Статья на тему «Организация исследовательской работы обучающихся от теории к практике»
Оценка 4.7

Статья на тему «Организация исследовательской работы обучающихся от теории к практике»

Оценка 4.7
docx
физика
27.12.2022
Статья на тему «Организация исследовательской работы обучающихся от теории к практике»
В статье рассматриваются методы и технологии организации исследовательской работы в рамках преподавания курса «Физика»
Организация исследовательской работы обучающихся от теории к.docx

Ходаковская А. А.,

 учитель физики

ГБОУ СОШ № 180

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

 

Организация исследовательской работы обучающихся: от теории к

практике (из опыта работы учителя физики)

 

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – важнейший элемент системы образования и документ, оказывающий влияние практически на все стороны образовательного процесса. Во ФГОС сформулированы цели и задачи образовательной деятельности, определены условия ее осуществления, отражена обязательная содержательная основа образовательных программ, учебников, контрольных измерительных материалов.

Требования ФГОС формулируются с учетом современных достижений науки, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях, поэтому ФГОС соответствует уровню современного научного знания, актуальным задачам социально-экономического развития страны.

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества личности, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Выпускник школы должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы, работать индивидуально и в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения активных методов обучения, технологий, развивающих познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Главный результат образования сегодня – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Отсюда потребность в изменении образовательной модели: школам необходимо пересмотреть подходы к отбору методов и технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе, перестроить отношения участников образовательного процесса, обновить его содержание и формы и применять иные критерии оценивания.

Интегративным результатом реализации требований ФГОС является создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

В соответствии с ФГОС каждая образовательная организация реализует свои функции на основе системно-деятельностного подхода. Системно- деятельностный подход применяется также к оценке образовательных достижений обучающихся и проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования, которые конкретизированы в итоговых планируемых результатах освоения обучающимися примерной основной образовательной программы среднего общего образования.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в примерной программе формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»). Результаты формирования перечисленных видов УУД фиксируются в ходе диагностики, которая проводится с периодичностью не реже, чем один раз в ходе обучения на уровне среднего общего образования. Наиболее адекватными формами оценки учебных действий наряду с письменными измерительными материалами, практическими работами с использованием компьютера; становится выполнение групповых и индивидуальных учебных исследований, и проектов.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального итогового проекта или учебного исследования.

Слово «проект» с латинского языка переводится как «брошенный вперед». Проектирование – это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Проект всегда ориентирован на практику. Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность учащихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта.

На ступени основного общего образования стандартами второго поколения устанавливаются планируемые результаты освоения четырѐх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Государственные образовательные стандарты второго поколения требуют приоритета системно - деятельностного подхода к процессу обучения, развития у школьников умения проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и процессов, принципов действия важнейших физических устройств, для решения физических задач.

В современных условиях становится востребованным исследовательский тип мышления. И одним из эффективных средств организации образовательной деятельности, развивающим наблюдательность, внимательность и аналитические навыки, являются учебные исследования. Отсюда понятна необходимость создавать условия для развития навыков научного познания, позволяющих осваивать не готовые знания, а методы получения новых знаний.

На уроках физики максимально эффективно использование исследования, с учетом индивидуальных способностей учащихся. Это могут быть исследовательские работы, исследовательские лабораторные работы, кратковременные лабораторные работы или целые уроки-исследования.

Этот метод пригоден для развития таких качеств личности, как мышление, познавательный интерес, активность, память, воля, навыки взаимодействия в группе, способность выражать свои мысли, а также эмоции. С уверенностью можно говорить о формировании всех видов универсальных учебных действий на таких уроках. Более того, учебные исследования дают возможность интегрировать теоретические знания и практические навыки путем творческого исследования под руководством учителя. А, главное, у ребят активизируется интерес к учебе, научной деятельности и будущей профессии.

Исследовательские лабораторные работы, проводимые как индивидуально, так и в группах, могут проходить по следующему плану:

1.                  Учитель сообщает проблему, для решения которой проводится лабораторная работа.

2.                  Проводится общее обсуждение проблемы. Планирование исследовательской деятельности, прогнозирование результатов.

3.                  Средства для достижения результатов учащиеся выбирают сами, т.е. становятся активными исследователями.

4.                  Учитель управляет процессом исследований.

5.                  Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно их получают в процессе исследования.

6.                  Индивидуально или в группах делаются выводы.

Универсальные учебные действия, которые формируются в процессе проведения учебного исследования, являются способами установления, описания и объяснения фактов: наблюдение, измерение, проведение экспериментов, построение эмпирических зависимостей, работа с источниками информации.

Исследовательский метод проведения занятий по физике помогает учащимся развить:

Личностные УУД

·                    развитие личного и ценностного отношения учащихся к окружающим, к физике, к себе и т.д.

·                    развитие убежденности в возможности познания природы;

·                    уважение к творцам науки и техники;

·                    интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

·                    способность видеть закономерность изучаемого явления;

·                    целостную картину окружающего мира.

Регулятивные УУД

·                    планирование эксперимента; прогнозирование; алгоритмизация; рациональное использование времени;

·                    учет правил ТБ; подбор материала к лабораторным работам; правильная организация рабочего места при выполнении лабораторных работ; пользование измерительными приборами и измерение физических величин; умение: определять цену деления приборов, производить сборку установки, составлять схему эксперимента;

·                    использовать учебную и техническую литературы.

Познавательные УУД

·                    формулировка целей и задач; выдвижение гипотезы и предсказание результата; анализ и синтез;

·                    описание наблюдаемых явлений; сравнение результатов исследования с планируемыми результатами;

·                    установление причинно-следственных связей; расчет погрешности вычисления;

·                    математическая обработка результата;

·                    использование математических символов; оформление результатов (схемы, таблицы, графики);

·                    кодирование и декодирование информации (использование формул); обоснование доказательств.

Коммуникативные УУД

·                    обсуждение задания и распределение обязанностей; взаимопомощь и взаимоконтроль (самоконтроль); обсуждение результатов и формулировка вывода;

·                    построение речевых высказываний.

Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различным. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет. Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны.

Говоря о формировании универсальных учебных действий обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Познавательная самостоятельность-качество социально активной личности, необходимое условие творческого успеха. Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний.

Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности учебных компетенций. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания.

Задачи, которые предстоит решить:

·                    создание условий, пробуждающих самообразовательную активность обучающихся воспитанников;

·                    проблематизация учебного материала;

·                    направление учебного материала не только на поиск знаний в «чистом виде», но и на овладение способами познавательной деятельности, значимыми за пределами конкретного содержания;

·                    обеспечение эмоциональной поддержки, которая необходима, чтобы взяться за рисковое дело, т.е. высказывать свои мысли о чем-то неизвестном, эта задача выполняется за счет организации групповой работы;

·                    изучение понятий и свойств физических величин, явлений, законов;

·                    изучение практической направленности полученных знаний;

·                    формирование умений в их применении в исследовательской работе;

·                    формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности;

·                    способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;

·                    способствовать развитию логического мышления;

·                    развивать умению выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности;

·                    способствовать формированию научного мировоззрения;

·                    способствовать воспитанию: ответственного отношения к труду; культуры мышления и речи;

·                    пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;

·                    развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;

·                    формировать умению критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).

Структура современных уроков должна быть более разнообразной, что повышает интерес обучающихся к ним. Развивающим обучение делают деятельностностные формы, которые учитывают индивидуальные возможности ребенка. Представление о функциях, содержании, видах универсальных учебных действий и способах их формирования должно быть положено в основу всего учебно-воспитательного процесса.


 

Ходаковская А. А., учитель физики

Ходаковская А. А., учитель физики

Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»)

Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»)

Исследовательские лабораторные работы, проводимые как индивидуально, так и в группах, могут проходить по следующему плану: 1

Исследовательские лабораторные работы, проводимые как индивидуально, так и в группах, могут проходить по следующему плану: 1

Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различным

Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2022