Статья на тему: «Применение кейс-метода в обучении английскому языку»
Кейс – метод:
ü ПредложенвГарвардскомуниверситете приизученииэкономики.
ü Нашёл широкое распространение в изучении ряда предметовнаразличных уровняхобразования.
ü Основаннасоздании проблемнойситуациинаоснове фактовизреальнойжизни.
ü Внедрениев практикуобразованияопределяетсянаправленностьюнаформированиеуниверсальныхметапредметныхрезультатов–ключевыхкомпетенций.
Кейс-метод – это такой метод обучения, когда студенты и преподаватели участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям бизнеса.
Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что даёт основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя.
Метод конкретных ситуаций включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию использования этих материалов в учебном процессе.
Классификация кейсов
Исходя из целевых установок:
1. Практические кейсы отражают абсолютно реальныежизненныеситуации.
2. Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает:
• обучение анализу и оценке, решению проблеми принятиюрешений;
• иллюстрацияпроблемы,решенияиликонцепции.
3. Научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательскойдеятельности.
Отражают частые типовые ситуации изжизни;на первом месте – учебные и воспитательныезадачи;содержат значительный элемент условности
По уровню сложности:
• Иллюстративные учебные ситуации: на определённом практическом примере обучают алгоритму принятия правильного решения в определённой ситуации.
• Кейсысформированиемпроблемы:описываютситуациюв конкретныйпериодвремени,счёткойформулировкой проблемы.
• Кейсы без формирования проблемы: проблема чётко не выявлена, а представлена в дополнительных данных.
• Прикладные упражнения: описывается конкретная ситуация, предлагается найти пути выхода из неё.
По объёму:
· мини-кейс;
· кейс средних размеров;
По типу методической части:
· вопросные;
· кейс-задания.
По типу потребности:
· кейс-выбор;
· кейс-кризис;
· кейс-конфликт
Кейс –единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Общаяструктуракейса:
• титульный листскраткимназванием ситуации;
• введениевситуацию;
• основнаясюжетнаячасть;
• кульминация;
• методическоесопровождение;
• приложения (дополнительная справочная информация, методическаязапискасуказаниемнаместокейсав структуреучебной дисциплины, заключениепоситуации (возможноерешение)дляознакомленияпослеобсуждения).
Требования к кейсам:
· Ориентироватьсянаучебныецели.
· Иметьхорошуюфабулу,быть«живым».
· Иллюстрировать типичные ситуации в определённойсфере.
· Иметьсоответствующийуровеньтрудности.
· Не устаревать слишком быстро, быть актуальными.
· Иметьнациональнуюокраску.
· Развиватьаналитическоемышлениеинавыкименеджмента.
· Провоцировать дискуссию, предполагать коллективнуювыработкурешений.
· Иметьнесколькорешений.
Основные этапы работы с кейсом:
Действия учителя:
Дозанятия |
Подбираеткейс, определяетосновныеивспомогательныематериалыдляподготовки, формулируетвопросы для обсуждения,разрабатывает сценарийзанятия |
Вовремязанятия |
Вступительное слово,организуетпредварительное обсуждениекейса,делитгруппунаподгруппы, руководитобсуждениемкейсав подгруппах |
Послезанятия |
Оценивает работу учеников, принятые решенияипоставленныевопросы,подводититогидеятельности. |
Действия учеников:
Дозанятия |
Получают кейс и список рекомендуемой литературы, индивидуальноготовятся кзанятию |
Вовремязанятия |
Вмикрогруппахизучают материалыкейса,задают вопросы на понимание кейса и проблемы, разрабатывают и обсуждают варианты решений, принимают окончательное решение по итогам обсуждения |
Послезанятия |
Представляютустныйилиписьменныйотчётозанятииподаннойтеме |
Первая фаза работы учеников:
Самостоятельнаяподготовительная работавнеаудитории;кейскакнетипичноедомашнеезадание:
• прочтениекейса;
• формулировкаключевыхпроблем;
• моделированиевозможныхспособоврешения;
• письменныйответнасформулированныектекстувопросы.
Вторая фаза работы учеников:
Самостоятельнаяпознавательнаядеятельность и участиевколлективноймыследеятельностимикрогруппыигруппыв
целом:
1. В микрогруппаханализируют ситуации и вырабатывают решение.
2. Работоймикрогруппыруководитмодератор:
• фиксируетвысказывания-мненияобидеях;
• регулируетпоток высказываний;
• группируетвысказывания;
• составляютрезюмеввиде выводов;
• делаетдоклад орезультатахработысвоейподгруппы.
Презентация результатов анализа кейса:
ü Оттачивает многие глубинные качества личности
ü Вырабатываетнавыки публичноговыступления
Групповая–устная;
индивидуальная–письменная
Навыки, развиваемые кейс-методом:
1. Аналитические навыки –выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, причин, последствий, путей разрешения.
2.Практическиенавыки –применениеприсвоенныхзнаний,
умений.
3.Творческиенавыки–генерирование альтернативныхрешений.
4.Коммуникативные навыки: вести дискуссию, убеждать оппонентов, кооперироваться в группы, защищать общую точку зрения,составлятькраткийотчёт.
5.Социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, контролироватьсебя.
6.Навыкисамоанализа.
Особенности применения кейс-метода на уроке английского языка:
· Кейс должен быть написан интересным, простым и доходчивымязыком.
· Проблема должна быть доступной для разрешения и не выходить за рамки речевых иноязычных возможностей учащихся.
· Кейсзавершаетработу надизучением темы,предоставляявозможность использовать лексико-грамматический материалв речи.
· Необходимоучитыватьвозрастнуюи психологическуюготовностьучащихся.
Возрастные изменения учеников 6 класса:
· Изменяетсяхарактер познавательных интересови начинается интеллектуализацияпознавательныхпроцессов.
· Происходит перестройка памяти: активно развивается логическаяпамять,замедляетсяразвитиемеханической.
· Достаточныйуровеньсформированностисловесно-логического мышления, на основе которого начинается становлениетеоретическогорефлексивного мышления.
· Появляетсяпотребность всерьёзнойиндивидуальной
· деятельности,котораяможетудовлетворятьсяв т.ч.Врамках школьногообучения.
· Учение может приобрести новый личностный смысл, направленность насамообразование.
Кейс «Healthy and unhealthy lifestyles»:
Возраст:6класс.
Актуализируемые проблемы: ожирение подростков, вредная пища,вирусноезаболевание.
Этапы:
· организационный момент;
· представлениекейса, знакомствосситуацией;
· предварительноеобсуждение,выделениеификсирование
· проблем;
· работавмикрогруппах;
· представлениерезультатовработыкаждойгруппой,
· обсуждение;
· подведениеитогов,рефлексия.
Использование метода кейсов на основе аутентичных фильмов:
1. Выполнениепредпросмотровыхзаданий.
2. Демонстрационныйэтап.
3. Выполнениепослепросмотровыхзаданий,вт.ч.поалгоритму кейс-метода:
a. формулировкапроблемыучащимися;
b. обсуждение вопросов в микрогруппах, выработка общего решения,подготовка кегопредставлению;
c. презентация решений микрогрупп, их коллективное обсуждение,обменмнениямиивопросами;
d. подведениеитогов работыпокейсу.
При оценке работы по кейсу следует учитывать:
· серьёзность предварительногоанализа;
· обращение внимания на вопросы, которые требуют углубленногообсуждения;
· владениекатегориальнымаппаратом;
· логичностьвыводов;
· степень решенияпроблемы;
· предложениедополнительных альтернатив;
· предложениеопределённого плана действийили
· планавоплощениярешения;
· активное участиевгрупповом обсуждении;
· выступленияприподведенииитогов(презентация, вопросы, критические замечания, уточненияит.д.);
· грамотная организация текста;
· взаимодействиессобеседником;
· лексическое оформление речи;
· грамматическоеоформлениеречи,орфография ипунктуация,произношение.
Метод кейсов в обучении английскому языку:
· создаётязыковуюсредуиусловия формированияпотребностивиспользовании иностранногоязыка;
· активизирует познавательный интерес к предмету;
· позволяетинтегрироватьзнания изразныхобластейвокругрешенияоднойпроблемы;
· развивает исследовательские, коммуникативные и творческие навыки принятиярешений;
· развивает иноязычную коммуникативную компетенцию в рамках активной совместной исследовательскойитворческойдеятельности;
· развивает системы ценностей и жизненные установкиучащихся;
· повышаетуровеньвладения иностраннымязыком;
· развиваетнавыкипрезентации;
· развиваетумениевести дискуссию;
· совершенствует навыки чтения и обработки информации на иностранномязыке;
· развивает навыки командной работы.
Выводы:
1. Внедрение кейс-метода в практику образования определяется общей направленностью на формирование ключевыхкомпетенций.
2. Кейс–этоединыйинформационный комплекс, позволяющий понять ситуацию, и набор вопросов, подталкивающих к решению поставленнойпроблемы.
3. Основные этапы работы с кейсом: предварительное индивидуальное ознакомление, обсуждение и выработкаобщегорешениямикрогруппами, презентация решений, совместное обсуждение, подведение итогов.
4. Кейс-метод развивает аналитические, практические, творческие, коммуникативные,социальныенавыки.
5. Кейс-метод выступает специфическимметодоморганизацииучебногопроцесса,методомдискуссий ст.з.мотивации учебногопроцессаиметодом
практическогоконтроляисамоконтроля.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.