Статья "Дидактическая игра как одна из форм обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ "
Оценка 4.6

Статья "Дидактическая игра как одна из форм обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ "

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
doc
психологическая работа +1
3 кл—8 кл
22.04.2019
Статья "Дидактическая игра как одна из форм обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ "
В статье описан опыт коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ с применением дидактической игры "Домино", предложенной М.К. Акимовой, В.Т. Козловой. Статья включает описание работы с этой игрой и два набора карточек для нее. Игра будет интересна педагогам, работающим с детьми в начальной школе и в среднем звене.
Игра.doc
Лисицына Елена Анатольевна, педагог­психолог, ГБОУ ЦПМСС «Личность», г. Тольятти, Самарская область ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБУЧАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА С ОВЗ (из опыта использования игры «Домино»). «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития…. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский. Дети с недостаточной сформированностью мыслительных навыков уже с первого класса испытывают трудности в обучении, все больше отстают от своих сверстников.   Несформированность   мыслительной   деятельности   приводит   к фрагментарности,   поверхностности,   а   зачастую,   к   ошибочности   их   знаний. Задача психолога   состоит в том, чтобы познакомить младших школьников с техникой умственной работы, упражнять их в сознательном овладении приемами мыслительных действий. Однако   следует   отметить,   что   иногда   учебные   требования   не соответствуют индивидуальным особенностям учащихся и тогда нам на помощь приходит игра. С помощью игровых приемов как на индивидуальном, так и на групповом   занятии   можно   стимулировать   интерес   детей   к   работе,   объясняя провала   игры,   познакомить   их   с   принципом   того   или   иного   мыслительного действия,   а   в   ходе   самого   игрового   процесса   отработать   навык,   закрепить умение и т.д.   Для   обучения   школьников   обобщению   я   использую   игру   «Домино», предложенную М.К. Акимовой, В.Т. Козловой в разработанном ими пособии для учителей, школьных психологов, родителей.  Карточки для нее легко изготовить самостоятельно,   набрав   на   компьютере   необходимые   для   работы   понятия,   а затем,  распечатав и разрезав их так, чтобы получились бумажные «костяшки» домино. В своей работе  я использую как школьные, так и житейские понятия. Очень   часто   в   работе   с   учениками   начальной   школы   с   ОВЗ   приходится  возвращаться к понятийному материалу детского сада, поскольку многие дети имеют пробелы именно в нем (например ­ времена года, части суток, названия месяцев года и др.).   Игра очень нравится детям, мы играем в нее на индивидуальных занятиях вдвоем с ребенком, или на групповых   занятиях ребята объединяются по 2 ­ 4 человека. Игру можно включать в работу с детьми со 2 класса (когда они уже достаточно хорошо читают). В методических рекомендациях игра предлагается до   5   класса   включительно,   однако   мы   с   удовольствием   играли   в   нее   и   с учениками  –   билингвистами   9­х   классов   на   индивидуальных   занятиях.   Надо отметить,   что   кроме   закрепления   умения   обобщать,   для   многих   ребят   игра служит хорошим стимулом для ориентации в понятиях из различных научных и жизненных сфер.    Один игровой набор содержит 28 карточек, на которых написаны 7 групп понятий ­ обобщений по 8 понятий к каждой группе. Причем, из этих 8 понятий даны 4 конкретных и 4 обобщения.  Например, 4 конкретных: треугольник, круг, квадрат, многоугольник и 4 раза ­ понятие геометрическая фигура. Количество карточек для   игрового   набора   можно   варьировать,   сделать   их   в   меньшем количестве,   что  позволит   ребенку   лучше   ориентироваться   на  этапе   усвоения принципа игры. Можно изготавливать домино с понятиями из разных областей знаний,   а   можно   для   каждой   конкретной.   В   моем   арсенале   есть   как тематические:   математика,   русский   язык   и   литература,   окружающий   мир, география, ботаника, так и смешанные наборы карточек.  Ребята сами частенько просят определенный набор для игры.  Правила игры как в обычном домино. К конкретному понятию мы можем приложить его обобщающее понятие или другие конкретные понятия из этой группы,   к   обобщающему   понятию   прикладываем   только   его   конкретные понятия.  Если на карточках  нет подходящего  понятия,  то необходимо взять одну из оставшихся на столе карточек. Если и после этого подходящее понятие не появилось, то ход переходит к следующему участнику.  Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки, при условии, что «банк» пуст. На первом занятии, когда мы знакомимся с игрой, ребенку объясняются правила и в ходе нескольких   проб   необходимо   отслеживать   его   карточки,   подсказывая, напоминая   правила   или   просто   задавая   наводящие   вопросы.   Со   временем ребята   учатся   самостоятельно   отслеживать   свои   карточки,   а   я   поощряю   их рассуждения   вслух,   когда   они   анализируют   свой   ход.   Так   можно   отследить возможные   ошибки   и   учить   детей   рассуждать.   Запустив   игру   в   работу   и посвятив ей целое занятие, я оставляю ее в качестве разминки или как бонус за хорошую работу в конце на последующих занятиях. Таким образом, включаясь в игровое   общение  с  детьми, я  формирую  у  них  познавательную   активность  и саморегуляцию,   развиваю   внимание   и   память,   создаю   условия   для формирования логических операций мышления. Наборы карточек для домино могут быть, например такими: №1 Единица длины Единица длины Единица длины Единица длины Математическое действие Математическое действие Математическое действие Математическое действие Единица массы Единица массы Единица массы Единица массы Геометрическая фигура Геометрическая фигура Геометрическая фигура Геометрическая фигура Прибор Прибор Прибор Прибор грамм сложение ромб компас килограмм километр круг термометр метр вычитание квадрат барометр сантиметр тонна умножение весы дециметр центнер деление треугольник №2 Осадки Осадки Осадки Осадки Зерновая культура Зерновая культура Зерновая культура Зерновая культура Единица измерения Единица измерения Единица измерения Единица измерения Часть суток Часть суток Часть суток Часть суток Столица государства Столица государства Столица государства день пшеница час Москва град ночь килограмм Париж снег утро просо Лондон дождь рожь метр Берлин иней вечер градус Литература: М.К.Акимова, В.Т. Козлова   Упражнения по развитию мыслительных навыков младших   школьников.   Пособие   для   учителей,   школьных   психологов   и родителей. Обнинск. Изд­во «Принтер». Н­89 (03).

Статья "Дидактическая игра как одна из форм обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ "

Статья "Дидактическая игра как одна из форм обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ "

Статья "Дидактическая игра как одна из форм обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ "

Статья "Дидактическая игра как одна из форм обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ "

Статья "Дидактическая игра как одна из форм обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ "

Статья "Дидактическая игра как одна из форм обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ "

Статья "Дидактическая игра как одна из форм обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ "

Статья "Дидактическая игра как одна из форм обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2019