Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
4 кл
15.02.2019
В статье описывается опыт работы с младшими школьниками по духовно- нравственному воспитанию. Главная цель опыта – это обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций малой родины, через диалоги учащихся школы с людьми, которые являются примером самореализации и носителями духовности и высокой нравственности, через уроки ОРКСЭ.
Бельская Л.В. статья.docx
Духовнонравственное воспитание и развитие личности
школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность
Аннотация.
В статье описывается опыт работы с младшими
школьниками по духовно нравственному воспитанию. Главная цель опыта –
это обеспечение духовнонравственного развития и воспитания личности
обучающегося и привитие ему основополагающих принципов нравственности
на основе православных, патриотических, культурноисторических традиций
малой родины, через диалоги учащихся школы с людьми, которые являются
примером самореализации и носителями духовности и высокой
нравственности, через уроки ОРКСЭ.
Ключевые слова: духовно нравственное воспитание, семья,
Отечество, культурные традиции, малая родина, поисковая работа,
волонтёрство, «Основы религиозных культур и светской этики», храм, Бог,
любовь.
Духовно нравственное воспитание является одним из основных
компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить
честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет им найти свое место в
жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Тема духовнонравственного воспитания молодежи всегда актуальна в
обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут
руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Хотелось бы,
чтобы будущее подрастающего поколения строилось на прочном фундаменте
уважения к истории своей страны, к ее культурным традициям, к духовным
ценностям человека.
Мой опыт берёт начало с вступления в школу курса «Наш край»,
который и подтолкнул к большой и творческой работе с детьми.
Введение в школу «Основ религиозных культур и светской этики»
позволило детям здраво взглянуть на историю православной культуры, почувствовать себя христианином, вырасти духовно и нравственно,
определить свои ценности в жизни, а самое главное – найти своё
предназначение [1].
Рису
нок 1. Технология опыта по духовнонравственному воспитанию
в рамках образовательного учреждения
Но духовнонравственное воспитание нельзя возлагать только на школу.
Семья – самый главный воспитательный институт, духовно
нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей
своей жизни.
Именно в семье формируются основные жизненные установки, первые
уроки духовности, нравственности, культуры.
Придя к нам на урок, дети уже имеют представление о добре и зле, о
дружбе и порядочности, о мужестве и терпении.
Уроки лишь систематизируют и расширяют знания о человеческих
качествах, состояниях души, о системе вечных ценностей, богатейшем и
разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига.
Те дети, с которыми я начинала изучение истории своей малой Родины,
уже выпускники школы. Среди них четверо – медалисты. Из 12 выпускников 10 учатся в высших учебных заведениях, четверо выбрали профессию
учителя.
Каждый человек должен знать историю родного края, традиции и
культуру людей своей малой родины.
10 лет назад мы начали вести поисковую работу. Игра превратилась в
серьёзный и очень важный труд, который вдохновил не только ребят, но и их
родителей, учителей школы. Мы проводили прессконференции, ребята
выступали в роли журналистов. Весь собранный материал помещали в свою
газету «Почемучка» [2].
Рисунок 2. Газета «Почемучка»
Её читала вся школа, родители и даже интересовались жители посёлка.
К нам приходили в гости учителя. Люди, которые «записали» не один
лист в историю посёлка. Люди, которые, не много не мало, повлияли на
судьбу многих поколений.
Глава посёлка (сейчас Кабенкин Алексей
Викторович глава ГусьХрустального района), священнослужители.
Мы оформили много папок, раскладушек, сочинили настольные игры,
сделали карту посёлка. На наших занятиях всегда царила атмосфера добра,
любви и доверия. Со следующего выпуска, сегодня с учащимися 9 класса, началось
изучение в нашей школе курса « Основ религиозных культур и светской
этики».
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных
и справедливых гражданах. И задача духовнонравственного воспитания
заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя
сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и
заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя
нравственную воспитанность. Педагогический процесс только тогда хорош,
когда в нём воспитание идёт впереди обучения. Д.И. Менделеев сказал:
«Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Духовно
нравственное воспитание предусматривает воспитание Благородного
человека, Гражданина России.
К нам на помощь пришёл новый проект [3].
Рисунок 3. Урок по предмету «Основы православной культуры»
У каждого человека свои ценности в жизни, но 3 для всех едины.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных
ценностей:
1. Отечество;
2. семья; 3. культурные традиции.
На этих базовых ценностях и осуществляется воспитание детей в
рамках нового курса.
Только ли через уроки ОРКСЭ мы будем воспитывать в детях выше
названное? Всё это начинается раньше. Я думаю, с молоком матери
прививается детям любовь, милосердие, честь, достоинство и т.д.
Родители моих учеников уже шестой год выбирают модуль «Основы
православной культуры». Я очень этому рада. Меня вдохновляет успех
каждого урока. Хотя уроки по ОПК безотметочные, но детям достаточно
похвалы, доброго слова за работу на уроке и дома.
У каждого ребёнка есть портфолио, в конце года дети готовят
замечательные проекты. На уроках ребята очень любят слушать притчи.
Поэтому распечатываю их, раздаю для домашнего чтения с родителями.
Да и на уроках очень часто использую притчи, они нравятся детям. Они
просты и поучительны.
Хотя притчи были известны еще в ветхозаветные времена, особое
совершенство и красоту они получили в устах Богочеловека.
Ещё Спаситель излагал Свое учение в форме иносказательных
рассказов по нескольким причинам. Он говорил о глубоких духовных
истинах, постичь которые было нелегко Его слушателям. А конкретный и
яркий рассказ, почерпнутый из жизни, мог запомниться на многие годы, и
человек, старающийся понять смысл этого рассказа, мог размышлять о нем,
углубляться в его содержание и, таким образом, постепенно понять скрытую в
нем мудрость.
Христовы притчи замечательны еще тем, что, несмотря на прошедшие
века, они нисколько не утратили своей наглядности и очаровательной
красоты. Посёлок Красное Эхо находится в 10 километрах от Свято Казанского
храма села Дубасово (Московский патриархат, ВладимироСуздальская
епархия) [4].
Рисунок 4. Свято Казанский храм села Дубасово
С самого начала введения в школу «Основ религиозных культур и
светской этики» школе в духовнонравственном воспитании помогал тогда
настоятель храма иерей Станислав. Он проводил с ребятами нравственные
беседы, говорил о духовности [5].
Рисунок 5. В гостях у «почемучек» Глава ГусьХрустального района
Кабенкин А.В. и настоятель Храма Отец Станислав Сегодня настоятелем храма в Дубасове является отец Антоний. В
беседах с учащимися отец Антоний отвечает на вопросы, на которые не всегда
может ответить учитель. Мнение священнослужителя всегда авторитетно для
детей в целях духовнонравственного воспитания.
Хочу с уверенностью сказать, что подобные мероприятия востребованы
в школе, нужны детям и взрослым, так как прививают высшие нравственные
идеалы. Дети воспринимают и осознают значение духовнонравственных
ценностей в жизни человека. Они с удовольствием изучают «Основы
православной культуры» как предмет, который вводит их в мир таинства,
прекрасного. Молодое поколение ещё не знает, каким должен быть человек
будущего и тут на помощь школе приходит церковь, которая помогает
приобщать детей к ценностям православной культуры, к отечественным
культурноисторическим и духовнонравственным идеалам российского
народа.
Как много молодёжи сейчас посещают храм Божий! Это радует.
Говорят: « Читайте детям Библию, Библия научит их знать Бога. »
Несомненно, конечно, слово Божие, слышанное в детстве, оставляет свой след
в душе и приносит плод в свое время. Соображения, кажущиеся в детстве
очень основательными и убедительными, взрослого человека перестают
удовлетворять. Как сохранить веру? Как вернуть спокойствие, уверенность в
завтрашнем дне?
Но самое главное в моём опыте поисковая работа, которая
продолжается и сейчас. Собранный материал я использую на уроках ОПК, во
внеурочной деятельности.
В этом году мы стали участниками такого замечательного туристско
краеведческого движения как «Отечество».
Ежегодно ребята нашей школы принимают участи в Общероссийской
олимпиаде школьников по Основам православной культуры. В этом же году
впервые за много лет мои воспитанники стали Призёрами муниципального тура олимпиады по Основам православной культуры, это Григорьева Мария и
Федулова Дарья.
Учащиеся 5 класса, тоже мои выпускники, собрали большой поисковый
материал о своих легендарных родственниках. Так мы узнали о том, что папа
моей ученицы Торвинен Р.В. принимал участие в боевых действиях на
территории Чеченской Республики. Сизов М.М. тоже был участником
военных действий в Чечне, но, выполняя боевое задание, трагически погиб.
Ему было 20 лет. О нём нам рассказала его племянница, моя ученица Сизова
Арина.
У Платовых Полины и Дарьи и Макарова Александра прабабушка и
прадедушка дошли до Берлина [6]. И так почти в каждой семье.
Рисунок 6. Из поискового
материала
И ещё один важный этап в
нашей работе волонтёрство. Ребята
5 класса часто посещают прабабушку
Донских Алексея, ветерана войны
Соколову Лидию Николаевну [7].
Рисунок 7. В гостях у ветерана Великой Отечественной войны
Весь собранный материал хранится в нашей музейной комнате [8]. Рисунок 8. Музейная комната
Итог работы книга «О Родине с любовью» (которую мы напечатаем) и
фильм «Повествование о прошлых годах…». Фильм и книга рассказывают о
нравственном подвиге красноэховцев, о великих людях, которые своим
жизненным примером помогают молодому поколению расти духовно
богатыми, настоящими патриотами своей Родины.
Предлагаемая книга коллективный труд, в котором приняли участие
не только дети, но и их родители, педагоги нашей школы, выпускники. Это
своеобразный результат и начало реализации федеральной Программы
духовнонравственного воспитания личности, которая лежит в основе ФГОС
нового поколения. Изданная, книга станет хорошим подарком семьям
учащихся, ветеранам, представителям династий, руководителям района,
жителям поселка; станет частью истории нашей школы и займет достойное
место в школьной музейной комнате [9]. Рисунок 9. Книга «О Родине с любовью»
Авторский фильм: «Повествования о прошлых и настоящих годах:
откуда пошла Красноэховская земля, о великих людях, получивших в народе
почётное звание Учитель, о патриотах своей малой Родины сия повесть о
нас».
Фильм рассказывает о нравственном подвиге красноэховцев, о великих
людях, которые своим жизненным примером помогают молодому поколению
расти духовно богатыми, настоящими патриотами своей Родины.
Фильм также содержит встречи диалоги учащихся школы с людьми,
которые являются примером самореализации и носителями духовности и
высокой нравственности.
Цель фильма познакомить учащихся с историей жизни интересных и
знаменитых людей посёлка, с их нравственным подвигом в мирное время на
благо своей малой родины.
Я считаю, что это и есть духовнонравственное воспитание. Пусть эта
работа проводится не со всеми ребятами школы, но хотя бы с моими
учениками, а их немало. Родители моих учеников видят главное в воспитании
своих детей воспитание нравственных качеств, чувства патриотизма, любви
к родной земле, уважения к людям любого вероисповедания.
Каждый человекличность, следовательно,
его внутренний мир
уникален. И каждый должен сам найти свой путь, свой смысл, и свои
ценности. В этом и состоит прелесть жизни. Главное – не бояться
задумываться, зачем я существую и в чём моё предназначение. Я думаю, что
мои воспитанники найдут ответ на этот вопрос и смогут не потеряться в этом
сложном мире [10] . Рисунок 10. Работа «почемучек»
Гимн нравственности (Л.В. Бельская)
Любовь, добро, надежда, вера,
Честь, благородству нет предела!
И милосердие, смиренье,
Спокойствие, конечно, верность,
Самопожертвование, воля
Всё человеческая доля.
Его Творец так наделил.
Откуда ж в людях
Зло, бесчестье, жестокость,
Ненависть и дерзость?
Кто породил в нём жадность, тупость,
Предательство?
Какая глупость! Он сам в себе их поселил.
Они оставили без сил
Всё существо его слепое,
Немое, верно и глухое.
Не быть предателем любя.
Надежду с верой не заменит
Ни ханжество, ни суета.
Добро не победит невежа.
А милосердие, смиренье
Воистину Его творенье!
Ты, Человек, очнись от сна
И погляди в глаза ребёнка,
И на леса, и на моря.
Услышь в конец колокола,
Что на родной земле играют
Всё для тебя. Любовь взывает
Любить страну, друзей, державу,
Берёзку у ручья
И славу воспеть в стихах
Творцу, себе, тропинке у родного дома.
Очнитесь, люди, на земле! Гимн нравственности пусть звучит здесь снова!
Библиография
1.Кураев, А. В. Основы духовнонравственной культуры народов России.
Основы православной культуры. 45 классы: учебник для общеобразоват.
учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. 95 с.: ил.
2. Данилюк, А. Я. Концепция духовнонравственного развития и воспитания
личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.
М.: Просвещение, 2009. 23 с. (Стандарты второго поколения). ISBN 978
5090221382 .
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования / Минво образования и науки Российской Федерации. М.:
Просвещение, 2011. 48 с. (Стандарты второго поколения). ISBN 978509
0232739.
Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
Статья : "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.