Статья " Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочное время при изучении древнерусской литературы."
Оценка 4.9

Статья " Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочное время при изучении древнерусской литературы."

Оценка 4.9
Научные работы
doc
русская литература
7 кл—8 кл
12.05.2017
Статья " Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочное время при изучении древнерусской литературы."
Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель как на уроке, так и во внеурочное время. Повышению активизации познавательной деятельности учащихся и развитию художественного восприятия окружающего мира на уроках литературы значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская и проектная деятельность. Большое значение имеет внеклассная работа по литературе: организация кружков, факультативов, проведение олимпиад, различных викторин, тематических вечеров, конференций, экскурсий.Статья с описанием разнообразных форм работы по изучению древнерусской литературы в общеобразовательоной школе.
статья к конфер. 10.12.doc
Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во  внеурочное время при изучении древнерусской литературы.                                                                            Лукьянова В.А.                                                                            г.Москва  ЮАО По   данным   социологических   исследований,   чтение   художественной литературы   перестало   быть   отличительной   чертой   наших   современников. Более 50% населения сообщают в опросах, что в последние годы перестали читать художественную литературу.  В это непростое время на плечи учителя литературы ложится нелёгкая задача восполнить   пробелы   в   духовном     развитии   личности   школьников,   что возможно только при условии, когда процесс  общения с литературой будет носить непрерывный характер, то есть не только на уроке, но и вне его. Активизация   творческой   познавательной   деятельности   учащихся   зависит   в большей степени от методов обучения, которые использует учитель как на уроке, так и во внеурочное время.  Повышению активизации познавательной деятельности   учащихся     и   развитию   художественного   восприятия окружающего   мира     на   уроках     литературы   значительно   способствуют элементы   проблемного   и   программированного   обучения,   обобщения   в процессе   изучения   материала,   новые   подходы   к   использованию   различных средств   наглядности   и   моделирования,   исследовательская   и   проектная деятельность.   Большое   значение   имеет   внеклассная   работа   по   литературе: организация   кружков,   факультативов,   проведение   олимпиад,   различных викторин,   тематических   вечеров,   конференций,   экскурсий.   Как   отмечает С.Данилов:  “  Внеклассная   работа  является   неотъемлемой   частью   всей учебно­воспитательной   работы   школы.   Продолжая   и   подкрепляя классные занятия, она в то же время отражает присущую только ей специфику   в   содержании,   организационных   формах,   методах,   приёмах реализации стоящих перед нею задач”.  Важно   воспитать   у   учащихся   творческое   отношение   к   предмету, заинтересовать их, увлечь, ведь увлечение создает то напряжение духовных сил,  которое  ведет  к  развитию  способностей.  Актуальность    и  проведение внеклассной работы по изучению древнерусской  литературы   определяется также   необходимостью   формирования   у   школьников   в   сложных   условиях переходного   времени,   переживаемого   нашей   страной,   высоких   этических ценностей,   связанных   с   родиной,   народом,   духовной   культурой   народа. Обращение к изучению древнерусской литературы как к истоку культуры, литературы,   искусства   способствует     литературному   и   общекультурному развитию   детей,   формированию   их   духовно­нравственных   качеств,   чувства патриотизма и гражданственности,   Важным   средством   эстетического   и   нравственного   воспитания   учащихся, развития   их   познавательных   интересов   являются   литературные   экскурсии. Краеведческая     древнерусской   литературе   ­   важнейший   работа  по   1 компонент внешкольной деятельности. Поскольку в современных программах нет раздела по изучению древнерусской  литературы родного края то учитель должен   найти   возможность   вне   урока   знакомить   учащихся   с   этими материалами. Литературное краеведение обращено к изучению литературной жизни родного края, знакомству с образом «малой родины» в произведениях писателей. На экскурсиях учащиеся  попадают в особый мир, где разговор с ним ведут на своем “безмолвном языке”   реликвии, воздействие которых необыкновенно велико. Участник экскурсии начинает  видеть то далекое время, ту эпоху. И совсем   иначе   воспринимаются     прочитанные   стихи   и   строки   рассказов, повестей и романов. Экскурсия по историческим и литературным местам дает возможность учащимся   получить “реальные ощущения, качества, идеи…”, переживая усваиваемое.. Так   в   8­ом   классе,   знакомясь   с   произведением   Б.Зайцева   “Житие   Сергия Радонежского”,   в   рамках   проекта   “Святые   защитники   Руси,”   учащиеся посещают      в  Москве  и  Московской  области  места, связанные  с именами Преподобного   Сергия,   благоверного   князя   Дмитрия   Донского,   героев Куликовской битвы.   Первым   пунктом   такого   путеществия   является  Храм   Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове  в Москве.   Деревянный храм Рождества   Пресвятой   Богородицы   был   построен   в   1370г.   Преподобным Сергием   Радонежским   и  его   племянником.    После  Куликовской   битвы   по повелению   великого   князя   Дмитрия   Донского   и   по   благословению преподобного   Сергия     тела     героев     схимонахов   Александра   Пересвета   и Андрея Осляби были принесены в Старое Симонове и погребены возле храма Рождества   Пресвятой   Богородицы.     В   наше   время   на   территории   храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове г. Москвы ЮАО   и Дворца культуры АМО ЗИЛ проходят торжественные мероприятия — вахта памяти   «Никто   не   забыт   –   ничто   не   забыто»   и   всероссийская   социально­ патриотическая   акция   «День   призывника»,   посвященные   возрождению общенациональной   святыни   храма­памятника   Рождества   Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.  Изучение книги, истории ее возникновения, книгопечатания, издательского дела,   оформления   книги,   ее   роли   на   разных   этапах   становления человеческого общества сегодня должно стать одним из важных направлений внеклассной работы с учащимися, оказать непосредственное влияние на их литературное и общекультурное развитие. Готовясь к экскурсии  в 9 классе в рамках проекта “Святые защитники Руси”, учащиеся находят материал, доказывающий, что   “Слово о полку Игореве” наполняло мужеством и ратным духом русских воинов во все времена. Бессмертие подвига русского народа в  Куликовской битве перекликается с бессмертием героической     поэмы “Слова о полку Игореве”, восславившей родную землю, мужество, боевую доблесть и славу отважных воинов.  2 Во время Отечественной войны 1812 года чеканные слова “Слова   о полку Игореве”   вдохновили   В.А.Жуковского   на   создание   романтической   оды “Певец   во   стане   русских   воинов”,   прославившей   патриотический   подвиг русского народа на поле Бородина.   Новую жизнь обрела героическая поэма  XII  века в годы тяжких испытаний, выпавших на долю русского народа в Великую Отечественную войну 1941­ 1945 годов. Неразрывную связь времён, героико­патриотического пафоса   и “Слова о полку Игореве”, с событиями Великой Отечественной войны ощутил и   показал   в   своих   страстных   статьях,   опубликованных   в   газете   “Красная звезда”,   А.Н.Толстой.   Он   говорил   о   замечательных   качествах   характера советского воина и в связи с  этим обращался к бессмертным художественным образцам “Слова о полку Игореве”. А.Толстой напоминал о славных  боевых традициях     русского   народа,  связанных   с  победами   Александра   Невского, Дмитрия Донского, героическими победами Суворова и Кутузова. Текст   “Слова   о   полку   Игореве”   во   время   Великой   Отечественной   войны издавался трижды. Весьма примечателен факт, что в Ленинграде в 1944 году в поэтическом   сборнике   “Героическая   поэзия   древней   Руси”   были опубликованы переводы ленинградских поэтов исторических преданий, где центральное место занимало “Слово о полку Игореве”.  В   памятные   годы   Великой   Отечественной   войны   слова   “Слова   о   полку Игореве” ожили и наполнились новым патриотическим звучанием. С особой силой отозвались в сердцах русских людей призывы древнего автора стать на борьбу     “за обиду, за землю Русскую”.   Поэтому, при изучении “Слова о полку   Игоре”   в   9  классе   проводятся   экскурсии,  связанные   с   героическим прошлым нашего народа как во время Отечественной войны 1812 года, так и Великой Отечественной войны 1941­1945 годов.     Также при изучении “Слова о полку Игоре” учащиеся знакомятся с  домом Мусина ­ Пушкина. В этом доме при пожаре 1812 года погибла бесценная рукопись. Дом видел в своих стенах В.А.Жуковского и Н.М.Карамзина, здесь читали   свои   произведения   И.А.Крылов   и   Л.А.Мей.   Учащиеся   посещают усадьбу Остафьего, связанную  с   исследователями  “Слова” Вяземским П.П. и Карамзиным Н.М. Таким   образом,  в  рамках   работы   над   проектом  "Святые   защитники   Руси” проводятся  следующие экскурсии. Возрастная группа 8 класс Произведение “Житие Сергия  Радонежского” Б.Зайцева Исторические   и   литературные места Троицко­ Сергиева Лавра г. Москва ­ Храм Рождества  Пресвятой Богородицы в Старом  Симонове. 3 9 класс “Слово о полку Игореве” г. Тула ­  поле Куликово г. Москва ­ дом Мусина –  Пушкина, где хранилась рукопись Усадьба Остафьево –  исследователи “Слова”  Вяземский П.П., Карамзин.  Музей “Слово о полку Игореве” в  Спасо­Преображенском  монастыре в Ярославле. За   несколько   дней   до   проведения   экскурсии   в   классе   вывешивается инструкция. Инструкция к экскурсии. Тема Учебные задачи Мест о   и время Задание для самостоятельной работы Оборудование Форма отчёта  Учащимся предлагается  самостоятельно сформировать подгруппы, выбрать ответственного,   затем   всем   вместе   выбрать   задания   для   самостоятельной работы.   Так, готовясь к экскурсии, учащиеся 8 класса выполняют самостоятельные задания по группам:             1 группа ­ создание храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове Преподобным Сергием Радонежским.       2 группа ­ забвение храма после революции 1917 года;       3 группа ­  возрождение храма; день призывника.            4 группа ­   герои Куликовской битвы, описание Куликовской битвы (литературные произведения). Учащимся 9 класса предлагаются следующие задания:   1 группа ­   история   дома   Мусина – Пушкина, где хранилась рукопись “Слова”.    2 группа ­ усадьба Остафьево – исследователи “Слова” Вяземский П.П., Карамзин.           3 группа –   героико­патриотический   образ “Слова о полку Игореве” в русской литературе. Таким   образом,   осуществляется   психологическая   подготовка   каждого учащегося  к предстоящей работе. 4 Формой   отчёта   могут   быть:   сочинение,   музыкальный   отчёт,   фотоотчёт, альбомы, зарисовки, презентация, видео и  аудиоматериалы. На   экскурсии   учащиеся   могут   записать   интервью   с   экскурсоводом,   снять видеоматериалы для отчёта. Итогом данных экскурсий стали презентации и интервью с дьяконом храма, экскурсоводом, видеоотчёт. Выделим основные этапы проведения экскурсии:  1.   Определение     темы   экскурсии,   учебные   задачи,   выделение   узловых проблем,   повторение   изученного   ранее   материала,   задания   по прочтению художественных произведений.  2. Прослушивание экскурсии и осмотр экспозиции.  3. Вопросы экскурсоводу.  4. Ознакомление с литературой и ее приобретение.  5. Обсуждение экскурсии в школе. Устные сообщения учащихся.  6. Выполнение   индивидуальных   заданий,   написание   сочинений   разных жанров, составление презентаций и т.д. Славное прошлое нашего народа богато прекраснейшими образцами боевого героизма.   В   8­9   классе   проводятся  читательские   конференции  по героическим сказаниям, как “Повесть временных лет”, “Повесть о приходе Батыя   на   Рязань”,   “Слово   о   полку   Игореве”,   “Задонщина”,   “Сказание   о Мамаевом побоище”, где подчёркивается   патриотический пафос “великого эпоса”,   который   “полон…упругой,   несломленной   волей   к   победе, глубочайшей уверенности в силах Руси, которая встанет”.   Особый интерес у современных школьников вызывают  встречи с писателями и поэтами, с редакторами, корректорами, издателями книг, оформителями, организованные районной  библиотекой. Например, учащиеся 8 класса стали участниками   литературно­музыкальной   композиции   “Поиски   мужества   и надежды”,   на   которой   познакомились   с   творчеством   поэта   и   исполнителя Муссалитиной Е.А., автором стихов о поле Куликовом Борисовым С. Одним из направлений общекультурного развития учащихся во внеклассной работе является использование различных видов искусств. Учащимся важно показать, как соотносится язык этих видов искусств с языком литературы и какую   роль   играют   знания   по   искусству   в   литературном   и   культурном развитии   человека.   Дать   учащимся   представление   о   связи   того   или   иного писателя,   поэта   с   миром   искусства,   раскрыть   его   отношение   к   музыке, живописи, театру, кино, ведь на уроке для этого всегда недостает времени. Так  учащиеся 9 класса в рамках проекта “Святые защитники Руси” узнают, что “Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только в литературе, 5 А.   “Рогнеда”), но и в живописи (декорации Рериха к опере “Князь Игорь”), музыке (А. П. Бородин  опера “Князь Игорь”). Поэты   не   только   переводили,   но   и   использовали   его   образы   в   своих произведениях. Поэтические инкрустации из “Слова” вносили в свою поэзию Радищев   (в   “Песнях,   петых   на   состязаниях   в   честь   древним   славянским божествам”), В. Жуковский (в “Певце во стане русских воинов”), А.С. Пушкин (в поэме “Руслан и Людмила”), К. Рылеев (в стихах “Боян”, “Владимир   Святой”,   Островский   (в   драме­сказке “Снегурочка”). С удивительным искусством использованы образы “Слова” в стихах о России А. Блока и в произведениях И. Бунина. Образами “Слова” населяет свою повесть “Кровавый узел” Б. Лавренёв. “Слово” звучит в стихах Прокофьева,   Тычины,   Рыльского,   Бажана   и   многих   других.   “Слово” переводили многие художники слова: Жуковский, Майков, Мей, Бальмонт, Заболоцкий. Однако   какие   бы   формы   работы   ни   использовались,   главным   остается формирование у школьников особо трепетного отношения к книге. Это одна из   наиболее   актуальных   проблем   внеклассной   и   внешкольной   работы   по литературе,  ведь   сегодня   телевидение,  интернет,  кино   потеснили   чтение   и книгу как таковую. В связи с этим возникают несколько другие акценты в самом содержании внеурочной деятельности по литературе. 6

Статья " Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочное время при изучении древнерусской литературы."

Статья " Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочное время при изучении древнерусской литературы."

Статья " Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочное время при изучении древнерусской литературы."

Статья " Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочное время при изучении древнерусской литературы."

Статья " Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочное время при изучении древнерусской литературы."

Статья " Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочное время при изучении древнерусской литературы."

Статья " Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочное время при изучении древнерусской литературы."

Статья " Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочное время при изучении древнерусской литературы."

Статья " Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочное время при изучении древнерусской литературы."

Статья " Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочное время при изучении древнерусской литературы."

Статья " Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочное время при изучении древнерусской литературы."

Статья " Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочное время при изучении древнерусской литературы."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017