Статья "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма среди подростков через мотивацию их социальной активности"
Оценка 4.8

Статья "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма среди подростков через мотивацию их социальной активности"

Оценка 4.8
docx
05.10.2020
Статья "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма среди подростков через мотивацию их социальной активности"
СТАТЬЯ.docx

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма среди подростков через мотивацию их социальной активности

 

Авторы:

Ворзапова Е.Н – педагог ДО, методист

Селезнева А.Е. – педагог ДО, методист

Смирнова М.Г. – педагог ДО, заведующая отделом ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж плюс»;

Шарыпина Е.М. - педагог ДО

Юркина В.О. - педагог ДО

 

Дворец творчества «Молодежный творческий Форум «Китеж плюс», в котором мы работаем, является районным опорным центром по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Одной из серьезнейших проблем Санкт-Петербурга остается высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ) и подросткового дорожно-транспортного травматизма - в частности.

Вовлекать в процесс изучения тонкостей безопасного поведения на дорогах такую аудиторию, как подростки, достаточно сложно. В большинстве случаев подростки самостоятельно передвигаются по дороге, но часто оказываются не подготовлены к тому, чтобы это было безопасно для них самих и окружающих. Бравада, рискованное поведение, незнание ПДД, подростковый нигилизм - причина, по которой именно подростки становятся как виновниками, так и жертвами дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП). Чтобы снизить неблагоприятные последствия этого явления, необходим системный подход, комплексное погружение в тематику ПДД и мотивационные факторы, воздействующие на подростка, способные помочь ему осознать важность безопасного поведения на дороге.

По результатам анкетирования, проведенных опросов и бесед с педагогами ГБОУ Приморского района, мы выяснили, что основными трудностями, с которыми они сталкиваются в работе по профилактике ДДТТ, являются: недостаток эффективных инструментов по привлечению подростков к проблеме профилактики ДДТТ, сложность в формировании у них позитивного отношения к правилам дорожного движения и вообще к правилам, как таковым.

Мы задались целью создать цикл мероприятий, способствующих привитию подросткам навыков безопасного поведения на дороге, посредством увеличения их социальной активности.

ИДЕЯ ЦИКЛА

Повышение эффективности работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у подростков через мотивацию их социальной активности в сфере профилактики ДДТТ.

В процессе работы над разработкой цикла, мы пришли к решению, что в нашем цикле будет три ключевых мероприятия, которые помогут создать условия для привития подросткам навыков безопасного поведения на дороге.

Последовательность мероприятий определялась логикой их воздействия на подростков.

Сначала нужно было выявить базовый уровень знаний подростков по теме «безопасность на дороге». Так как ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками, для погружения в проблему мы выбрали форму «Брейн-ринг», где распределили ребят на команды, в которых они могли работать сообща, обсуждая задания он-лайн – игры с одноклассниками и отвечая на поставленные вопросы.

Далее было необходимо вызвать или поддержать интерес к данной теме, желание больше узнать о безопасности, мотивировать социальную активность учащихся в данной области.

Подростки стремятся отличаться от остальных, выделяться с помощью внешности или своих вкусов, а также за счёт рискованного поведения. Но в то же время для них характерно стремление доказать, что они - уже взрослые и могут сами придумывать правила. И ещё наиважнейшей для педагогов особенностью подростка является то, что он все равно тянется к группе, старается найти единомышленников, которые будут выделяться вместе с ним.

Именно поэтому наделение подростков ответственными функциями экспертов (подчёркивается важность и способность влиять на ситуацию на дороге) в процессе реализации второго мероприятия («ДЭС - Дорожная экспертная служба») – способно привлечь обучающихся к распространению информации о безопасности на дороге и агитации за соблюдение ПДД среди сверстников и населения города, таким образом решая задачу формирования активной жизненной позиции по актуальной проблеме в жизни города и страны. Во время игры подростки отрабатывают навыки работать в команде, умение договариваться, слушать друг друга, учитывать мнение товарища, высказывать свою точку зрения. А в конце игры приходят к выводу о том, что важно не только знать самому о безопасном поведении на дороге, но и распространять свои знания, уметь агитировать за соблюдение ПДД.

Личность подростка полна противоречий, внутри него постоянно идёт борьба стремлений - выделяться и быть с другими, нарушать правила и следовать правилам значимого взрослого, быть взрослым и отказываться от ответственности, и, помимо всего прочего, подростки стремятся проявить себя, иметь возможность высказаться и быть услышанными.

Поэтому на заключительном мероприятие цикла для подростков создаются условия, которые позволяют им выразить своё мнение по изученному вопросу, поделиться предложениями по улучшению ситуации с безопасностью на дороге. В качестве такого мероприятия мы предлагаем семинар «Правила игры». На семинаре ребята могут почувствовать себя взрослыми ответственными людьми, которых принимают всерьёз и с мнением которых считаются. Таким образом, участие в семинаре подводит итог деятельности, в которой участвовали ребята в течение учебного года.

Особенность предлагаемого нами цикла мероприятий состоит в том, что эти мероприятия не существуют отдельно от уроков ОБЖ и от внеурочной работы педагогов по данной теме.

Для успешного проведения игры «Дорожная экспертная служба» нужна подготовительная работа. Она состоит в анализе итогов «Брейн-ринга» и освещения важных тем на тематических классных часах или внеклассных мероприятиях.

А для выступления на семинаре ребятам нужен определенный опыт социальной активности, необходимо осмысление проблемы и путей её решения, желание поделиться своими выводами.

Один из способов накопить такой социальный опыт, реализовать потребность в собственной значимости может быть участие подростков в различных акциях. Акции – как промежуточный этап между игровой программой и семинаром «Правила игры» - это способ актуализации подростковых потребностей в собственной значимости и причастности к решению важной проблемы. В этот этап также входят флеш мобы, позволяющие подросткам максимально проявить себя в коллективной активности.

В промежутках между данными мероприятиями в ОУ проходят текущие занятия по ПДДТТ в рамках программы ОБЖ, классных часов или внеклассных мероприятий. На любом этапе работы приветствуется и стимулируется привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Мы провели полный цикл мероприятий с детьми, обучающимися в объединениях нашего Дворца творчества, а в школах Приморского района в тестовом режиме проводили срезовые мероприятия. По итогам можем констатировать, что у ребят возникает интерес к изучению правил дорожного движения, появляется более серьёзное отношение к собственной безопасности на дорогах и к безопасности окружающих участников дорожного движения. А также – желание узнавать новое в этой области и выражать собственную точку зрения по данной проблеме. Как положительный итог, можно также рассматривать стремление подростков продолжать агитационную деятельность в отрядах Юных инспекторов движения.

Как продолжение работы по повышению социальной активности подростков в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма мы видим деятельность ребят в рамках пресс-центра ЮИД Приморского района, который открылся в 2019-м году на базе нашего Дворца творчества.

 

Разработанный и апробированный цикл мероприятий был оформлен в сборник с методическими рекомендациями для педагогов. Использование материалов сборника поможет педагогам в организации условий для повышения социальной активности подростков, формирования у них принятия здорового образа жизни, осознания опасности рискованных поступков, необходимости ежедневно безопасно вести себя на улице, не зависимо от того, находятся ли они на пешеходном переходе, на тротуаре, или в жилой зоне, одни ли они или в компании друзей.

Содержание сборника прошло проверку на соответствие современным требованиям правил дорожного движения (ПДД) и отсутствие ошибок в трактовке основных терминов и понятий ПДД у специалистов ОГИБДД УМВД России по Приморскому району Санкт-Петербурга и Санкт – Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Также текст сборника составлен при участии психологов, в результате чего учтены психофизиологические особенности развития подростков. И занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) составлены максимально эффективно.

 

Учитывая тенденции современной жизни, мы приняли решение разместить сборник в сети интернет, чтобы он стал максимально доступным для педагогов. Считав при помощи сканера в телефоне QR-код нашего сборника, вы попадаете на интернет-ресурс, где он размещён. С этого ресурса вы легко можете его скачать.hello_html_m4ba472e0.png


 

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма среди подростков через мотивацию их социальной активности

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма среди подростков через мотивацию их социальной активности

Последовательность мероприятий определялась логикой их воздействия на подростков

Последовательность мероприятий определялась логикой их воздействия на подростков

Особенность предлагаемого нами цикла мероприятий состоит в том, что эти мероприятия не существуют отдельно от уроков

Особенность предлагаемого нами цикла мероприятий состоит в том, что эти мероприятия не существуют отдельно от уроков

Содержание сборника прошло проверку на соответствие современным требованиям правил дорожного движения (ПДД) и отсутствие ошибок в трактовке основных терминов и понятий

Содержание сборника прошло проверку на соответствие современным требованиям правил дорожного движения (ПДД) и отсутствие ошибок в трактовке основных терминов и понятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2020