ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Екатерина Хамуева свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Статья: Что такое рондо?
Файл:

14.docx - Статья: Что такое рондо?


Статья: Что такое рондо?

Что
такое
ронд
о
Музыкальные стили и
направления, Справочные данные

Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение
по кругу») — музыкальная форма, в которой
неоднократные (не менее 3­х) проведения
главной темы (рефрена) чередуются с
отличающимися друг от друга эпизодами
A — B — A — C — A — … — A
Неизменная главная тема — рефрен—

Статья: Что такое рондо?

подобна припеву, побочные темы — эпизоды
— по смыслу являются запевами. Число
эпизодов может быть от двух и более (на что
указывают точки в схеме). Рондо — форма
старинная. Она происходит от хороводных
песен с припевом, который повторялся без
изменения, а в запеве обновлялись только
стихи, но не мелодия (A B A B1 A B2 A... A).
В профессиональной музыке — это одна из
самых распространенных форм. В
средневековой Франции трубадуры и труверы
сочиняли в форме рондо и стихи, и музыку.
Средневековые музыкально­поэтические
рондо имеют особое строение, не совпадающее
с приведенной выше общей схемой, но и оно
основано на возвращении рефрена. Сочинялись
они как одноголосные или трехголосные
композиции и исполнялись с сопровождением
инструментов.

Статья: Что такое рондо?

С XVII в. рондо (со схемой ABAC A... A)
получает большое распространение в оперной,
балетной, инструментальной музыке. По­
видимому, первый образец рондо в опере
встречается в прологе оперы «Орфей» К­
Монтеверди, который построен на
чередовании оркестрового отыгрыша
(ритурнеля) и пения Музы, т. е. на
чередовании инструментального рефрена с
несколькими вокальными эпизодами.
Французские композиторы Ф. Куперен, Ж. Ф.
Рамо, Л. К. Дакен писали в форме рондо
небольшие пьесы для клавесина с
программными заголовками («Жнецы»
Куперена, «Венецианка» Рамо, «Кукушка»
Дакена). Этим пьесам свойственны тонкая
звукоизобразительность, изящество,
грациозность, танцевальные ритмы. Рефрен и
эпизоды миниатюрны, их число колеблется от
5 до 17 и более. По характеру эпизоды близки
рефрену и скорее дополняют, оттеняют его,
чем контрастируют.
В произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л.
Бетховена рондо — типичная форма финалов
сонатно­симфонических циклов, лишь изредка
— самостоятельная пьеса. В финалах характер
музыки обычно песенно­танцеваль­ный, с

Статья: Что такое рондо?

оттенком юмора. Но встречаются у них и
произведения лирического, углубленного
содержания (рондо ля минор для фортепьяно
Моцарта). Новым в рондо венских классиков
были подчеркнутый контраст между рефреном
и эпизодами, строгое ограничение пятью
широко развитыми частями.
Рондо в творчестве композиторов
последующих поколений отличается большой
свободой: в нем возрождается многочастность,
рефрен при возвращении может изменяться,
богатство образных контрастов граничит с
калейдоско­пичностью («Венский карнавал» Р.
Шумана). В форме рондо пишутся отдельные
пьесы, части сонатно­симфонического цикла
или сюиты, романсы («Спящая княжна» А. П.
Бородина), оперные арии, (рондо Фарлафа из
оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки),
оперные сцены (сцена музицирования из оперы
С. С. Прокофьева «Дуэнья»), эпизоды
балетной музыки (четвертая картина в балете
И. Ф. Стравинского «Петрушка»).
Принцип рондо даёт множество возможностей.
Прежде всего, это чрезвычайная ясность и
стройность структуры, её законченность и
устойчивость за счёт повторения рефрена. При
этом рондо имеет замечательные возможности

Статья: Что такое рондо?

для контрастов разного рода (между рефреном
и эпизодами). Кроме того, важной является
возможность насытить всю конструкцию
развитием, хотя при этом к принципу рондо
добавляется какой­то иной принцип
формообразования, который отчасти
подавляет первый. Форма рондо замечательно
сочетает в себе единство и динамизм.
Принцип рондо включает множество форм
различной протяжённости и конструкции.
Кроме самостоятельных пьес или частей
циклов, принцип рондо часто проникает в
другие формы (например, рондо­соната). По
принципу рондо может быть написана целая
оперная сцена (Интродукция из «Руслана и
Людмилы» Глинки — хоровые фрагменты
образуют подобие рефрена).
Рондо­соната — музыкальная форма класса
стабильных смешанных форм, имеющая черты
рондо и сонатной формы. Форма состоит из
трёх основных разделов, в которой по
принципу рондо строятся крайние разделы
(оба или один из них), а средний представляет
собой разработку, заимствованную от
сонатной формы.
Форме рондо родственна старинная

Статья: Что такое рондо?

концертная форма (своим принципом
многократного проведения темы и
чередования её с иным материалом). Однако
она не является разновидностью рондо в силу
масштаба изменений, которым подвергается
главная тема, и разработочности,
нехарактерной для рондо.
Рондо, в современных понятиях, отличается
очень разнообразным применением. Оно может
использоваться более традиционно (финал
цикла), или более свободно — например,
самостоятельная миниатюра (некоторые
ноктюрны Шопена — как превращение
медленной части цикла в самостоятельную
пьесу), самостоятельная вокальная пьеса
(Бородин. «Море»), по принципу рондо могут
строиться очень крупные конструкции
(Интродукция из «Руслана и Людмилы»
Глинки).
Меняется и образное содержание рондо.
Теперь это может быть экстатическая музыка
(«Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар­
птицы», финал «Весны священной»
Стравинского), драматическая и трагическая
(Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя сохраняется
и традиционная лирическая сфера (Равель.
«Павана»).

Статья: Что такое рондо?

Исчезает классическая унификация формы,
сильно возрастает её индивидуализация. Две
одинаковых конструкции — редкость. Рондо
может иметь любое количество частей не
меньше пяти. Рефрен может проводиться в
разных тональностях (что иногда встречалось
уже у венских классиков), нередко нарушение
регулярности следования частей (2 эпизода
подряд).
Такой тип рондо смыкается с другими
формами, в частности, с контрастно­составной
(это выражается в усилении контраста между
разделами) или сюитной (формально сюита
«Картинки с выставки» Мусоргского —
рондо).

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл