Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
Оценка 4.7

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
4 кл
15.02.2019
Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
В статье описывается опыт работы с младшими школьниками по духовно- нравственному воспитанию. Главная цель опыта – это обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций малой родины, через диалоги учащихся школы с людьми, которые являются примером самореализации и носителями духовности и высокой нравственности, через уроки ОРКСЭ.
Бельская Л.В. статья.docx
Духовно­нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность Аннотация.  В   статье   описывается   опыт   работы   с   младшими школьниками по духовно­ нравственному воспитанию. Главная цель опыта – это   обеспечение   духовно­нравственного   развития     и   воспитания   личности обучающегося и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно­исторических традиций малой родины, через  диалоги учащихся школы с людьми, которые являются примером   самореализации   и   носителями   духовности   и   высокой нравственности, через уроки ОРКСЭ. Ключевые   слова:  духовно   ­   нравственное   воспитание,   семья, Отечество,   культурные   традиции,   малая   родина,   поисковая   работа, волонтёрство, «Основы религиозных культур и светской этики», храм, Бог, любовь. Духовно   ­   нравственное   воспитание   является   одним   из   основных компонентов   образовательного   процесса   в   школе,   что   помогает   вырастить честных,   добрых,   трудолюбивых   людей,   поможет   им   найти   свое   место   в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Тема духовно­нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться   в   своей   жизни   последующие   поколения.   Хотелось   бы, чтобы будущее подрастающего поколения  строилось на прочном фундаменте уважения  к истории своей страны, к ее культурным традициям, к духовным ценностям человека. Мой   опыт   берёт   начало   с   вступления   в   школу   курса   «Наш   край», который и подтолкнул к большой и творческой работе с детьми. Введение   в   школу     «Основ   религиозных   культур   и   светской   этики» позволило   детям   здраво   взглянуть   на   историю   православной   культуры, почувствовать   себя   христианином,   вырасти   духовно   и   нравственно, определить   свои   ценности   в   жизни,   а   самое   главное   –   найти   своё предназначение [1].  Рису нок 1. Технология опыта по духовно­нравственному воспитанию  в рамках образовательного учреждения Но духовно­нравственное воспитание нельзя возлагать только на школу. Семья  –   самый   главный   воспитательный   институт,   духовно­ нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье формируются основные жизненные установки, первые уроки духовности, нравственности, культуры. Придя к нам на урок, дети уже имеют представление о добре и зле, о дружбе и порядочности, о мужестве и терпении.  Уроки   лишь   систематизируют   и   расширяют   знания   о   человеческих качествах,   состояниях   души,   о   системе   вечных   ценностей,   богатейшем   и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига. Те дети, с которыми я начинала изучение истории своей малой Родины, уже выпускники школы. Среди них четверо – медалисты. Из 12 выпускников ­10   учатся   в   высших   учебных   заведениях,   четверо     выбрали   профессию учителя.  Каждый   человек   должен   знать   историю   родного   края,   традиции   и культуру людей своей малой родины. 10 лет назад мы начали вести поисковую работу. Игра превратилась в серьёзный и очень важный  труд, который  вдохновил не только ребят, но и их родителей,   учителей   школы.   Мы   проводили   пресс­конференции,   ребята выступали в роли журналистов. Весь собранный материал помещали в свою газету «Почемучка» [2]. Рисунок 2. Газета «Почемучка» Её читала вся школа, родители и даже интересовались жители посёлка. К нам приходили в гости учителя.  Люди, которые «записали» не один лист   в   историю   посёлка.   Люди,   которые,   не   много   не   мало,   повлияли   на судьбу   многих   поколений.  Глава   посёлка   (сейчас   Кабенкин   Алексей Викторович глава Гусь­Хрустального района), священнослужители. Мы оформили много папок, раскладушек, сочинили настольные игры, сделали карту посёлка. На наших занятиях всегда царила атмосфера добра, любви и доверия. Со   следующего   выпуска,   сегодня   с   учащимися   9   класса,   началось изучение   в   нашей   школе   курса   «   Основ   религиозных   культур   и   светской этики». На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и   справедливых   гражданах.   И   задача   духовно­нравственного   воспитания заключается   в   формировании   такой   личности.   Поэтому   задача   учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить   основы   нравственных   отношений,   тем   самым,   формируя нравственную воспитанность. Педагогический процесс только тогда хорош, когда   в   нём   воспитание   идёт   впереди   обучения.   Д.И.   Менделеев   сказал: «Знания   без   воспитания   –   это   меч   в   руках   сумасшедшего».   Духовно­ нравственное   воспитание   предусматривает   воспитание   Благородного человека, Гражданина России.   К нам на помощь пришёл новый проект [3]. Рисунок 3. Урок по предмету «Основы православной культуры» У   каждого   человека   свои   ценности   в   жизни,   но   3   для   всех   едины. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:  1. Отечество; 2. семья; 3. культурные традиции. На   этих   базовых   ценностях   и     осуществляется   воспитание   детей   в рамках нового курса. Только ли через уроки ОРКСЭ мы будем воспитывать в детях выше названное?   Всё   это   начинается   раньше.   Я   думаю,   с   молоком   матери прививается детям любовь, милосердие, честь, достоинство и т.д.  Родители моих учеников уже шестой год выбирают модуль «Основы православной   культуры».   Я   очень   этому   рада.     Меня     вдохновляет   успех каждого урока. Хотя уроки по ОПК   безотметочные, но детям достаточно похвалы, доброго слова за работу на уроке и дома.  У   каждого   ребёнка   есть   портфолио,     в   конце   года   дети   готовят замечательные   проекты.   На   уроках   ребята   очень   любят   слушать   притчи. Поэтому распечатываю их, раздаю для домашнего чтения с родителями.  Да и на уроках очень часто использую притчи, они нравятся детям. Они просты и поучительны.  Хотя   притчи   были   известны   еще   в   ветхозаветные   времена,   особое совершенство и красоту они получили в устах Богочеловека.   Ещё   Спаситель   излагал   Свое   учение   в   форме   иносказательных рассказов   по   нескольким   причинам.     Он   говорил   о   глубоких   духовных истинах,  постичь  которые  было  нелегко  Его  слушателям.  А  конкретный  и яркий рассказ, почерпнутый из жизни, мог запомниться на многие годы, и человек, старающийся понять смысл этого рассказа, мог размышлять о нем, углубляться в его содержание и, таким образом, постепенно понять скрытую в нем мудрость.  Христовы притчи замечательны еще тем, что, несмотря на прошедшие века,   они   нисколько   не   утратили   своей   наглядности   и   очаровательной красоты. Посёлок Красное Эхо находится в 10 километрах от Свято ­ Казанского храма   села   Дубасово     (Московский   патриархат,   Владимиро­Суздальская епархия) [4]. Рисунок 4. Свято ­ Казанский храм села Дубасово С   самого     начала   введения   в   школу   «Основ   религиозных   культур   и светской этики» школе в духовно­нравственном  воспитании помогал тогда настоятель храма иерей Станислав. Он проводил с ребятами нравственные беседы, говорил о духовности [5].  Рисунок 5. В гостях у «почемучек» Глава Гусь­Хрустального района Кабенкин А.В. и настоятель Храма Отец Станислав Сегодня   настоятелем   храма   в   Дубасове   является   отец   Антоний.  В беседах с учащимися отец Антоний отвечает на вопросы, на которые не всегда может ответить учитель. Мнение священнослужителя всегда авторитетно для детей в целях духовно­нравственного воспитания.  Хочу с уверенностью сказать, что подобные мероприятия востребованы в школе, нужны детям и взрослым, так как прививают высшие нравственные идеалы.   Дети   воспринимают   и   осознают   значение   духовно­нравственных ценностей   в   жизни   человека.   Они   с   удовольствием   изучают   «Основы православной  культуры»  как  предмет,  который  вводит их в мир таинства, прекрасного. Молодое поколение ещё не знает, каким должен быть человек будущего   и   тут   на   помощь   школе   приходит   церковь,   которая   помогает приобщать   детей       к   ценностям   православной   культуры,   к   отечественным культурно­историческим   и   духовно­нравственным     идеалам   российского народа. Как   много   молодёжи   сейчас   посещают   храм   Божий!   Это   радует. Говорят:   ­   «   Читайте   детям   Библию,   Библия   научит   их   знать   Бога.   » Несомненно, конечно, слово Божие, слышанное в детстве, оставляет свой след в душе и приносит плод в свое время. Соображения, кажущиеся в детстве очень   основательными   и   убедительными,   взрослого   человека   перестают удовлетворять. Как сохранить веру? Как вернуть спокойствие, уверенность в завтрашнем дне? Но   самое   главное   в   моём   опыте   ­   поисковая   работа,   которая продолжается и сейчас. Собранный материал я использую на уроках ОПК, во внеурочной деятельности.  В этом году мы стали участниками такого замечательного туристско­ краеведческого движения  как «Отечество».  Ежегодно ребята нашей школы принимают участи в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры. В этом же году впервые за много лет  мои воспитанники  стали  Призёрами муниципального тура олимпиады по Основам православной культуры, это Григорьева Мария и Федулова Дарья.  Учащиеся 5 класса, тоже мои выпускники, собрали большой поисковый материал о своих легендарных родственниках. Так мы узнали о том, что папа моей   ученицы   Торвинен   Р.В.   принимал   участие   в   боевых   действиях   на территории   Чеченской   Республики.   Сизов   М.М.   тоже   был   участником военных действий в Чечне, но, выполняя боевое задание, трагически погиб. Ему было 20 лет. О нём нам рассказала его племянница, моя  ученица Сизова Арина. У Платовых Полины и Дарьи и Макарова Александра прабабушка и прадедушка дошли до Берлина [6]. И так почти в каждой семье. Рисунок 6. Из поискового материала И   ещё   один   важный   этап   в нашей работе ­ волонтёрство. Ребята 5 класса часто посещают прабабушку Донских   Алексея,   ветерана   войны Соколову Лидию Николаевну [7]. Рисунок 7. В гостях у ветерана Великой Отечественной войны Весь собранный материал хранится в нашей музейной комнате [8]. Рисунок 8. Музейная комната Итог работы ­ книга «О Родине с любовью» (которую мы напечатаем) и фильм «Повествование о прошлых годах…». Фильм и книга рассказывают о нравственном   подвиге   красноэховцев,   о   великих   людях,   которые   своим жизненным   примером   помогают   молодому   поколению   расти   духовно богатыми, настоящими патриотами своей Родины. Предлагаемая книга ­ коллективный труд, в котором приняли участие не только дети, но и их родители, педагоги нашей школы, выпускники. Это своеобразный   результат   и   начало     реализации   федеральной   Программы духовно­нравственного воспитания личности, которая лежит в основе ФГОС нового   поколения.   Изданная,   книга   станет   хорошим   подарком   семьям учащихся,     ветеранам,   представителям   династий,     руководителям   района, жителям поселка; станет частью   истории нашей школы и займет достойное место в школьной музейной комнате [9]. Рисунок 9. Книга «О Родине с любовью» Авторский   фильм:   «Повествования   о   прошлых   и   настоящих   годах: откуда пошла Красноэховская земля, о великих людях, получивших в народе почётное звание Учитель, о патриотах своей малой Родины ­ сия повесть о нас». Фильм рассказывает о нравственном подвиге красноэховцев, о великих людях, которые своим жизненным примером помогают молодому поколению расти духовно богатыми, настоящими патриотами своей Родины. Фильм также содержит встречи ­ диалоги учащихся школы с людьми, которые   являются   примером   самореализации   и   носителями   духовности   и высокой нравственности. Цель фильма ­ познакомить учащихся с историей жизни интересных и знаменитых людей посёлка, с их нравственным подвигом в мирное время на благо своей малой родины. Я считаю, что это и есть духовно­нравственное воспитание. Пусть эта работа   проводится   не   со   всеми   ребятами   школы,   но   хотя   бы   с   моими учениками, а их немало. Родители моих учеников видят главное в воспитании своих детей ­ воспитание нравственных качеств, чувства патриотизма, любви к родной земле, уважения к людям любого вероисповедания.  Каждый   человек­личность,   следовательно,     его   внутренний   мир уникален.   И   каждый   должен   сам   найти   свой   путь,   свой   смысл,     и   свои ценности.   В   этом   и   состоит   прелесть   жизни.   Главное   –   не   бояться задумываться, зачем я существую и в чём моё предназначение. Я думаю, что мои воспитанники найдут ответ на этот вопрос и смогут не потеряться в этом сложном мире [10] . Рисунок 10. Работа «почемучек»  Гимн нравственности  (Л.В. Бельская) Любовь, добро, надежда, вера, Честь, благородству нет предела! И милосердие, смиренье, Спокойствие, конечно, верность, Самопожертвование, воля­ Всё человеческая доля. Его Творец так наделил. Откуда ж в людях Зло, бесчестье, жестокость, Ненависть и дерзость? Кто породил в нём жадность, тупость, Предательство? Какая глупость! Он сам в себе их поселил. Они оставили без сил Всё существо его слепое,  Немое, верно и глухое. Не быть предателем любя. Надежду с верой не заменит  Ни ханжество, ни суета. Добро не победит невежа. А милосердие, смиренье­ Воистину Его творенье! Ты, Человек, очнись от сна И погляди в глаза ребёнка, И на леса, и на моря. Услышь в конец колокола,  Что на родной  земле играют Всё для тебя. Любовь взывает Любить страну, друзей, державу, Берёзку у ручья И славу воспеть в стихах Творцу, себе, тропинке у родного дома. Очнитесь, люди,  на земле! Гимн нравственности пусть звучит здесь снова!                                   Библиография 1.Кураев,   А.   В.   Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России. Основы   православной   культуры.   4­5   классы:   учебник   для   общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. ­ 95 с.: ил. 2. Данилюк, А. Я.  Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. ­ М.: Просвещение, 2009. ­ 23 с. ­ (Стандарты второго поколения). ­ ISBN 978­ 5­09­022138­2 . 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования   /   Мин­во   образования   и   науки   Российской   Федерации.   ­   М.: Просвещение, 2011. ­ 48 с. ­ (Стандарты второго поколения). ­ ISBN 978­5­09­ 023273­9.

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"

Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2019