск рыдает над трупом загнанного коня, поняв, что потерял Веру. В дороге проявляется еще одно качество Печорина: ему всегда некогда, он спешит. Дорога – и внешнее пространство, и внутреннее состояние героя, говорящее о непостоянстве, неудовлетворенности жизнью.

                В «Герое нашего времени» прослеживается авантюрно-бытовой и биографический хронотоп. Примером авантюрно-бытового хронотопа можно считать жизнь Максим Максимыча, который честно выполнял свой служебный долг, переносил сложности и опасности военной жизни, биографического – душевное состояние княжны Мери, которая, встретившись с Печориным, теряет жизненное равновесие, «заболевает», перевернутая с ног на голову жизнь честных контрабандистов.

            Прагматический подход к изучению текста учитывает человеческий фактор. Это прежде всего образы повествователей: молодой офицер, Максим Максимыч и сам Печорин. Введение сразу трех повествователей позволяет автору рассказать о человеке со стороны и с точки зрения самоанализа. Именно через рассказчиков мы проникаем в систему образов «Героя нашего времени».

            Повествование от третьего лица убеждает читателя в объективности описания. Печоринское повествование – описание картин природы, характеров других персонажей, самооценка – динамично, использование глаголов настоящего времени помогает создать эффект присутствия, личного участия.

            Таким образом, роман «Герой нашего времени» имеет следующие отличительные черты: в романе связаны эпизоды, которые, казалось бы, не имеют ничего общего (инверсиальность), жизненный путь и реальный путь находятся в противостоянии (метафоричность), все перипетии в жизни героя происходят в дороге или при коротких остановках, герой, находясь в постоянном движении, вступает в борьбу с судьбой.

 

         Приведем примеры вопросов, которые помогут учащимся проанализировать текст романа «Герой нашего времени» с точки зрения антропологического подхода.

 

 

Образ Кавказа

  1. По словам Н.Долининой, «дикая природа Кавказа… кажется нам прекрасной рамой для той картины любви, горя, борьбы, в созерцание которой мы погрузились». Найдите в описании природы тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения и сравнения), которые встречаются в стихотворениях Лермонтова о Кавказе.
  2. Опишите народ Кавказа и его обычаи. Как в образах Казбича и Азамата раскрывается характер горцев? Какие качества Казбича вызывают уважение?
  3. Почему Печорин предпочел любовь дикой черкешенки любви знатных дам?

 

Печорин и герои

  1. Можно ли Печорина назвать другом Азамата? Помог ли он юному горцу стать счастливее?
  2. Какими чувствами и мыслями руководствовался Печорин, похищая Бэлу? Смог ли он сделать её счастливой? Кто виноват в смерти Бэлы?
  3. Опишите последнюю встречу Печорина и Максим Максимыча. Что обидело штабс-капитана?

 

Психологический портрет

Составьте психологический портрет Печорина по следующим наблюдениям. В объяснениях используйте исповедь Печорина.

  1. Максим Максимыч отмечает некоторую странность в поведении Печорина: «Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз, сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один…».
  2. Рассказчик (проезжий офицер) отмечает особенности внешности Печорина:

·         «Пыльный бархатный сюртучок его , застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое бельё»

·         «Его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев»

·         «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками»

·         «Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки»

·         «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать»

·         «О глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он сеялся! (…) Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском (…) То был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный.

·         «Взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был, столь равнодушно спокоен».

Образ Бэлы

Прочитайте отрывки из критических статей. Сравните. Какая позиция вам ближе? Аргументируйте свой ответ.

1.      В.Г.Белинский. «Герой нашего времени»

«В любви Бэлы была сила, но не могло быть бесконечности: сидеть с глаза на глаз с возлюбленным, ласкаться к нему, принимать его ласки, предугадывать и ловить его желания, млеть от его лобзаний, замирать в его объятиях, - вот все, чего требовала душа Бэлы; при такой жизни и вечность показалась бы для неё мгновением.

   Но Печорина такая жизнь могла увлечь не больше как на четыре месяца. Сильная потребность любви часто принимается за самую любовь: препятствия превращают ее в страсть, а удовлетворение уничтожает.

   Любовь Бэлы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он и выпил зараз, не оставив в нем ни капли; а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его…»

2.      Н.Долинина. «Печорин и наше время»

«Может быть, так состоялась победа Бэлы над Печориным: неграмотная «дикарка», жившая одной любовью, добровольно подчинившаяся хозяину, повелителю-возлюбленному, оказалась перед смертью гордой женщиной, полной человеческого достоинства. Её душевная жизнь ограничивалась только верой – и эту веру она нарушила во имя любви, но перед смертью победила свою любовь. Умерла в своей вере».

 

Образ Максим Максимыча

  1. Охарактеризуйте штабс-капитана Максим Максимыча. Что изобличает в нем опытного, бывалого служаку, много лет прожившего на Кавказе? В каких эпизодах проявляется его живой ум и наблюдательность?
  2. Согласны ли вы с утверждением В.Г.Белинского о герое: «Познакомьтесь с ним поближе – и вы увидите, какое теплое, благородное, даже нежное сердце бьется в железной груди этого, по-видимому, очерствевшего человека…»?

Почему критик называет Максим Максимыча «старым младенцем»?

Максим Максимыч

1.      .Определите ведущие черты характера Максим Максимовича.

..1.  — А кто твой господин? — Печорин... — Что ты? что ты? Печорин?.. Ах, Боже мой!.. да не служил ли он на Кавказе?.. — воскликнул Максим Максимыч, дернув меня за рукав. У него в глазах сверкала радость.— Ну так!.. так!.. Григорий Александрович?.. Так ведь его зовут?.. Мы с твоим барином были приятели, — прибавил он, ударив дружески по плечу лакея, так что заставил его пошатнуться..

2.— Ведь сейчас прибежит!.. — сказал мне Максим Максимыч с торжествующим видом, — пойду за ворота его дожидаться... Эх! жалко, что я не знаком с Н... Максим Максимыч сел за воротами на скамейку, а я ушел в свою комнату.

3. Он наскоро выхлебнул чашку, отказался от второй и ушел опять за ворота в каком-то беспокойстве: явно было, что старика огорчало небрежение я Печорина, и тем более, что он мне недавно говорил о своей с ним дружбе и еще час тому назад был уверен, что он прибежит, как только услышит его имя.

4. Он бросил трубку на стол, стал ходить по комнате, шевырять в печи, наконец лег, но долго кашлял, плевал, ворочался...

5. Я нашел его у ворот, сидящего на скамейке. «Мне надо сходить к коменданту, — сказал он, — так пожалуйста, если Печорин придет, пришлите за мной...» Я обещался. Он побежал…

6. Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи... Через несколько минут он был уже возле нас; он едва мог дышать; пот градом катился с лица его; мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колени его дрожали... он хотел кинуться на шею

7. — Да, — сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, — конечно, мы были приятели, — ну, да что приятели в нынешнем веке!.. Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара...

8. Он посмотрел на меня с удивлением, проворчал что-то сквозь зубы и начал рыться в чемодане; вот он вынул одну тетрадку и бросил ее с презрением на землю; потом другая, третья и десятая имели ту же участь: в его досаде было что-то детское; мне стало смешно и жалко... — Вот они все, — сказал он, — поздравляю вас с находкою...

9. — Да я еще коменданта не видал, а мне надо сдать ему кой-какие казенные вещи... — Да ведь вы же были у него? — Был, конечно, — сказал он, заминаясь — да его дома не было... а я не дождался. Я понял его: бедный старик, в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, говоря языком бумажным, — и как же он был награжден!

10. — Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться!.. Вы молодежь светская, гордая: еще пока здесь, под черкесскими пулями, так вы туда-сюда... а после встретишься, так стыдитесь и руку протянуть нашему брату.

11. Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда пред ним отдергивается розовый флер, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие, хотя есть надежда, что он заменит старые заблуждения новыми, не менее проходящими, но зато не менее сладкими... Но чем их заменить в лета Максима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется...

2. «Признаться, я также с некоторым нетерпением ждал появления этого Печорина; по рассказу штабс-капитана, я составил себе о нем не очень выгодное понятие, однако некоторые черты в его характере показались мне замечательными». Что в портрете Печорина привлекает и отталкивает?

Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! — Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление; но так как вы о нем не услышите ни от кого, кроме меня, то поневоле должны довольствоваться этим изображением. Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским.

«Тамань»                                                     Журнал Печорина

  1. Какова судьба дневниковых записей Печорина?
  2. От чьего лица написано Предисловие к журналу Печорина? Какова роль Предисловия в романе?
  3. Какие достоинства видит в журнале Печорина рассказчик, сравнивая его с исповедью Руссо?

 

Образы «честных контрабандистов»

  1. Прочитайте описание дома, в котором остановился Печорин. Как оно характеризует его обитателей? Помогает ли нам лучше понять их?
  2. Чем объясняется странное поведение слепого? хозяйской дочери?
  3. Какие положительные качества простого народа вы бы отметили в Янко, «ундине» и слепом мальчике?

 

Печорин и герои повести «Тамань»

1.      Что заставило Печорина потревожить жизнь мирных контрабандистов?

2.      Спрогнозируйте, как изменится жизнь этих людей?

3.      Кто более всех вызывает ваше сочувствие? Почему?

 

Психологический портрет Печорина

Создайте психологический портрет Печорина по его замечаниям

  • «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить»
  • «Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч.»
  • «В ней было много породы… порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит юной Франции. Она… большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит»
  • «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну».
  • «Что сталось с старухой и с бедным слепым – не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!..»

«Княжна Мери»                                         Образ доктора Вернера

  1. Дайте портрет доктора Вернера. Какова его репутация? Почему его называли Мефистофелем? Почему Печорин называет Вернера поэтом? Что сблизило Печорина и Вернера?
  2. Печорин называет их отношения с доктором приятельскими, а не дружескими: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается…» А какими считал эти отношения сам Вернер?
  3. Вспоминая эпизод прощания с доктором, Печорин пишет: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности». Справедливо ли это замечание по отношению к Вернеру? В чем эпизод прощания напоминает сцену с Максим Максимычем?

Образ Грушницкого

  1. Дайте портрет Грушницкого. В чем проявляется его «романтический фанатизм», который раздражает Печорина? Объясните слова критика С.П. Шевырёва: «Печорин не любит Грушницкого по тому же самому чувству, по какому нам свойственно не любить человека, который нас передразнивает и превращает то в пустую маску, что в нас есть живая существенность», — замечает исследователь.
  2. Проницательный Печорин замечает, что в Грушницком нет «ни на грош поэзии». Какое сердце на самом деле «бьётся под серой солдатской шинелью»? Виноват ли Печорин в том, что княжна Мери теряет к Грушницкому интерес?
  3. Какая роль отводится Грушницкому в заговоре? Есть ли у него право выбора: поступить по научению драгунского капитана или по совести? Почему на дуэли Грушницкий отказывается принести извинения и требует пулю?

 

Печорин и Мери

  1. Дайте портрет княжны Мери. Какими достоинствами она выделяется среди других дам «водяного общества»?
  2. Опишите развитие отношений между Печориным и княжной, восстановив правильный порядок цитат:

·         «В ее движениях было что-то лихорадочное; на меня не взглянула ни разу. Все заметили эту необыкновенную веселость. И княгиня внутренно радовалась, глядя на свою дочку; а у дочки просто нервический припадок: она проведет ночь без сна и будет плакать»

·         «Она едва могла принудить себя не улыбнуться и скрыть свое торжество; ей удалось, однако, довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид»

·          «Княжна меня решительно ненавидит; мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счет, довольно колкие, но вместе очень лестные».

·          «В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; её было жаль меня! Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце»

·          «Я стоял против нее. Мы долго молчали; ее большие глаза. Исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее»

  1. В своем журнале Печорин пишет: «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?» Как отвечает на этот вопрос сам Печорин? Как бы ответили вы?

 

Печорин и Вера

  1. Дайте портрет Веры. Что мы знаем о ее судьбе? Что, по вашему мнению, могло быть причиной смертельной болезни? Символично ли ее имя?
  2. Что новое открывается в образе Печорина с появлением Веры?
  3. Прокомментируйте запись Печорина: «Тут между нами начался один из тех разговоров, которые на бумаге не имеют смысла, которых повторить нельзя и нельзя даже запомнить: значение звуков заменяет и дополняет значение слов, как в итальянской опере».

Размышляя о Вере, Печорин признается себе: «…это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями…» Найдите в прощальном письме Веры объяснение всем поступкам Печорина.

 

Литература:

1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литера-

тура, 1975. 504 c.

2. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 4. М.: Художественная литература, 1965. 520 c.

3. http://pmi.spmi.ru/index.php/pmi/article/view/2325

4.https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-hudozhestvennogo-prostranstva-i-vremeni-v-romannom-tvorchestve-m-yu-lermontova

5.https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-izucheniyu-hudozhestvennogo-teksta

6.https://cyberleninka.ru/article/n/povestvovatel-kak-realizator-pragmaticheskih-funktsiy-form-vremeni-glagola-v-hudozhestvennom-tekste-na-materiale-romana-m-yu-lermontova/viewer


 

Скачано с www.znanio.ru

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ

Дорога приводит героя туда, где но должен оказаться, но

Дорога приводит героя туда, где но должен оказаться, но

Найдите в описании природы тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения и сравнения), которые встречаются в стихотворениях

Найдите в описании природы тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения и сравнения), которые встречаются в стихотворениях

Бэлы; при такой жизни и вечность показалась бы для неё мгновением

Бэлы; при такой жизни и вечность показалась бы для неё мгновением

Да, — сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, — конечно, мы были приятели, — ну,…

Да, — сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, — конечно, мы были приятели, — ну,…

Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти

Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти

Дайте портрет доктора Вернера.

Дайте портрет доктора Вернера.

В своем журнале Печорин пишет: «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой…

В своем журнале Печорин пишет: «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020