Статья на тему: «Театрализация как фактор развития младших школьников с нарушениями слуха» Автор: Моисеева Раиса Ивановна – учитель начальных классов, педагог-психолог
Оценка 4.9

Статья на тему: «Театрализация как фактор развития младших школьников с нарушениями слуха» Автор: Моисеева Раиса Ивановна – учитель начальных классов, педагог-психолог

Оценка 4.9
docx
20.11.2021
Статья на тему: «Театрализация как фактор развития младших школьников с нарушениями слуха»  Автор: Моисеева Раиса Ивановна – учитель начальных классов, педагог-психолог
Моисеева_Конференция_ЗАВУЧ_ИНФО_2017_1.pdf ТЕАТР.docx

Всероссийская педагогическая конференция

«Обучение ребёнка с ОВЗ (РАС) в начальной школе в условиях инклюзивного образования»

 

Статья на тему:

«Театрализация как фактор развития младших школьников с нарушениями слуха»

 

Автор: Моисеева Раиса Ивановна – учитель начальных классов,

педагог-психолог

 

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Василий Сухомлинский.

В жизни ребёнка слух играет достаточно большое значение, с помощью которого он воспринимает звуки красоты, гармонию музыки, волшебство рисунка.

Аномальное развитие слухового анализатора заключается в том, что его первопричина – биологическая (физический дефект слуха) приводит к тяжёлым последствиям социальным (нарушения общения, приводящие к атипичности формирования психики), причём главные проявления этих последствий носят функциональный характер, заключающийся в недоразвитии речи, особенностях мышления, памяти, внимания, восприятия, представлений об окружающим миром. Даже незначительная степень понижения слуха служит препятствием к усвоению речи окружающих. В настоящее время тугоухость наблюдается у более 12 млн россиян, из них около 1 млн – дети до 18 лет.

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» единственное учреждение в Томской области, где воспитываются дети-инвалиды по слуху. При поступлении в школу-интернат дети обнаруживают следующие дефекты речи: недостатки произношения, ограниченный запас слов, недостатки грамматического строя речи, неправильное построение предложения, неправильное согласование предложения, ограниченное понимание читаемого текста.

Для современного этапа развития системы специального образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Как сегодня воспитывать детей с нарушениями слуха, которых окружает негативное информационное поле? В какой степени необходимо регламентировать время ребёнка с особенностями в развитии, обучающегося в условиях школы-интерната? Как определить баланс между свободой и контролем?

Л.С. Выготский считал необходимым условием коренного улучшения воспитания детей с нарушениями слуха – максимальное использование всех видов речи, доступных для неслышащих обучающихся, и подчёркивал важность индивидуального, дифференцированного подхода к их образованию и выбору языковых средств их обучения. Определяя драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространённый вид детского творчества, Л.С.


Выготский доказывал, что эти направления помогают отражать жизненные впечатления, что они свойственны природе детей и находят своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

П.П. Блонский, П.Ф. Каптерёв, Р.И. Жуковская изучали театрализовано- игровую деятельность детей с проблемами в развитии, указывали на важность её как для развития речевой, познавательной деятельности и эмоциональной сферы, а также для развития творчества.

Считаем, что использование театрализовано-игровой деятельности в педагогическом реабилитационном процессе с особенными детьми в настоящее время является актуальным. В силу своих возможностей эта деятельность позволяет детям с особыми образовательными потребностями оптимально освоить мир социальных связей и отношений, решить такие задачи как: назидательную (дидактическую), познавательную (информационную), коммуникативную, эстетическую, этическую. Исходя из этого, театрализованная деятельность является полифункциональным вектором в педагогической деятельности.

В каждой стране театр имеет своё начало. Как и когда возник театр в России? Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева, человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные                    увеселительные   мероприятия.  Первый   царский   театр   в   России

просуществовал 1672 года до 1676 года [5].

Театрализация – это способ, приём, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных средств, для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного образа [1].

Театрализованная деятельность в условиях школы-интерната организуется в форме погружения ребёнка с нарушениями слуха в мир театра и практической театрализованной деятельности. Дети накапливают социально-житейские впечатления, у них развиваются способности воспринимать и оценивать показанное на сцене как художественное отражение жизни, повышается мотивационный компонент, закрепляется эмоциональная память, формируются мысли, закрепляются конкретные образы.

Театральные образно-ролевые мини-спектакли занимают важное место в жизни воспитанников, ведь дети учатся понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, видят мир глазами героя, более тонко чувствуют его эмоциональное состояние. Под нашим руководством дети овладевают движениями в условиях сцены, учатся сочетать действия с речью, что очень затруднено у школьников с дефицитарным развитием.

В процессе обучения технике перевоплощения в роль, стараемся подвести детей к осмыслению сюжета, представлению образов героев с использованием наглядности, добиваемся целенаправленности действий, социально- психологического отношения к происходящим по сюжету событиям, в обязательном порядке эмоциональной и выразительной речи. Свои театральные


успехи ребята показывают зрителям: сверстникам, старшеклассникам, дошкольникам, родителям, законным представителям, гостям.

Подготовка образно-ролевых мини-спектаклей, игр-драматизаций на школьной сцене, их театрализованное представление это длительная кропотливая работа всех ребят класса и их родителей. Совместное отработка речевого материала, изготовление костюмов, масок, элементарной декорации к спектаклю, всё это объединяет родителей и детей в общее коллективное большое дело, раскрывает способности ребёнка, формирует чувства значимости каждого члена коллектива. Коммуникативные способности индивидуальны, особенно это относится к детям с нарушениями слуха. Общаться и вербально взаимодействовать с ними не легко даже близким людям.

Традиционно, с первого класса, уже четвёртый год, дети представляют театральные мини-спектакли, постановки, небольшие сценические зарисовки к которым готовятся не один день. Каждое представление – уникально, не похоже на предыдущее, со своей историей, героями, атрибутикой, сценическим оформлением:

«Люди, берегите друг друга!»,

«Жили у бабуси два весёлых гуся»,

«Маша обедает»,

«Теремок»,

«Сказка о глупом мышонке»,

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Били-Бом весёлый гном»,

«Хозяйка и кот»,

«Три поросёнка»,

«Портфель-теремок»,

«Кошкин дом»,

«Гостей встречай, чаем угощай!»

В данный момент дети готовятся к инсценировке стихотворения С. Маршака

«Перчатки». Данное произведение позволяет не только прочувствовать рифму, согласованность действий во время хорового проговаривания, но и настроение – радость, грусть, печаль, обиду, веселье.

Включение в образовательный процесс методов театральной направленности, формирует у детей речь и понятийное мышление, словесную память и творческое воображение, фантазию и чувство гармонии.

Театральная деятельность даёт ребёнку с нарушениями слуха уникальные возможности, учитывающие его индивидуальные способности, развивая которые, ребёнок чувствует себя совершенно точно – счастливым, наша задача – помочь ему раскрыться, чтобы он функционировал как форма взаимодействия особенных детей с социумом.

Таким образом, участвуя в театрализованных постановках, мини-спектаклях и играх-драматизациях, наши «особенные» дети быстрее адаптируются в социуме. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Дети обретают опыт для жизни в обществе и развивают все те физические и духовные силы и способности, которые необходимы в дальнейшем. Через театрализованную деятельность происходит всестороннее


развитие ребёнка, значительно облегчается его социализация и адаптация в обществе.

Список литературы:

1.               Арт-терапия и арт-педагогика в спец. Образовательном учреждении / учебник для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений. М., 2001.

2.               Бараева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-метод. пособие. СПб.: Изд-во

«Союз», 2001. 416 с.

3.               Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М.: Филантроп, 1995.

4.               Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с.

5.               Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями (книга для родителей). – М.: «Педагогика-Пресс», 1996. – 79 с.

6.               О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г., с доп. и изм., вступающими в силу с 01.09.2013 г.) // СПС Консультант-Плюст: Режим доступа: ttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148903/

 

Интернет-источники:

1.        http://www.teatr-igry.ru/%

2.        http://studopedia.org/8-113471.html

3.        http://www.gluxix.net/deafnews/smi-about-deaf/5081-2015-05-14-18-46-24

4.        http://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10514/

5.        https://ru.wikipedia.org/wiki/%

6.        http://progavrichenko.ru/invalidnost/invalidnost-po-sluxu.html

7.        http://pedagog-social.ru/ekzamenatsionnye-voprosy-po-spetsialnoj- pedagogike/351-pedagogicheskie-sistemy-specialnogo-obrazovanija.html

8.        http://www.s10203.edu35.ru/tvorchestvo/51-teatr


 

9.        Скачано с www.znanio.ru

Всероссийская педагогическая конференция «Обучение ребёнка с

Всероссийская педагогическая конференция «Обучение ребёнка с

Выготский доказывал, что эти направления помогают отражать жизненные впечатления, что они свойственны природе детей и находят своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых

Выготский доказывал, что эти направления помогают отражать жизненные впечатления, что они свойственны природе детей и находят своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых

Подготовка образно-ролевых мини-спектаклей, игр-драматизаций на школьной сцене, их театрализованное представление – это длительная кропотливая работа всех ребят класса и их родителей

Подготовка образно-ролевых мини-спектаклей, игр-драматизаций на школьной сцене, их театрализованное представление – это длительная кропотливая работа всех ребят класса и их родителей

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Скачать файл