Г.Г.Зарипова
МБОУ «Школа №101»,учитель биологии( г.Казань)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Экологическая культура личности – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время организованной внеурочной деятельности детей.
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме. На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу , который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы. Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым. Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Изменение содержания уроков в сторону экологизации, расширение информации краеведческого, природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, способствуют формированию экологического сознания учащихся. Так, например:
- в 5 классе занятия по внеурочной деятельности «Удивительный мир природы » направлены на воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе
- в 6 классе занятия по внеурочной деятельности «Занимательная биология» развивают потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- в 6 и 7 классах расширяю информацию об экологическом значении бактерий, грибов, растений, животных в природе для формирования и поддержания состава сфер Земли, в качестве источника питания живых организмов (в виде логических опорных схем, цепей питания) в качестве места обитания, глубже раскрываю почвообразующую роль. Расширяю информацию о сложных биотических связях между изучаемыми объектами и живыми организмами, обитающими в той же экосистеме. При изучении классификации и многообразия растений особое внимание уделяю редким и исчезающим представителям местной флоры, причинам, уменьшения их численности
-в 8 классе при изучении разделов системы органов, индивидуального развития организма, подробно рассматриваю вопросы экологии человека, расширяю содержание влияния факторов окружающей среды на людей. Особенно акцентирую внимание учащихся на вопросы здорового и нездорового образа жизни, сравнивая последствия
-в 9 классе при изучении процессов фотосинтеза, хромосомного набора клетки, модификационной изменчивости ,индивидуального развития организмов считаю, обязательно необходимо расширять содержание, разъясняя зависимость данных понятий и биологических процессов от экологических факторов.
-в 10 классе проводится элективный курс «Экология человека», где рассматриваются вопросы экологического движения, экологического права, коммунальной гигиены, экологической культуры, экологического миропонимания и др.
Формы и методы формирования экологической культуры по в современной школе достаточно разнообразны. Овладение ими является важной задачей в воспитательной работе учителя. Основными методами являются, методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Выявили, что внеклассная форма работы является наилучшим способом формирования экологической культуры у учащихся.
В работе учителя результатами экологической культуры школьников будут являться;
• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;
• понимание активной роли человека в природе;
• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
• элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к растениям и животным.
Чтобы прочно сформировать экологическую культуру у учащихся нужно многократное повторение навыков, знаний, умений на практических мероприятиях.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования и по стандартам ФГОС ООО.
В целом экологическая культура позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.
Список использованной литературы:
1.Андреевских,О.А. Формирование экологической культуры школьников /О.А.
2.Андреевских //Справочник зам. директора школы.- 2011.- №5.-С.87-93
3.Арский Ю.М. Данилов-Данильян В.И.. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват, что делать? – М, 1997 г.
4.Глова,Т. Школьная экологическая тропа и уроки естественно - научного цикла /Т.
5.Глова //Школьное планирование.- 2010.-№4.-С.88-100
6.Глущенко,О. Завтра начинается сегодня: формирование экологической культуры у детей /О. Глущенко //Воспитательная работа в школе.- 2010.№6.-С.44-52Мамедов Н.М. Культура, экология, образование - М, 1996 г.
7.Ердаков, Л.Н. Особенности непрерывного экологического образования /Л.Н.
8.Еремина, О.А. Информационные технологии в экологическом образовании школьников/О.А. Еремина //Дополнительное образование.- 2006.-№6.-
С.43-46
9. Камакин, О.Н. Программа экологического воспитания «Зеленый мир» /О.Н.
10. Макаров, Ю. Работа над экологическими проектами /Ю.Макаров
//Школьные технологии.- 2008.-№6.-С.93-99
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.