Статья для учителей начальных классов "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"
Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, не понимает его настоящего значения, не научилось свободно распоряжаться словом, всегда страдает от этого недостатка при изучении других предметов».
Проблема формирования орфографической грамотности в современной школе, является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе. Грамотность детей снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные приемы и методы. Научить ребенка писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Для того чтобы ребёнок овладевал русским языком практически, ему
необходимо знать определённое количество слов, т.е. обогащать свой словарный
запас. Уже в 1 классе, на каждом уроке, в результате бесед, диалогов, рассказов
обучающиеся знакомятся с новыми словами, усваивают их, повторяют и закрепляют слова,
усвоенные ими ранее. Словарная работа будет эффективна в том случае, если
она последовательна, планируется на каждый урок и на перспективу, является
компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому
языку. С такой позиции я строю работу над "трудными" словами на
протяжении всех лет обучения. Слова для работы целесообразно брать
блоками и изучать в течение недели.
«Проблема усвоения слов с непроверяемым и трудно проверяемым написанием близка
всем учителям начальных классов. Специальные упражнения для работы с такими
словами приходится готовить практически к каждому уроку. Учителями используется
немало интересных и эффективных методов проведения словарной работы. Но дети
продолжают делать ошибки. Почему дети не могут усвоить написание таких слов?
Работая над данной проблемой, я выявила несколько причин:
1. Низкий уровень развития памяти.
2. Недостаточная разработанность представления нового слова.
3. Работа иногда проводится формально однообразно.
4. Нет единого целенаправленного процесса, который обеспечивал бы комплекс
знаний в определенной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на
этой основе практических умений.
По моему мнению, при изучении проверяемых и непроверяемых безударных гласных
необходимо учитывать особенности фонетического слуха, внимания, мышления и
памяти учащихся.
Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются
диктанты, которые можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид
работы над трудными словами.
1. Зрительный диктант с предварительным разбором.
Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)
2. Картинный диктант:
3. Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный).
Учитель предлагает детям либо картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:
1) записать в первый столбик слова — названия животных, во второй — слова — названия растений;
2) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е, во второй — слова, в написании которых надо запомнить гласную о, в третий — слова, в написании которых надо запомнить гласную а (комбайн, берег, магазин, впереди, космонавт...);
3) выписать только слова из «Словаря»:
Урожай,
урожай! Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор!
На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!
Пробежишься огородом — съешь морковку мимоходом. (Е.Трутнева.)
4. Диктант с использованием загадок.
Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.
5. Диктант по памяти:
6. Диктант с комментированием.
Учитель называет слово из «Словаря», а учащиеся подбирают однокоренные ему слова и записывают их в тетради.
7. Творческий диктант.
Заменить развернутое определение, одним словом.
Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написанных слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек.
Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарно-орфографических упражнений должны занимать упражнения лексического характера.
Известно, что слово, наряду с фонемой и предложением, является основной единицей языка. Поэтому важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении.
Чтобы объяснить значение изучаемого ученикам начальной школы необходимо показывать сам предмет или его изображение. Например, дети рассматривают на предметной картинке изображения инструментов (молоток, топор), называют их, определяют их назначение, объясняют отличительные признаки этих предметов.
Можно предложить учащимся и другие виды упражнений, способствующих осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речи.
Вот некоторые примеры таких упражнений:
1. Прочитайте и объясните значение изучаемого слова, в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком — о сирени как цветке этого растения.
2. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов:
а) Вот и лето подоспело — земляника покраснела. (М. Ивенсен.)
б) Земляничка, земляничка — красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек.
в) Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.
(Этот вид упражнения заканчивается наблюдением над единообразным написанием корня в однокоренных словах.)
3. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям:
1. молодая осина;
2. осиновый лес;
3. гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.
4. Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь — морковка, жёлтый — желтоватый, чёрный — чёрненький, ветер — ветрище, корова — коровёнка, сверкать — сверкнуть.
5. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофёр.
6. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря».
Организация работы с трудными словами предполагает проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов учащиеся находят такие слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость включения того или иного слова в контекст.
1. Объясните значение выделенных слов.
Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает, синим огоньком.
Третий месяц у ворот — это к солнцу поворот.
2. Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.
Советский воин бережёт родной страны покой и славу.
С далёкого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата.
Только взял боец трёхрядку, сразу видно — гармонист.
Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдёт в атаку смело, победит врага в бою.
Служил в рядах Советской Армии рядовой Петров.
3. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
4. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из «Слов для справок»:
1. Как алмазы... на листьях росинки.
2. Пылает заря, ... роса.
3. Снег ... под лучами зимнего солнца.
4. Солнце..., а месяц…
Слова для справок: блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать.
На помощь школьнику приходит ассоциативное мышление – мышление при помощи образов.
Наш разум способен устанавливать замысловатые связи между предметами и событиями. Такие связи надолго сохраняются в памяти. Поэтому словарное слово можно проверить, подобрав к нему слово, в котором нужная буква находится под ударением. Ассоциации дети могут составлять сами дома или в классе, рисовать иллюстрации, составлять рассказы.
петух – Петя столица - стол
иней – белый товарищ – помощь идет
вдруг – гром, грянул футбол - боты
пирог – пир земляника - земля
Для активизации и обогащения словарного запаса учащихся, учитель может использовать игры типа «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Кто правильнее?», «Кто быстрее и правильнее?», ребусы, кроссворды.
1. «Кто больше?»
а) К данным словам подберите однокоренные слова. Запишите только те однокоренные слова, в написании которых вы не ошибетесь.
Герой, комбайн, жёлтый, песок, сахар.
б) К любому слову подберите подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы).
Сирень, помидор, морковь, огурец, осина...
2. «Кто быстрее?»
а) К данным словам подберите противоположное по значению (близкое по значению) слово из «Словаря».
Белый — ..., юг — ..., запад — ..., грустно — ..., прощай — ..., плохо — ....
б) Вспомните, о ком так говорят.
Проехал зайцем; как огурчик; ворон считает; трещит, как сорока...
3. «Кто правильнее?»
Кого так называют: тракторист, шофёр, агроном, инженер, директор...
4. «Кто быстрее и правильнее»
Подберите подходящее по смыслу слово из «Словаря». Напишите составленные словосочетания.
а) Жареный ..., восточный ..., солёный ..., тракторный ..., сладкий ..., сытный ..., школьный ..., прекрасная ..., огородные ....
б) Переходить (что?) ..., ехать (на чем?) ..., сварить (из чего?) ..., рисовать (чем?) ..., выращивать (что?) ..., гордиться (кем?) ....
5. «Собери слова»
бе,
за, рё; са, хар.
г… р… д
м… с… ц
рсооак -
ятбреа –
агамниз –
6. «Узнайте слово»
Слова
спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг украли мышки
От слов начала откусили
И к себе в норку утащили.
а) Учитель показывает карточки, а дети пытаются вспомнить слово.
б) Вспомните и запишите слова в тетрадь.
в) Соедини слово с нужной буквой
7. «Кто как подаёт голос»
с…бака каркает
п…тух чирикает
в…робей лает
в…рона поёт
8. «Прочтите слово»
б) В каждой строчке спряталось одно словарное слово. Найдите их и выделите цветными карандашами.
ПЕНТОВОРЛОПМОЛОКОПАМИТ
ВЫРАЬТЭХМРИЧМОРОЗШУФВЫ
НИКОСАТРАБОЧИЙДУМИОРЕАС
1. Таким образом, словарная работа на уроках русского языка позволит учителю заинтересовать школьников значением изучаемых слов, обогатит и расширит их словарный запас, поможет сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. Такая работа обеспечивает осмысленность и тем самым повышает правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний.
Электронные ресурсы:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2022/09/20/slovarnaya-rabota-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnoy
https://1-sept.ru/component/djclassifieds/?view=item&cid=3:publ-ns-bf&id=1698:словарная-работа-на-уроках-русского-языка-в-начальной-школе&Itemid=464
https://урок.рф/library/slovarnaya_rabota_na_urokah_russkogo_yazika_v_nachal_222001.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.